«Развитие навыков исследовательской деятельности и коммуникативных компетентностей через проектную деятельность на уроках английского языка»
Краснодарский край, Динской район, ст. Нововеличковская
Бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования Динской район
«Средняя общеобразовательная школа № 38»
«Развитие навыков исследовательской деятельности и коммуникативных компетентностей через проектную деятельность на уроках английского языка»
Учитель английского языка
Бойченко Светлана Викторовна
2016
1
Бойченко Светлана Викторовна
СодержаниеИнформационная карта инновационного педагогического опыта.
Описание иннованионного педагогического опыта.
2.1. Введение2.2. Актуальность применения проектной деятельности на уроках английского языка.
2.3. Условия реализации опыта, риски и ограничения
2.4. Основные понятия, термины, цели и задачи проектной деятельности
2.5. Технология реализации проектной деятельности на уроках английского языка.
2.6. Новизна в использовании проектной деятельности на уроках английского языка.
2.6. Результативность проводимого опыта.
3. Выводы.
4. Библиографический список.
5. Приложение к опыту.
2
Бойченко Светлана Викторовна
Информационная карта передового педагогического опыта
Бойченко Светлана Викторовна
Динской районБОУСОШ № 38 ст. Нововеличковской
Учитель английского языка
Педагогический стаж 6 лет
Тема опыта «Развитие навыков исследовательской деятельности и коммуникативных компетентностей через проектную деятельность на уроках английского языка»
Уровень опыта по степени новизны: постановка и реализация новых педагогических задач.
Цели педагогического опыта: оказание методической помощи молодым педагогам в преподавании английского языка; повышение мотивации к учёбе, развитие познавательной и творческой активности, воспитание гражданина способного ориентироваться, самостоятельно добывать знания в соответствии с требованиями современного развития общества, ФГОС.
Краткое описание опыта, системы работы, отдельных приёмов или методов.
Основные противоречия, решаемые в этом опыте:
- преодоление пассивности учащихся осуществляется через совместную деятельность;
- достижение максимальной эффективности урока.
Основные компоненты системы работы:
Критический. Он формирует умения ставить задачи перед собой и разрешать их.
Эмоционально-ценностный. Стимулирует к учебной деятельности, создаёт положительный микроклимат, воспитывает сплочённость, поддержку и взаимовыручку.
Рефлексивный. Даёт возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывается умение находить компромиссы.
Регулирующий. Даёт возможность использовать различные виды обсуждения, анализа, оформления выводов.
Методы и формы, средства и виды деятельности.
Методы проблемного изучения, эвристических бесед, самостоятельного приобретения знаний, демонстрационные.
Формы: заочное путешествие, исследовательские практические занятия, игры.
Средства и виды деятельности.
Комплекс используемых мною приёмов соответствует возрасту, уровню подготовки учащихся, целям занятий, эффективному
3
Бойченко Светлана Викторовна
усвоению указанных в программе понятий, развитию самостоятельности и творческих способностей.
Приёмы стимулирования: словесное поощрение, индивидуальное и групповое оценивание деятельности, выставка проектов на классных часах на родительскаих собраниях.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:
-постановка выполнимых задач перед учащимися;
- создание положительного психологического климата и доверительных отношений с учителем;
Необходимые ограничения и запреты: нельзя наказывать за неудачные работы и ответы.
Преимущества этого опыта: отступление от традиционных уроков, заинтересованность учащихся, преодоление порога неудовлетворённости своими результатами.
Эффективность опыта: повышаются показатели успеваемости, качества, интерес детей к предмету, развивается творческий потенциал.
Материалы рассмотрены на ШМО учителей английского языка БОУСОШ № 38. на педагогическом совете школы, проводятся открытые уроки в рамках предметных недель. Опыт используется учителями БОУСОШ №38.
Выводы и рекомендации:
Задача современного образования формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, умению самостоятельно добывать знания и принимать решения, инициативность. Дети должны уметь чётко планировать свои действия, эффективно сотрудничать с учителем и с одноклассниками. Опыт работы даёт положительные результаты. Поэтому необходимо продолжать работу по этой технологии.
.
4
Бойченко Светлана Викторовна
Описание передового педагогического опыта.
Тема опыта: «Развитие навыков исследовательской деятельности и коммуникативных компетентностей через проектную деятельность на уроках английского языка»
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь».
