Использование активных методов и приемов для успешного обучения трудных подростков
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа – детский сад №14 г. Хабаровска
Методическая разработка
Использование активных методов и приемов
для успешного обучения трудных подростков
на уроках музыки и внеклассных мероприятий.
Выполнил работу
Учитель начальных классовПервой квалификационной категории
Столярова Виктория Викторовна
Хабаровск, 2013
Содержание:
Введение……………………………………………………стр. 3
I. Аналитическая часть…………………………………….стр. 5
Научно-теоретическое обоснование проблемы…...стр. 5
Система работы……………………………………..стр. 10
2.1. Этапы работы………………………………………….стр. 11
2.2. Описание системы и последовательности работы….стр. 11
Внеклассная работа с трудными подростками…………..стр. 18
3. Результативность работы……………………………….стр. 20
II. Проектная часть…………………………………………стр. 21
Заключение…………………………………………………стр. 22
Приложение.
Вот он сидит перед нами, взгляните.Сжался пружиной, отчаялся он,С миром оборваны тонкие нити.Словно стена, без дверей и окон.Вот они, главные истины эти:Поздно заметили... Поздно учли...Нет! Не рождаются трудными дети!Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Введение.
Современные преобразования в общественно-политической, социально-экономической и духовной сферах жизни российского общества выдвигают музыкальное просвещение подрастающего поколения в число приоритетных направлений образовательной и социокультурной практики. Вся история человечества показывает, что музыка является одним из основных катализаторов социального становления личности. В силу огромного эмоционального воздействия, музыкальное искусство способно порождать в человеке потребность в проявлении духовности, возвышенных чувств, интеллекта, творческих задатков. Особую роль музыкальное просвещение играет в личностном становлении подростков, ибо в подростковый период интенсивно развиваются способности чувствовать и понимать искусство. Именно поэтому в современных социокультурных условиях особое внимание уделяется художественному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Данная работа посвящена проблеме подросткового возраста, а именно вопросу о роли музыкального образования в школе по отношению к особенностям протекания подросткового кризиса школьников. В школе часто наблюдается ситуация, когда на разных трудных школьников – ленивых, недисциплинированных, грубых и т.д. – оказываются одинаковые воздействия, главным образом административного характера: выговор перед классом, вызов родителей, обсуждение у директора или на педагогическом совете. Понятно, что подобные методы не способствуют воспитанию свободной и творческой личности. Они не решают проблему устранения возникающих конфликтов, а загоняют их внутрь. Я как автор работы попыталась ответить на вопросы - В чём же суть проблемы трудных детей? Каковы причины? Чем один трудный школьник отличается от другого? И каковы пути воздействия для преодоления трудновоспитуемости?
Кризисный возраст 12-13, 15-16 лет всегда в воспитании был «трудным» и для самих детей, и для их родителей, и для нас учителей. Древнегреческий философ Сократ писал: «Они сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела. Они всё время спорят с родителями, постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей». Всё сказанное Сократом вполне применимо к подросткам XXI века, причём в более высокой степени, но знание психологии и физиологии этого периода даёт возможность понять причины поведения детей.
Авторы научных трудов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов), изучающие эту проблему, объединяются во мнении: это самый противоречивый, самый беззащитный период в жизни человека. К проблеме подростков обращались писатели Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Селинджер, композитор Д.Б.Кабалевский, а американский рок-музыкант Ди Снайдер написал искреннюю книгу «Курс выживания для подростков», положив в основу свой собственный опыт.
Важнейшей характеристикой подросткового возраста является спонтанное и неравномерное развитие, как некоторых определённых психических процессов, так и формирование психологической личности подростка в целом. Поскольку подростки – одна из составных частей школьного общества, необходимо понять, в чём состоят их социальные запросы, и как можно влиять на юношей и девушек этого возраста в процессе обучения.
