Развитие навыков самоконтроля при изучении орфографии учащихся начальных классов


тема: Развитие навыков самоконтроля при изучении орфографии учащихся начальных классов
Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию очень непросто. Эта проблема остается нерешенной до сих пор в силу разных причин, обозначенных в исследованиях методистов, психологов и педагогов, а также в научно-методических публикациях учителей-практиков.
Таковыми причинами являются трудности самой орфографии, разрозненность изучаемых орфографических правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимание учащихся к слову, к родной речи, а также ограниченность словарного запаса и отсутствие у них интереса к чтению. Связано это и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя».
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.
Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).
Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографического самоконтроля, т.е. неумение «видеть» орфограммы.
Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографического самоконтроля.
Особенности развития самоконтроля при изучении орфографии
Гуманистический характер новой педагогической концепции в двадцать первом веке ставит определенную образовательную цель, актуализирующую и самоактуализирующую тот личностный потенциал, который заложен в человеке с раннего детства. Личность ученика младшей школы имеет в наличии помимо социальных качеств и определенные свойства субъективного характера, которые однозначно характеризуют ее собственное пространство, уникальность, способность к самоопределению, реализации индивидуальных качеств, самостоятельному развитию.
Для того, чтобы достичь учебной самостоятельности, яркой инициативности и развить ответственность младшего школьника, необходимо научить его контролировать свою учебную деятельность, уметь устанавливать причины неуспешности в обучении и иметь навык устранения трудностей, возникающих в учебной деятельности. Младший школьник, начиная учиться, становится субъектом учебной деятельности, с активной учебно-творческой позицией, развивает не только свои потенциальные возможности, но и приспосабливается к новой среде. В результате данной деятельности сам ученик и уровень его развития существенно меняется. Поэтому формирование учебной деятельности является приоритетной целью начального образования [4].
Одним из наиболее важных компонентов учебной деятельности является один из видов контроля, а именно – самоконтроль, когда получаемые учеником младших классов образовательные результаты выявляются через рефлексию и оцениваются самим учащимся по отношению к индивидуально сформулированным целям. В отличие от контроля, который осуществляется учителем начальных классов с целью проверки не только знаний, умений и навыков, но и компетенций, а также получения перспективы возможности дальнейшего изучения учебного материала, действие самоконтроля осуществляется как длительный процесс формирования, поэтапного развития и становления учебной деятельности в младшей школе.
Изучением проблемы формирования учебной деятельности и, в частности, действия самоконтроля занимались Д.Б. Эльконин. В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и другие ученые. В их работах рассмотрена сущность понятия «самоконтроль», а также особенности формирования действия самоконтроля у учащихся начальных классов.
Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил, написал? Всё ли я ответил, написал? В младшем школьном возрасте самоконтроль только начинает формироваться. Поэтому для младшего школьника характерна рефлексия на уровне «знаю – не знаю». Отрицательное влияние на развитие самоконтроля у младших школьников в процессе изучения русского языка оказывают следующие факторы: - непонимание учащимися значения самоконтроля, ограниченность круга представлений и понятий о нем, отсутствие мотивов самоконтроля; - несформированное умение сравнить работу с образцом, неумение соотносить свою учебную деятельность с усвоенными правилами и знаниями [5].
В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков самоконтроля в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило, т.е. они должны выработать орфографический навык.
Орфографический навык – действие сложное, которое формируется на основе целого комплекса знаний и умений. При этом необходимо строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент того или иного навыка. Только при этом условии учащийся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно. Прежде чем преступить к работе над определенным навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями не должен овладеть ученик, в какие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой [4].
Орфографический самоконтроль – это намеренное перечитывание учеником написанного с целью нахождения возможных ошибок и их исправления. Выделяется два вида орфографического самоконтроля, которые формируются последовательно: первичный и вторичный. Показателями сформированности орфографического самоконтроля являются способность выявить ошибку, умение диагностировать причину собственной ошибки, то есть обнаружить те действия, которые не были совершены при написании текста [12].