Конфуций
Актуальность. Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта является введение информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе информационных технологий. Передо мной стал вопрос: как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети прочно усваивали материал, и как следствие повысить качество обучения. В связи с этим я выбрала метод проектов как тему по самообразованию. Я понимаю, что элементы новых технологий призваны реализовывать требования сегодняшнего дня, и являются бесспорным условием достижения высокого качества образования.
Цель обучения изменилась и, как известно, она состоит не только в накоплении знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это всё, тоже воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность.
Однообразие, монотонность школьных занятий. Отсутствие смены событий, красок, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить - всё это делает школьную жизнь тусклой и скучной для очень многих подростков и старшеклассников. А между тем, сегодня каждого окружает мощное информационное поле, ориентироваться в котором трудно не только ребёнку, но и взрослому. Поэтому каждый раз, составляя проект очередного урока или темы, я задаю себе вопросы. Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение? Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке? Какие методы и средства обучения выбрать, как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к формированию определённой системы знаний,
умений и навыков, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок и личностных сдвигов у учащихся.
5
Бойченко Светлана Викторовна
Условия реализации опыта.
Опыт реализуется в условиях сельской школы, в 6 – 8 классах, которые учились по БУП 2004. Трудности испытывала в том, что у учащихся
низкий уровень сформированности исследовательских умений, родители не всегда активны в формировании личностного развития своих детей.
Опыт реализую на уроках и во внеурочной деятельности.
Основные понятия и термины в описании метода проектов.
Слово « project » (лат.) буквально переводится как «брошенный вперед»; то есть проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Применительно к уроку иностранного языка - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» - Полат Е.С
Цели метода проектов:
показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
продемонстрировать уровень обученности иностранному языку;
подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости;
предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Задачи метода проектов:
развить у учащихся познавательную деятельность, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; развивать критическое мышление;
научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
формировать высококультурную личность, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
6
Бойченко Светлана Викторовна
Технология реализации проектной деятельности на уроках английского языка.
Итак: как же помочь детям преодолеть языковой барьер и повысить мотивацию в изучении английского языка? ФГОС направлены на формирование компетентности - умения решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами этой деятельности. Начало пути реализации ФГОС стало использование метода творческих проектов и его возможности в реализации компетентносного подхода к обучению, ответа на вопрос: «Как учить результативно?» Появилось педагогическое кредо: «Обеспечить все условия, чтобы каждый ребенок пришел к своим вершинам и радостно сказал: «А я что-то значу, я это смог, я кому-то нужен».
Это побудило меня использовать индивидуальные и групповые формы работы, применимо к методу проектов. Моя цель организовать такую работу со школьниками не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Используемый мною и другими учителями метод проектов способствует:
-развитию коммуникативной компетенции;
-увеличению объема самостоятельной работы обучающихся;
-целенаправленной, систематической работе над общим развитием как сильных, так и слабых учащихся;
- дифференциации обучения.
Я выбрала ИК технологии, проектную деятельность и не разочаровалась. Благодаря музыкальным минуткам и ИКТ у учащихся повысилась познавательная активность, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность.
В своей педагогической деятельности я делаю акцент на групповую (командную) работу. Для того чтобы группа учащихся стала одним целым необходимо, чтобы у них были следующие принципы - личная ответственность и равное участие, взаимная зависимость друг от друга и, конечно же, коммуникация. Соблюдение этих главных принципов приведет к достижению высокого результата.
Целью моей педагогической практики – развитие исследовательских умений, формирование коммуникативной компетентности учащихся и личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку.
Чтобы достичь данной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
1) разнообразить формы коммуникативной деятельности учащихся на уроках английского языка, мотивировать к развитию интереса изучаемого предмета;
2) привлекать учащихся к групповой (командной) работе для совершенствования коммуникативных навыков английской речи;
3) повышать результативность коммуникативных навыков и умений в своих группах.
7
Бойченко Светлана Викторовна
Каждый из нас нуждается в общении. Каждый день мы становимся участниками разных социальных групп: наша семья, коллектив, учащиеся, друзья. И очень важно на школьном этапе заложить в каждом школьнике базовые навыки общения на иностранном языке. ФГОС предусматривает проведение интерактивных уроков. В таком случае в учебный процесс должны быть вовлечены все учащиеся группы. Я учусь создавать все необходимые условия для проявления инициативы каждого учащегося в своей группе. Благодаря командной работе, каждый ребенок задействован в учебном процессе.
