Конспект урока по окружающему миру Как животные весну встречают


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА»





Тема: «Как животные весну встречают"

Предмет: Окружающий мир


Учитель начальных классов:
Жильцова Елена Сергеевна






Конспект урока по окружающему миру
по программе «Перспективная начальная школа». 1 класс

Тема: «Как животные весну встречают»
Цель: Формировать целостное представление об изменения в жизни животных весной.

Задачи урока:
- познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, птиц, зверей весной, выявлять связи между животными, продолжать формирование умения анализировать и отвечать по рисунку, формирование навыка чтения на материале урока;
-развивать речь, мышление, память и другие психические процессы;
- воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: презентации: «Как животные весну встречают», таблички с признаками весны, костюм Весны, костюмы животных (медведь, белка, ёж, заяц).


№ п/п
Этапы учебного занятия
Деятельность учителя в ходе учебного занятия
Деятельность ученика

I.
Организационный момент.
Ребят, сегодня урок проводить буду я. А как меня зовут, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Растаял снег среди полей, Сбегает под гору ручей,  И пробивается трава. В лесу фиалки распустились,  И яркой зеленью оделись Кусточки все и дерева.

-Кто же я ?












Весна

II.
Постановка цели урока и определение темы
- На экране слова: март, апрель, декабрь, май.
-Какое слово лишнее?
-Что объединяет эти слова?(Слайд 2-5)

Учитель читает стихи
Ещё природа не проснулась
Но сквозь редеющего сна
Весну прослушала она
И ей невольно улыбнулась.
Ф. Тютчев
- Почему же природа улыбнулась весне?
(Слайд 6)




Прослушивание мелодии Антонио Вивальди «Весна»
-Тема сегодняшнего урока: «Как животные весну встречают»



-Декабрь
-Эти слова обозначают весенние месяцы.








-Весной всё просыпается, оживает. Вся природа раскрывается во всей своей красе.

III.
Актуализация знаний
-Вы знаете, что природа бывает живая и неживая.
Весной всё просыпается, оживает. Вся природа раскрывается во всей своей красе. Изменения происходят сначала в неживой природе, а потом в живой.
-Назовите признаки наступления весны в неживой природе.

- Почему потеплело?


- Ребята, вспомним всё, что мы сказали об изменениях в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем?
- И так первый признак весны - какой?


Потепление


(Слайд 7)
- Что же происходит со снегом?




Проталины



(Слайд 8)
- Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе?


- Какое общее название есть у всех растений, которые цвести торопятся?
- Почему их назвали первоцветами?
(Слайд 9)































-Можно ли собрать маленький букетик первоцветов?

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберём цветы
Опустеет вся планета
И не будет красоты.













-Повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла
- Солнце поднялось выше над горизонтом
- Стало тепло, тает снег, день стал длиннее, много воды.


- Потепление







-Под тёплыми лучами солнца он начинает таять, и образуются проталины







- Оживают деревья, насекомые, прилетают птицы, просыпаются животные
-Первоцветы


-Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которой заслонит свет. Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению ещё под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, там не так уж тепло – около нуля градусов (эта та температура, при которой замерзают лужи). Но растениям много и не нужно. Главное, чтобы почва не промёрзла. А если и промёрзнет, тоже не беда. Все эти растения хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают.


-Ответы детей.

IV.
Первичное восприятие и освоение нового материала
Работа с учебником.
Ребята, мне сказала ваша учительница, что у вас есть учебники, в которых
на стр. 50 есть очень интересный рисунок, рассмотрим центральный рисунок сверху, с помощью нашего вертолётика , и глазами Маши и Миши.
- Что мы можем увидеть с вертолета?
- Какой цвет преобладает?

-А что видят Маша и Миша?

- А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка?
- Мнение разные, а я Вам раскрою секрет - первыми появляются насекомые.


Насекомые



(Слайд 10)
- А каких животных мы относим к насекомым?
- Как зимовали насекомые?
- Как изменилась их жизнь с приходом весны? (Они пробуждаются, выползают из зимних укрытий)
- Где их сейчас больше всего?
- Почему?





- Каких насекомых с приходом весны можно увидеть?
- Каких бабочек можно увидеть ранней весной?