Психологическая сущность самоконтроля заключается в: «сопоставлении», «соотнесении» выполняемых действий с «образцом», с «поставленной целью», т. е. можно сказать, что действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ.
Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия. Кроме того без специального формирования приемов и навыков самоконтроля качество деятельности остается очень низким. Лишь на основе самоконтроля возможно регулирование деятельности при выполнении определенных операций.
Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т. к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.
Самоконтроль является составной частью учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он позволяет учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.
Первым важным условием обучения школьников самоконтролю является установка учителя на его осуществление. В младшем школьном возрасте у ребят слабо развиты процессы саморегуляции и волевая сфера. Поэтому побуждение их к самоконтролю важно на всех этапах самостоятельной работы (ориентировочном, исполнительском, заключительном).
Другое важное условие развития индивидуальности учащихся – целенаправленное формирование у школьников специальных навыков самоконтроля на разных учебных предметах. Уже с первого класса дети начинают овладевать самоконтролем «учебного поведения»: как надо входить в класс; правильно сидеть и вставать из-за парты; поднимать руку, если есть вопрос; собирать портфель, не забывая все необходимое для занятий в школе. Затем требования учителя переносятся на развитие самоконтроля собственно в учебной деятельности, например, соблюдение необходимых правил правописания (выдерживание наклона и необходимого расстояния при написании букв) [20].
Если в первом классе на уроках русского языка самоконтроль осуществляется преимущественно по образцу, то с возрастанием требований к учебной деятельности его формы усложняются и становятся все более независимыми от внешней опоры. Самоконтроль у первоклассников, особенно в начале учебного года, занимает незначительное место. Ученики плохо понимают его роль, предпочитают ему контроль со стороны взрослых. Еще в начале второго класса школьники, как правило, не обнаруживают потребности в самоконтроле при овладении данным предметом. Контроль за правильностью собственных действий предполагает овладение учащимся специальными приемами и способами осуществления самоконтроля.
В качестве обязательного условия самоконтроля выступает наличие у учащихся необходимого запаса знаний и умений пользоваться ими. Самоконтроль формируется медленнее, чем приобретаются знания. Показ образца (эталона), по которому ученик мог бы осуществлять самоконтроль, является еще одним обязательным условием формирования самоконтроля на первоначальных этапах. Чем меньше возраст учащегося, тем больше он нуждается в показе ему соответствующего образца здесь важно отметить, что динамика формирования самоконтроля оказывается неразрывно связанной с изменением характера используемого образца-эталона. Однако наличие только одного образца, то есть обеспечение эталонной составляющей в механизме самоконтроля, еще недостаточно. Необходим систематический и последовательный контроль за учащимися со стороны учителей, родителей и всего коллектива [25].
Самоконтроль является важным умением для осуществления управления процессом своего учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит в умении соотнести полученный результат с поставленной целью. Это анализ своих действий с тем, чтобы установить правильность их выполнения, это сличение с образцом или желаемым результатом.Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желания и умение учиться, уверенность в своих силах. У учеников должна быть заложена привычка контролировать свои действия с самых первых шагов обучения.
Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения. Только во втором, но особенно в третьем классе, самоконтроль детей начинает все более заметно проявляется как «составная часть» учебной деятельности. Именно с этого момента можно говорить о том, что самоконтроль вошел в привычку и даже превратился в черту характера.
1.2. Приемы развития самоконтроля у учащихся начальных классов
В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребёнка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к культивированию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.
Психологи указывают, что самоорганизация и саморегуляция учения обеспечивается контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления.
Н.И. Пирогов считал, что самоконтроль у обучающихся находится в прямой зависимости от педагогической деятельности преподавателя, которая не приемлет устоявшихся рецептов и шаблонов. «В педагогике, как и во всяком другом искусстве, нельзя закабаливать их в одну форму» [33].
В тоже время он подчёркивал, что деятельность педагога и обучающего не могут быть противоположными, поскольку определяются единой целью педагогического процесса.
