Открытый воспитательский час по экологическому воспитанию Мир вокруг нас
Мир вокруг нас.
Цель: воспитывать чувство любви к природе, уважение ко всему живому.
Задачи:
Образовательные: формирование у учащихся понимания целостного восприятия мира;
Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе и формирование экологической культуры, привитие любви к родному краю;
Развивающие: развитие памяти, внимания, расширение словарного запаса и кругозора;
Коррекционные: помочь им осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли.Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые гости
Я приглашаю вас в наш круг радости и желаю всем, чтобы окружающий вас мир был полон света, тепла, добра и любви!
(Стоя в кругу, хором, тихо, на фоне музыки, дети повторяют за учителем.)
Мир дому моему (Сложить руки треугольником над головой)
Мир сердцу моему. (Сложить ладони на сердце)
Мир другу моему. (Протянуть руку соседу)
Мир всей вселенной! (Развести руки от груди)
Что такое мир? Как вы понимаете это слово?
-Когда нет войны, когда люди счастливы, когда в семье все спокойно, когда ярко светит солнце, когда небо голубое и на душе радостно.
Слово мир несет себе огромное значение. Это слово несет покой в душу человека, делает добрыми и красивыми взаимоотношение людей, и наконец мир - это все, что нас окружает, эта наша планета, эта наша вселенная, мир -это наша земля, мир это наша страна Россия, мир-- это наша республика Чувашия, мир-- это наш Шумерлинский район, наш поселок, наша школа-интернат, мир это- я, каждый из нас, мир- это и окружающая нас природа. Мы сегодня поговорим на тему: « Мир вокруг нас»
Каково наше место в нем, в этом мире, насколько хорошо мы знаем мир, который нас окружает, и сможем ли мы его сберечь? Вот такой круг вопросов мы должны обсудить сегодня.
Давайте посмотрим видеоролик «Как прекрасен этот мир»
--Какие чувства вызвал у вас этот фильм? ( ответы)
Природа - это сказочный мир, и перед вами раскроется жизнь, таинственная, необычайная, которой вы раньше не замечали . Природа радует нас и удивляет.
А теперь внимательно послушаем стихотворение и подумаем, о чём оно?
Когда на меня навалилась беда,
И шёл я по отчему краю.
«Отдай свою боль мне!»- сказала вода,
По горному склону стекая.
Сказала мне высь: «Обернись к небесам,
и в сердце растает тревога!»
«Спокойно иди, я тебя не предам!»-
Тихонько шуршала дорога.
«Взгляни на мои голубые снега!»-- Чуть слышно гора мне шептала.
«Приляг на траву»- поманили луга,
Прилёг я, и легче мне стало.
Итак, о чем стихотворение?
Общение с природой успокаивает, благотворно влияет на наш организм, нам становится легче, улучшается настроение.
Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса. С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью водоемов. Все это нам щедро дает планета Земля. А взамен просит только одного - бережного, доброго отношения. Чтобы сохранить природу на планете для наших потомков, мы должны хорошо ее знать и хозяйствовать на ней разумно, т.е. с умом.
Если сравнительно недавно грубое или неумелое вмешательство в природу сходило с рук, то первым предупреждением возможной экологической катастрофы явилась авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году. А что такое катастрофа? Катастрофа - событие с несчастными трагическими последствиями. А экологическая катастрофа - разрушительное воздействие на окружающий мир. Большое количество радиационных продуктов (выброс в воздух вредных веществ) погубили плодородные земли, отравили реки и озера. На огромных территориях Украины, России, Беларуси погасла жизнь, никогда не будут колоситься и синеть васильками щедрые земли полей. Опустели города и сёла. Затем последовала - другая. 14 мая 1996 года на разъезде Мыслец в Шумерлинском районе Горьковской железной дороги произошло крушение грузового поезда с полиэтиленом, фенолом, дизтопливом и спецгрузом под военизированной охраной ( фенол - бесцветный, розовеет на воздухе, ядовит, вызывает нарушение функции нервной системы, раздражает слизистые оболочки глаз, дыхательных путей и кожу. Зачастую фенол является причиной раковых болезней. Где все вокруг отравлено: и земля, и реки. Все это пагубно повлияло на все живое и на здоровье людей. Экологическая катастрофа - одна из важнейших проблем на земле, проблем экологии. А что такое экологическая проблема?