Работа с хрестоматией. Выборочное чтение (Слуховая память)
А) Чтение текста «Каких бабочек можно увидеть ранней весной»

- Что нового узнали о бабочках?
(Слайд 11-14)

- А знаете ли вы, что некоторые бабочки улетают на зиму в тёплые края?
- Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке.
Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт.
Такие перелёты совершает бабочка репейница, которая широко распространена в средней полосе России, бабочка монарх, которая из Канады и США летит в Мексику.
(Слайд 15-16)














-Лес, деревья, пашни

-Зеленый, яркий, цвет весны
-Зайца, ужа, лягушку, бабочку и т.д.
-Выслушиваются мнения детей.













-Тех, у кого 6 ног
-Насекомые спали в укрытии (полные ответы)


-На проталинках, на припеке
-Насекомые питаются соком растений, а первая травка как раз и появляется на припеке, где солнышко больше греет.
-Бабочек, жуков, комаров, божьих коровок, муравьёв.






-Крапивница, лимонница, траурница, павлиний глаз.
-Крапивница просыпается первой, траурница очень пугливая.

Физкультминутка (Слайд 17)




Б) Разговор о птицах.
- Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, - проталины, а если земля прогрелась, то появились насекомые. Проснулись насекомые – жди новых гостей. А кого надо ждать?
- Почему?

Птицы



(Слайд 18)
- Откуда возвращаются птицы?
- Как называют этих птиц?
- Строят ли наши птицы гнезда в дальних странах?

- Когда же они возвращаются?
- С прилетом каких птиц считается, что весна начинается? (Слайд 19)
- Кто видел грачей?
- Когда прилетели?
- Грачам достаточно первых проталины, чтобы разыскать корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинок разных насекомых и червей.
Художник А. Саврасов написал картину «Грачи прилетели» (Слайд 20)
- А как вы думаете, все птицы прилетают сразу?
- В природе существует порядок. (грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, кукушки, соловьи, иволги)
- Конечно, открывают весну грачи. Прилетают они ещё в марте, при снеге. Первое время грачи отыскивают корм на размокших дорогах, а также нередко с воронами и галками истребляют на полях и лугах полёвок. Грач – птица всеядная. Он с большим аппетитом ест и животную, и растительную пищу. Любопытно, что весной все грачи белоносые.
Вслед за грачами прилетают скворцы. (Слайд 21)
Они отыскивают семена сорных трав и пробудившихся от зимнего сна насекомых.
Вслед за скворцами прилетают жаворонки.(Слайд22) Они бегают по проталинам, ищут прошлогодние семена трав. А когда появляются насекомые, то прилетают насекомоядные птицы - стрижи, кукушки, ласточки.
(Слайды 23-27)
В )А сейчас я расскажу вам несколько народных примет, но запомнить эти приметы могут только ученики, которые не отвлекаются, хорошо слушают, чтобы все-все запомнить.
- Кто знает приметы, связанные с ласточками?
- Почему?




- Почему поздно прилетает кукушка?






Работа с иллюстративным материалом (виды гнезд)
Молодцы, вы много вспомнили о животных. А сейчас отгадайте загадку:
- Без рук, без топорёнка
Построена избенка.
(Слайд 28)
- Откроем учебник на стр. 51. Посмотрите, какие разные у всех птиц гнезда.
- А что такое гнездо?

Гнездо - это птичий дом. А все ли гнезда одинаковые? А почему?
Значит они могут отличаться по размеру и форме, и конечно и по материалу: то есть из того, из чего состоит гнездо. Сравните гнёзда по форме и размеру.
- Попробуйте определить, из чего сделаны гнёзда птиц.
- Лучшие строители – это певчие птицы. Они вьют гнёзда из травинок, соломы, стеблей, листьев, мха, лишайника, а внутри устилают перьями и шерстинками – для тепла и мягкости.
Проверка памяти: все ли птицы вьют гнезда?
- А где вьют гнезда скворцы?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] свои скворцы устраивают в дуплах или скворечнике. Внешний слой гнезда составляет разнообразная растительная ветошь, лоток выстилается перьями птиц.

- Как они называются ?
- Какую пользу приносят птицы?
- Как беречь птиц?










-Птицы питаются насекомыми.






-Из тёплых стран.

-Перелетными.
-Нет


-Когда тепло и достаточно корма.
-Грачи



-10-15 марта.










-(Нет) (Да)-разные мнения






































-Перед дождем летают низко.
-Насекомые летают низко, воздух влажный, крылья намокают.

-Оказывается кукушка большая сладкоежка и очень любит мохнатых гусениц, которые появляются на листьях, которыми она питается.