Целью моей работы является – рассмотрение эффективности практических методов и приемов музыкального воспитания и их роль в воспитании и обучении трудных подростков.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и выявить факторы возникновения «трудных» подростков; методы обучения, их классификацию и характеристики;
2. Определить методы изучения индивидуально-психологических особенностей «трудных» подростков, опираясь на литературные источники;
3. Определить практические методы и приемы, обеспечивающие успешное обучение «трудных» подростков;
4. Обобщить результативность и эффективность применения практических методов и приемов музыкального воспитания подростков на уроках музыки и внеклассных мероприятиях.
I. Аналитическая часть.
Научно-теоретическое обоснование проблемы.
Психологический анализ факторов возникновения «трудных» подростков.
Рассмотрим само понятие «трудные» подростки.
Термин «трудный подросток» - один из самых неопределённых в психологии подросткового возраста. Подростковый возраст как кризисная стадия развития личности скрыто предполагает, что всякий подросток - трудный, и для себя и для других.
Биологические, психические и личностно-характерологические особенности подростка, его неустоявшийся социальный статус, то есть сама ситуация развития подростка, по своей сути предполагают кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Более распространённое понимание этого термина – трудный подросток, не сумевший преодолеть новый этап становления своего биологического и психосоциального развития, подросток, отклонившийся в своём развитии и поведении от общепринятой нормы.
Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребенка, бывают весьма разнообразны. Поэтому нередко к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребенка как трудного преимущественно отражает мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психологические характеристики.
В процессе обучения особого внимания требуют индивидуальные особенности неуспевающих и недисциплинированных детей. Для этого нужно выявить причины этих явлений.
Рассматривая неуспеваемость, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов выделяют две основные группы причин: объективные (непосильный объем знаний, несовершенство методов обучения) и субъективные (психологические особенности учащихся).
Анализируя психологические особенности учащихся (субъективные причины), Л.С. Славина выявила, что наиболее многочисленной группой неуспевающих являются педагогически запущенные дети.
Причины, порождающие неуспеваемость самые различные – это отсутствие нужных общественных мотивов учения, «интеллектуальная пассивность», неправильные навыки и способы учебной работы (неумение учиться), неправильное отношение к труду (неаккуратность, недобросовестность).
Она выявила также различные причины недисциплинированности.
Оказалось, что у некоторых учащихся недисциплинированность связана с часто проявляющимися аффектами; у других – нет интереса к школе и учению, основные интересы сосредоточены на внешкольных делах; третьи хотят завоевать авторитет в коллективе особенными выходками, шутовством; четвертые привыкли не считаться с требованиями окружающих; у пятых наблюдается двигательная расторможенность, импульсивность, двигательное беспокойство.
Выявлены типы неуспевающих школьников, которые изучал Мурачковский Н.И.
1-й тип. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника». Среди этих детей выделяются две подгруппы: - компенсируют свой неуспех в учебной деятельности с помощью какой-либо практической деятельности; - нет такой компенсации, что затрудняет выработку адекватной самооценки и, в свою очередь, затрудняет работу учителя.
Основная работа с этими учащимися – развитие их мыслительной деятельности, мыслительных операций и качеств ума, в частности самостоятельности.
2-й тип. Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной утрате «позиции школьника». На качество их учебной работы влияет то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится. Отсутствие более широкой мотивации приводит к неуспеху в учении. Неуспех вызывает конфликт и общее негативное отношение к школе.
Среди этой группы также выделяются две подгруппы.
1) Одни учащиеся свой неуспех в учении компенсируют какой-либо интеллектуальной деятельностью (чтение, например) это создает благоприятные условия для воспитания. Они имеют навыки интеллектуальной деятельности, тяготеют к коллективу и, используя их интерес к интеллектуальной деятельности, их легко включить в коллектив.
