Статья для педагогов и библиотекарей
Актуальность рассмотрения инноваций как одновременно стратегии, фактора и условия развития библиотек обусловлена тем, что технологические инновации привели современное общество в состояние, при котором создание, хранение, доступ и распространение знаний и других культурных ценностей претерпевают кардинальные и бесповоротные изменения.
Библиотеки находятся в странной и сложной ситуации. С одной стороны, они долгие века являются собирателями интеллектуальной и культурной памяти наций и государств, а сегодня выступают системой информационного обеспечения, поддерживающей экономический рост государств и регионов, оставаясь при этом крупнейшими хранилищами, предоставляющими в общественное пользование результаты развития цивилизации. Но с другой стороны, они быстро утрачивают свою просветительскую и информирующую роль, теряя свое влияние в стремительно глобализирующемся мире.
Такую ситуацию в библиотечной сфере спровоцировало кардинальное изменение в системе ценностей, правил, норм и принципов общественного мировоззрения, а также повышение динамизма внешнего окружения.
С введением ФГОС изменилась и миссия библиотеки:
- создание среды для развития детей, отвечающей их возрастным социокультурным и индивидуальным особенностям, - через чтение, печатные, аудиовизуальные, электронные документы.
Среда для развития детей
1.Получить консультацию библиотекаря по вопросам выбора литературы и пользования СБА библиотеки.
2. Подготовиться к уроку или внеклассному мероприятию, написать реферат, воспользоваться информацией на самых разных носителях.
3. Набрать и распечатать текст на компьютере, воспользоваться ксероксом, подготовить мультимедийную презентацию.
4. Проверить свои знания по школьным предметам, подготовиться к тестированию.
5. Принять участие в литературных играх и конкурсах, познакомиться с книжными выставками.
Поэтому современная школьная библиотека не должна стоять в стороне. Одним из главных направлений в работе школьной библиотеки в условиях ФГОС является продвижение книги и чтения.
Работа школьной библиотеки в условиях нового ФГОС меняется, определяются основные задачи:
- комплектование универсального фонда библиотеки учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно – популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях;
- пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
- осуществление размещения, организации и сохранности документов;
- организация, ведения каталогов и картотек, в том числе и электронных каталогов, отражающие печатные и электронные документы.
Одной из ярких особенностей модернизации отечественного образования на
современном этапе является активизация инновационных процессов.
Инновации все чаще становятся привлекательными с точки зрения инвестиций,
что открывает новые возможности для их продвижения.
Каждое новое изобретение или открытие привносит серьезные перемены не только в быт людей, но и в их сознание. Любая организация, как бы успешно она не функционировала, должна быть нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить продукцию более высокого качества и с наименьшими затратами, иначе она окажется в кризисной ситуации. Иными словами, она нуждается в грамотной инновационной политике. Термин «инновация» происходит от латинского inovatis (in –в, novatis –новый) и в переводе означает обновление, новинка, изменение, впервые стал использоваться в 30-е гг. прошлого века.
В библиотечной деятельности, в публикациях российских специалистов, термин стал употребляться к концу 1980-х гг. Библиотека, как и любая иная структура, функционирующая в современных условиях, должна перейти на инновационный путь развития. Масштабы и скорость внедрения инноваций в библиотечную деятельность зависят от социального заказа, от изменений, которые происходят во всех сферах жизни общества.
Школьная библиотека, являясь многофункциональной читательской средой сохраняя книжную мудрость веков отражает современные общественные процессы, создает новые образовательные ресурсы, при этом испытывая множество проблем, с которыми постоянно сталкивается библиотекарь: практически полное отсутствие комплектования; значительная информационная нагрузка в обслуживании различных возрастных групп читателей: обучающихся, педагогов, родителей; слабая техническая оснащенность. Решение проблем, с которыми сегодня сталкиваются школьные библиотекари, предполагает пересмотр многих традиционных форм и методов работы, настоятельно требует инноваций, но при этом никто, в том числе пока само государство, нам сегодня ничего не принесет на блюдечке для того, чтобы мы стали высококлассными профессионалами. И в наш 21 век – век цифровых технологий – неизменным условием должен быть закон взаимодействия трех «К»: культуры, книги, компьютера.
