Классный час по правилам пожарной безопасности «Искру тушим до пожара, беду отводим до удара!»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия 1798 «Феникс»
Классный час по правилам пожарной безопасности
«Искру тушим до пожара, беду отводим до удара!»
Подготовила
учитель начальных классов, воспитатель
Зайченко Н.В.
г. Москва
2015 год
Классный час по правилам пожарной безопасности
«Искру тушим до пожара, беду отводим до удара!»
Цели:
закрепить знания правил пожарной безопасности;
учить детей осторожному обращению с огнем;
научить правильным действиям в случае пожара.
Оборудование:
воздушные шары;
костюмы сказочных героев: Буратино, лисы Алисы, кота Базилио, Старичка-лесовичка;
выставка рисунков детей на тему: «Спички детям не игрушка!»;
презентация «Будь осторожен с огнём!».
Ход занятия
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Ты его рукой не тронь,
Обожжет тебя... (огонь).
Правильно, ребята, сегодня мы будем говорить об огне и правилах обращения с ним. Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. И с тех времен он стал верным спутником человека. К огню люди относились с уважением, боялись его и считали подарком богов. Сегодня без огня нам тоже не обойтись. И в добрых руках человека, умеющего обращаться с огнем, он тоже добрый.
Знают все; человек без огня
Не живет ни единого дня!
При огне, как при солнце, светло!
При огне и зимой тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
Так каким же бывает огонь?
1-й ребенок.
Огонь бывает разным.
Удивительный огонь
То буян и безобразник,
То тихоня из тихонь.
2-й ребенок.
Да, огонь бывает разный:
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Огонь добрый, огонь злой!
3-й ребенок.
Злой огонь огонь пожара,
Злой огонь огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
4-й ребенок.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!
Ведущий.Огонь друг человека, но иногда он может превратиться в страшную, разрушительную силу. Чтобы сохранить личное и общественное имущество от пожаров, уберечь свое здоровье, мы должны соблюдать правила пожарной безопасности.
Звучит музыка. Вбегает Буратино.
Буратино.Здравствуйте, ребята! Я Буратино. Я хочу быть помощником для папы Карло и вообще быть умненьким-благоразумненьким! Я тоже хочу узнать правила пожарной безопасности.
Ведущий. Ну тогда садись и внимательно слушай ребят!
Дети-ведущие говорят правила, а остальные читают стихи.
(Презентация со знаками на каждое правило).
1-й ведущий.
Не играй со спичками может случиться пожар!
5-й ребенок.
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
2-й ведущий.
Петарды, салюты и феерверки могут зажигать только взрослые, с соблюдением правил безопасности.
6-й ребенок.
Не играй с петардой, друг!
Петарда может и взорваться.
Пожар случиться может вдруг, А ты без пальчиков остаться.
1-й ведущий.
Уходя из дома, не забывайте выключать электроприборы.
7-й ребенок.
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж было не до шутки.
Вот что значат три минутки.
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар!
2-й ведущий.
Не играйте с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями: ацетоном, лаком, бензином.
8-й ребенок.
Костер развести
мальчишки решили И в этот костер
бензина подлили.
Вдруг вспыхнуло пламя,
пожар начался.
Запомни, с бензином
играть вам нельзя!
1-й ведущий.
Не разводи костер на чердаках, в подвалах, возле строений.
5-й ребенок.
Возле дома и сарая
Разводить костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
2-й ведущий.
Ты о пожаре услыхал
Скорей об этом дай сигнал.
Пусть помнит каждый гражданин,
Пожарный номер 01.
Ведущий. Запомнил, Буратино?
Звучит музыка и появляются лиса Алиса и кот Базилио.
Кот. Да где же он?
Алиса. Да вот он! Иди к нам, наш богатенький и умненький Буратино! С нами ты не соскучишься. На тебе спички и бумаги побольше. Давай костер разведем!
Кот. А у меня и бензинчик есть.
Ведущий. Буратино, ты же правила с ребятами только что учил!
Алиса. Эти дети знают правила пожарной безопасности?
(Ответы детей: да.)
Кот. Не верю!
Ведущий. А мы сейчас проверим.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня? (Это я...)
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор? (Нет.)
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром? (Это я...)
Кто украдкой в уголке
Спички жег на чердаке? (Нет.)
Кто костров не разжигает
И другим не позволяет? (Это я...)
Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером и днем? (Нет.)
Кто от маленькой сестрички
Прячет, дети, дома спички? (Это я...)
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает? (Это я...)
Алиса. Базилио, ты самый глупый кот на свете.
Базилио. Алиса, щас в морду вцеплюсь!
Алиса. В этой школе все знают правила пожарной безопасности! Пойдем другую школу поищем!
Уходят.
Ведущий. Ребята, существует много пословиц и поговорок об огне, о пожаре. Давайте вспомним некоторые из них.
На экране появляются пословицы, дети читают их и объясняют, как они их понимают.
От искры пожар рождается.
Искра мала велик пламень родит.
Пока искра в пепле, тогда и туши.
Не шути с огнем обожжешься.
Огонь не вода, схватит не выплывешь.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Под звон колокольчика появляется Старичок-лесовичок.
