Рабочая программа по художественной гимнастике
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ и СПОРТУ
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПУРОВСКАЯ РАЙОННАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРИТВНАЯ ШКОЛА
ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «АВАНГАРД»
629850 ЯНАО г. Тарко-Сале ул. Геологов 21 тел. (факс) 4-70-80; 4-70-81,e-mail: sduhor-82@yandex.ru УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ДО
ПУРОВСКАЯ РАЙОННАЯ
СДЮСШОР ”АВАНГАРД”
______________Л.Ю. Зарко
«____»_________2015 г.
Рассмотрено на заседании МС школы
протокол №_______ ____._____. 2015 г.
заместитель по УВР_________К.А. Бурцева
Рабочая программа
Тренера-преподавателя
Коваленко Татьяны Николаевны
по виду спорта художественная гимнастика
(группа начальной подготовки
1 года обучения)
г. Тарко-Сале
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
№ п\п Название темы Стр.
1. Пояснительная записка 2
2. Учебный план 7
3. Методическая часть 12
4. Учебно-методическая литература 33
Пояснительная записка
Художественная гимнастика - это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и в выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметом под музыку.
Художественная гимнастика - сложно координированный вид спорта. Специфика ее проявляется в выполнении большого количества технических движений свободного характера объединенных в композицию.
Для развития вида спорта сегодня характерны тенденции к омоложению спортсменок, усложнения упражнений, обострения конкурентной борьбы.
Спортивная подготовка в художественной гимнастике - многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс всестороннего развития, обучения и воспитания занимающихся.
Главная цель - это воспитание человека, спортсмена, добившегося высокого спортивного результата.
Частная цель - выполнение норматива Кандидата в мастера спорта.
Задачи подготовки по художественной гимнастике сводятся к следующему:
Всестороннее гармоничное развитие человека.
Развитие физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, прыгучести и т.д.).
Формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых в области художественной гимнастики.
Воспитание нравственно-этических качеств.
Развитие эстетических качеств (музыкальности, танцевальности, выразительности и артистизма).
К частным задачам художественной гимнастики относятся:
- воспитание умения произвольно регулировать силу (степень мышечного напряжения) движений в соответствии с их амплитудой, направлением, темпом и ритмом;
- воспитание умения придавать движениям разнообразную эмоциональную окраску;
- эстетическое воспитание занимающихся на основе связи движений с музыкой и использования элементов танца.
Целью программы является создание единого направления в учебно-тренировочном процессе для спортивного развития воспитанников от групп начальной подготовки до уровня спортивного мастерства.
В реализации данной программы большое значение имеет четкая организация всего учебно-тренировочного процесса: своевременное начало и качественное проведение занятий, строгое выполнение установленного порядка и правил проведения тренировок и соревнований, личный положительный пример педагогов, высокая требовательность к себе и спортсменам, постоянная забота об обучающихся.
Чтобы лучше организовать педагогический процесс, в полной мере решать задачи воспитания, обучения, развития спортсменов, тренер использует разнообразные формы организации занятий. Основная форма организации учебного процесса по художественной гимнастике – спортивный урок. Он может включать в себя: все виды физической подготовки (общую, специальную, техническую, музыкальную), урок хореографии, работу над техникой исполнения основных фигур, согласно классификационной программы, подготовку показательных выступлений, теоретическую подготовку, психологическую подготовку, различные виды соревновательной деятельности, игры.
Основной формой проведения учебного процесса в художественной гимнастике является занятие. Его протяженность может быть от 2 до 4 учебных часов. Основной формой проведения учебного процесса в художественной гимнастике является занятие. Но возможны и другие способы организации учебно-тренировочного процесса.
1. Теоретические занятия – они используются для изучения теоретических разделов программы, для проведения психологической подготовки, для разборов соревнований, сборов, показательных выступлений, поездок.
2. Элементы других видов спорта: легкие прогулки, катания на лыжах и санках, плавание.
3. Репетиции праздников и показательных выступлений.
4. Показательные выступления и соревнования.
5. Выезды на соревнования в другие регионы страны.
6. Учебно-тренировочные сборы.
7. Воспитательная работа и мероприятия для сплачивания детского коллектива: беседы, прогулки, совместное проведение праздников, посещение концертов, кинотеатра, выставок.
8. Самостоятельная работа дома.
9. Летний спортивно-оздоровительный лагерь.
Режимы тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке спортсменов
Год обучения Возраст учащихся Кол-во учащихся в группе Максимальное кол-во часов в неделю Требования к спортивной подготовке
I. Группа начальной подготовки 1 года обучения
1 год 6-7 14-16 25 6 Выполнение переводных нормативов по ОФП
1.Зачисление обучающихся в школу.
На этап начальной подготовки, на основании индивидуального отбора по критериям данного вида спорта зачисляются дети, желающие заниматься художественной гимнастикой, имеющие письменное разрешение врача – педиатра. Критерии оценок:
Оценка конституционных особенностей. Предпочтение должно отдаваться девочкам мускульно-астенического типа, с узким тазом, тонкой костью, длинными конечностями и шеей, удлиненной формой мышц. Просмотр желательно проводить в присутствии родителей, чтобы учесть наследственную детерминированность перечисленных признаков.
Примечание: при плохой оценке особенности внешнего вида по данному критерию поступающие от дальнейших испытаний освобождаются.
