Урок «Высшие учебные заведения, научные учреждения в Казахстане»

41 класс 11 дата 10.02.2014г
Тема: Высшие учебные заведения, научные учреждения в Казахстане.
Цели урока: - углубить знания учащихся о развитии учебных и научных учреждений в Казахстане, подготовить к сдаче ЕНТ.
Задачи урока:
1.Обучающая: Учить анализировать, характеризовать, обобщать, делать выводы.
2. Развивающая: продолжить формирование умений выполнять сравнительный анализ, развивать логическое мышление;
3. Воспитывающая: воспитывать уважение и бережное отношение к памятникам культуры, воспитание трудолюбия, творческого мастерства.
Тип урока: изучение новой темы.
Метод урока: урок с элементами критического мышления с применением ИКТ.
Вид урока: самостоятельная работа
Оборудование: карта Казахстана в 20-30гг ХХв, картинки ВУЗов, таблицы,кроссворд, слайды, видео,карточки, стикеры, маркеры, листы а-3, музыкальные заставки. К™к тудын желбірегені, куй, золотая коллекция, жаса JазаKстан, JазаK елі клип.
1. Орг. Момент. (2-3 мин)
Золотые правила группы. (вывести и повесить, проговорить)
2. Деление на группы: мозаика картинки.
1. школа (характеристика)
2. Пединститут
3. Академия наук
3.Опрос домашнего задания. (10 мин) Использование ИКТ. (По Bluetooth) отправляется задание. Перекрестная проверка. На интерактивной доске ответы.
Задание №1. карточки Работа с датами
А
0
1
2
3
1
9
2
1
8

Б
6
1
9
1
9
1
2
7
8

В
2
5
6
7
1
9
3
0
2

Г
9
8
1
9
1
8
5
4
0

Д
5
4
3
2
1
9
2
4
2

Е
1
9
5
3
8
9
4
5
7

Ж
3
5
8
7
6
1
9
2
9

З
8
2
1
9
3
1
2
5
6

И
5
8
6
7
5
1
9
2
6

К
1
9
4
0
9
4
7
6
5

1918г. Декларация о единой трудовой школе
1919г. Декрет о ликвидации неграмотности
1921г. Создание Грамчека
1924г. Усовершенствование арабской графики
1926г. Устав о единой трудовой школе Каз.АССР
1929г. Переход на латинскую графику
1930г. Введение всеобщего начального образования
1931г. Обязательное всеобщее 7-летнее образование
1940г. Переход к русской кириллице.
Задание №2 кросворд
По горизонтали
1. налог введеный в годы НЭПа (продналог)
3. станция где сошли северные и южные пути первой стройки (Айнабулак)
4. дорога соединившая Среднюю Азию и Сибирь(Турксиб)
5. Секретарь Казкрайвкома (Голощекин)
6.Религия средневековых тюркоязычных жителей Казахстана в период раннего средневековья (тенгрианство)
7.Программа проведенная Голощекиным (Малый октябрь)
8. Племена в Семиречъе (III в. до. н.э. - IV в н.э.),(уйсуни)
По вертикали
2. метод стройки (народный)
7. Девушка –казашка герой Советского Союза (Маншук)
9. сигнал в годы ВОВ (тревога)

1.



2.







3.










4.








5.















6.








9.



7.

































8.




















3. лото. (прилагается)
4. Новая тема:
1. Ассоциации. (2-3 мин)
1 группа «ликвидация неграмотности»
Неграмотные люди, пионеры, курсы ликвидации неграмотности, бесплатные курсы, пионеры, комсомол, рабочие, передвижные пункты, Декрет о ликвидации неграмотности.
2 группа «народное образование»
«Устав единой трудовой школы Каз.ССР», «трехлетки», «четырехлетки», школы, рабфаки, училища, всеобуч,наркомпрос.
3 группа «материально-техническая база»
Учебники, школы, карты, учебные пособия, мебели, наглядности, людей способных обучать грамоте.
Защита ассоциаций.
2. «Фиш баун» «рыбья кость» (15мин)
1 группа «Развитие народного образования»
Причины:
факты

1. ликвидация неграмотности
В мае 1926 г. СНК республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР»
В школьном строительстве был взят курс на снижение удельного веса одногодичных и двухгодичных школ и увеличение удельного веса «трехлеток» и «четырехлеток».
В Шымкенте, Алматы, Туркестане, Урде были открыты специальные школы для девушек-казашек.
Бесплатного снабжения учебниками, , учебными пособиями, обувью, одеждой, , транспортом и т.д.
Повсюду создавались общественные фонды по всеобучу. Шефство над всеобучем взял комсомол Казахстана.

