Рабоча программа по литературе для 5 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897; программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев); учебника «Литература. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Г.С.Меркина, издательство «Русское слово» и методического пособия «Уроки литературы. 5 класс» под редакцией Ф.Е.Соловьевой, издательство «Русское слово» .Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения, определенными стандартом.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, трудовой, физической, эстетической.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТКА ПРЕДМЕТА
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литературное чтение» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литературное чтение» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литературное чтение» являются:
Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.
Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте ( или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).
Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Важнейшими умениями в 5 являются следующие:
Извлечение явно выраженной информации из учебного текста для ответа на вопрос репродуктивного характера;
Выделение предмета речи-темы (о чем идет речь?);
Выделение суждения (что именно говорится?);
Определение оценки, данной явлению автором, определение коммуникативной задачи;
Анализ логико-смысловой структуры текста – узнавание смысловых фрагментов текстов;
Составление простого плана учебного текста;
Устная и письменная передача содержания учебного текста в сжатом виде со смысловой переработкой исходного текста;
Оценка информации с точки зрения ее достоверности;
Выражение собственного аргументированного мнения: подбор доказательств из текста, формулирование выводов, привлечение материала, изученного ранее;
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
— умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литературное чтение», являются:
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русскому литературе, к культурам других народов.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литературное чтение» в основной школе проявляются в:
Умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
Познавательная сфера:
Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX – XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы.
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).
Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
Ценностно-ориентационная сфера:
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.
Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений.
Понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
Коммуникативная сфера:
Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.
Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.
Эстетическая сфера:
Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 5 классе – 105 часов (из них 34 часа на региональный компонент «Литература Дона и о Доне»). В связи с государственными праздниками (10.03; 2.05 и 9.05), особенностями работы школы (4.11; 31.03 – каникулы) количество учебных часов сократилось до 100. Программа будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
Введение
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: Миф. Мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Предметные результаты: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Метапредметные результаты: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.Личностные результаты: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам».
Теория литературы: Загадка, пословица, поговорка. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Сказочный персонаж
Предметные результаты: : загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Метапредметные результаты: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Личностные результаты: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Из древнерусской литературы
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: Начальное понятие о древнерусской литературе. Летопись.
Предметные результаты: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись, пересказ текстов древнерусской литературы.
Метапредметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы.
Личностные результаты: работа с иллюстрациями.
Басни народов мира
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Вороной Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: Басня, притча, «эзопов язык». Соотношение сюжета и аллегории в басне.
Предметные результаты: басня, басенный сюжет, притча, эзопов язык; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.Метапредметные результаты: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни; письменный ответ на вопрос.
Личностные результаты: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.
Из литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Поэзия XIX века о родной природе
А.А. Фет. «Чудная картина...»
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».
И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка.».Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: Эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах), звукопись. Средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Композиция стихотворения. Мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении. Фантастика, сюжет. Художественная деталь, портрет, речевая характеристика. Рассказ, углубление представлений о теме художественного произведения.
Предметные результаты: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы; эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись; мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика; рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; строфа; портрет; завязка, кульминация, развязка; юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Метапредметные результаты: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование; , творческая работа «На Бородинском поле», краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование; сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод; различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Личностные результаты: работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; портреты поэтов и писателей; кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина; выставка-конкурс рисунков учащихся.
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
В.П.АСТАФЬЕВ. Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Значение картин природы в рассказе, герой рассказа и его поступки в непростых ситуациях.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня Соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
Теория литературы: Юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония, роль детали в создании художественного образа. Антитеза. Стихотворение-размышление, образ-пейзаж. Эпитет, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях). Тема, эпизод, финал. Рассказ (расширение и углубление представлений, характеристика персонажа, портрет героя). Рождественский, новогодний и святочный рассказы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). Начальное представление о сказе. Сказ и сказка (общее и различное).
Предметные результаты: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений); тема, эпизод, финал; рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя; антитеза; эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях); сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм; юмор (развитие представлений).
Метапредметные результаты: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос; пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде; выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение; рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, ,. инсценированное чтение, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Личностные результаты: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями; рисунки учащихся; подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове
Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
М.ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Теория литературы: Приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях). «Робинзонада». Волшебная сказка, авторский замысел и способ его характеристики. Прототип. Фантастика и реальность, земное и космическое.
Предметные результаты: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях); волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики; юмор, приключения как форма детской фантазии; рассказ (развитие представлений). Метапредметные результаты: : различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения; письменный отзыв об эпизоде, о герое; составление плана, письменная и устная характеристика героя, портрет героя; инсценирование сказки и ее постановка.
Личностные результаты: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; литературная викторина.
Из литературы Дона и о Доне.