2) Оценка физических качеств:
- выворотность – определяется по специально градуированной круговой шкале или визуально при выполнении обучающимся деми и гран плие, отведение ноги в сторону;
- пассивная гибкость в тазобедренных суставах – поднимание гимнасткой ног во всех направлениях;
- активная гибкость в тазобедренных суставах – поднимание гимнасткой ног во всех направлениях;
- гибкость позвоночника – мост из положения лежа с помощью тренера-преподавателя или «лягушка»;
- прыгучесть – прыжки на двух с установкой как можно выше;
- быстрота – бег на 20 м на время;
- ловкость – бросок теннисного мяча в цель;
- вестибулярная устойчивость – пять поворотов по 360 градусов переступанием на месте с последующей ходьбой по нарисованной прямой линии.
3) Оценка артистических способностей: определение умения двигаться в заданном темпе, чувства ритма, музыкального слуха, танцевальности. Для этого используются следующие задания:
- ходьба и бег в заданном хлопками тренера-преподавателя темпе;
- повторение хлопками несложного ритмического рисунка, задаваемого тренером;
- исполнение детской песенки (по выбору гимнастки);
- танец по выбору или танцевальные мировоззрения на музыку разного характера. Отбор перспективных из квалифицированных гимнасток осуществляется в двух вариантах: естественный отсев девочек, которым трудно справляться с физическими нагрузками, у которых низкий уровень мотивации к занятиям художественной гимнастикой и т.п.; искусственный отбор, который проводит тренерский совет на основе выполнения гимнастками установленных программой.
Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки
На этапе начальной подготовки:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков («школы движений»);
- теоретическая, общая и специальная физическая подготовка;
- освоение основ техники по виду спорта художественная гимнастика;
- приобретение опыта выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта художественная гимнастика;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменок;
- отбор перспективных юных спортсменок для дальнейших занятий по виду спорта художественная гимнастика.
2. Учебный план Программы
Планирование учебных занятий и распределение учебного материала в группах проводится на основании учебного плана и годового графика распределения учебных часов, которые предусматривают организацию тренировочных занятий по предметным областям соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ) для группы по сложно-координационным видам спорта. Учебным планом предусматриваются следующие предметные области: теория и методика физической культуры и спорта, общая физическая и специальная подготовка, избранный вид спорта, другие виды спорта, технико-тактическая и психологическая подготовка.
Распределение учебных часов
в группах начальной подготовки 1 года обучения (6 час)
Разделы подготовки
Месяцы Всего
за
год
9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 42 недели 10 недель 52 недели
Теоретическая подготовка 1 1 1 2 2 1 1 1 2 12
Общая физическая подготовка 7 7 7 7 7 7 7 7 7 63
Специальная физическая подготовка 3 2 3 2 3 3 3 3 3 25
Техническая подготовка 9 10 10 10 9 10 10 10 10 88
Хореографическая подготовка 6 6 6 6 6 5 5 6 6 52
Контрольные испытания 1 1 2
Самостоятельная работа 2 2 2 2 2 10
Медицинское обследование Итого 26 28 29 28 29 28 26 27 31 252
Навыки в хореографии, способствующие повышению профессионального мастерства в художественной гимнастике
Хореография в художественной гимнастике утвердилась как средство специализированной подготовки спортсменок высокого класса, помогающая сделать композиции более яркими оригинальными, выразительными, зрелищными. Именно в процессе занятий хореографией гимнастки ближе всего соприкасаются с искусством. Искусство танца - это передача образа посредством движений тела и мимики, поэтому у занимающихся хореографией гимнасток формируется способность передавать движениями тела определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания чувства, а также способность создавать яркий и выразительный образ.
На хореографических занятиях приобретается чистота исполнения, легкий высокий прыжок, большой танцевальный шаг (растяжка), правильное вращение; развивается выворотность ног, гибкость, координация, выносливость и сила, устойчивость; вырабатывается правильная осанка, свободное и пластичное владение руками, танцевальность; укрепляется опорно-двигательный аппарат; формируется культура движений и умение творчески мыслить.
Хореографическая подготовка в художественной гимнастике включает обучение элементам четырех танцевальных систем:
- классической - основная задача - путем целесообразно подобранных, повторяемых, постоянно варьируемых и усложняющихся движений помочь учащимся развить тело и научиться свободно управлять своими движениями;
- народно-характерной, использование которой благотворно влияет на формирование у гимнасток координационных, музыкальных, выразительных способностей, а также на развитие танцевальности и артистичности;
- историко-бытовой, способствует формированию базовых навыков и культуры движения, с нее начинается танцевальная подготовка гимнасток: в художественной гимнастике широко применяются галоп, полька, вальс, полонез, мазурка;
- современной, которая, не только совершенствует технику хореографических движений, но и является привлекательной по своей эмоциональной насыщенности, яркости, выразительности.
Осуществляется хореографическая подготовка в форме разминок классического, народно-характерного и современного содержания, а также при разучивании танцевальных и спортивно-танцевальных комбинаций.
Хореографическая подготовка в художественной гимнастике является дополнительным средством подготовки на пути к высшим спортивным достижениям. В связи с этим занятия хореографией являются частью учебно-тренировочного процесса и должны быть взаимосвязаны с другими видами подготовки гимнасток, а программа по хореографии входит в общую программу подготовки гимнасток.
Урок состоит из упражнений у опоры и на середине зала, последние делятся на экзерсис, адажио, аллегро и упражнения на пальцах. Последовательность упражнений у опоры и на середине одинакова, затем на середине зала вводится адажио. За адажио следует аллегро, маленькие и большие прыжки, танцевальные вариации и завершается урока «пор де бра» с наклонами вперед и перегибаниями назад и в стороны. Урок рассчитан на два академических часа.
Построение урока одинаково как для первого, так и для последующих годов обучения, с той лишь разницей, что в первый год обучения движения исполняются в отдельности и в простейших сочетаниях. Исключение составляет начало учебы, когда изучают элементы движений.
