Презентация на тему «Виды омонимов и употребление их в речи».


Урок русского языка в 10 классе на тему: «Виды омонимов и употребление их в речи».Выполнила:учитель русского языка и литературыСмольянинова Э.П. Определите и запишите вид изобразительно-выразительного средства языка:Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов.Кабинет в отпуске.Готов задушить в объятиях. Страна Восходящего Солнца.Печальная грусть.Мальчик с пальчик. Определите и запишите вид изобразительно-выразительного средства языка:7) Лес точно терем расписной.8) Покупатель выбирает качественные продукты.9) Прозрачный лес.10) Политический пасьянс. Ответы: Олицетворение. Метонимия. Гипербола. Перифраз. Оксюморон. Литота. Сравнение. Синекдоха. Эпитет. Метафора.Оценка1 ошибка – «5»2-3 ошибки – «4»4-5 ошибок – «3»6-10 ошибок – «2»


КЛЮЧ

Тема урока:«Виды омонимов и употребление их в речи». Омонимы – слова, одинаковые по строению, звучанию, но абсолютно разные по значению.Homos (омос), греч. – “одинаковый”.

В толковых словарях омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковыми номерами.Бор1 – Сосновый лес.Бор2 – Стальное сверло в бормашине.

Птичий клинКогда на мартовских поляхЛежала толща белая,Сидел я с книгой, на поляхСвои заметки делая,И в миг, когда моё пероКасалось граф тетрадочных,Вдруг журавлиное пероС небес упало радужных.С.КирсановЗАДАНИЕ: Найдите в этом отрывке слова, совпадающие в написании или произношении. ПОЛЕ1. Безлесная равнина, пространство. 2. Обрабатываемая под посев земля, участок земли. 3. Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-нибудь. 4. Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец. )5. Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-нибудь сил (спец. )6. Основной цвет, фон под узором. 7. (обычно во мн. ч. ) Чистая полоса вдоль края листа в книге, тетради, рукописи. 8. (обычно во мн. ч. ) Край шляпы, отходящий в сторону. ПЕРОПеро 1 - Роговое образование кожи у птицы – полый стерженек с пушистыми отростками по бокам. Перо 2 - Маленькая выгнутая стальная пластина с расщепленным концом для писания чернилами, тушью. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные как одно слово с перечислением значений.

(крепкий) брак – брак (в работе)  Мука – мука Пруд – прут Печь (существительное) – печь (глагол)   (крепкий) брак – брак (в работе) Это полные (функциональные) омонимы. Мука – мукаЭто омографы (или графические омонимы). Омос (греч. Homos) – «одинаковый», Графо (греч. Graphō) – «пишу». 


Пруд – прутЭто омофоны (или фонетические омонимы). Омос (греч. Homos) – «одинаковый», Фон (др.-греч. Φωνή) – «звук». Печь (существительное) – печь (глагол) омоформы (или грамматические омонимы.)  



Виды омонимов:Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но различаются ударением.(Молодец - молодец, плачу – плачу)Омофоны – слова, которые одинаково звучат, но пишутся по-разному.(Луг-лук, порок – парок, плот – плод)Омоформы – слова, совпадающие по звучанию и написанию в к-либо грамм.форме.Пила (сущ.) – пила (гл.), печь (сущ.) – печь (гл.)




{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Слова-омонимы (которые различаются)(лексич.значением)ЛЕКСИЧ.ОМОНИМЫ(значением и ударением)ОМОГРАФЫ(значением и написанием)ОМОФОНЫ(лексич. и грамматич.значением)ОМОФОРМЫ Почитать книгу – почитатьродителейМного белок – яичный белокЯ рос в деревне – букет розЛечу (лечить)-Лечу (лететь) ЗАДАНИЕ: Соотнесите следующие пары слов с видами омонимии.Вести – везти, перевожу(переводить)–перевожу (перевозить),дорога – дорога,костный – косный,лиса – леса,нет стекла – жидкость стекла,горн (кузнечный) — горн (духовой инструмент),стою – стою. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ1. Теория наизусть.2. §4, Упр.14(Учебник: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. «Русский язык.10-11 классы»,2010.)3. Найти в словаре 3 омонима и 3 многозначного слова и выписать их в тетрадь.