Литература Дона и о Доне: малые жанры донского фольклора, донские народные и литературные сказки. Донские страницы классической русской поэзии и прозы XIX века. Мир детства в литературе Дона. Донские поэты XX века. Теория литературы: Историко-литературный текст. Малые жанры фольклора. Сказы, былички, байки Дона. Национальная сказка. Предметные результаты: сказки и другие жанры фольклора в регионе; особенности донских сказок, сказочный персонаж, типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж; рассказ (развитие представлений); ), авторский замысел и способы его характеристики. Метапредметные результаты: вечер сказок, фольклорный праздник, анализ произведения; обучение аргументированному ответу, языковому анализу фрагмента текста; словесное рисование. Личностные результаты: родной край в произведениях древнерусской литературы; встреча в литературной гостиной.
Для заучивания наизусть
И.А. Крылов. Басня — на выбор.
А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.
А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору.
С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Разделы Количество часов
1. Введение 1
2. Из мифологии 3
3. Из устного народного творчества 4
4. Из древнерусской литературы 3
5. Басни 5
6. Из литературы XIX века
25
7. Из литературы XX века 17
8. Из зарубежной литературы 9
9. Из литературы Дона и о Доне 34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пДата
Раздел
Тема урока Тип урока Теория литературы Виды деятельности на уроке
1. 2.09 Введение.
Книга - твой друг. Беседа. Беседа о прочитанных книгах, викторина по знакомым произведениям.
Чтение и осмысление пословиц о книге, высказываний писателей. Выразительное комментированное чтение статей учебника (с. 3-5). Словарно-лексическая работа Составление рассказа на основе вопросов учебника (с. 5-6)
Вопросы и задания учебника. Создать высказывание по схеме тезис-доказательство (ответ на вопросы к учебной статье)
2. 4.09 Мифология.
Античный миф. Происхождение мира и богов в античных мифах «Рождение Зевса», «Олимп» Комбинированный Миф. Мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж Вопросы и задания учебника. Найти ответ на вопрос репродуктивного характера, поисковая деятельность (интернет-ресурс), сообщение на тему «Рождение Зевса»
3. 6.09 Мифологические герои и события в мифе «Одиссей на острове циклопов. Полифем» Беседа.
Обучение выразительному чтению Выразительное чтение мифа. Различные виды пересказа Словесное рисование (портрет Полифема). Словарно-лексическая работа. Анализ понравившегося эпизода Составление плана легенды. Подбор книг для выставки: Гомер «Одиссея»; А.И. Немеровский «Мифы и легенды Древнего Востока»; И.В. Рак «Мифы Древнего Египта».
4. 9.09 Мифы древних славян как форма познания действительности Рассказ учителя с элементами беседы Выразительное чтение статьи учебника Сжатый пересказ. Выразительное чтение мифа Анализ эпизода Нахождение фрагментов, связанных с «магическим» числом «3». Нахождение в мифе слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Формулирование вывода «О чем в мифе говорится с величайшей любовью?» Сопоставление славянских и древнегреческих богов.
5. 11.09 Устное народное творчество. Малые жанры УНТ: загадки, пословицы, поговорки Рассказ учителя с элементами беседы Загадка, пословица, поговорка
Дополнительные задания: найти фрагменты текста со смысловыми отношениями характеристики, иллюстрации, перечисления, объяснения назначения; сопоставление простого вопросного плана;
Вопросы и задания учебника: актуализация знаний обучающихся.
6. 13.09 Русские сказки.
Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка» Рассказ учителя с элементами беседы Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Сказочный персонаж Я думаю, что информация (статья) заслуживает внимания, так как… Ученый (автор) приводит примеры, подтверждает мысль (тезис) примерами, иллюстрирует…Выборочный пересказ статьи учебника. Различные виды пересказа (сжатый, выборочный) сказки. Беседа по прочитанному. Подбор синонимов к словам: печалиться, тужить, кручиниться, молвить, дивиться. Сяоварно-лексическая работа
Дополнительные задания: Познакомиться с информацией об авторе статьи. Определить лишние фрагменты. Создание высказывания тезис-доказательство. Создание простого тематического плана. Вопросы и задания учебника – воспроизведение и применение полученных знаний.
7. 16.09 Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка» Беседа Выразительное чтение сказки. Различные виды пересказа. Чтение по ролям. Нахождение фрагментов, читающихся ритмично, как стихотворение. Объяснение их роли в сказке. Анализ художественных средств: повторов, эпитетов, гипербол. Размышления о названии сказки
8. 18.09 Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» Беседа. Обучение выразительному чтению Выразительное чтение сказки. Инсценирование фрагментов
9. 20.09 Древнерусская литература.
Литература Древней Руси. «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы Рассказ учителя Начальное понятие о древнерусской литературе. Летопись
Лексика для выражения собственного мнения и введения аргументов. Рассказ учителя. Выразительный сжатый пересказ вступительной статьи.