Уже на первых уроках следует заботится о развитии музыкального слуха учащихся, их надо приучать к различным музыкальным размерам, делая разнообразным музыкальное сопровождение, ускоряя и замедляя темп, но строго соблюдая цельность музыкальной фразы.
В первый год обучения большая часть времени отводится упражнениям у опоры, во второй год на упражнения у опоры идет не более 45 минут. С каждым годом время экзерсиса у опоры укорачивается за счет ускорения темпа. Упражнения на середине строятся так, чтобы на прыжки осталось не более 20 минут. Для того, чтобы урок был продуктивным, педагог должен заранее продумать упражнения. Без музыки немыслимы упражнения классического экзерсиса. Темп и ритмический рисунок музыкального сопровождения движений в начале и в конце первого года - разные. Пока движения проходят стадии подготовительных упражнений, ритмический рисунок простой, в последствии он становится более разнообразным.
Название упражнения НП
Экзерсис у опоры Постановка корпуса +
Позиции ног +
Позиции рук +
Батман тандю +
Препарасьон +
Плие +
Пассэ пар тэр -
Рон дэ жамб пар тэр -
Батман тандю жэтэ +
Батман фраппе -
Ролевэ +
Батман фондю -
Батман ролевэ лян -
Рон дэ жамб ан лер -
Батман сутеню -
Гран батман жэтэ +
Батман девлёппэ +
Перегибы корпуса -
Экзерсис на середине зала Пор дэ бра -
Позы классического танца: -
Круазе -
Эффасе -
Экартэ -
Арабеск -
Аттитюд -
Темп лие -
Ролеве -
Прыжки: -
Там левэ сотэ +
Шажман дэ пье -
Па эшапэ -
Па ассамбле -
Па жэтэ -
Па балансэ -
Сиссон сампль -
Сиссон томбэ -
Гран шажман дэ пье -
Вращения: препарасьон ан дэор -.
препарасьон ан дэдан -
Экзерсис на середине Плие -
Батман тандю -
Батман тандю жэтэ -
Рон дэ жамб пар тэр -
Батман фондю -
Батман фраппе -
Рон дэ жамб ан лер -
Батман девлёппэ -
Гран батман жэтэ -
Адажио -
Аллегро -
Растяжки
у опоры
на полу самостоятельно
на полу с помощью преподавателя -
Прыжки (аллегро)
Трамплинный прыжок -
Туры, повороты
Переступание на 360° (изучение на 90°, 180°).
Скрестный поворот (сутеню) - 360°.
На одной опорной ноге - 360° (вперед, в сторону). -
Танцевальные вариации -
Приставной шаг (вперед, в сторону, назад).
Шаг галопа.
Шаг польки.
Вальсовый шаг (вперед, в сторону - балянсэ).
Бег на полупальцах.
Вальсовый шаг с поворотом (изучение).
На 2/4 - маленькая (из маленьких прыжков, поз, поворотов).
На 3/4 - большая (из больших прыжков, поз, поворотов).
Характерная - (включение характерного, народного, историко-бытового танца). Уроки хореографии для групп начальной подготовки
Основная задача I- го года обучения - постановка корпуса, ног, рук и головы на простейших упражнениях классического тренажера, развитие элементарных навыков координации. Введения понятия опорная и рабочая нога, функции работающей ноги.
Урок начинается танцевальным маршем в спокойном темпе, который постепенно ускоряется, затем возвращается в обычный, после чего приступаем к упражнениям. Марш приводит организм в рабочее состояние, налаживает дыхание и кровообращение.
Все упражнения начинают изучать стоя лицом к опоре, держась за нее обеими руками. После освоения экзерсиса лицом к опоре приступают к изучению упражнений, стоя боком к опоре и держась за нее одной рукой, в то время как другая рука открыта на 2 позицию. Все упражнения выполняются поочередно с правой и левой ноги. Для правильного усвоения выворотности ног ряд упражнений сначала изучается в сторону, последнее - вперед и назад. Упражнения исполняются носком в пол и на воздухе под углом около 25°, 45°, 90°. Угол образует опорная и открытая на воздух работающая нога.
3. Методическая часть.
Содержание спортивной подготовки
Этапы спортивной подготовки:
Этап начальной подготовки (нормативный срок освоения 2 года), обеспечивает относительную стабильность состава обучающихся; динамику прироста индивидуальных показателей физической и технической подготовленности обучающихся; уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля.
