Урок по литературному чтению на тему Русские народные сказки (3 класс)

Тема урока обобщения: «Русские народные сказки»

I.Организационный момент.
Учитель: Доброе утро и детям, и всем гостям, пришедшим к нам на урок литературного чтения. Мне всегда тепло и радостно от встречи с вами.
II. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока
– На доске – кроссворд: определите жанр фольклора (устного народного творчества) – Разгадайте данный кроссворд , и вы узнаете ключевое слово темы нашего урока.
1. Добро помнится долго, а лихое вдвое.(Пословица)
2. Ри-та, ри-та, ри-та-та, Вышла кошка за кота, За кота, котовича, За Петра Петровича. (Потешка)
3. Как по речке, по реке Ехал рыжий на быке. Рыжий красного спросил: – Чем ты бороду красил? – Я не краской, не помазкой, Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал.(Небылица)
4. Днём спит, Ночью летает И мышек хватает.(Загадка)
5. Катилось яблоко Мимо сада. Мимо сада, Мимо града. Кто поднимет, Тот и выйдет.(Считалка)
6. Ловись рыбка большая и маленькая.(Поговорка)
– Итак, какое слово получилось? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. – Правильно, тема урока – русские народные сказки.
Вот вижу я добрые лица, Меняются звуки, и краски Тихонько скрипит половица, По комнате ходят(сказки).


II.Обобщение и систематизация знаний.
1. Создание проблемной ситуации.
 Как только услышишь слова “Жили, были..”, “В некотором царстве, в некотором государстве...” сразу понимаешь, что дальше будет сказка.
- Ребята мы с вами отправимся сказку.
- А что такое сказка? (Ответы детей. Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Есть волшебство, фантастические персонажи. )
- В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои. Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.
2. Структура сказок. (Презентация).
- Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила. Сегодня мы с вами будем строителями и попробуем построить дом-сказок.
- Давайте вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин).(Слайд )
- Действия, которые происходят в сказке, мы называем... (Развитием событий или сюжетом) (Слайд).
- По каким признакам мы ещё можем определить сказку? Что в ней должно быть? (Главные герои или волшебные предметы; устаревшие слова; устойчивые выражения) (Слайд).
- Посмотрите, у нашего дома получилось 3 окошка. Как вы думаете, это случайно? (Нет, потому что в сказках есть троекратный повтор).
- Ну и чтобы наш дом был завершён, нам осталось поставить только крышу. Как в сказках мы называем последнюю часть? (Концовка).(Слайд).
- МОЛОДЦЫ! Посмотрите, какой замечательный дом-сказок у нас получился. Давайте ещё раз повторим все признаки сказок. (Присказка, зачин, развитие событий, главные герои или волшебные предметы, устаревшие слова, устойчивые выражения, троекратный повтор и концовка).
3. Классификация сказок.
Сказки бывают разные.
- На какие группы делятся сказки?
1. Народные и авторские.
- У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор - народ.
- Что это значит?
Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили в нашей стране или в какой-то другой. Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек хорошо ее запомнил, еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ.
2. Волшебные, о животных, бытовые.
Волшебные или фантастические сказки
- Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный)
Все в волшебных сказках необыкновенно. Предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства. Какие вы знаете волшебные сказки?
Бытовые сказки
-Какова особенность этих сказок? Приведите примеры.
В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях..
Сказки о животных.
- Чем характерны эти сказки?
III. Творческая работа учащихся.
Инсценировка сказок «Баба Яга», «Сивка-бурка»
IV. Физкультминутка
– Я буду называть героев сказок, если герой положительный, вы становитесь на цыпочки, поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы приветствуя его. Если герой отрицательный, то с силой отталкиваете его от себя.
V. Творческая работа учащихся (продолжение).
Инсценировка сказок «Дочь-семилетка», «Каша из топора».
VI. Обобщение работы с русскими народными сказками.
- К какой группе сказок относятся сказки «Баба Яга» и «Сивка-бурка». (Волшебные)
- Почему?
- А к какой сказки «Дочь-семилетка» и «Каша из топора».(Бытовые)
- Почему?
- Что можно узнать о жизни наших предков из русских народных сказок?
- О каких качествах характера рассказывается в сказках? (Мудрость, остроумие, ответственность, смелость, трудолюбие, терпеливость, целеустремленность, справедливость, дружелюбие, сплоченность)
- Как вы думаете, а для чего люди стали придумывать сказки?
VII. Просмотр мультфильма.
- Ребята, напомните мне почему у народных сказок автором является народ?
- Вы и сами участвовали в процессе написания сказок совсем недавно. Кто-то переделал уже известную сказку на новый лад, кто-то написал продолжение, а кто-то сочинил свою собственную. С этим заданием вы справились очень хорошо. А сейчас я хочу вам показать сказку «Каша из топора», которую переделал на современный лад Денис Червяцов в мультфильме «Машины сказки».
VIII. Итог урока.
- Что оказалось для вас особенно интересным и полезным?
- Чему научили вас русские народные сказки?
IX. Рефлексия
– Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте его одним из трёх цветов: зелёным, красным, жёлтым. Если урок понравился – красным, если что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок показался скучным и ничего не понравилось – зелёным.
– Спасибо за урок!











13PAGE 15


13PAGE 14115




15