Нехватка учебников на казахском языке
Вклад интеллигенции в сфере образования. Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели национальной интеллигенции. Они принимали активное участие в создании оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке:
А.Байтурсынов - учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь;
Ж.Аймауытов - методика преподавания родного языка, ставившая проблему двуязычия, интернационального и нравственного воспитания учащихся;
К.Сатпаев - составитель первого учебника алгебры для средней школы на казахском языке;
А.Букейханов - автор учебника по географии;
С.Сейфуллин, С.Садуакасое, Г.Мусрепов, М.Дулатов, М.Жолдыбаев, М Жумабаев, К.Кеменгеров и др. - приняли активное участие в создании учебников и учебно-методической литературы для казахских щкол в 20-е гг.;
А.Байтурсынов, А.Букейханов, С. Садуакасов, Х.Болганбаев, Ж.Аймаутов - выступили организаторами подготовки и издания учебников на казахском языке В числе первых книг, рекомендованных к печати, были сборники стихов Абая и басен-загадок А.Байтурсынова, издание которых было заказано в Казани.

Недостаток школ
Школьная сеть отвечала многонациональному составу населения. В середине 20-х годов в республике функционировали:
73 - татарские;
40 - узбекские;
35 - уйгурские;
44 - немецкие и эстонские начальные школы..
Одновременно действовали и смешанные школы, где обучение проходило на двух языках- русском и узбекском, казахском и татарском, русском и немецком и т.д.

Недостаток кадров
Положительную роль сыграло Постановление ЦК партии и СНК СССР от 2 сентября 1933 г. «О подготовке кадров для Казахстана», предусматривавшее быстрое развитие средних учебных заведений, подготовку кадров для вузов, посылку в Казахстан большого количества специалистов и другие меры.
Росла численность учителей республики. Накануне войны их было более 44 тыс.
В 1939 г. - 160 учителей Казахстана были ''Награждены орденами и медалями.
Значительная группа учителей была удостоена звания «Заслуженный учитель Казахской ССР», в их числе такие видные деятели просвещения, как С. Кобеев, Л. И. Добранская, Н. В. Волков, С. Акишев, А. Акатов, Ш. Сарыбаев и другие.
Основные предпосылки для формирования национальной интеллигенции, кадров для сельского хозяйства и промышленности.

3. повышение культурного уровня трудящихся
Рост расходов на просвещение: в 1924-1925 гг- -они составляли по РСФСР в целом - 30 коп., а по Казахской АССР - 68,9 коп.
В 1930-31 учебном году был'введен всеобуч в оседлых районах, с весны 1931 г. в районах с кочевым населением.
Правительство Казахстана значительно увеличило ассигнования на дело народного образования, предусматривалась материальная помощь учащимся в виде:
Расширения сети интернатов и общежитий; Выдачи стипендий;
Во второй пятилетке школьное строительство набирало, темпы в осуществлении начального всеобуча наметились некоторые сдвиги:
Серьезное внимание уделялось укреплению школ среднего звена, старших классов неполных средних и средних школ, особенно национальных.
Во второй половине 30-х гг. значительно расширилась сеть интернатов, строившихся на средства колхозов и совхозов.
За 1934-35 учебный год число интернатов увеличилось с 127 до 221.