Классификация видов и компонентов подготовки гимнасток
Виды подготовки Компоненты (подвиды) Направленность работы
Физическая Общефизическая Повышение общей дееспособности
Специально-физическая Развитие специальных физических качеств
Специально-двигательная Развитие специальных способностей, необходимых для успешного освоения упражнений с предметами
Функциональная «Выведение» гимнасток на высокие объемы и интенсивности нагрузок
Реабилитационно-восстановительная Профилактика неблагоприятных последствий и восстановление
Техническая Беспредметная Освоение техники упражнений без предмета
Предметная Освоение техники упражнений с предметами
Хореографическая Освоение элементов классического, историко-бытового, народного и современного танцев
Музыкально-двигательная Освоение элементов музыкальной грамоты, развитие музыкальности
Композиционно-исполнительская Составление и отработка соревновательных программ
Психологическая Базовая Психологическое развитие, образование, обучение
К тренировкам Формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным требованиям и нагрузкам
К соревнованиям Формирование состояния «боевой готовности», способности к сосредоточенности и мобилизации
После-
соревновательная анализ результатов соревнований, постановка задач на будущее
Тактическая Индивидуальная Подготовка соревновательной программы, распределение сил, разработка тактики поведения
Групповая Подготовка соревновательной программы, подбор расстановка и отработка взаимодействия гимнасток
Командная Формирование команды, определение задач, очередности выступления
Теоретическая Лекционная Приобретение системы специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике
В ходе практических занятий Самостоятельная Соревновательная Соревнования Приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к стрессу и надежности выступлений
Модельные тренировки Прикидки Общая физическая подготовка - комплексный процесс всестороннего физического воспитания, направленный на укрепление здоровья, опорно-двигательного аппарата и развитие общей выносливости гимнасток. Это физическая подготовка, осуществляемая безотносительно к конкретному виду деятельности. С помощью ОФП спортсмены овладевают двигательными навыками, умениями, физическими, психомоторными, морально-волевыми качествами, которые служат решению следующих задач:
- общее физическое воспитание и оздоровление будущих гимнасток, которые должны уметь хорошо бегать прыгать, передвигаться на лыжах, владеть основными элементами спортивных игр, т.е. быть физически разносторонне подготовленными спортсменами;
- расширение функциональных, двигательных возможностей и укрепление опорно-двигательного аппарата будущих гимнасток с учетом специфики художественной гимнастики.
Средствами ОФП являются: общеразвивающие упражнения, бег, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, велосипедах, спортивные и подвижные игры.
Специальная физическая подготовка - это специально организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование физических качеств необходимых для успешного освоения и качественного выполнения упражнений художественной гимнастики. В настоящее время выделяют 7 основных физических способностей:
- координация - способность к целесообразной организации мышечной деятельности и ловкость - способность осваивать новые движения и перестраивать деятельность в соответствии с обстановкой, для развития применяются - задания, игры, эстафеты, включающие сложнокоординированные действия и упражнения с предметами;
- гибкость - подвижность в суставах - способность выполнять движений по большой амплитуде пассивно и активно, ее развитию способствуют упражнения на развитие подвижности различных суставов - пружинное растягивание, махи, фиксация поз, расслабление;
- сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий в статических и динамических движениях, существуют упражнения на силу мышц рук, ног, туловища: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения, бег, прыжки, выпады, приседы;
- быстрота - способность быстро реагировать и выполнять движения с большой скоростью и частотой, развивается при выполнении упражнений на развитие скорости реакции, скорости и частоты движений при выполнении основных упражнений;
- прыгучесть - скоростно-силовое качество, проявляющееся в высоте отталкивания, ее развитию способствуют упражнения на развитие силы, скорости и высоты отталкивания, а также прыжковой выносливости;
- равновесие - способность сохранять устойчивое положение в статических и динамических упражнениях, совершенствуется в процессе сохранения устойчивого положения в усложненных условиях: после динамических движений, после раздражения вестибулярного анализатора, с выключенным зрением, на уменьшенной, повышенной опоре;
- выносливость - способность противостоять утомлению, вырабатывается в процессе выполнения различных заданий на фоне утомления.
Недостаточное внимание к развитию хотя бы одного из компонентов СФП приводит к затягиванию процесса обучения, длительному застою в росте спортивного мастерства, провалам в подготовке, и соответственно выступлениях на соревнованиях. В связи с этим на этапе специализированной подготовки важна индивидуализация СФП. Тренеру важно знать особенности структуры двигательных качеств каждой гимнастки, характерные недостатки в ее подготовке, знать основные пути их возможного устранения. Наиболее эффективна СФП тогда когда осуществляется в единстве с ОФП.
Специально-двигательная подготовка - это процесс развития способностей, необходимых для успешного освоения и качественного исполнения упражнений с предметами. К ним относятся следующие психомоторные способности:
- проприацептивная (тактильная) чувствительность - «чувство предмета» - выполнение упражнений с предметами с варьированием их параметров: увеличения и уменьшения, утяжеления и облегчения;
- координация (согласование) движений тела и предмета - выполнение упражнений в непривычных исходных положениях, одновременно с несколькими предметами, асимметричные движения, движения в парах, тройках;
- распределение внимания на движение тела и предмета, на два предмета, на себя и партнеров, на «свой» предмет и предметы партнерш - работа с двойными или двумя предметами, параллельная и асимметричная, работа
- быстрота и адекватность реакции на движущийся объект (предмет) - броски и метания на заданную высоту и дальность, ловли от партнеров после переката, отбива, броска, с поворотом после сигнала.
Функциональная подготовка - это развитие способности выполнять большие объемы тренировочных нагрузок при высокой интенсивности работы и без снижения качества, т.е. развитие специальной выносливости. Средствами функциональной подготовки являются: - бег, кросс, плавание; 15-20 минутные комплексы аэробики или ритмической гимнастики; танцы любой стилистики в течение 15-20 минут; прыжковые серии с предметами и без (особенно ценны со скакалкой); сдвоенные соревновательные комбинации; круг соревновательных комбинаций с небольшими интервалами отдыха.
Реабилитационно-восстановительная подготовка - это организованный процесс ликвидации неблагоприятных последствий усиленных занятий и ускорение процессов восстановления после нагрузок. Особое внимание в художественной гимнастике следует уделять реабилитационно-профилактическим мероприятиям для опорно-двигательного аппарата (позвоночника, голеностопного, коленного и тазобедренного суставов) и восстановительным мероприятиям для нервной системы гимнасток.