2) Значительно сложнее работа со второй подгруппой. Неуспех в учении здесь обусловлен сформированностью у этих детей отрицательными моральными установками по отношению к учителям, школе. Эти школьники компенсируют свой неуспех в учении связью с каким-то другим коллективом. Работа по преодолению неуспеваемости этих учащихся сложна, так как необходимо изменить их «внутреннюю позиция», сформировать новое отношение к учению. Малоэффективны в этом случае дополнительные занятия, они могут даже усилить отрицательное отношение к учению.
3-й тип. Для неуспевающих этого типа характерны низкий уровень умственного развития, а также отрицательное отношение к учению.
Как же приобщить к учению учащихся, которые характеризуются низким умственным развитие, а также отрицательным отношением к учению? Противоречие здесь заключается в следующем: для того чтобы вызвать положительное отношение к учению, необходимо таким учащимся давать легкие задачи, но для того чтобы развить интеллект, нужны относительно трудные задачи. Для разрешения противоречия необходимо начинать работу с более простых задач и по мере того, как ребенок справляется с поставленной задачей постепенно ее усложнять.
Исследования психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконина и других показывают, что в психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.
Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменений, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.п. но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.
Учение для подростка, является главным видом деятельности. И от того, как учиться подросток, во многом зависит его психическое развитие.
В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опереться педагог. Преимущества заключаются в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы.
Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы». Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.
Как показывают психологические исследования, основная причина такого «отхода от школы» заключается в несформированности у учащихся учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста – потребность в самоутверждении.
Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения.
Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста.
Одна из таких потребностей подростка – познавательная потребность (П.М. Якобсон, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Ю. К. Бабанский). При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Они испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков скуку, апатию, безразличие, а порой и резкое отрицательное отношение к «неинтересным предметам». Интересными бывают уроки тогда, когда учитель рассказывает не только то, что есть в учебнике.
Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и прежде всего их значение для развития личности.
Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. И если неуспех повторяется, то у подростков закрепляется отрицательное отношение к предмету. Значит одной из главных задач педагога является создание для подростка ситуации успеха, а ее создание может быть только при индивидуальном подходе к каждому учащемуся.
Таковы основные факторы возникновения «трудных» подростков в процессе обучения и способы преодоления их неуспеваемости и недисциплинированности.
Методы обучения, их классификация и характеристика
Это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы и обучения. Существует два крайних типа технологий обучения, между которыми расположен весь остальной спектр: знания, суммирующие и интеллект развивающие технологии (в дальнейшем просто суммирующие и развивающие технологии). Первый тип ориентирован на накопление суммы знаний, во втором конкретные знания являются средством формирования системы знаний. В суммирующих технологиях процесс формирования интеллекта не отслеживается. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Приемы, которые используются: убеждение, положительный пример, упражнение (приучение), одобрение-осуждение, требование, контроль.
Средства воспитания — это конкретные мероприятия работы (беседы, вечера), виды деятельности учащихся (олимпиады, кружки, конкурсы), а также предметы (картины, фильмы, спектакли), которые используются в процессе реализации того или иного метода.
Сущность и содержание воспитания
Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду.
Эстетическое воспитание является одним из основных направлений содержания воспитания и образования.
В данном направлении можно выделить следующие составные части, являющиеся "строительными блоками" личности человека:
знания - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения;
навыки - простые приемы деятельности;
умения - это владение способами применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя и знания, и навыки;
отношения - оценочные суждения;
творческая деятельность - рождение новых идей, основанное на всех предыдущих составляющих направлений содержания образования.
Система работы (схема):
4000500350139000148590035013900035433003158490Внеклассная работа
00Внеклассная работа
11430003158490Урок
00Урок
трудный подросток
диагностика
анкетирование
беседа
обобщение независимых характеристик
наблюдение
методы и приемы работы
трудный подросток
диагностика
анкетирование
беседа
обобщение независимых характеристик
наблюдение
методы и приемы работы
2286000180340Результат
00Результат
2.1. Этапы работы:
1 этап – подготовительный
Изучение теоретических аспектов проблемы обучения и воспитания трудных подростков.