Сейчас, когда интернет - ресурсы позволяют взаимодействовать со всем миром, получили большое распространение международные интернет - проекты. Это отличная возможность для установления контактов, добрых дружеских отношений с жителями разных стран. Преподаватели английского языка оказываются при этом в более выигрышном положении по сравнению с преподавателями других дисциплин, так как английский язык - интернациональный язык нашей планеты, он - как мостик, окно не только в Европу, а и во весь мир. Используя метод проектов, я создаю ситуации успеха, ситуации для творческой активности в процессе обучения, формирую умения применять на практике владение иностранным языком, открываю детям большие возможности для расширения образовательных рамок. Проектная деятельность с использование новых информационных технологий оживляет и разнообразит учебный процесс, позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, способствует расширению языковых знаний. Благодаря методике проектов ведётся индивидуальная работа над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (выполнив очередное упражнение), или использовать другие источники.
В своей работе использую элементы методики педагогической системы А.В. Хуторского для формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся. В преподавании английского языка применительна технология реализации индивидуальной траектории учащегося, которая включает в себя этапы:
диагностика личностных качеств учащихся;
создание учащимися «образа темы», который опирается на фундаментальный образовательный объект;
демонстрация личного образовательного продукта учащихся (творческих работ, проектов);
рефлексивно-оценочный уровень.
8
Бойченко Светлана Викторовна
Последний является важным методом фиксации и оценивания учебных достижений, потому что включает в себя ответы на вопросы: «Каковы мои главные результаты? Что я понял, чему научился? Как выполнял задания, какими способами? Каковы были основные трудности, как я их преодолевал?».
Для обучения иностранному языку в данный момент изучаю приемы учебной работы Е. Н. Кабанова-Меллер -систему действий, служащих для решения учебных задач. Это приемы сравнения, обобщения, раскрытия причинно-следственных связей, наблюдения и т. д. Они формируются свои учебные умения и навыки у школьников.
С помощью проектной методики на уроке я достигаю сразу нескольких целей: расширяю словарный запас детей, закрепляю изученный лексико-грамматический материал, создаю на уроке атмосферу праздника и украсив кабинет иностранного языка красочными работами детей.
Работу над методической темой я начала с 2013 года с изучения теоретического материала о методе проектов. В данной работе неоценимую помощь мне оказали материалы журналов: «Иностранные языки в школе», «Методическая мозаика», «Мэгариф» статьи из сайтов,http://domyenglish,http://planeta.edu.toms,http://pedsovet.org, http://5 balloy, www.Yanglish.ru и др. Практическое применение метода проектов я изучала через посещение уроков моих коллег в начальной школе и в 5-х классах, работающих по ФГОС. Параллельно с изучением теоретического материала я вела поэтапное применение проектной технологии на уроках английского языка. Обучение проектной деятельности я начинала с 5 класса (УМК Биболетовой М. З. “Enjoy English “). В этих классах я начинаю обучать учеников как создавать простые мини-проекты по учебной программе в группах по 2- 3 человека. На первых порах овладения приёмами проектирования учащиеся не очень внимательны к тому, что и как отвечают их товарищи. После того, как они действительно начинают понимать, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности и что любого ученика могут спросить по заданию другой группы, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где это необходимо, тактично оказывать помощь.
Подготовка проектных работ учащихся проходила как на уроке, так и во внеурочное время. Придерживаюсь следующих принципов:
«от простого к сложному»;
оптимальный объём;
поощрение любой инициативы.
При организации групп или пар необходимо учитывать противопоказания:
недопустима пара из двух «слабых» учеников;
детей, которые отказываются работать вместе, нельзя принуждать;
9
Бойченко Светлана Викторовна
если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешить;
нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать своё отношение к работе товарища.
Присекать возбуждённые выкриками, разговоры в полный голос.
При создании проектов мы с учениками придерживаемся следующих этапов:
проблемно - целевой (учащиеся обсуждают со мной предмет исследования, получают дополнительную информацию, уточняют цели);
разработка сценария (дети устанавливают план действий, формулируют задачи, распределяют роли в группах);
исследование - практические работы (ученики воплощают в жизнь поставленные задачи, анализируют информацию, готовят материалы к презентации);
презентация проекта (демонстрируют проект, анализируют полученные результаты, участвуют в оценке и самооценке).