Техническая подготовка - это процесс формирования знаний, умений и навыков выполнения, свойственных виду спорта упражнений и совершенствование их до максимально возможного уровня. Цель технической подготовки - сформировать такие знания, умения и навыки, которые позволили бы гимнасткам с наибольшей эффективностью продемонстрировать свою индивидуальность в сочетании с разнообразием, трудностью и оригинальностью упражнений в единстве с музыкой и обеспечить дальнейший рост спортивного мастерства.
Задачами технической подготовки являются:
- формирование системы специальных знаний о рациональной технике упражнений, требований к их исполнению, изучение правил соревнований;
- развитие широкого круга разнообразных двигательных умений и навыков, свойственных художественной гимнастике;
- совершенствование всех спортивно-значимых компонентов исполнительского мастерства: технических, физических, эстетических и музыкально выразительных;
- разработка новых оригинальных элементов и соединений, совершенствование техники общеизвестных;
- составление соревновательных программ, эффективно отражающих и совершенствующих спортивное мастерство спортсменок.
В технической подготовке гимнасток выделяют следующие компоненты:
а) Беспредметная подготовка - формирование техники телодвижений, ее компонентами являются специфическая, равновесная, вращательная, прыжковая, акробатическая и танцевальная подготовки (таблица 13).
б) Предметная подготовка - формирование техники движений предметами, компоненты этого вида подготовки: балансовая, вращательная, фигурная, бросковая и перекатная подготовки. Упражнения выполняются с 5 разными по форме, фактуре, размерам предметами: скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой, которые предполагают следующие группы движений: удержание и баланс, вращательные и фигурные движения, бросковые движения и перекаты (Таблица 14).
Классификация упражнений беспредметной подготовки
Структурные группы Типы упражнений Виды упражнений
Пружинные
движения ногами на двух, одной, поочередно
целостно всеми частями тела
руками во всех направлениях,
одно- и разноименно
Расслабления простые посегментные стекание Волны вперед руками, туловищем, целостно
обратные боковые Взмахи передне-задние руками, туловищем, целостно
боковые Наклоны по направлению вперед, назад, в сторону
круговые
по амплитуде 450, 900 (горизонтальные), 1350 и ниже (низкие)
по И.П. или по опоре на двух ногах, на носках
на одной ноге, носке
на коленях, на одном колене
в выпадах
Равновесия по направлению наклона туловища передние, боковые, задние
по амплитуде наклона высокие, горизонтальные (900), низкие (1350и ниже)
по амплитуде отведения свободной ноги 450, 900,1350, 1800 и более градусов
по положению свободной ноги прямая и согнутая
(по способу сгибания пассе, аттитюд, кольцом)
по способу удержания свободной ноги пассивное (с помощью руки), активное (силой мышц)
по способу опоры на всей стопе, на носке, на колене
Повороты по способу исполнения переступанием, скрещением, смещением стопы, одноименным вращением в сторону опорной ноги, разноименным вращением в противоположную сторону, выкрутом от маховой ноги, серийно, поточно
по позе простые позы, переднего, бокового, заднего равновесия, аттитюда (активно и пассивно), кольцом (активно и пассивно)
по продолжительности 900, 1800, 3600, 5400 и 720, трех-, четырех (и т.д.) оборотные
Прыжки толчком двумя, приземление на две выпрямившись, согнув ноги, ноги врозь, «щучка», прогнувшись, кольцо двумя
толчком двумя, приземление на одну открытый, касаясь, в кольцо, касаясь в кольцо
толчком одной приземление на две шаг-наскок на две, ассамбле, «щучка», махом одной с поворотом прогнувшись или кольцо двумя
толчком одной, приземление на толчковую скачок, открытый, с поворотом кругом (выкрутом), подбивные, «казак», со сменой ног - разножка, в кольцо, касаясь в кольцо, револьтад
толчком одной, приземление на маховую без смены ног пружинный бег, касаясь, шагом, касаясь в кольцо, шагом в кольцо, шагом прогнувшись, жэтэ антурнан, жэтэ антурнан в кольцо, жэтэ антурнан касаясь в кольцо, шагом с поворотом туловища ¼, ½, «бедуинский»
толчком одной, приземление на маховую со сменой ног впереди, сзади, перекидной, разноименный перекидной
Акробатические элементы а) статические положения: мосты на двух и одной ногах, руках шпагаты на правую, левую ногу, поперечный упоры стоя, сидя, лежа стойки на лопатках, груди, предплечьях, руках б) динамические движения перекаты по направлению вперед, назад, в сторону
по положению тела в группировке, согнувшись, прогнувшись
кувырки по направлению вперед, назад
по положению тела в группировке, согнувшись, прогнувшись и комбинированно
по соединениям в стойку на голове, в стойку на руках
перевороты (медленные темповые) по направлению вперед, назад, в сторону
по способу опоры через касание двумя руками, одной рукой на предплечьях
сальто по направлению вперед, назад, в сторону
без и с поворотом вокруг продольной оси - «твист» однооборотные и 2-4 оборотные Партерные элементы седы обычный, на пятках (е) бедре, ноги врозь, углом упоры присев, на коленях, сидя, лежа, лежа на бедрах, сзади положения лежа на спине, животе, боку, движения повороты, переползания, перекаты
Ходьба и бег спортивные виды ходьбы походный, строевой, гимнастический (с носка), на носках, на пятках, на внешнем своде стопы, в выпаде, полуприсяде, приседе, упоре присев, упоре стоя на коленях, упоре стоя сзади и др.