2 этап – диагностический
Изучение индивидуально-психологических особенностей подростков. Изучение уровня развития музыкальных способностей. Изучение отношения к предмету.
3 этап – практический
Внедрение практических методов и приемов в процесс обучения и воспитания трудных подростков.
4 этап – аналитический
Анализ полученных результатов.
2.2. Описание системы и последовательности работы:
Трудности, связанные с обучением и воспитанием подростков, состоят в том, что очень важно понять необходимость изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников. Мне как учителю приходится отказываться от многих из этих форм и искать какие-то новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного воздействия. Психолог А. Г. Ковалев справедливо отмечает, что здесь речь идет не только о кризисе возраста, а о кризисе отношений между подростком и взрослыми, в частности учителями. Каждый возраст требует особого к себе отношения. И поэтому при обучении и воспитании подростка многое из того, что ранее было естественным и пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление с его стороны.
Работу с подростками начинаю с тщательного изучения их индивидуально-психологических особенностей, стараюсь понять, что привело их на путь асоциального поведения, каковы причины столь серьезных искривлений их личности. Если учитель не знает или не понимает этих причин, то ему трудно бороться и со следствиями, с результатами. Исследования показывают, что общая причина развития у ребенка отрицательных форм поведения — допущенная когда-то ошибка в его воспитании. «Даже если тяжелые переживания уже исчезли, и у ребенка можно наблюдать холодную расчетливость, цинизм, равнодушную грубость, все равно надо понимать, что все это отрицательное поведение явилось результатом когда-то острых переживаний, вызванных ошибками взрослых людей».
Используемые методы для изучения индивидуально-психологических особенностей учащихся:
- анкетирование - это широко используемый педагогикой, психологией, социологией и другими науками метод. Чаще всего он применяется, когда надо получить большое число нужных сведений (приложение№1);
- беседа - один из самых распространенных методов изучения учащихся.
Пять главных условий определяют успех беседы:1. четкая постановка цели;2. правильный выбор места и времени беседы;3. искренне уважение и благожелательное отношение к учащемуся;4. умение не только говорить, но и слушать;5. знание, хотя бы ориентировочно, индивидуальных особенностей учащегося.
- наблюдение за учащимся в различных условиях его деятельности и поведения.
Основные условия эффективности наблюдения как метода изучения учащегося:1. Целенаправленность наблюдения. При этом важно определить, будет ли наблюдение сплошным, когда фиксируются все проявления учащегося, все его действия, поступки, или выборочным, с целью изучения каких - то отдельных сторон личности.2. Обеспечение естественных условий наблюдения, когда учащийся находится в обычной для него обстановке. Никакое вмешательство в его поведение недопустимо.3. Фиксирование материалов наблюдения, их систематическая обработка, размышление над фактами, сравнение и сопоставление их.
- совместно с социальным педагогом проводится изучение личности методом обобщения независимых характеристик, а также биографическим и экспериментально - психологическими методами (приложение№2).
После сбора сведений об учащихся проводится тщательный анализ информации.
Таким образом, глубокое и разностороннее изучение учащихся, использование различных методов этого, сопоставление полученных с их помощью результатов позволяет наиболее правильно понять подростка и выбрать в отношении него наиболее действенные формы и методы обучения и воспитания.
Используемые практические методы и приемы работы на уроках музыки:
В своей практической деятельности использую методы и приемы, направленные на:
1. Стимулирование и мотивацию учебно-воспитательной деятельности:
- познавательные игры;
- создание ситуаций эмоционального переживания;
- создание ситуаций занимательности;
- создание ситуаций опоры на жизненный опыт;
- создание ситуаций успеха.
2. Организацию жизни и деятельности коллектива:
- создание ситуаций личностной и групповой перспективы;
- коллективные игры;
- выработка коллективно-единых требований;
- коллективные соревнования;
- коллективное самообслуживание.
3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
- уважение;
- педагогическая требовательность;
- убеждение;
- осуждение;
- понимание;
- доверие;
- побуждение;
- сочувствие;
- педагогическое предостережение;
- анализ поступка;
- решение проблемы конфликтной ситуации.