В УМК Биболетовой проектная работа предусмотрена мною после каждого раздела, в начале учебного года составляя тематический план, я стараюсь не нагружать учеников большим количеством проектных работ, так как чрезмерное использование метода проектов теряет новизну и интерес. Работая над календарно тематическим планированием, я сразу тщательно продумываю и решаю, при изучении какого раздела или вопроса программы буду использовать метод проектов, чтобы четко определить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать ученикам. В своей работе использую следующие виды метода проектов:
конструктивно-практические проекты;
информативно–исследовательские проекты;
индивидуальные проекты;
групповые проекты;
Приведу конкретные примеры работы над коллективным проектом в 6 классе «Лондонский зоопарк»
1 этап (подготовительный). Начальный этап работы над проектом - это важное звено. На нём большая роль принадлежит учителю. От мотивации, цели и лексической и грамматической базы, данной учителем, зависит исходный результат. Чтобы проект соответствовал интересам и уровню языковой подготовки, использую индивидуальный подход. Но при этом даю право выбрать свой собственный проект, если ни один из предложенных, им не интересен. При работе над первым проектом ученики представляют наброски проекта, я просматриваю и корректирую работу, могу предложить новые идеи.
10
Бойченко Светлана Викторовна
Ученикам предлагаю в скрытом виде проблему, которую нужно выявить, сформулировать. Помогаю наводящими вопросами: Все ли тебе нравится в зоопарке? Хотел бы ты что-нибудь изменить? Почему вам нравиться посещать зоопарки? Если бы вы были директором зоопарка, или вступили в зоологическое сообщество, чтобы вы сделали для животных?
Раскрываю ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению. Затем начинается коллективное обсуждение этих пунктов. Это подготовительный этап, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта, разумно определить временные рамки. Необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются. Надо продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся; обсудить план написания сочинения и создания иллюстрации; выбрать оптимальную форму презентации результатов; составить и обсудить примерный план работы, дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника. Лексический материал для ознакомления: the Solar Sistem, the galaxy, the Universe, the Milky Way, satellite, distance, the pole, atmosphere, ton, intergalactic, space travel, spaceship,telescope), употребление артикля the с географическими названиями.2 этап. Организация участников проекта. На этом этапе совместно с детьми составляем подробный план работы над проектом. Провожу обсуждение путей сбора информации и осуществление путей сбора информации и осуществление поисковой работы. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать её образец. Вместе учащимся у доски показываем на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, фразы «Какие виды животных можно увидеть в твоем зоопарке?», «Есть ли в твоем зоопарке гигантские животные?», «Могу ли посмотреть на животных в твоем зоопарке во время кормления?»). Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся, наступает самый трудоемкий и продолжительный сбор информации - обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет проектирования.
На этом этапе я разделила учащихся на группы, что внесло в их работу дух соперничества, и предложила разработать свой собственный проект по принятому детьми плану. На этом этапе учащиеся составляют короткие рассказы о животном. Эта работа проводится в рамках эстафеты между командами: ребенок описывает животного (домашнее задание), остальные дети угадывают, тот, кто угадал, продолжает эстафету. Таким образом,
11
Бойченко Светлана Викторовна
отрабатывается навык говорения, закрепление лексики, проявляется интерес к языку.
Затем я предложила учащимся поговорить о Лондонском зоопарке, используя раннее прочитанные тексты из учебника с помощью наводящих вопросов: «Ты был когда- нибудь в зоопарке?», «За каким диким животным ты бы хотел ухаживать?», «Какие различия есть между зоопарком и парком для животных», «Что ты думаешь: животным лучше жить в клетках или на воле, или в специальных парках?», «Ты думаешь, что животных лучше изучать в зоопарках или в парках диких животных?» и т.д. Такую работу провожу каждый урок 7-10 мин. для активизации лексики, языковых и речевых умений школьников.
В конце каждого урока (10мин.) каждая команда образует свой зоопарк или парк животных, применяя картинки, рисуя ограды, тропинки и т.д. На этом этапе у детей стоит задача: создать свой зоопарк и рассказать о нем, о его создании, используя информацию учебника или дополнительные источники. Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Учащиеся пишут коротенькие сочинения, которые надо составить в рамках учебной программы
Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: употребление артикля the с географическими названиями, грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Даются
советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать. Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха и удовлетворения от творчества. Планирование сочинения:
1 IntroductionAbout galaxy
2 Main body
Write as much as you can about your planet
What do you know about the Earth?
3 . Conclusion
Why do you like your planet?