спортивные виды бега семенящий, колени вперед, колени назад, выбрасывая ноги вперед, назад, скрестный, присьтавной, переменный, спиной вперед, с поворотом
специфические виды ходьбы и бега мягкий, перекатный, пружинный, высокий, острый, широкий
Танцевальные элементы Классификация упражнений с предметами
Структурные
группы Типы упражнений Виды упражнений
Броски и переброски прямые боковые, лицевые, горизонтальные
обводные под руку, ногу, плечо, за спину
крученые по различным осям
нетипичным захватом ногой (ами), за конец, середину, конец и середину предмета
двух предметов параллельные, разнонаправленные, разно-плоскостные, поочередные, последовательные
Отбивы об пол вперед, назад в сторону
телом кистью, локтем, плечом, грудью, бедром, коленом, голенью, стопой
Ловли простые вперед и над собой, сбоку
обводные под рукой, ногой, за спиной, за головой
сложные в перекат, обкрутку, вращение, и др.
нетипичным хватом на ногу (и),на туловище, за конец,за середину предмета
Передачи простые перед собой, над собой
обводные под рукой, ногой, за спиной, за головой
Перекаты по полу вперед, назад в сторону, обратный, по дуге
по телу по кистям, одной и двумя рукам, по груди и плечам, по передней, задней, боковой поверхности туловища и ног, в разных плоскостях
Вращения на руках на кистях одной и двух, на локте, перед собой, сбоку, сзади, над и за головой, в разных плоскостях
на туловище без и со смещением
на ногах на двух и одной, свободной и опорной
Вертушки на полу без и со смещением
на теле на руке, руками, ноге, груди, спине по различным осям, без и со смещением
Обкрутки рук (и) кисти, кистью, предплечья, плеча, всей руки
туловища шеи, плечевого пояса, талии, всего туловища
ног (и) стопы, голени, всей ноги
Фигурные движения круги
восьмерки малые, средние и большие в разных плоскостях
спирали, змейки, мельницы вертикальные, горизонтальные и круговые;
в разных плоскостях
Прыжки через предмет с 1-3 вращениями, в петлю (скрестно), узким хватом вперед, назад, в сторону;
с различным положением тела
через движущийся предмет катящийся, вертящийся, вращающийся, отскочивший и рисующий по и над полом,
Элементы
входом
в предмет надеванием махом вперед, назад внутрь и наружу
набрасыванием горизонтально и с вращением вперед, назад, и в сторону
шагом, прыжком в специально подготовленный и автономно движущийся предмет (катящийся и т.д.)
Складывание предметов соединением концов поочередными перехватами перед собой, сзади, сбоку, над и за головой
задеванием части тела обкручиванием рук (и), ног (и), туловища
Хореографическая подготовка включает обучение элементам 4 танцевальных систем: классической, историко-бытовой, народно-характерной и современной. Хореографическая подготовка двигательно обогащает гимнасток, содействует разнообразию их деятельности и расширению средств выразительности в соревновательных программах, формирует правильное понимание красоты поз, линий, положений и движений тела, развивает культуру движений, а также воспитывает музыкальность ритмичность, эмоциональность и выразительность.
Музыкально-двигательная подготовка - формирование умений понимать музыку и выполнять движения в соответствии с ее характером, темпом, ритмом, динамикой. Этот вид подготовки предполагает: знакомство с элементами музыкальной грамоты; формирование умения слушать и понимать музыку, различать средства музыкальной выразительности; развитие умения согласовывать движения с музыкой и средствами музыкальной выразительности; совершенствования творческих способностей - поиска соответствующих музыке движений.
Средствами музыкально-двигательной подготовки являются: теоретические основы музыкальной грамоты; специальные упражнения на согласование движений с музыкой; творческие задания и импровизация; музыкальные игры.
Формы организации музыкально-двигательной подготовки:
- специальные теоретические занятия;
- практические задания на связь движений с музыкой или отдельными средствами музыкальной выразительности;
- музыкальные игры - особенно в группах начальной подготовки;
- прослушивание и разбор музыкальных произведений, с последующей творческой импровизацией;
- контрольные занятия - зачеты, которые состоят из сдачи теоретического материала и практических заданий.
Композиционно-исполнительская подготовка - это поиск элементов и соединений, работа с музыкальным материалом, составление и совершенствование соревновательных и спортивно-показательных программ, совершенствование качества их исполнения, формирование виртуозности выразительности и артистизма. Осуществляется на специальных постановочных уроках или во время комплексных занятий.
Соревновательные комбинации должны демонстрировать разностороннюю физическую подготовку гимнасток, выявлять у них все двигательные качества. Кроме того, они должны быть разнообразными в техническом отношении, включать разные элементы из всех структурных групп телодвижений гимнасток. В настоящее время основными (фундаментальными) признаны 4 структурные группы: прыжки, равновесия, повороты и наклоны. Эти группы должны быть представлены в комбинациях тремя разными элементами. Остальные структурные группы: волны и взмахи, бег и подскоки, танцевальные элементы и акробатические движения отнесены к важным (другим) и тоже должны входить в программу.
Требования, предъявляемые к разнообразию элементов и соединений, находятся в тесной связи с требованием к их специфичности. В упражнениях с предметами должны быть представлены все специфические для каждого вида структурные группы манипуляций, а именно:
- в комбинациях со скакалкой - прыжки через развернутую скакалку, подпрыгивания или подскоки, а также круги, вращения, восьмерки и броски различных типов;
- в комбинациях с обручем - перекаты и вращения, а также махи, покачивания, восьмерки, броски и вход в обруч;
в комбинациях с мячом - броски, активные отбивы и свободные перекаты, а также круги, выкруты, восьмерки и баланс;
- в комбинациях с булавами - мельницы, малые круги и малое жонглирование, а также броски, махи, средние и большие круги, постукивания, скольжения и перекаты, асимметричные движения;
- в комбинациях с лентой - махи и круги, змейки, спирали, а также восьмерки, передачи и переброски, возврат за противоположный конец ленты.