Выводы: В условиях НЭПа, Советское государство не жалело сил для развития просвещения:
Расширения сети интернатов и общежитий;
Выдачи стипендий;
В результате голода 1931-1932 гг. количество детей резко сократилось, возросло число сирот. » Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей.
На 1 января 1933 г. взято на учет более 45 тысяч беспризорных.
На начальном этапе голода в 1932 г. только в Восточно-Казахстанской области погибло 1687 детей.
Во второй пятилетке школьное строительство набирало, темпы в осуществлении начального всеобуча наметились некоторые сдвиги:
Серьезное внимание уделялось укреплению школ среднего звена, старших классов неполных средних и средних школ, особенно национальных.
Во второй половине 30-х гг. значительно расширилась сеть интернатов, строившихся на средства колхозов и совхозов.
За 1934-35 учебный год число интернатов увеличилось с 127 до 221.
Завершение ликвидации неграмотности среди взрослого населения;
Введение, всеобщего обязательного начального обучения;
Рост среднего образования;
Вовлечение в школу девушек восточных национальностей.

2 группа «Профессиональное образование»
Причины:
факты

нехватка средств и подготовленных научных кадров
Велик вклад братских народов в процесс формирования интеллигенции Казахстана:
В вузах и техникумах различных регионов СССР в 30-е годы обучалось около 20 тыс. казахстанцев.
В вузах республики вели педагогическую работу и научные исследования тысячи посланцев центральных вузов и научных учреждений. Среди них были такие видные ученые, как Б. Домбровский, Н. П. Орлов, М. Л, Иванов, И. С. Бахал: К, П. Персидский и другие.
Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте.

Недостаток педагогических кадров
постоянные и краткосрочные курсы.
1928 г. - первый ВУЗ в Казахстане -Казахский педагогический институт, которому позже было -присвоено имя великого поэта Абая; (ныне Алматинский национальный педагогический университет);
В 1931-1932 гг. - Уральский и Кзыл-Ординский пединституты;
В Семипалатинске, Петропавловске, Чимкенте, Актюбинске, Караганде, Кустанае были открыты учительские институты, реорганизованные позднее в педагогические;

формирование национальной интеллигенции, кадров для сельского хозяйства и промышленности.

1929 г. - Алма-Атинский ветеринарно-зоотехнический институт;
1930 г. - Казахский сельскохозяйственный институт;
1931 г. (март) - Алма-Атинский медицинский институт, над которым шефствовала Ленинградская военно-медицинская академия;
1934 г. - Казахский государственный университет им. С.М.Кирова. В 1940 г. в нем действовало 15 кафедр, велась значительная научно-исследовательская работа.
1934 г. - Казахский горно-металлургический институт в Алма-Ате, положивший начало подготовке инженерно-технических кадров.

Выводы: За короткий срок было подготовлено около 10 тыс. специалистов высшей и 20 тыс. средней квалификации.
Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек. В 1940 году в Казахстане было организовано 35 профессиональных учебных заведений, в годы войны ежегодно обучалось в фабрично-заводских училищах более 26 тыс. человек. В 1938 году при КазГУ была открыта первая в Казахстане аспирантура.
Большой вклад в становление и развитие высшей школы- республики внесли С. Д. Асфендиаров, Т. Жургенев, С. Сейфуллин, А. Байтурсынов, М Ауэзов, К. Жубанов и многие другие деятели науки и культуры казахского народа.
По данным переписи 1939 г. в Казахстане насчитывалось около 430 тыс. работников умственного труда (117,7%), из них 27454 с высшим образованием.
Таким образом, в годы довоенных пятилеток была заложена прочная основа Национальной советской интеллигенции в Казахстане, вышедшей из рабочих и колхозного крестьянства. Но в период тоталитарного режима Сталина ряды инженерно-технической, научной и творческой интеллигенции сильно поредели. В те годы, по существу, был уничтожен тот тонкий слой интеллигенции, который сложился до революции. От репрессий пострадали организаторы высшей школы, видные деятели литературы, искусства.

3 группа «Научно-исследовательские работы»
Причины:
факты

Реформирование казахской письменности
В 1929г казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую
1940г письменность была переведена с латинской на кириллицу.
Огромную работу в области казахского языка и литературы вел Академический центр (Акцентр) Наркомпроса Каз АССР, преобразованный затем, в учебно-методический совет. Здесь велась работа по совершенствованию казахской письменности, по созданию первых учебников на казахском языке. Были изданы труды по истории и этнографии казахского народа, археологии. Обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения в 20-30-е гг. были созданы С.Сейфуллиным, С. Мукановым, А. Байтурсыновым, КЖубановым.