Why do people call the Earth «the Blue Planet? »
3 этап. Завершающий этап. С моей стороны ведется промежуточный контроль. Обсуждение способа оформления проекта. Документирование
12
Бойченко Светлана Викторовна
проекта. Проектные работы были оформлены в виде стенгазеты, красочного альбома с рисунками и фотографиями или презентации. Каждая группа защищает перед классом свой проект (10 минут), а после проводится общая дискуссия. Ребята заранее готовят свои вопросы, высказывают свои мнения о проектной работе другой группы. Учитель вместе с учащимися оценивает работы учеников. Очень важно найти хорошие слова для каждого ученика, аргументировать свою оценку и дать возможность высказаться ученикам, согласны ли они с оценками учителя. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника.
4. Защита проекта. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на уроке или через несколько уроков, или в конце четверти (это зависит от типа проекта: краткосрочный, средний, долгосрочный). В конце учебного года мы с учащимися в кабинете проводим итоговую выставку проектных и творческих работ. Она даёт возможность ученикам других классов познакомиться с другими проектными работами, обменяться идеями, посмотреть, что в этом же классе выполняли сами ученики и сравнить с другими проектами.
Индивидуальные проекты - презентации. В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю обучающимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации, с применением изучаемого материала в других областях знаний. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса в виде PowerPoint презентации, брошюры, буклеты, и видеофильмы, коллективно анализируется и рецензируется результаты их выполнения. Учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту большой динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.
13
Бойченко Светлана Викторовна
Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят - необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Но не просто, а с учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования - рисунок должен был быть ярким, четким и красочным.
Участие в Интернет - проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. Выставка работ помогает повысить уровень самооценки, так как для учеников очень важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Также в школе мы проводим в классах конкурс на самый лучший и интересный проект.
С 7 класса начинается работа над исследовательскими межпредметными проектами. Так работая над проектом в 8 классе «Земля. Наша планета» по теме «Планета, на которой мы живем» требуются знания не только по английскому языку, но и по экологии, биологии, географии. Тематика очень близка школьникам, ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о своей земле. Проходит обсуждение темы творческих работ, в конечном итоге формулируется обобщающая тема проекта. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание представления Земли, ее видимость из космоса. Таким образом, содержание проектной работы было основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.
Проблема, с которой мне пришлось столкнуться в ходе выполнения проектных работ, это привлечение детей с ЗПР, с девиантным поведением; с ограниченными возможностями и учениками, с плохим знанием языка, которые стараются остаться в стороне, чего нельзя допускать. Решить эту проблему оказалось не просто, потому что каждый ученик в классе стремиться работать в команде с сильными учениками. Для этого необходимо убедиться, что в данной теме проекта найдутся посильные задания для вех, согласно их увлечениям и темпераменту, знаниям. Поэтому я использую разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, выучить мини- диалог, напечатать на компьютере и т. д., а по необходимости – аудио или музыкальное оформление. Тогда каждый ученик почувствует себя нужным в команде.
Вот перечень наиболее удачных проектов, которые мы создали с учащимися на уроках английского языка.
14
Бойченко Светлана Викторовна
Мини-проект по страноведению «Достопримечательности Лондона»
Проект «Мой любимый питомец» по теме: «Домашние и дикие животные»
Проект «Лондонский парк, зоопарк» по теме: «животные на воле и в неволе»
Проект «Готовим вместе» по теме: «Типичная британская еда» - запланированный проект
Проект «Мир моих увлечений» по теме: «Любимые занятия»
Проект «Земля. Наша планета» по теме: «Прекрасная планета, на которой мы живем»
Проект «Земля. Наша планета» по теме: «Прекрасная планета, на которой мы живем»
Проект «Стихийные бедствия»
Проект «Защита окружающей среды»- запланированный
Проект «Телевидение» по теме: «Средства массовой информации»- запланированный проект
Проект «Моя будущая профессия» по теме: «Ваша будущая жизнь и карьера»- запланированный проект в 9 классе
Новизна «Проекта» в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности, школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д. В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком.
При оценке работы следует подчёркивать не столько ученическое, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность,
15
Бойченко Светлана Викторовна
дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.
Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы четвёрками, шестёрками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга. Дети смогут сами подготовить класс к работе по составленному плану расстановки парт, если их с первых дней в школе приучить ориентироваться в плане класса, находить своё место, место любого другого ученика.