Теоретическая подготовка включает в себя формирование знаний об истории развития и современного состояния художественной гимнастики, строении и функциях организма человека, понятия о физической культуре двигательной активности, здоровом образе жизни.
История развития и современное состояние художественной гимнастики: истоки; история развития; анализ результатов достижений российских гимнасток; задачи, тенденции и перспективы развития.
Строение и функции организма человека: краткие сведения в доступной форме об опорно-мышечном аппарате; строение и функции внутренних органов, органов дыхания, кровообращения, пищеварения и нервной системы.
Общая и специальная физическая подготовка: понятие об общей и специальной физической подготовке, понятие двигательных качеств (гибкости, быстроты, ловкости, прыгучести, силы, выносливости и равновесия); основные термины.
Основы музыкальной грамоты: понятие о содержании и характере музыки; метр, такт, размер, ритм и мелодия, темп, музыкальная динамика; значение музыки в художественной гимнастике.
Режим питания и гигиена: понятие о режиме, его значение; понятие о правильном питании; понятие о гигиене гимнастки.
Психологическая подготовка. В основе психологической подготовки лежат, с одной стороны, психологические особенности вида спорта, с другой стороны – психологические особенности спортсмена. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от гимнастки высоких результатов.
В психологической подготовке можно выделить:
- базовую психологическую подготовку;
- психологическую подготовку к тренировкам
- психологическую подготовку к соревнованиям (предсоревновательная, соревновательная, постсоревновательная).
Характеристика тренировочных процессов в художественной гимнастике
Группа начальной подготовки 1 года обучения
Этап начальной подготовки 1 года обучения охватывает дошкольный возраст (5-6 лет) - возраст интенсивного роста и развития всех функций и систем организма детей. Высокая двигательная активность и значительное развитие двигательных функций являются благоприятным периодом для начала регулярных занятий физической культурой и спортом. Главная цель ранних занятий физической культурой и спортом - создать прочную основу для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения.
Цель I этапа многолетней подготовки в художественной гимнастике - выявить способных детей и основательно осуществить начальную подготовку - заложить прочный фундамент.
Задачи групп начальной подготовки 1 года обучения:
Набор детей для занятий художественной гимнастикой не имеющих медицинских противопоказаний к этому. Из них выделяются наиболее дисциплинированные, инициативные, работоспособные, целеустремленные, с хорошими данными физического развития, гибкие, ловкие, с хорошей координацией движения, чувством ритма, положительной внешней и внутренней мотивацией.
Укрепление здоровья на основе всесторонней физической подготовки - использование средств и методов, применяемых в других видах спорта с учетом возрастных критериев.
Развитие физических качеств и способностей, характерных для квалифицированных гимнасток - координации движений, гибкости, растяжки, силы, быстроты, прыгучести, равновесия, выносливости, устойчивого интереса к занятиям, волевых качеств.
Обучение основам выполнения элементов художественной гимнастики - шпагат, мостик, корзиночка, лодочка, волны, вращения, прыжки.
Выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке и по элементам художественной гимнастики.
Распределение программного материала по группам начальной подготовки.
Основные средства НП-1
Базовая техническая подготовка Упражнения на овладение навыком правильной осанки и походки +
Упражнения для правильной постановки ног и рук +
Маховые упражнения +
Круговые упражнения +
Пружинящие упражнения +
Упражнения в равновесии +
Акробатические упражнения +
Специальная техническая Виды шагов на полупальцах +
мягкий +
высокий +
острый -
пружинящий -
двойной (приставной) -
скрестный -
скользящий -
перекатный -
широкий -
галопа +
польки +
вальса -
Виды бега на полупальцах +
высокий +
пружинящий -
Наклоны а) стоя: вперед +
в стороны (на двух ногах) +
в стороны (на одной ноге) -
назад (на двух ногах) +
назад (на одной ноге) -
б) на коленях:
вперед, в стороны, назад +
Подскоки и прыжки а) с двух ног с места: +
выпрямившись +
выпрямившись с поворотом от 45 до 3600 -
из приседа +
разножка (продольная, поперечная) -
прогнувшись, боковой с согнутыми ногами -
б) с двух ног после наскока: прыжок со сменой ног в III позиции -
в) в позе приседа -
олень -
кольцом -
в) толчком одной с места: прыжок махом (в сторону, назад) -
г) толчком одной с ходу: подбивной (в сторону, вперед) -
закрытый и открытый +
со сменой ног (впереди, сзади) +
со сменой согнутых ног +
махом в кольцо -
широкий -
широкий, сгибая и разгибая ногу -
д) подбивной в кольцо -
Упражнения в равновесии стойка на носках +
равновесие в полуприседе +
равновесие в стойке на левой, на правой +
равновесие в полуприседе на левой, на правой +
переднее равновесие +
заднее равновесие -
боковое равновесие -
Волны волны руками вертикальные и горизонтальные, одновременные и последовательные +
боковая волна -
боковой целостный взмах +
Вращения переступанием +
скрестные -
одноименные от 180 до 5400 -
разноименные от 180 до 3600 -
кувырок назад +
кувырок боком +
длинный кувырок -
Стойки на лопатках +
на груди -
махом на две и на одну руку -
Упражнения с мячом: а) махи (во всех направлениях) -
круги (большие, средние) -
б) передача: -
около шеи и туловища -