Создавая свою педагогическую систему, В.А. Сухомлинский разработал ряд правил, соблюдение которых обеспечивает эффективное формирование самоконтроля в учебной деятельности обучающихся:
нельзя строить процесс обучения только на заучивании;
нельзя создавать обстановку постоянного умственного напряжения за счёт частых напоминаний, выполнения практической работы сразу после объяснения сложного теоретического положения;
нельзя в своём изложении нового материала делать буквально всё совершенно понятным, нетрудным, так как это освобождает обучающихся от необходимости мыслить, получать радость от интеллектуальных находок, от умственного труда;
необходимо опасаться напрасного, безрезультатного и отупляющего труда, особенно в области обучения;
нельзя обучать человека, не организовав его самообразование [30].
Эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования следующих методов и приёмов.
В начале обучения наиболее приемлемым методом является объяснительно – иллюстративный. Наиболее частое использование этого метода в учебном процессе можно объяснить тем, что у учащихся очень медленно формируется навык самоконтроля и уровень развития интеллектуальной деятельности вначале работы над развитием этого навыка является недостаточным, поэтому преподнесение учебного материала с помощью этого метода является оптимальным [29].
По мере продвижения детей в развитии используется частично – поисковый метод, так как к этому времени у учащихся сформировано умение самостоятельно работать с информацией.
При успешном овладении учащимися базовых знаний реализуется проблемное обучение.
Работая над созданием условий для развития самоконтроля у младших школьников, необходимо организовать взаимодействие различных субъектов образования по следующим направлениям:
обоснование учащимся и родителям необходимости самоконтроля в учебной деятельности;
ознакомление учеников и родителей со специально разработанными, постепенно усложняющими приёмами осуществления самоконтроля;
систематическое использование в качестве необходимых составных элементов учебной деятельности приёмов самоконтроля [29].
Работа должна быть построена в соответствии с логикой, которая учитывает возрастные особенности младшего школьника, характер его мышления и особенности эмоциональной сферы.
Первым важным условием обучения школьников самоконтролю является установка учителя на его осуществление. Побуждение к самоконтролю важно на всех этапах самостоятельной работы (ориентировочном, исполнительском, заключительном) и на разных этапах урока.
Второе важное условие развития индивидуальности учащихся – целенаправленное формирование у школьников специальных навыков самоконтроля на разных учебных предметах.
Поскольку способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает как умение самостоятельно отслеживать собственный путь к достижению поставленной учебной задачи, то третьим важным условием формирования самоконтроля является использование в учебной работе планов.
Планирование учения – сложный вид деятельности и вызывает у школьников определённые трудности. В сотрудничестве с учителем эти трудности могут быть преодолены, если ребят побуждать к самостоятельности и обучать умению планировать умственные и практические действия при выполнении домашних заданий [21].
При каких условиях ученик может научиться делать что - либо?
Тогда, когда он делает сам. Не смотрит за работой другого человека, не слушает его объяснения – а делает сам. Делает посильную для него работу, а если надо обращается за помощью к другому человеку. Только так можно научиться рисовать, лепить, решать математические задачки, хорошо писать, читать книги – научиться – научиться думать, одним словом. И вместо того, чтобы читать ребёнку лекции и заставлять его слушать ответы одноклассника у доски, надо дать ему возможность работать.
1. Прежде всего, учащихся надо обучать предварительному (подготовительному) самоконтролю, который проводится до начала выполнения задания, то есть на ориентировочном этапе. Он необходим ученику, чтобы убедиться в верном понимании цели, учебной задачи, требований учителя.
2. На исполнительском этапе самостоятельной деятельности, в процессе решения учебной задачи учителю следует поощрять и «провоцировать» текущий (коррективный) самоконтроль учащихся.
3. На заключительный (констатирующий) самоконтроль учащихся следует нацеливать после выполнения определённого вида деятельности, после самостоятельной работы [22].