--- Загрязнение окружающего мира, окружающей среды.
А сейчас послушаем рассказ о загрязнении окружающей среды на земле, и подумаем, о какой экологической проблеме идет речь.
Собрались на небе тучи, и пролился на горячую, сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, посвежеют, трава зазеленеет, земля досыта напьется, да и человеку в жаркую пору угодить под прохладный дождичек – одно удовольствие. А что вымокнет до нитки – не беда: просохнет рубашка.
Она и высохла. Глянул на нее хозяин – глазам не поверил: была новехонькой, целехонькой, а стала старой и как решето- вся мелких дырочках. Глядит он на деревья - листья пожелтели. Трава не посвежела, а наоборот, пожухла. Вот так дождик! Да страшный дождик, опасный дождик, ядовитый. А все почему? Один завод дымит. Два завода дымят. Сто заводов дымят. А отчего дымят? Оттого, что в топках горят уголь или нефть. Но в угле, в нефти обязательно есть сера, которая с дымом попадает воздух. Получается едкая серная кислота. Вот тебе и ядовитый дождик!
По чьей вине происходят загрязнения окружающего мира?
-По вине человека. О какой экологической проблеме идет здесь речь? (загрязнение атмосферы - кислотные дожди – загрязнение почвы- загрязнение растений- болезни человека )
А в нашей республике, какие заводы и фабрики вредят окружающей среде?
-Химпром, чувашский бройлер, Ишлейский завод высоковольтной аппаратуры, Шумерлинский завод специализированных автомибелей. Например, только фабрика Чувашский бройлер причинил окружающей среде на 1,6 млн. руб.
Ребята, давайте вспомним, что угрожает нашей планете? Проведем игру «Экологические проблемы». У вас на партах сигнальные флажки SOS? и вы должны записать на них экологические проблемы.(Дети записывают экологические проблемы на специальных карточках , сделанных в виде сигнальных флажков SOS и вывешиваются на макете земли.)
Экологические проблемы: загрязнение воды, загрязнение воздуха, загрязнение почвы, вырубка лесов, гибель животных, уничтожение живой природы, парниковый эффект,(потепление климата), уничтожение растений, накопление мусора, радиоактивное загрязнение, атомные взрывы, выхлопные газы автомобилей, лесные пожары. осушение болот, кислотные дожди, гибель животных, браконьерство.
Мир – это наш поселок, наш родной уголок Саланчик.
Наверное, нет такого человека, который бы не хотел, чтобы рядом с его домом был зеленый уголок, где было бы всё, чистый лесной воздух, красота высоких сосен, скромность березок, грибная охота. Но этот волшебный уголок в опасности. Когда мы гуляем по поселку, что мы видим?
Первое, что бросается в глаза – большое количество стеклянных и полиэтиленовых бутылок, обёрток от семечек, сухариков, чипсов, мороженого на улицах и окрестностях поселения. Стеклянные бутылки целенаправленно разбиваются, чем обостряют обстановку на дорогах, способствуя дорожно-транспортным происшествиям.
Второе, отсутствие урн и мусорных баков на улицах нашего поселка.
Третье, большое количество бездомных собак, которые не только опасны для человека (кусаются), но и загрязняют улицы нашего поселка.
Вспомним Маленького принца, что угрожало его планете?
-Его планете угрожали семена баобабов.
- И что сделал маленький принц?
-Каждое утро он тщательно выпалывал их, чтобы не выросли, и не разорвали бы своими корнями его планету.
-У каждой планеты есть свои баобабы?
А что угрожает нашей маленькой планете.
-Проблема накопление мусора.