4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности учащихся:
- разъяснение;
- ожидание радости;
- снятие напряжения;
- обращение к самолюбию, самоуважению;
- обращение к любви, состраданию, стыду, прекрасному;
- требование, внушение.
Урок – основная форма музыкального образования. Разработка уроков музыки – это предмет размышлений, рассуждений, дискуссий.
Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому я стараюсь использовать нестандартные формы уроков: урок-встреча, урок-состязание, урок-дискуссия, урок - музыкальная викторина, комбинированный урок и т.п. (приложение №3).
Есть программы, методическая литература, полезные рекомендации о том, как интересно проводить урок для учеников. Но все, же процесс создания урока – это дело для каждого учителя по сути авторское. Главное в деле учителя – чтобы учащиеся прочувствовали, что без музыки разных направлений и жанров их жизнь будет пресной и скучной, что уроки музыки могут многое дать, например, для развития певческого голоса, становления слуха и художественного вкуса.
Ответы учеников при опросе могут определять настрой классного коллектива, стать ключом к активации дальнейшего хода урока. Оптимальный подбор отвечающих является важным средством активизации деятельности остальных учащихся. Плохой ответ (или пение) тоже бывает «полезным», ведь на ошибках учимся. А хороший ответ, как показывает опыт, активизирует положительные эмоции класса. Используются как индивидуальные ответы, так и групповые. Важно найти, за что похвалить учеников, говорить, что с ними приятно общаться, что они умные, музыкальные. Конечно, поощрительное слово звучит в момент, когда этого заслуживают или очень стараются. И чувствуешь, что ребята на уроках ведут себя по-другому. Это «обратная связь».
Проблемное обучение как метод формирования интереса и приобщения к музыке основывается на самостоятельном мышлении учащихся. С помощью приемов проблемного обучения происходит активизация школьников, приобщение их к музыкальному искусству. Это процесс активного познания с элементами неизвестного, которые открываются при выполнении заданий. В школе приходится сталкиваться с разнородным составом класса. Одни, буквально «не желают входить» в ситуацию, избегают излишнего напряжения и «мозгового беспокойства», а другие с большим энтузиазмом выслушивают мой рассказ, нежели сами проанализируют и передадут словами собственные музыкальные чувства и ощущения и просто наблюдают процесс поиска ответа. В таком случае, я привлекаю к самостоятельному поиску новых знаний, вскрываю противоречия между имеющимся музыкальным опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Тогда ученик убеждается, что прежних его музыкальных знаний недостаточно. Здесь и возникает потребность в их приобретении, появляется интерес к предстоящей работе. Многие вопросы вызывают споры, ответы рождаются в размышлениях, сопоставлениях, обобщениях, и учащийся проявляет большой интерес к изучаемому. Конечно, дело не в том, чтобы обязательно ответить правильно, и не в том, чтобы в стенах школы готовить музыкальных экспертов.
Смысл проблемных заданий – в развитии умения слышать не только саму музыку, но и анализировать ее различное исполнение.
Польза своеобразной «конфликтности», диалога, дискуссии о музыкальном произведении, направлении, исполнении заключается в самом процессе поиска «вслух», а не в нахождении единственного верного, устраивающего всех, ответа. Задача дискуссий – определение своего собственного, личного взгляда ее предмет, формирование интереса, вкуса, побуждение к самостоятельным музыкальным творениям.
Занимательные факты, примеры из жизни музыкантов, сопровождаются проблемным увлекательным заданием и вносят в содержание урока необходимый настрой, способствуют сосредоточению школьников. Они позволяют, не отвлекаться от основного познавательного содержания урока, практически в каждый нужный момент переключать внимание учащихся с трудных вопросов на оживляющие сознание легкие и способствуют активизации работоспособности учащихся.