Выразительное чтение фрагментов «Повести». Словарно-лексическая работа
Вопросы и задания учебника: пересказ статьи (воспроизведение содержания). Дополнительные задания: Определить главную мысль текста. Составить простой тезисный план. Создать высказывание: тезис-доказательство с использованием в качестве аргумента материала учебного текста.
10. 23.09 Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы Урок-исследование Работа с ключевыми словами и словосочетаниями: нравственная позиция автора. Знакомство со сборником «Рассказы начальной русской летописи» (перевод Т. Михельсона, Д.С. Лихачева).
Слово учителя о Д.С. Лихачеве. Комментированное чтение отрывка из «Похвалы князю Ярославу и книгам»
Пересказ одного из отрывков «Повести временных лет» с использованием старинных слов и выражений (зад. № 6, стр. 65)
11. 25.09 Подробное изложение по «Повести временных лет» Урок развития речи 12. 27.09 Из басен народов мира.
Раскрытие характера персонажей в баснях Эзопа «Лисица и виноград» и Жана де Лафонтена «Лисица и виноград» Рассказ учителя. Обучение выразительному чтению Басня, притча, «эзопов язык» Комментированное чтение статьи учебника. Выразительное чтение басен. Сопоставление басен различных авторов на одну и ту же тему. Комментированное чтение рассуждения литературоведа В. Коровина Вопросы и задания учебника: составить план, найти ответы репродуктивного характера ( к статьям «Эзоп», «Русские басни» и ко всей теме.
13. 30.09 Нравственная проблематика и злободневность русских басен Творческий практикум Составление рассказов о русских баснописцах на основе прочитанной статьи. Выразительное чтение басен, их сопоставительный анализ
14. 2.10 И. А.Крылов -великий русский баснописец Рассказ учителя с элементами беседы Соотношение сюжета и аллегории в басне Выразительное чтение басни «Ворона и лисица» по ролям. Работа с учебником (вопр. № 3-6 на с. 85). Конкурс на лучшее прочтение басен «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом». Определение морали каждой басни. Запись предложений из известных басен, ставших крылатыми выражениями. Размышления над иносказательным смыслом басен
Вопросы и задания учебника к биографии Крылова: Найти ответы репродуктивного характера (последовательное воспроизведение содержания текста). Дополнительные задания: Определить последовательность подачи информации, составить простой тематический план. Найти смысловые фрагменты причины, доказательства, иллюстрации, перечисления, отрицания, характеристики. Найти ключевые слова, содержащие концептуальную информацию (в т.ч. оценочного характера)
15. 4.10 Предшественники и последователи
И. Крылова в жанре басни Урок внеклассного чтения Выразительное чтение басен. Размышления над иносказательным смыслом. Инсценирование басни. Проведение конкурса рисунков к текстам понравившихся басен. Сочинение собственной басни, с использованием морали одной из прочитанных басен Составить хронологическую ленту развития басни
16 7.10 Из русской литературы XIX в.
А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне» Дополнительные задания: Определение задачи автора – выражения отношения, оценки, нахождение ключевых слов, содержащих оценочный компонент. Выявление оснований для выражения именно такой оценки.
17 9.10
Литературная сказка. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Нахождение риторических обращений, объяснение их роли. Размышление о близости «Сказки...» произведениям устного народного творчества
18 11.10 Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки Творческий практикум Исследовательская работа
19. 14.10 Сказочные традиции в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» Интегрированный урок литературы, живописи и музыки Выразительное чтение сказки (пролога). Формулирование ответов на вопросы учебника (№2,3). Словарно-лексическая работа (вопр. №4, 5, 6). Исследование вопроса «Как художник Н. Крамской и композитор М. Глинка «прочитали эту поэму?»
20. 16.10 Сказки с одинаковым сюжетом Творческий практикум Составить сравнительную таблицу на основе двух текстов. Обучение сопоставительному анализу сказок по плану: 1.Причина печальных событий. 2.Исполнитель злой воли. 3.Кто помогает «смягчить» наказание? 4.Орудие зла. 5.Сравнение действий спасителя. Сопоставление финала сказок
21-22. 18.10-21.10 М.Ю. Лермонтов. Национально-патриотические мотивы стихотворения «Бородино» Интегрированный урок литературы и истории Эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах), звукопись. Рассказ учителя о детстве поэта Комментированное чтение статьи учебника Беседа о войне 1812 г., историческая справка.
