Методические рекомендации учителю при анализе своего урока

АНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ ПОСЛЕ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

Анализ своего урока учителем - это осмысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

ЭТАПЫ АНАЛИЗА:

Первый этап:

1- каковы первые впечатления;
2- какая общая оценка урока;
3- какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое)
4- доволен (недоволен) собой;
5- все ли задуманное выполнено или многое не успели;
6- доволен ли ребятами, или они не понравились по своему отношению к учению;
7- какова дисциплина на уроке и др.

Второй этап:
1- достигнуты ли на уроке поставленные задачи;
2- оптимально ли протекал учебный процесс;
3- целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и развитие учеников;
4- формировался ли познавательный интерес школьников;
5- достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний,умений,навыков учащихся;
6- соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности школьников и др.);
7- как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.;
8- удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся
9-довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока;
10-что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АНАЛИЗУ УРОКА УЧИТЕЛЕМ.

1. Цели и задачи анализа.
2. Место разбираемого урока в системе уроков темы.
3. Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций.
4. Умение выделить позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок.
5. Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке.
6. Обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.
Обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств.
Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке.
Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока.
Выполнение намеченных задач урока.
Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности.
Умение оценить не только этапы урока, но и показать их взаимосвязь.
Удовлетворенность проведенным уроком.
Объективность оценки учителем результатов своего урока
Намечаемые учителем меры по устранению недостатков.
Запись конкретных коррективов в поурочный и тематический планы по совершенствованию своего мастерства.









ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ПРОВЕДЕННОГО УРОКА УЧИТЕЛЕМ.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

1 – КЛАСС;
2 -- ДАТА ПРОВЕДЕННОГО УРОКА;
3 – ТЕМА УРОКА;
4 – ЗАДАЧИ УРОКА.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА

1 – КАКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНЫ;
2 – ПОДГОТОВЛЕНЫ ЛИ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА;
3 – КАК ПОДГОТОВЛЕНА КЛАССНАЯ ДОСКА К УРОКУ.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

1 –СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЕ, ЗАДАЧАМ УРОКА;
2 – ПРОВЕДЕНА ЛИ ЕГО ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА;
3 – ФОРМИРОВАНИЮ КАКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОН СПОСОБСТВУЕТ;
4 – С КАКИМ МАТЕРИАЛОМ УЧАЩИЕСЯ РАБОТАЛИ ВПЕРВЫЕ, КАКИЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ ФОРМИРОВАЛИСЬ И ЗАКРЕПЛЯЛИСЬ НА УРОКЕ;
5 – КАК МАТЕРИАЛ УРОКА СПОСОБСТВОВАЛ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СИЛ И СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ;
6 – КАКИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ РАЗВИВАЛИСЬ;

· КАК ОСУЩЕСТВЛЯЛИСЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ;
8 – СПОСОБСТВОВАЛО ЛИ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ.
Тип и структура урока.

–какой тип урока избран, его целесообразность;
– место урока в системе уроков по данному разделу;
– как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
– каковы этапы урока, их последовательности и логическая связь;
– соответствие структуры урока данному типу;
– как обеспечивалась целостность и завершенность урока.









Реализация принципов обучения.

– принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
– в чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
– как реализовался принцип доступности обучения;
– с какой целью использовался каждый вид наглядности;
-- как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
– как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;
– в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
– какой характер познавательной деятельности преобладал;
– как реализовалась индивидуализация и дифференциация обучения;
– как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения.

– в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
– каков характер познавательной деятельности они обеспечивали;
– какие методы способствовали активизации учения школьников;
– как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;
– какова эффективность использованных методов и приемов обучения.
Организация учебной работы на уроке.

– как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
– как сочетались разные формы;
–осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
– как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
– правильно ли оценивались знания и умения учащихся;
– как учитель осуществлял развитие учащихся;
– какие приемы использовал для организации учащихся;
–как подводил итоги этапов и всего урока.






Система работы учителя.

– умения общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного урока к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
– показ учащимся рациональных способов учебной работы;
– определение объема учебного материала;
– поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения, объективность.
– роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся.

– организованность и активность на разных этапах уурока;
– адекватность эмоционального отклика;
– методы и приемы работы и уровень их сформированности;
– отношение к учителю, предмету, к уроку, к домашнему заданию;
-- уровень усвоения основных знаний и умений;
– наличие умений творческого применения знаний, умений, навыков.

Общие результаты урока.

– выполнение плана урока;
– реализация задач урока;
– уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся;
– общая оценка результатов и эффективности урока;
– рекомендации по улучшению качества урока.




.

Заголовок 115