Не изучены земные недра и полезные ископаемые Казахстана
Большой вклад в изучение земных недр и полезных ископаемых внесли геологические экспедиции АН СССР с участием таких выдающихся советских ученых, как А. Е. Ферсман, Н. Г. Кассин, М. П. Русаков, С С. Неустроев, Я М. Крашенников, Р. А. Борукаев, А. А. Гапеев.
Изучались Ачисайское свинцовое месторождение, Карагандинское и Экибастузское угольные месторождения, Эмбенский нефтяной регион.
В 1926-1927 гг. комплексная экспедиция АН СССР осуществила статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование всего Казахстана.
Научные сессии Ученого Совета Казахстанской базы АН СССР, посвященные комплексному исполь-зованию природных богатств Алтай-Иртышского, Джезказгано-Улутауского районов.
В ноябре 1935 г. - проходила научная сессия АН СССР, посвященная проблемам разведки Урало-Эмбенского района.

Не изучены история, этнография края
Крупным центром изучения истории, этнографии, экономики края и естественных наук стало Общество изучения Казахстана (октябрь 1920 г.). В работе естественно-географической, этнографической и историко-археологической секций Общества принимали участие видные ученые С. Асфендиаров, А. В. Затаевич, А. Диваев, К. Жубанов. А. Байтурсынов, Ж. Аймаутов, М. Жолдыбаев, А. П. Чулошников, А. Ю. Якубовский и др. В Петропавловске, Кокчетаве, Уральске и Урде действовали филиалы Общества.
В 1926 г. М.Е.Массон производил раскопки в в Аулие-Ате, на месте древнего города Тараз
В 1935 г. была издана «История Казахстана с древнейших времен» (ч. 1), написанная проф. С. Асфендиаровым;

Выводы: Выводы ученых по запасам ресурсов Казахстана:
- 1 место - по запасам цветных металлов, баритов и сурьмы,
- 2 место - по нефти, 3 место - по углю.
В последующие годы были открыты мировые запасы хромитов, мощное месторождение фосфоритов.
В определении приоритетных направлений развития науки в Казахстане принимали деятельное участие Президенты АН СССР С.И.Вавилов, В.Л.Комаров, крупный советский тюрколог, академик А. Н. Самойлович, выдающийся ученый-геолог, академик А.Д.Архангельский, возглавившие Казахстанский штаб науки. Накануне Великой Отечественной войны в 57 научных учреждениях Казахстана (включая вузы) трудились более 1700 ученых.
Расходы по государственному бюджету на научно-исследовательские учреждения по республике выросли в 12 раз: с 1,2 млн. рублей в 1933 г. до 14,4 млн. руб. в 1939 г. Этапным событием для науки Казахстана стало преобразование базы в Казахский филиал Академии наук СССР

Защита проектов. (3мин)
3.Закрепление.
Почему в Казахстане развивались только прикладные науки? Развивались в основном прикладные науки, так как они были вызваны насущными потребностями того периода.
Подведение итогов. Выставление оценок. Выставьте оценки друг другу. Прокоментируйте почему поставили(4 мин) Д/З гл.9 стр247









Примечание (если время останется)
Рабфак, полигон, коммуна, интернат, аспирант, аспирантура
Рабфак - рабочий факультет для подготовки рабочей и крестьянской молодежи к обучению в высшей школе в 1919-1940 годах в Советской стране.
Полигон - 1) большой, специально оборудованный участок суши или моря для испытаний различных видов оружия, военной техники, для боевых учений; 2) место научных и других испытаний, проб.
Коммуна - коллектив людей, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда.
Интернат - 1) школа, в которой учащиеся живут и находятся на частичном государственном обеспечении; 2) общежитие для учащихся при учебном заведении.
Аспирант - специалист при высшем учебном заведении или научном учреждении, готовящийся к научной, научно-педагогической деятельности и к защите кандидатской диссертации.
Аспирантура - подготовка, которую проходят аспиранты; система такой подготовки.