Исходя из того, что урок – основная форма обучения в общеобразовательной школе. Выполнение различного рода заданий на уроках можно организовать так, что ученик, сделав ошибку, сам обнаружит ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправит ее и подойдет к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив, таким образом, задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.
Создавая условия для накопления детьми опыта самоконтроля, используются постепенно усложняющие задания, стимулирующие развитие итогового, пооперационного и прогностического самоконтроля:
сравнить результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
выполнить действия по развёрнутой инструкции;
сравнить промежуточный результат с эталоном;
составить проверочные задания для самоконтроля;
сравнить конечный результат с эталоном;
осуществить самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
реконструировать ошибочное действие [16].
Чтобы обеспечить высокое качество самоконтроля, необходимо организовать подготовку учащихся к его осуществлению. Эта подготовка включает в себя: усвоение теоретического и практического материала, относящегося к предстоящей работе; анализ этой работы с целью выявления признаков, служащих сигналами для самоконтроля; овладение приемами самоконтроля и навыками работы с контрольно - измерительными инструментами и устройствами; овладение способами решения интеллектуальных задач; организацию упражнений с учащимися по овладению указанными признаками и приемами.
Таким образом, наряду с использованием определенных приемов формирования самоконтроля, развитие этого навыка требует проведения специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространенных упражнений.
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показать, им как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что задание выполнено неверно. Нужна систематическая работа в этом направлении.
Эта работу строится следующим образом:
1.Создаётся потребность в самоконтроле.
После выполнения какого-либо задания учащиеся самостоятельно контролируют правильность выполнения.
Для этого они берут красный карандаш и вносят исправления, которые нашли. Но поскольку младшие школьники еще плохо осознают роль самоконтроля в решении поставленных перед ними задач, то необходим систематический и последовательный контроль за учащимися со стороны учителей, родителей, всего классного коллектива. Контроль извне является тем обязательным условием, соблюдение которого создает необходимую основу для формирования самоконтроля.
2. Предлагаются учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.
3.Сообщается учащимся способ проверки того или иного задания, разъясняется, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.
4. Преднамеренно допускается ошибки на доске и просят их найти.
5. В тех темах, в которых это возможно проводятся наблюдения и практические работы.
6. Предлагается самим оценить свою работу. Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля. При этом ученики должны знать критерии оценки той или иной работы.
7. Предлагается учащимся проверить и оценить работу товарища [14].
С первого класса необходимо нацеливать детей на то, что контролировать себя нужно сразу же, как только решили самостоятельно хотя бы один пример или написали хотя бы одно предложение. Этим реализуется принцип немедленной проверки решения или написания. Такое положение в классе создается при определенных условиях. В качестве внешних условий вначале выступают материализованные индивидуальные средства обучения и использование их при самоконтроле на этапе объяснения и первичного закрепления нового учебного материала. Обучая элементам самоконтроля на этом этапе, главное выработать у детей потребность контролировать правильность полученных результатов.
Ключевым звеном в проведении контроля над действиями является сверка с образцом. Образец действия должен быть хорошо усвоен, прежде чем он может быть использован в самоконтроле за действиями, которые должны соответствовать именно этому образцу.
Таким образом, чтобы сформировать самоконтроль у школьников, надо сначала обеспечить усвоение образца действия, это значит, надо создать у учащихся опыт, соответствующий нужному «акцептору действия». Более того, процесс развития самоконтроля школьников базируется на переходе от готовых образцов к составным и их сочетаниям при постепенном проведении контролируемого действия. Кроме того, чтобы дети научились контролю, необходимо, чтобы действие с его операторно-предметным составом было представлено достаточно развернуто, а его состав разработан совместно учителем и учеником. В этом случае образцы действий предстанут перед учащимися не как заданные извне и, следовательно, случайные, а как необходимые.
В своей работе педагог должен использовать игровые приёмы обучения самоконтролю. На уроках следует использовать серии дидактических игр «Составь картинку» по русскому языку и обучению грамоте.