Словарно-лексическая работа (зад. 1-е и 2-е в рубрике «В мире лермонтовского слова»). Осмысление композиции произведения. Словесное рисование. Творческая работа «На Бородинском поле», сюжетное рисование. Размышления об авторской оценке героев и событий
Вопросы и задания учебника (после подтемы «Люблю отчизну я…»- поиск ответов репродуктивного характера23 23.10 М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Творческий практикум Средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Композиция стихотворения. Исследовательская работа
24. 25.10 «Война и дети» Урок внеклассного чтения по фрагменту романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Урок внеклассного чтения Выразительное чтение фрагментов текста. Анализ эпиграфов. Аналитическая работа с текстом (портретная характеристика, нахождение ключевых слов, объясняющих возбужденное состояние мальчика). Анализ афоризмов. Комментарий отдельных эпизодов. Знакомство с приемом сравнительной характеристики героев. Собирание материала для характеристики героя. Различные виды пересказа. Формулирование ответов на вопросы. Словарно-лексическая работа
25-26. 6.11-8.11 Сжатое изложение по отрывку из романа - эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» «Первый бой Пети Ростова» Урок развития речи Выразительное чтение текста. Аналитическая беседа. Определение типа речи прочитанного текста Отбор материала, его языковой разбор. Составление плана письменной работы. Устный пересказ. Выполнение письменной работы
27. 11.11 Н.В. Гоголь. Картины народной жизни и родной природы в повести «Ночь перед Рождеством» Рассказ учителя с элементами беседы Мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении. Фантастика, сюжет Рассказ о детских годах Н.В. Гоголя и его отношении к своей «малой» родине на основании прочитанной статьи учебника (опережающее задание). Выразительное чтение фрагментов повести. Беседа о прочитанном. Рассказ о героях. Работа с заданиями №8, 9, 10 в рубрике «Вопросы и задания» (с. 216).
Запись ключевых слов, словосочетаний, предающих колорит народной речи
Вопросы и задания учебника. Вопрос 1 – воспроизведение содержания текста, Вопрос 2 – сбор информации по всему тексту
28. 13.11 Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством» Беседа. Обучение выразительному чтению Художественная деталь, портрет, речевая характеристика Художественный пересказ понравившегося фрагмента. Формулирование ответов на вопросы №11, 14, 15 в рубрике «Вопросы и задания» (с. 216-217). Анализ фрагментов, рассказывающих об Оксане; устное сочинение об Оксане. Словесное рисование. Словарно-лексическая работа
Анализ средств художественной выразительности (на примере предложенного автором учебника отрывка)
29. 15.11 Изложение с творческим заданием по повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством» Урок развития речи 30. 18.11 И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Два богача», «Воробей», «Русский язык». Рассказ учителя. Обучение выразительному чтению Рассказ, углубление представлений о теме художественного произведения Выразительное чтение статьи учебника. Выразительное чтение стихотворений. Словесное рисование
Дополнительные задания: определить оценку, данную автором текста произведению. Вопросы и задания учебника: сформулировать собственную аргументированную позицию.
31. 20.11 Своеобразие стихов в прозе и их особенности. Урок-размышление Эпитет, сравнение (развитие представлений) Выразительное чтение.. Размышления над понятиями: «добродетельность», «добросердечие», «добродушие», «доброта», «добронравие». Словесное рисование».
32. 22.11 «Эпизод произведения, который произвел на меня самое сильное впечатление» Урок развития речи Составление плана сочинения. Запись ключевых слов, необходимых для ответа. Отбор цитатного материала. Написание чернового материала
33. 25.11 Н.А. Некрасов. Труд, судьба и народные страдания в стихотворениях «Орина, мать солдатская» и «Забытая деревня» Беседа. Обучение выразительному чтению Поэма, фольклорные элементы в художественном произведении. Выразительное чтение статьи учебника о поэте. Выразительное чтение текстов произведений. Словарно-лексическая работа. Составление небольшого словарика из слов, свидетельствующих о том, что стихотворение «Орина, мать солдатская» проникнуто состраданием солдату и его матери. Запись образных словосочетаний-афоризмов. Размышление о том, как перекликаются два стихотворения. Выявление авторского отношения
34. 27.11 Тема детства в стихотворении
Н. Некрасова «Крестьянские дети» Беседа. Обучение выразительному чтению
Сюжет в лироэпическом произведении Выразительное чтение стихотворений. Запись слов, в которых передано отношение поэта к крестьянским детям.
Озаглавливание частей стихотворения. Запись строк, в которых заключена основная художественная идея стихотворения
35. 29.11 Л.Н. Толстой. Нравственные ценности в рассказе «Кавказский пленник» Рассказ учителя с элементами беседы Я согласен/не согласен с тем, что…, потому что/ведь/так как… Комментированное чтение статьи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Беседа о прочитанном. Формулирование ответов на вопрос №8 в рубрике «Вопросы и задания» (с. 313). Художественный пересказ понравившегося эпизода
Вопросы и задания учебника к биографии писателя-воспроизведение содержания текста, поиск конкретных фактов.