Попадая в новые условия, дети не умеют общаться со сверстниками. Задача учителя – научить детей работать вместе, сообща. При групповой форме работы над проектами в 5-6 классах главным становится выработка умения договориться. Задания, которые я предлагаю, способствуют развитию у учащихся обобщённых интеллектуальных умений. С этой целью я рекомендую проводить игры во внеклассной работе и, конечно же, на уроках.
Результативность проводимого опыта
В течение двух лет я собираю материал по данной теме.
Вот перечень наиболее удачных проектов, которые мы создали с учащимися на уроках английского языка.
Мини-проект по страноведению «Достопримечательности Лондона»
Проект «Мой любимый питомец» по теме: «Домашние и дикие животные»
Проект «Лондонский парк, зоопарк» по теме: «животные на воле и в неволе»
Проект «Готовим вместе» по теме: «Типичная британская еда» - запланированный проект
Проект «Мир моих увлечений» по теме: «Любимые занятия»
Проект «Земля. Наша планета» по теме: «Прекрасная планета, на которой мы живем»
Проект «Земля. Наша планета» по теме: «Прекрасная планета, на которой мы живем»
Проект «Стихийные бедствия»
Проект «Защита окружающей среды»- запланированный
Проект «Телевидение» по теме: «Средства массовой информации»- запланированный проект
Проект «Моя будущая профессия» по теме: «Ваша будущая жизнь и карьера»- запланированный проект в 9 классе
Отслеживаю результаты, провожу диагностические работы. В моих классах по предмету за этот короткий период и предыдущий год наблюдается 100% успеваемость по итогам четвертей и за год.
16
Бойченко Светлана Викторовна
А качество не менее 45%. Анализ результатов диагностики показал, что все учащиеся усваивают базовый уровень. Более 20% учащихся способны выполнять задания повышенного уровня сложности.
С учащимися 10-11 классов, а также с Клименко Анастасией, ученицей 6 класса, готовимся принять участие в районной НПК. Каждый год мои учащиеся принимают участие в районных олимпиадах. По итогам прошлого года Маргарян Алла, ученица 8 класса, заняла 4 место в районной олимпиаде. За такой малый срок работы, я считаю работу результативной.
Из анализа результатов проведённых диагностических работ, а также участия учащихся в районных и школьных внеклассных мероприятиях видно, что у ребят сформирован учебно-познавательный интерес к предмету, заложены основы успешной учебной деятельности.
В заключении хочу сказать, что интерактивные и коллективные методы обучения на уроках иностранного языка положительно влияют на развитие коммуникативных компетенций учащихся XXI века и приносят впечатляющий результат.
Проектная деятельность помогает слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. В нём решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек, без принуждения, как развить у них достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, как сделать учение радостным. Разработанный материал по методу проектов можно использовать в работе кружков и факультативов.
Эффективнее происходит общее развитие личности
Воспитательная работа учителя становится необходимым условием проектной деятельности:
уменьшаются дисциплинарные трудности;
ученики получают большое удовольствие от знаний, комфортней чувствуют себя в школе;
меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
дети начинают лучше понимать друг друга и себя;
сплочённость класса резко возрастает;
растёт самокритичность;
снимаются психологические барьеры;
дети учатся строить своё поведение с учётом позиций других людей;
повышается мотивация при изучении английского языка.
При решении проблемы, в ходе такой работы формируются познавательные УУД; выбирая лидера команды, формируются регулятивные УУД; отвечая на вопросы, отстаивая свою точку зрения, у учащихся формируются личностные УУД; работая в команде, они учатся
17
Бойченко Светлана Викторовна
принимать совместные решения, формулировать свои ответы и таким образом совершенствуют коммуникативные УУД.
Считаю, что внедрение метода проектов необходимо продолжить . Активно использовать его на всех уроках. Он позволяет раскрыться духовным силам, зреющим в ребёнке, создать благоприятные условия для их созревания и развития.
Моя роль учителя - быть не над учеником, а рядом с учеником.
18
Бойченко Светлана Викторовна
Библиографический список
(Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование. - М., 1981. - С. 7).
Концепция модернизации Российского образования на период до 2016 года. (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393)
Леонтьев А. А. Принципы гуманистического воспитания. Педагогика. 1997
Лихачёв Б. Т. Основные категории педагогики. Педагогика. 1999
Песталоцци И.Г. Метод. Памятная записка Песталоции // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 57.
Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. М., 1982. С. 297.
Интернет ресурсы. Статьи из сайтов, http://domyenglish, http://planeta.edu.toms, http://pedsovet.org, http://5 balloy, www.Yanglish.ru и др.