В работе с подростками метод проблемного обучения имеет особое значение, т.к. наиболее полно обеспечивает активизацию и развитие самостоятельной деятельности, помогает преодолеть чувство неуверенности в себе, тревожность, трудности в выборе и определении собственной позиции.
Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической помощи учащемуся в совершенствовании его личности, особенно это актуально для трудных подростков. Л.Н. Толстой сказал: «Люди - как реки: вода во всех одинаковая,… но каждая река бывает, то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая…». Дифференцированный подход активно применяю в разных видах деятельности, например:
Пение обычно является одним из самых наиболее любимых занятий школьников на уроках музыки. Однако в каждом классе есть чисто интонирующие ребята, неинтонирующие и не совсем чисто интонирующие. В моем классе соотношение, следующее… в 6 классе – из 12 человек чисто интонирующих – 4, 3 совсем не интонирующих, остальные слабо интонирующие ребята. В 8 классе – из 15 человек, чисто поющих только 3, остальные слабо интонируют. Но петь любят все, как бы они не интонировали! Как коллективная форма творчества, пение в классе способствует раскрепощению стеснительных, неуверенных в себе школьников. Затрудняясь спеть что-то индивидуально, они с радостью присоединяют свой голос к голосам товарищей.
Поскольку пение является любимым занятием школьников, то использование караоке в последнее время получило широкую популярность. Караоке предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, лишь положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, делает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечивает оптимальное музыкальное развитие учащихся. Караоке способно заменить стандартное музыкальное сопровождение песни на аккомпанемент эстрадного ансамбля, симфонического или духового оркестра. Особая роль принадлежит использованию микрофона. Учащимся нравится чувствовать себя настоящим артистом. Это может стать дополнительным стимулом, если проводить подобную работу в системе (запевают, берут микрофон всегда все дети). Еще один методический прием использования караоке – конкурсное исполнение – «кто лучше споет». Оценка исполнения должна учитывать и реакцию класса, и оценку самой системы. Кроме того, с помощью караоке можно провести целый ряд музыкально-дидактических игр (приложение №4).
Подростки – страстные поклонники музыки. Она для них самое главное и доступное искусство. Школа для подростка естественная жизненная среда, «дом», в котором сосредоточены многие переживания. У каждого школьника есть своя музыкальная жизнь, свой вкус, есть любимая песня. Считаю необходимым заглянуть и деликатно вмешаться в эту жизнь и по возможности её направлять. Интерес ребят к музыке, к песне обусловлен в первую очередь тем, что подростки пытаются выразить через музыку своё отношение к жизни. Образный мир песен, вызывающих интерес у подростка очень разнообразен. Прежде всего, это доверительное, искреннее обращение к личности, которая жаждет, чтобы её поняли и откликнулись на неожиданно возникшие взрослые проблемы. При этом особенно важен характер эмоционального переживания в песне. Рассказать в верности в дружбе, чувстве зарождающейся любви поможет, например песня:
И ты споёшь про свет в любимом окне
Про звёзды, что в тишине над горизонтом горят.
И ты споёшь, и тихо клёны вздохнут,
И вновь тебе подпоют ребята с нашего двора.
(Матвиенко – Шаганов).
Близки подросткам песни о мужественных, сильных людях:
И мы вернёмся, мы конечно доплывём…
Там за туманами песню допоём.
(Матвиенко – Шаганов)
Эмоциональная неустойчивость, так характерная в этом возрасте, порождает чувство одиночества. И здесь рядом песня:
Есть ещё здесь хоть кто-нибудь, кроме меня? – вместе с автором спрашивает подросток.
В песнях всегда есть место шутке, весёлому, доброжелательному, «оранжевому» настроению:
Оранжевые песни, оранжевые парни,
Оранжевым ребятам, оранжево поём!
Активное использование народного фольклора, в частности частушек:
Как-то мне любимый дед подарил велосипед.
С «Жигулями» на обгон я пошел, как чемпион
также способствует созданию радости, весёлого настроения.