Дополнительные задания: определить авторскую задачу текста. Определить отношение автора учебного текста к своим читателям, сформулировать свое согласие/несогласие с высказанным отношением к читателю
36. 2.12 Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы Урок-
дискуссия Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказа (сжатый, выборочный). Словарно-лексическая работа. Формулирование ответов на вопросы №1, 2, 3, 4 в рубрике «Вопросы и задания» (с. 312-313). Составление плана сравнительной характеристики
37. 4.12 Осуждение войны и национальной вражды в рассказе «Кавказский пленник»
Урок-размышление Выразительное чтение фрагментов рассказа Формулирование ответов на вопросы № 5, 6, 7 в рубрике «Вопросы и задания» (с. 313). Устное сочинение-рассуждение
38. 6.12 Письменный ответ на вопрос «О чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? Урок развития речи 39. 9.12 Э. Пашнев. Любовь к Родине - главная тема повести«Доктор Крауклис» Урок внеклассного чтения Анализ эпиграфов к уроку. Словарно-лексическая работа Выразительное чтение фрагментов повести. Беседа по содержанию. Анализ отдельных эпизодов.
Художественный пересказ понравившегося эпизода.
Отбор цитатного материала. Устное сочинение-рассуждение
40. 11.12 А. П. Чехов. Высмеивание страха и трусости в рассказе «Пересолил» Беседа. Обучение выразительному чтению Юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония, роль детали в создании художественного образа Рассказ учителя о А. Чехове. Выразительное чтение рассказа, в том числе по ролям. Художественный пересказ фрагмента. Подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса. Формулирование ответов на вопросы учебника
Вопросы и задания учебника к биографической статье «Книгочей и просветитель»: осмыслить содержание статьи на основе ее названия. Пересказ статьи по ключевым словам - воспроизведение содержания.
Вопросы и задания к статье: сформулировать свое отношение к высказанным Чеховым мыслям о художественном слове.
41. 13.12 Написание юмористического рассказа Урок развития речи 42. 16.12 Из русской литературы XX века. Любовь к родной природе в поэзии А. Блока
Урок-исследование Антитеза Рассказ о детстве поэта с использованием ключевых слов. Словесное рисование: картина летнего вечера Комментированное чтение статьи «В мире художественного слова А.А. Блока»
43. 18.12 И.А. Бунин. Художественное своеобразие стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги...» Урок-исследование Стихотворение-размышление, образ-пейзаж Выразительное чтение статьи учебника. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Комментированное чтение статьи «В мире художественного слова И. Бунина» (с. 35-38). Исследовательская деятельность: а) составление словарика смысловых групп существительных стихотворения;
б) определение, темы стихотворения (мир природы и его обитатель-олень); смертью;
в) анализ глаголов и прилагательных в произведении;
г) комментированное чтение 3-й и 4-й строф; д) подведение учащихся к мысли о скрытой теме стихотворений: о победе красоты
Поиск конкретных фактов.
Определить речемыслительные действия, произведенные автором, составить инструкцию и план анализа стихотворения на основе учебного текста.
44. 20.12 Тема природы в рассказе И. Бунина «В деревне»
Беседа Выразительное чтение фрагментов.
Рассказ о впечатлениях мальчика, его восприятии родной природы, деревни и ее жителей. Пересказ близко к тексту описания дороги по пути к деревне.
Письменный ответ на вопрос
45. 23.12 С.А. Есенин.
Единство человека и природы в лирике Урок-исследование.
Обучение выразительному чтению Эпитет, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях) Комментированное чтение отрывка из автобиографии поэта.
Рассказ «Поэт в воспоминаниях близких и родных» (опережающее задание). Выразительное чтение наизусть стихотворений. Словесное рисование. Аналитическое чтение статьи «В мире художественного слова Есенина». Исследовательская деятельность: сопоставление двух стихотворений: «Поет зима – аукает…» и А. Блока «Полный месяц встал над лугом…»:
1.Признаки сходства стихотворений: близость тем, некоторых художественных приемов.
2.Нахождение различий (образы стихотворений, цветообозначения, передача звукообраза).
Анализ образно-выразительных средств
Сбор и воспроизведение фактологической информации по нескольким текстам.
46. 25.12 Родная природа в лирике поэтов XX в. Урок внеклассного чтения Конкурс чтецов. Анализ стихотворений. Словесное рисование. Подбор музыкальных фрагментов к стихам
47. 27.12 Обучение анализу поэтического текста Творческий практикум 48. 13.01 А.Н. Андреев. Нравственная проблематика рассказа «Петька на даче» Беседа. Обучение выразительному чтению Тема, эпизод, финал Рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Пересказ краткий, выборочный. Формулирование ответов на вопросы №1, 6. Анализ эпизодов: «Первые дни на даче», «Счастливое время». Размышление о финале рассказа
Вопросы и задания учебника к биографии и фрагменту воспоминаний-воспроизведение информации текста.