-Гнездо




Выслушиваются мнения детей.

Нет

















Работа по иллюстрации


-В домиках, которые для них сделал человек.







-Скворечник
- Поедают насекомых- вредителей.
-Строить кормушки, скворечники, не ломать гнёзда.



V.
Проверка усвоения нового материала.
1.) Работа в печатной тетради, задание 24.
- Найдите парные картинки (рисунки с изображением птиц и их гнёзд) и обведите их одинаковым цветом.
- Почему для кукушки гнездо не нарисовано?
2.) Фронтальная беседа
- Почему говорят «Птицы - наши друзья»?
- Можно ли разорять гнёзда?
- Разорители гнёзд – враги природы! Пора гнездования – трудное и очень опасное время для птиц. В эту пору нужно зорко следить за тем, чтобы злые дети не разоряли птичьи гнёзд.


- Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?
- Что вы знаете об этом?

3).Словарь.
- Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?
- Что такое линька? 
Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.
- Какие это животные? 
- Почему изменяется их окраска? 


4. Животные, которые впадают в спячку.
– Животные по- разному встречают весну. Как? Давайте послушаем.





















- Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (Слайд 29)
- Какие животные еще пробуждаются от спячки? 
(Слайд 30)
- Как вы думаете, почему они пробуждаются? 
Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние «засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.
5. Рождение нового потомства.
- Какое важное событие происходит у животных весной? 
- Почему весной? 


Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.











































- Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных? (Слайд 33)
- Каким рождается ежонок?
-Почему бельчонку не холодно в дупле?

- Почему зайчонок не знает своей мамы?

Ребята, природа это настоящее и будущее людей. Приходя в природу не делай того, что счёл бы неприличным делать в гостях.

Всё живое имеет право на благополучное существование, и никто не должен лишать животное построенного ими гнезда, норы, тем более отнимать свободу и жизнь.
Никогда не обижай-
Ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку,
Не жучка - тёмненькое брюшко.
Ни кузнечика
В траве скачущего ловко,
Ни блестящую в листве,
Божью коровку.
Ни синицу, ни дрозда,
Ни крота слепого
Ни за что и никогда
Не обижай живого!


Бережное отношение к тому, что живёт и растёт вокруг нас, может сделать нашу жизнь радостной, полной и красивой. Вы должны об этом помнить! Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней ручьи , цвели цветы и пели птицы. Весна прекрасное время года.







-Эта птица гнёзд не вьёт.

-Они приносят нам пользу.
- Нет










- Просыпаются медведи, сурки, ежи, бурундуки. Некоторые животные меняют окраску и т.д.






-Линька


-Предположитель-ные ответы детей.






-Заяц, белка, песец.
-Возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде.


разыгрывается детьми сценка
Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!
Медведь:
Без забот и без тревоги Спал я в тепленькой берлоге. Спал всю зиму до весны И, конечно, видел сны.
Девочка:
Вдруг проснулся косолапый. Слышит – каплет.
Медведь:
Вот беда! В темноте пошарил лапой И вскочил – кругом вода!
Девочка: Заспешил медведь наружу
Медведь: Заливает! Не до сна!
Девочка: вылез он и видит:
Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!
-Он пробуждается от спячки, выходит из берлоги
- Еж, барсук, бурундук
(ответы детей)





















-Ррождение детенышей


-Весной повышается комфортность среды обитания : становится тепло, А главное появляется много корма
(дети в масках- шапочках разыгрывают сценку)
Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!
Е.: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.
Б.: А родился ты тоже с иголками?
Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.
Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.
З.: а я свою маму не помню! И дома у меня нет!
Б.: Как это? Почему?
З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.
Е.: И тебе не хотелось есть?
З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.
Б.: А как же на следующие дни?
З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.





-Ежи рождаются без иголок и слепые.

-Заботливая мама согревала и укутывала мягкой подстилкой.
- Зайчиха покормила молоком зайчонка, оставила под кустом и убежала.






VI.
Рефлексия
Сейчас мы проверим как вы запомнили материал урока. Для этого вам нужно ответить на вопросы теста. (Слайд 34.)
Самопроверка. (Слайд 35)
- Что узнали нового сегодня на уроке?
- Какие народные приметы запомнили?

Ответы учащихся


Picture 2Описание: N:\Откр. урок\Весна\0_71122_d5204fde_XXL.jpg 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 15