над головой и под ногами -
в) отбивы: - однократные, многократные -
- со сменой ритма -
- разными частями тела -
г) броски и ловля: низкие (до 1 м) двумя руками +
средние (до 2 м) двумя и одной рукой -
высокие (выше 3 м) двумя и одной рукой, с ловлей впереди и сзади туловища одной и двумя руками -
д) перекаты: -
на полу -
по телу -
Упражнения со скакалкой а) качание, махи: двумя руками +
одной рукой +
б) круги скакалкой: два конца скакалки в двух руках -
скакалка сложена вдвое -
один конец скакалки в одной руке, а середина – в другой -
в) вращение скакалки: вперед и назад +
скрестно вперед и назад -
двойное вперед и назад -
г) броски и ловля: одной рукой – вдвое, вчетверо сложенной скакалки -
одной рукой прямую скакалку -
двумя руками из основного хвата -
обвивание и развивание вокруг тела -
д) передача около отдельных частей тела -
е) «мельницы»: -
в лицевой плоскости -
поперечная -
горизонтальная -
Упражнения с обручем а) махи: -
одной и двумя руками во всех направлениях -
б) круги одной и двумя руками вверху и внизу -
в) вращения одной рукой вокруг туловища (талии) -
г) перекаты по полу в различных направлениях: -
д) броски и ловля: одной рукой вверх после маха или круга -
одной рукой вперед -
е) вертушки однократные и многократные -
с вращением -
ж) пролезание в обруч: -
обруч в руках -
обруч катится -
з) передача из одной руки в другую (в различных положениях) -
Специальные средства Музыкально-двигательное обучение: +
воспроизведение характера музыки через движение +
распознавание основных музыкально-двигательных средств +
музыкальные игры +
танцы музыкально-двигательные задания +
классический экзерсис +
Контроль подготовки
Качество подготовки учащихся находится под постоянным контролем тренера преподавателя.
В группах начальной подготовки 1 года обучения в конце учебного года проводится открытый урок.
Контрольно-переводные тесты по специальной физической подготовке в группе начальной подготовки 1 года обучения.
Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты) результат
Гибкость И.П. - сед, ноги вместе
Наклон вперед
Фиксация положения 5 счетов "5" - плотная складка, колени прямые
"4" - при наклоне вперед кисти рук выходят за линию стоп, колени прямые
"3" - при наклоне вперед кисти рук на линии стоп, колени прямые
Гибкость И.П. - лежа на животе
"Рыбка" - прогиб назад в упоре на руках со сгибанием ног
Измеряется расстояние между лбом и стопами "5" - касание стопами лба
"4" - до 5 см
"3" - 6 - 10 см
При выполнении движения колени обязательно вместе
Гибкость И.П. - стойка ноги вместе, руки вверх, в замок.
Отведение рук назад "5" - 45°
"4" - 30°
"3" - 20°
Координационные способности Равновесие на одной, другую согнуть вперед, стопа прижата к колену опорной ноги, руки в стороны
Рисунок (не приводится) "5" - удержание положения в течение 6 секунд
"4" - 4 секунды
"3" - 2 секунды
Выполнять с обеих ног
Скоростно-силовые качества Прыжки на скакалке 5- 10 прыжков
4- 8
3 - 6
оцениваются прямые ноги и натянутые колени
Гибкость, подвижность позвоночного столба Мост на коленях 5 - колени вместе, локти прямые
4 - недостаточная складка в наклоне, руки согнуты
3 -недостаточная складка, согнутые руки, колени врозь
2 - наклон назад, руками до пола
1 - наклон назад, руками до пола, колени врозь
Гибкость Мост из положения стоя 5 - мост вплотную руками к пятке
4 - 2-5 см от рук до стоп
3 - 6-10 см от рук до стоп
2 - 11-15 см от рук до стоп
1 - 20 см и более
Гибкость подвижность тазобедренного сустава Шпагаты на полу
1 с правой ноги
2 с левой ноги
3 поперечный 5 - плотное касание пола правым и левым бедром
4 -1-5 см от пола до бедра
3 - 6-10 см
2 - 15 см
1 - более 15 см
Пресс силовые способности Из И.п. лежа на спине
1. Сед до горизонтали
2. И.п. 5 - 10 раз
4 - 9 раз
3 - 8 раз
2 - 7
1 - 6
Силовые способности: сила мышц спины Из И.п. лежа на животе руки за голову, ноги закреплены
1. Прогнуться назад
2. И.п. 5 - 10 раз до горизонтали
4 - 8
3 - 6
2 -5
1 - 4
Учебно-методическая литература.
Аркаев Я., Н.И.Кузьмина. О модели построения многолетней спортивной тренировки в художественной гимнастике. – М.: Госкомспорт СССР, 1989 г.
Белокопытова Ж.А. Методические рекомендации по организации и методам отбора в ДЮСШ по специализации художественная гимнастика. - Киев, РНМЖ, 1978 г.
Программа дополнительного образования. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики. Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. – М.: Просвещение, 2012. – 24 с.
Говорова М.А., Плешкань А.В. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике. Учебное пособие М.: Всероссийская федерация худ. Гимнастики, 2001.
Кечеджиева Л., Ванкова М., Чиприянова М. Обучение детей художественной гимнастике. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. Учебное пособие для педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1989.
Художественная гимнастика. Учебник под общей редакцией профессора Карпенко Л.А. – М., 2003. – 381 с.
Художественная гимнастика. Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Т.С. Лисицкой. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
Шипилина И. Хореография в спорте. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – 307 с.
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 5 февраля 2013 года № 40 «Об утверждении Федерального государственного стандарта спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика»
Всероссийская Федерация Художественной Гимнастики. http://www.vfrg.ru/Федерация художественной гимнастики Республики Татарстан. privolzhanka@mail.ru