49. 15.01 А.И. Куприн. Детские впечатления и их отражение в рассказе «Детский сад» Беседа. Обучение выразительному чтению. Рассказ (расширение и углубление представлений, характеристика персонажа, портрет героя) Рассказ о Куприне. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Пересказ от другого лица, Размышление о названии рассказа. Отзыв об эпизоде. Письменный ответ на вопрос учебника №4
50. 17.01 Тема милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор» Урок-размышление Рождественский, новогодний и святочный рассказы Выразительное чтение рассказа, обсуждение. Комментированное чтение отдельных эпизодов. Подробный и выборочный пересказ фрагментов. Чтение по ролям отрывков рассказа. Аналитическое чтение афоризмов И. Шевелева, Сенеки, И. Гете к теме урока. Итоговая творческая работа: развернутый ответ на вопрос
51. 20.01 А. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» Беседа Фантастика в литературном произведении (развитие представлений) Выразительное чтение рассказа. Пересказ фрагмента Составление словаря для характеристики предметов и явлений. Объяснение значений слов и словосочетаний, данных автором учебника. Формулирование ответов на вопросы учебника. Обучение монологическому высказыванию. Подготовка к домашнему сочинению на основе собственных впечатлений («Каким я помню детство»)
52. 22.01 П.П. Бажов. Человек труда в сказе «Каменный цветок» Беседа Начальное представление о сказе. Сказ и сказка (общее и различное) Выразительное чтение статьи. Отзыв об эпизоде. Пересказ от первого лица. Инсценированное чтение. Лексическая работа: толкование слов и выражений
Вопросы и задания учебника к текстам биографии, вопрос1,3,4 – воспрпоизведение содержание статьи, вопрос 2 – подбор ключевых слов на заданную тему.
53. 24.01 Е. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас» Беседа Юмор (развитие представления) Рассказ ученика «Качества, определяющие характер мальчика Е. Носова» (опережающее задание). Выразительное чтение рассказа. Работа с ключевыми понятиями «добро» и «доброта». Формулирование ответов на вопросы учебника № 1, 2, 3, 6. Подбор синонимов и антонимов к словам. Словесное рисование.
Вопросы и задания учебника к тексту биографии, вопрос 2 – составление плана доклада и ответа по плану.
54. 27.01 Ю.В. Сотник. Умение сопереживать -основная тема рассказа «Гадюка» Беседа Сравнительная характеристика Рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа в лицах. Словесное рисование. Наблюдение над особенностями речи персонажей. Сравнительная характеристика
55. 29.01 Н.А. Заболоцкий и его отношение к природе в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок...» Практикум Сравнение, эпитет, метафора, олицетворение (развитие представлений о тропах) Исследовательская работа
56. 31.01 А. Твардовский. Чувство любви к родине в стихотворении «Станция Починок» Обучение выразительному чтению Эпитет, метафора Рассказ о детстве поэта .(опережающее задание). Выразительное чтение наизусть. Анализ стихов. Обучение анализу лирического произведения
57-58. 3.02-5.02 «Уходит жизнь - приходит память. И память возрождает жизнь» (урок по повести Лиханова «Последние холода») Урок внеклассного чтения. Определение темы повести. Сообщения-монологи «Жизнь в эвакуации Коли и его семьи», «Судьба Маши и Вадима». Анализ эпизодов. Размышление о финале и смысле названия. Выразительное чтение фрагментов. Художественный пересказ самого печального отрывка. Сочинение-рассуждение
59. 7.02 Из зарубежной литературы.
Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо Рассказ учителя с элементами беседы Приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях). «Робинзонада» Выразительное чтение и художественный пересказ понравившихся фрагментов
Анализ эпизода. Сочинение-миниатюра «Робинзон Крузо - это произведение о том, что человек все может»
60. 10.02 Х.К. Андерсен. «Удивительная человеческая доброта» в сказках волшебника Андерсена Беседа. Обучение выразительному чтению Волшебная сказка, авторский замысел и способ его характеристики Рассказ об удивительном сказочнике. Комментированное чтение статьи учебника. Художественный пересказ понравившегося эпизода сказки. Аналитическое чтение статьи «Поговорим о прочитанном» (с. 200-202) Найти предложения, содержащие наиболее важную информацию. Обобщение. Составить простой цитатный план.