Вывод: люди перестали соблюдать чистоту и превратили наш поселок, наши леса и берег реки в настоящие свалки. Но как жаль, что люди часто воспринимают общую уличную территорию как ничью. Это говорит о том, что у многих жителей поселка очень низкая экологическая культура, то есть нисколько не заботятся об окружающей среде.
А сейчас прочитаем, что написал об этом Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» : « Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, вы будете чувствовать себя лучше и проживете дольше».
Если же вы из своего окна каждое утро будете видеть мусорную яму, грязный
двор, унылые серые здания, чахлые погибающие деревца, покрытые слоем черной копоти, - это и будут ваши отрицательные эмоции.
Следовательно, эта проблема угрожает самому человеку. Как же добиться гармонии человека и ее планеты?
- Я думаю, что нам следует прислушаться к маленькому принцу, который строго придерживался такого правила: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок- и сразу же приведи в порядок свою планету»
А что вы делаете утром, когда просыпаетесь? Для чего приводите себя порядок, свою комнату?
Только ли потому чтобы быть грязным, растрепанным стыдно, только ли потому что заставляет воспитательница убирать в комнате? Привели себя в порядок. А в порядке ли наша планета, то есть наш дом , наш двор, наш интернат?
Маленький Принц, наверно, нам хочет сказать, что мы должны себя любить, любить и свою землю. Ты сам красив, и все вокруг тебя должно быть красиво.
Человек должен заботиться не только о себе, но и о своей земле, планете.
А сейчас проведем экологический рейд по интернату и вокруг него. Вам предстоит дать оценку экологической ситуации на территории интерната по следующим параметрам.
1 Что окружает наш интернат?
- лес и река «Саланка»
2 Влияет ли лес на экологическую обстановку территории?
-Поглощает шумы, углекислый газ, выделяют кислород, уменьшают силу ветра.
.3 Оцените район интерната с точки зрения шумов, мешает ли вам шум во время занятий, прогулок, сна.
-Нет не мешает, шумовой фон-нормальный.
4 Назовите растения, произрастающие на территории интерната.
-Березы, сирень, топль, лиственница, смородины, летом цветы.
-К сожалению вокруг интерната мало кустарников, зеленых насаждений
5 Из каких источников поступает в интернат питьевая вода?
-подземные источники.
6 Куда идет сброс используемой воды?
-В систему канализации.
Вывод:
Экологическая ситуация вполне нормальная, можно сказать - благоприятная. И мы должны в свою очередь постоянно поддерживать на нашей маленькой планете надлежащий порядок и обязаны стать заботливыми хозяевами, как маленький принц из сказки Антуан Экзюпери.
Будем и дальше с вами участвовать в экологических акциях, уборке территории и посадке деревьев.
Мир- это я, каждый из нас.
Но, не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы. Но, возможно, и мы сами. Не ты ли сегодня не донес бумажку до урны. Не тобой ли искалечены красавицы- березы - соку хотелось попить! Не ты ли разжег костер под деревом и этим погубил его корни.
Послушайте рассказ и подумайте, а не было ли такое с вами. Рассказ
Н. Соколовой «Выросла рябинка при дороге» Чему учит нас эта история.
Выросла рябинка при дороге. Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. Вся тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
Наступил август. Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. Деревце запылало, как костер на юру. Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.
Шла мимо девочка. Увидела рябинку, поахала.
- Возьму-ка я одну веточку. Одна веточка - это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
И она была по-своему права.
Ехал на машине усатый дядька.
– Ух ты… Прямо картинка… Шикарно!
Он остановил машину, вылез из-за руля. Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
- Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.
Что ж, он был тоже по-своему прав.
Под вечер шли туристы.
- Хорошая рябинка, правда, ломаная. Ну, Зинка, чур, всем по одной! Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной!
Мы народ организованный, должны подавать пример...
Шёл в сумерках влюблённый.
- Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. Бездушные люди, не умеют беречь красоту!
На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать.
Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.
Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет... А Люсенька обрадуется.
На другой день приехал хозяйственник.
- Что это еще за уродец? -строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
- Убрать. Срубить. А то весь вид портит.