Они помогают ученику наглядно увидеть результат своей работы, развивают навыки итогового и пооперационного контроля. Если задание выполнено, верно, то получается картинка; если неверно, то не получается. Ещё они способствуют нахождению и исправлению ошибок при выполнении работы.
Очень часто для проверки учащимися правильности выполнения своего задания следует использовать карточки самопроверки.
Ученик выполнил задание. Берёт красный карандаш и карточку самопроверки. Проверяет свою работу, исправляет ошибки и ставит себе оценку.
Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно, благодаря многократным и последовательным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности.
При определении этого уровня учитываются следующие критерии:
1) Среднее количество допущенных учащимися ошибок при выполнении учебного задания и их частота.
2) Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и собственной и частоту их пропуска.
Можно пользоваться также дополнительными критериями:
1) Среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при проверке работы товарища и своей собственной.
2) Оценка в баллах за выполненное задание [10].
Для определения сформированности навыка самоконтроля школьников необходимо, пользуясь этими критериями и показателями, проанализировать их письменные работы и работу на уроках, и полученные результаты распределить по уровням сформированности самоконтроля, выделенным Г.В. Репкиной и Е.В.Заикой. Они выделяют шесть уровней сформированности самоконтроля, но при этом следует учитывать, что в «чистом виде» они встречаются крайне редко.
Первый уровень - отсутствие контроля.
Совершаемые учеником действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются. Неоднократно повторяет одни и те же ошибки после их исправления учителем. Не может объяснить, почему действие нужно совершать именно так, а не иначе. Ошибок, допущенных другими учениками, также не замечает.
Второй уровень - контроль на уровне непроизвольного внимания.
Контроль выполняется неустойчиво и неосознанно. В его основе лежит неосознаваемая или плохо сознаваемая учеником схема действия, которая зафиксировалась в его непроизвольной памяти за счет многократного выполнения одного и того же действия.
Третий уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.
Выполняя новое задание, ученик может допустить ошибку, однако, если учитель просит его проверить свои действия или найти и исправить ошибку, ученик, как правило, находит ее и исправляет и может при этом объяснить свои действия.
Четвертый уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
В процессе выполнения действия ученик ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи. Это приводит к тому, что действия выполняются, как правило, безошибочно. Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, причем случаи повторения одних и тех же ошибок крайне редки. Ученик может правильно объяснить свои действия.
Осознанно контролирует действия других учеников при совместном выполнении задания.
Ученик может успешно контролировать не только итог, но и процесс выполнения действий и по ходу его выполнения сверять совершаемые действия с готовой наличной схемой, однако проконтролировать соответствие самой схемы действий имеющимся новым условиям он не может.
Пятый уровень - потенциальный рефлексивный контроль.
На базе первых пяти уровней формируется самый высокий шестой уровень- актуальный рефлексивный контроль.
Выполняя новое задание, внешне похожее на выполняемые ранее, ученик может:
- самостоятельно обнаруживать ошибки, возникающие из-за несоответствия применяемого им обобщенного способа действия (или схемы) новым условиям задания;
- самостоятельно вносить коррективы в применяемую схему действия за счет поиска и выявления еще общих оснований действия, то есть принципов его построения.
В ряде случаев ученик может приступать к такой коррекции действий еще до начала их активного выполнения в соответствии с усвоенной схемой, определив их неадекватность новым условиям заранее, как бы «прокрутив» их в «уме». Помощь учителя может при этом встречать отрицательно, пытаясь сначала выработать новый способ самостоятельно [6].
Таким образом, можно сделать выводы:
Орфографический самоконтроль – это намеренное перечитывание учеником написанного с целью нахождения возможных ошибок и их исправления.
Можно выделить у учащихся следующие показатели сформированности самоконтроля:
умение перед началом работы спланировать ее;
умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением;
умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
При проведении специальной работы по формированию самоконтроля, его уровень должен повышаться от первого к шестому. Однако и в подростковом, и в старшем школьном возрасте имеются ещё значительные резервы их совершенствования.