61. 12.02 Победа добра, любви и дружбы над злом и коварством в сказке Андерсена «Снежная королева» Беседа. Обучение выразительному чтению Выразительное чтение фрагментов сказки. Пересказ сжатый и выборочный. Формулирование ответов на вопросы учебника №1, 3, 5 в рубрике «Вопросы и задания» (с. 185). Сжатый пересказ по заранее составленному плану
62. 14.02 Внешняя и внутренняя красота в сказке «Снежная королева» Урок-исследование Выразительное чтение фрагментов. Словесное рисование. Формулирование ответа на вопрос №2 (с. 193). Размышление о финале сказки. Сравнительный анализ эпизода сказки и мифа о Нарциссе
63. 17.02 Создание сказки по пословице Творческий практикум 64. 19.02 М. Твен. Мир детства и мир взрослых в повести «Приключения Тома Сойера» Беседа Прототип Различные виды чтения. Выборочный и сжатый пересказ. Словарно-лексическая работа.
Художественный пересказ понравившегося отрывка.
Обучение составлению плана VI главы. Составление словесного Портрета Гека.
Подготовка к выполнению домашнего задания (письменный отзыв о герое)
65. 21.02 Ж. Рони Старший. Эмоциональный мир древнего человека в повести «Борьба за огонь» Беседа Выразительное чтение фрагментов глав из повести. Выборочный пересказ. Обучение составлению плана. Письменная и устная характеристика героя
66. 24.02 Д. Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише» Беседа. Обучение выразительному чтению Рассказ о писателе по отрывку из книги И. Калиновича. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Сжатый и выборочный пересказ эпизодов, их анализ. Размышление о том, как удается писателю передать особенности речи рассказчика-индейца. Словесное рисование. Обучение аргументированному ответу. Обучение языковому анализу фрагмента текста.
Составить план статьи учебника о писателе и по плану устный рассказ о нем. Выбрать ключевые слова для ответа на вопрос.
67. 26.02 А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги». Рассказ учителя. Беседа Фантастика и реальность, земное и космическое Аналитическое чтение статьи о писателе. Размышление о смысле названия. Определение жанровой принадлежности. Сочинение-рассказ от имени героя
68. 28.02 «Я хочу рассказать вам...» (итоговый урок) Урок внеклассного чтения 69. 3.03 Литература Дона и о Доне.
Введение.
Литература Дона и о Доне. Беседа Историко-литературный текст Сопоставление произведений русской и донской литературы. Чтение отрывков из историко-литературных текстов о донском казачестве, его истории, культуре.
Составить план статьи и по плану устный рассказ о произведениях донской литературы. Выбрать ключевые слова для ответа на вопрос.
70. 5.03 Фольклор Дона. Малые жанры донского фольклора.
Пословицы и поговорки жителей Дона. Урок-практикум Малые жанры фольклора.
Тематический подбор пословиц и поговорок. Анализ изобразительно-выразительных средств пословиц и поговорок.
71. 7.03 Загадки Дона. Урок-практикум Малые жанры фольклора.
Тематический подбор загадок. Анализ структуры загадок, их языка. Отгадывание загадок и обоснование отгадки.
72. 12.03
«Как голубь казака спас», «Почему у выхухоли хвост пахучий» и др. (по выбору учителя) Беседа. Обучение сказываниюСказы, былички, байки Дона. Краткий пересказ сказов, быличек, баек. Анализ языковых особенностей данных жанров.
73. 14.03 Донские сказки. Народные сказки.
Сказки жителей Дона разных национальностей. Беседа. Обучение выразительному чтению Национальная сказка Выразительное чтение по ролям. Комментированный пересказ. Комментированное чтение национальных сказок жителей Дона (по выбору учителя)
74. 17.03 Народные сказки казаков Дона. Урок-практикум Составление вопросов по сказке. Словарно-лексическая работа.
75. 19.03 Волшебные сказки и сказки о животных. Беседа. Типы сказок Чтение и обсуждение прочитанных сказок. Составление вопросов. Обучение аргументированному ответу.
76. 21.03 Сказки об истории Дона. Урок-практикум Композиция сказки Анализ сказки. Обучение аргументированному ответу. Обучение языковому анализу фрагмента текста. Словесное рисование.
77. 2.04 Сказки казаков-некрасовцев. Урок-практикум Выразительное чтение фрагментов сказки. Сжатый и выборочный пересказ эпизодов, их анализ. Подробный пересказ и интерпретация сказки.
78.
4.04 Сказки казаков-некрасовцев. Урок внеклассного чтения Фрагментарное чтение. Анализ роли иллюстраций в раскрытии идеи. Ролевое чтение. Пересказ фрагментов сказки.
79. 7.04 Литературные сказки Дона.
А.П.Чехов «Наивный леший». Беседа. Рассказ о писателе. Выразительное чтение по ролям. Словесное рисование. Наблюдение над особенностями речи персонажей. Сравнительная характеристика.
80. 9.04 П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона» Обучение выразительному чтению Интонация, приемы выразительного чтения Выразительное чтение. Различные виды пересказа. Чтение по ролям. Инсценирование.