Мир давно освоил не только термины, а и саму технику и свободно использует электронную почту, видеоинформацию, электронные каталоги, ксерокс, принтер. Многотомные издания заменили компакт – диски, поиск информации осуществляется в считанные минуты.
Появилось желание реконструировать библиотеку для читателя:
- инвентаризация фонда, анализ книжного фонда с целью дальнейшего пополнения
- эстетика книжного фонда: нестандартно оформленные тематические полочки, новая мебель в читальном зале.
- пополнение книжного фонда новейшей литературой, которая соответствует новым программам.
Книги есть для всех: от первоклассников, которые листают большие хорошо иллюстрированные книги, до старшеклассников, которые могут готовиться к защите знаний, написанию научно – исследовательских работ, рефератов, нетрадиционных уроков – проектов.
Сегодня трудно себе представить жизнь без компьютера. У нас в библиотеке имеется 2 компьютера, телевизор, видеоплейер, принтер, ксерокс. Интернет.
Современная работа библиотеки с большим количеством книг и небольшим числом работников просто невозможна без компьютера и другой оргтехники. Именно это обуславливает выбор данного направления. Информационные технологии представляют возможность:
- сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст;
- вовлечь в процесс активного обучения детей, отличающихся способностями и стилем обучения;
- значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.
Кроме этого использование инновационных технологий в учебном процессе облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспеченности школьников учебными пособиями, дает возможность накопить необходимый дидактический материал с возможностью его постоянного обновления.
При помощи учебной, художественной, справочной литературы, видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
В своей работе мы активно применяем информационные, инновационные технологии на практике. Используем собственные мультимедийные презентации на библиотечных уроках, при выступлении на научно – практических конференциях, методических семинарах.
Объектами инновационной деятельности библиотеки являются: услуги и продукция, библиотечные технологии, организационное развитие библиотеки, социальная база изменений. В начале любого нововведения лежит нестандартная идея, основанная на фантазии, экспромте, импровизации, поэтому библиотечную инновацию можно сравнить с искусством.
Инновационные формы работы позволяют проводить даже традиционные мероприятия ярче, динамичнее, зрелищнее. Результатом инновационной деятельности нашей библиотеки стали разнообразные формы массовой работы с читателями. Дни информации проходят регулярно для педагогов. Здесь, помимо того, что можно познакомиться с новыми книжными поступлениями в библиотеку, с обзорами периодических изданий, с документами по педагогике, также есть возможность получить информацию о профессиональных сайтах. День Информации запомнился педагогам возможностью отдохнуть, зарядиться положительными эмоциями, настроиться на позитивную волну, посмотрев и послушав музыкальный видеоклип, на котором была представлена особая техника, рисунок песком на поверхности стеклянного стола, подсвеченного снизу. В стенах школы стартовал конкурс «Ты лучший». Проводился он в нескольких номинациях: «Лучшая фото- композиция по школьной или образовательной тематике»,
«О школе в поэтических строках», «Лучший информационный материал о школе в СМИ», «Лучший плакат», «Лучший читатель». Конкурс предоставил возможность читателям проявить себя талантливыми художниками, поэтами, журналистами, мастерами фотосъемки.