Старичок-лесовичок. Здравствуйте, ребята и уважаемые учителя.
Я пришел на ваш праздник специально. Вы меня узнали? Я Старичок-лесовичок. Я живу в лесу, охраняю его. Но не все люди знают правила пожарной безопасности в лесу. Поэтому я пришел в класс, чтобы познакомить вас с этими правилами. (Правила пожарной безопасности в лесу появляются на экране.)
1.Костер в лесу можно разводить только в присутствии взрослых, в специально оборудованных местах или на старых костровищах.
Нельзя разводить костер на сухой траве и рядом с деревьями.
Нельзя устраивать очень большие костры.
Нельзя разводить костры в сухую и жаркую погоду или при сильном ветре.
Уходя, нужно обязательно затушить костер, залить водой или засыпать землей.
А теперь, ребята, мне пора в лес.
Уходит.
Ведущий. А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко».
Ведущий держит в руках воздушные шары. Читая загадку, он кидает по одному шару в сторону зрителей. Ученик, поймав воздушный шар, должен досказать ответ.
Этот шар в руках недаром.Раныше, если был пожар,Ввысь взмывал сигнальный шар Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет... (злой пожар!)
Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил... (утюг)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над... (газом)?
Столб огня чердак объял.
Кто там спички... (зажигал)?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег... (траву?)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Спички сразу же... (забрать).
Как ножка воробьиная тонка.
Скользит по стенке коробка.
Скользнет и высечет огонь,
Когда горит, ее не тронь.
Играть с ней скверная привычка,
Опасная игрушка... (спичка).
Уголек из печки «скок»,
И... поджег половичок.
Наблюдателем не стой,
Уголек залей... (водой).
Смастерил Антон пугач,
Поиграл немного.
А теперь Антона врач
Лечит от... (ожога).
Запомни каждый гражданин
Пожарный номер... (01).
Дым увидел не зевай
И пожарных... (вызывай)!
Ведущий. Ребята, а что же мы должны делать, если пожар по чьей-то вине все же начался?
Срочно сказать взрослым.
–Если взрослых нет, то позвонить по телефону 01 и назвать точно свой адрес.
Если в помещении дым, как можно быстрее пробираться к выходу.
Если на вас горит одежда, падать и кататься по полу; если есть вода, то облиться; зимой можно выскочить на снег.
Ведущий. Молодцы, ребята! А теперь ответьте мне на вопрос: Что за смелая бригада, что создаст огню преграду?
Все. Пожарные!
Ведущий. Должны мы гимны петь пожарным,
Их на руках всегда носить,
Ведь на земле этой профессии
Необходимей не найти!
А теперь мы проверим, могут ли из вас получиться пожарные. Сейчас вам нужно будет спасти животных.
1. Игра-эстафета «Спаси животных».
Для этого участникам команд нужно по очереди пробежать между «деревьями» (кеглями), взять одного «животного» (игрушку) и вернуться назад. Выигрывает та команда, которая первой «спасет животных».
2. Игра-эстафета «Потушим пожар».
С игрушечным ведром воды дети бегут, перепрыгивая через препятствия. Выливают воду в емкость и с пустым ведром обратно. Побеждает та команда, которая быстрее справится с задачей и воды в ее емкости окажется больше.
3. Игра-эстафета «Доберись до выхода».
На корточках игроки доходят до «выхода» (стула), а назадбегом. Выигрывает та команда, которая быстрее пройдет эстафету.
4. Игра-эстафета «Принеси воды». Конкурс капитанов.Капитаны из чашки переносят ложкой воду в стакан. На задание дается определенное время.
Ведущий. Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами вспомнили правила пожарной безопасности дома и в лесу, правила поведения при пожаре. Какой же мы можем сделать вывод?
Дети. Нельзя играть с огнем. Нужно соблюдать правила пожарной безопасности. (Слайд )
Ведущий. А закончим мы наш праздник песней.
Исполняется песня на мотив песни «Мы желаем счастья вам».
В мире, где бывает иногда
Очень, очень страшная беда,
Кто-то поиграл с огнем, и начался пожар.
При пожаре 01 звони,
Точно адрес дома назови,
И на помощь вмиг придут
К вам пожарные.
Очень просим вас, друзья,
Не играть с огнем никогда.
Со спичкой не играй,
И утюг ты выключай.
Ацетон, бензин и лак
Не бери, дружок, просто так.
Они горят легко.
До беды недалеко!
Очень просим вас, друзья,
Не играть с огнем никогда.
И если вдруг беда,
«Ноль один» звони всегда! (3 раза)
С огнем не играй никогда!
Литература:
Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2013.
Петров С.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: К учебнику М.П. Фролова. М.: АСТ: Астрель, Владимир, 2012
ОБЖ,. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2014
ОБЖ тесты: к учебнику И.К.Топорова /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2014 г.
Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях /Глав. Ред. В.А. Володин. – М: Аванта +, 2001/.
Ильин А.А. Большая энциклопедия выживания. – М.: Изд – во Эксмо, 2005.
Юные друзья пожарных: программа работы кружка, конспекты занятий, внеклассные мероприятия/ авт. Сост. С.В. Виноградова. – Волгоград: Учитель, 2011г.
Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов /сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова, Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2014.