И он был по-своему прав.
В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки тоже нет.
(По Н.Соколовой.)
Словарная работа.
1. Обочина – боковая часть, край (дороги, пути).
2. Стоять на юру – стоять на открытом, возвышенном месте.
3. Жинка – жена.
4. Хозяйственник – руководитель, лицо, ведущее хозяйственные дела учреждения, предприятия.
5. Искорёжить – искривить, загнуть, сломать.
О ком или о чём говорится в тексте?
И девочка, и усатый дядька ,и туристы и влюбленный человек, каждый из них унес кусочек ее красоты, желая порадовать близких и родных. Каждый из них считает: «Ничего не произойдет, если я сломаю одну ветку, сорву цветок, уничтожу мотылька, напьюсь березового сока» Но природе будет хуже. Так как каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждый уничтоженный мотылек- эта маленькая трагедия, рана, которую вы нанесли природе.
Оправдывает ли автор кого-то из героев?
Нет, не оправдывает и не винит никого.
В чём автор хотел убедить человека?
Чтобы Человек задумывался о последствиях своих поступков, о том, как он относится к окружающему миру.
Вывод: Ведь порой человек не думает, что творит, разрушая прекрасное в жизни. Эта история заставляет задуматься о жизни, о ее смысле, о многом. И эта проблема по сей день волнует человечество, то есть автор пишет о равнодушии людей, эгоизме, которые приводят к гибели окружающей природы.
Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!.Каждый из нас может и должен внести свой вклад в борьбу за сохранение природы, а следовательно и жизни на земле.
Давайте посмотрим, как помогают природе ребята нашей школы.(показать фотографии)
.
У вас на партах лежат контуры ваших рук ,напишите на них, что бы вы сделали по защите окружающего мира и расположите их по кругу нашей планеты, и мы символически «очистим» (мысленно уберем с нашей планеты экологические проблемы) , ( вы снимаете сигнальный флажок SOS и заменяете его контуром ваших рук.)
Что мы можем сделать любя и оберегая природу?
1.соблюдать правила поведения в лесу, на берегу водоёмов;
2.соблюдать правила сбора даров природы- грибов, ягод, лекарственных растений;
3.заботиться о братьях наших меньших, муравьях, птицах, ёжиках;
4.не бросать мусор;
5.не разжигать костры;
6.содержать в чистоте территорию школьного двора;
7.не ломать цветущие ветки деревьев;
8.не делать углублений в березах, чтобы собирать сок;
9.не сбивать грибы;
10.не обрывать в лесу паутину и не убивать пауков;
11.не обижать животных;
12.не загрязнять водоёмы;
13.не топтать молодую поросль;
14.почистить родник.
Я вижу вы, действительно знаете, как решить эти проблемы. Более того, я знаю, что вы действительно сможете их решить. Потому что каждый из вас маленький принц. Кто- то из вас может подметать двор, кто- то может мастерить скворечник, кто -то любит животных и умеет ухаживать за ними, кто- то обожает цветы и с любовью ухаживает за ними. И все это маленькое дело, которое делает мир вокруг нас чище , лучше и прекраснее. Давайте всем миром прикоснемся руками к просыпающейся от зимнего сна природе, с лаской и добром насытим ее нашей энергией и сами напитаемся от нее. Уберем мусор, украсим улицу, двор цветами, чтобы даже у невоспитанного человека не поднялась рука испортить эту красоту. То есть, если мы объединим наши усилия, старания, то можем сделать окружающий мир, наш поселок, нашу школу-интернат, наш дом, наш класс лучше, чище и прекраснее.
Я надеюсь, что сегодняшний воспитательский час поможет вам по- новому взглянуть на окружающий мир. Мир-это зеркальное отражение нас. Давайте любить и ценить, оберегать мир вокруг нас. А хотите изменить его к лучшему- начните с себя. Ведь каким будет наш мир, зависит от каждого из нас -людей . Все в наших руках: наша жизнь и жизнь окружающего мира.