81. 11.04 П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона» Обучение выразительному чтению Устное словесное рисование. Выразительное чтение эпизодов, по ролям. Анализ идейно-художественного своеобразия сказки. Пересказ с элементами комментария.
82. 14.04 П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона» Урок-исследование Анализ произведения Сопоставление авторских и народных сказок. Сравнительный анализ.
Формулирование ответов на вопросы учебника в рубрике «Вопросы и задания»
83.
16.04 Ю.А.Дьяконов «Восемь волшебных желудей». Беседа. Комментированное чтение. Характеристика героев. Письменная и устная характеристика героя
84.
18.04 Ю.А.Дьяконов «Восемь волшебных желудей». Урок-исследование Портрет героя Краткий пересказ. Пересказ близко к тексту. Сопоставительная характеристика героев. Устная характеристика героя.
85-
86. 21.04-23.04 П.Г.Аматуни «Королевство
Восемью восемь». Беседа.
Фрагментарное чтение и обсуждение сказки. Анализ ключевых эпизодов. Средства создания образов. Характеристика героев.
87-
88. 25.04-28.04 Н.А.Суханова «Многоэтажная планета»
Беседа.
Фрагментарное чтение и обсуждение сказки. Анализ фантастического сюжета.
Выявление гуманистической позиции автора.
89. 30.04 Н.А.Суханова «Сказка о Юппи». Урок-размышление Чтение и изучение сказки. Анализ нравственных проблем сказки. Пересказ с элементами комментария.
90. 5.05 Донские страницы классической русской поэзии и прозы XIX века.
А.С.Пушкин «Дон».
Беседа.
Рассказ о поэте. Знакомство со стихотворением. Выразительное чтение.
Анализ поэтики стихотворения (роль тропов, ритмика). Обучение анализу лирического произведения. Конкурс рисунков на тему стихотворения.
91. 7.05 Л.Н.Толстой «Метель».
Беседа.
Рассказ о писателе. Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Метель». Подробный пересказ. Анализ эпизода. Описание метели. Характеристика героев. Средства создания образов.
92-93. 12.05-14.05 А.П.Чехов «Умный дворник».
Творческий практикум Сценарий Выборочное выразительное чтение. Выявление особенностей юмора.
Пересказ с элементами комментария. Составление сценария по рассказу.
94. 16.05 А.П.Чехов «Дорогая собака». Урок-исследование Характеристика главного героя. Сопоставительный анализ изученных рассказов. Составление сравнительной таблицы. Аргументированный ответ на вопрос.
95. 19.05 А.П.Чехов «Письмо к ученому соседу». Урок-исследование Речевая характеристика героя. Сопоставительный анализ чеховских героев. Определение авторской позиции.
96-97. 21.05-23.05 Мир детства в литературе Дона.
М.А.Шолохов «Федотка»
Беседа. Обучение выразительному чтению Прототип Рассказ о личности писателя и своеобразии его творчества. Чтение и изучение фрагмента из романа «Поднятая целина»
Значение картин природы в рассказе. Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ. Выразительное чтение по ролям.
Характеристика героя, его поступков. Анализ авторского отношения к героям.
98. 26.05 Донские поэты XX века.
А.Г.Гарнакерьян «Над Доном – рекой» (сборник стихов). Беседа. Обучение выразительному чтению Изобразительно-выразительные средства лирического произведения Знакомство со сборником стихов. Чтение и изучение стихотворений «Весна идет», «Ледоход» и др. (2-3 стихотворения по выбору учителя). Выразительное чтение стихотворений. Определение поэтической идеи стихотворения. Анализ пейзажных зарисовок. Тропы: метафора, олицетворение.
99. 28.05 В.И.Фролов. Стихотворения о Доне. Беседа. Обучение выразительному чтению Лирический герой. Чтение и изучение стихотворений «У Дона – реки», «Дон». Выразительное чтение. Анализ внутреннего состояния лирического героя и способ его выражения.
100. 30.05 Итоговый урок. Урок подведения итогов Вечер донской поэзии. Выразительное чтение стихов о Доне.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Меркин Г.С. Литература 5 класс. Учебник в 2-х частях. М. Русское слово 2012.
Соловьева Ф.Е. Уроки литературы 5 класс. Методическое пособие к учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). М. Русское слово 2011
Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. М. Просвещение. 2008
Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. ВАКО. 2002
Литература Дона. Хрестоматия для чтения, редактор-составитель В.В.Безбожный
Перечень, используемых ИКТ на уроках литературы в 5 классе.Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5- 11классы.СD-ROM
Библиотека Кирилла и Мефодия. Литература 5 класс. СD-ROM
Мультимедийная энциклопедия. CD-R Большая хрестоматия.