Использование интерактивной доски позволяет существенно расширить границы в оформлении и демонстрации книжных выставок и значительно увеличить число их посещений. Параллельно с традиционной выставкой печатных документов демонстрируется на экран выставка виртуальная. Применение современных информационных средств дает возможность посетителям выставки получить многоуровневую информацию о книгах и журналах, дополненную яркой визуальной аннотацией или обзором, включая музыкальное сопровождение. Уже традиционными стали такие рубрики виртуальных выставок как «Журналы в мире техники и компьютеров», «Журналы в мире здоровья, спорта и красоты», «Новая книга в библиотеке», «Новые книги одного автора». В помощь учебному процессу была разработана и представлена для читателей выставка «Как написать реферат, доклад». Наши виртуальные выставки демонстрируются в читальном зале библиотеки и в кабинете информатики. Виртуальные открытки к праздничным и знаменательным датам делают поздравления более запоминающимися, яркими и красочными. Восторженно отозвались на наши открытки педагоги школы, получив поздравление к 8 Марта, ко Дню защитника Отечества, ко Дню учителя.
Мы, библиотекари, часто проводим уроки – проекты. Они, как правило, живее и интереснее, к тому же обучающиеся, защищая свой проект, непременно приходят к выводу: любой вид деятельности невозможен без постоянного обращения к новой информации, а это всегда связано с поиском и требует знания различных источников.
Информационный поток стремительно растет, поэтому научить детей найти, проанализировать и отобрать необходимый материал по теме – это первостепенная задача библиотекарей на сегодняшний день.
Компьютер и книга – разумное сочетание. Перечитывая материал, обучающиеся включают воображение, осмысливают все, что читают. Так рождается творческая, душевно богатая личность, так пополняется и богатеет словарный запас обучающегося.
И школьная библиотека, используя инновационные и традиционные образовательные методики и информационно – компьютерные технологии должна стать гарантом информационной безопасности детей и подростков, центром воспитания и целостного развития человека, который, сохраняя и постигая накопленный опыт, обретает свою духовную сущность.
К инновационным формам можно отнести такие виды группового активного обучения, как деловые игры (ролевого и неролевого характера, рефлексивно – ролевые игры и др.), круглые столы, разбор проблемных ситуаций, профессиональные тренинги, мастер – классы.
Остановимся на мастер – классе. Мастер – класс позволяет участникам ознакомиться с приемами, методами, технологиями работы опытных библиотекарей. А проводящему – показать свой профессиональны уровень, сделать самооценку и получить рекомендации от коллег для дальнейшего развития.
В последнее время наряду с традиционными формами работы: устными журналами, читательскими конференциями, литературными диспутами, библиотечными уроками используются и более современные интерактивные:
брейн – ринги, КВНы, игры, путешествия.
Продолжают оставаться популярными викторины, литературно- музыкальные композиции, обзоры литературы, чтение вслух, интеллектуальные турниры, библиографические игры, литературные путешествия.
При подготовке и проведении мероприятий в школьной библиотеке следует помнить о следующих общих требованиях:
- мероприятие должно создавать настроение, вызывать переживания;
- следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга учащихся,
чтобы каждый мог проявить свои знания, способности и дарования;
- необходимо учитывать возрастные и психологические особенности
школьников;
- мероприятие не должно быть перегружено и затянуто;
- нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень результат;
- необходимо предусматривать и перспективу развития;
- мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи
материала, активности участников, поэтому очень важно использовать
не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и
иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы, компьютерные
презентации;
- активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке
должно отличать их от школьного урока;
- каждое мероприятие должно подразумевать, в первую очередь, «рекламу»
книги и чтения.
В заключении хотелось бы отметить, что использование инновационных форм в деятельности библиотеки открывает новые горизонты развития, повышает качество обслуживания пользователей, положительно влияет на репутацию библиотеки как социально значимой и активно развивающейся организации. Реализация инноваций сложный, но и интересный, творческий процесс, который становится единственно возможным для функционирования библиотеки в новых общественных реалиях.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боханская общеобразовательная средняя школа №1»
Инновационные формы работы школьной библиотеки в условиях ФГОС»
Далбаева Альбина Ангановна
педагог – библиотекарь
МБОУ «Боханская СОШ №1»
п. Бохан, 2015 г.
15