«Хороший педагог систематически пользуется методом культуры здорового смеха», - говорит психолог Московского университета коррекционной педагогики Кащенко В.П.
На развивающуюся личность подростка большое влияние оказывает взаимодействие с взрослыми, особенно с педагогами. Именно поэтому я использую метод позитивного внушения через песни с особыми формулами-внушениями: «дорог очень, папа, мне совет простой», «кто любит, тот любим», «надежда — мой компас земной», «друг мой — третье моё плечо — будет со мной всегда», «новая встреча — лучшее средство от одиночества».
Развить умение передавать свои эмоции, чувства посредством звуков, мимики, пластики помогают музыкально-дидактические игры. В них ребенок — субъект творчества («Допой мелодию», «Ритмическое эхо», «Ритмические импровизации», «Мелодические импровизации», «Исправь ошибку»). Открыть ребятам способ самовыражения, накопить и освоить новый социальный опыт в совместном творчестве, наполнить урок радостью помогают игры-импровизации на музыкальных инструментах, музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото».
Игры пробуждают внутреннюю активность, творческое воображение, учат анализировать результаты коллективно выполненной работы. Такое направление музыкальной деятельности помогает регулировать противоречивые эмоции подростков, учит их разбираться в своих ощущениях и достигать взаимопонимания с другими людьми, обогащает жизненный эмоциональный опыт ребят.
На уроках активно использую различные задания, направленные на развитие творческого мышления и творческих способностей:
- сообщение интересных фактов из жизни и творчества композиторов, музыкантов (приложение №5);
- определение на слух характерных особенностей того или иного стиля (как классического искусства, так и современного);
- сравнительный анализ различных стилей музыки;
- рецензирование песенного репертуара современных певцов, групп;
- представление и «защита» домашней фонотеки;
- сочинение песен.
Использование метода активного управляемого воображения способен оживить, направить воображение подростка в нужное русло. Стимулом для активного воображения служит впечатление, поэтому перед прослушиванием музыкальное произведение преподносится как хорошо знакомая подросткам жизненная ситуация, рассказанная языком музыки. Едва подростки начинают слушать музыку, включаются мышление и воображение, ассоциации (приложение №6). Я как учитель, участвуя в данном процессе, направляю формирование и развитие воображаемых образов, а затем предлагаю их запечатлеть — свободное рисование, автоматическое «черканье». Ребенок переносит свои эмоции и переживания во внешний мир, в свою работу. Творя, он знакомится со своим внутренним миром, ему открываются возможности самопознания и саморазвития, кроме того, внутренний мир ребенка становится видимым, понятным его одноклассникам и мне (приложение №7).
Естественным продолжением метода управляемого воображения является метод свободных ассоциаций, который направлен на пробуждение у подростка желания поразмышлять о себе, об окружающих, а также на развитие умения предвидеть последствия своих действий и поступков. Например: слушая музыкальное произведение со всем классом, я предлагаю одному из подростков представить себя его героем. Ставя себя на место главного героя, подросток соотносит себя с ним. Включается личностная проекция, когда подросток, слушая музыку и оценивая действия героя, приписывает ему собственные мысли, переживания, черты характера. Преобразование подростком личных житейских эмоций и мыслей путем сопереживания воображаемому герою называется «катарсис». Сопереживая герою, подросток сопереживает самому себе. Эти чувства накладываются друг на друга: подросток-слушатель овладевает своими переживаниями, расстаётся с ними и в этом овладении чувствами и их переосмыслении обретает успокоение и эмоциональное наслаждение. Подросток избавляется от отдельных элементов, которые осуждаются в данном произведении, и обогащается другими, которые в данном музыкальном образе превозносятся. В конце работы перехожу к историческому комментированию произведения, сопоставляя рассказ подростка с выводами автора.
Таким образом, урок музыки – сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве, восхищения произведением и тщательной исполнительской работы.
Внеклассная работа с трудными подростками:
В.А. Сухомлинский писал: "Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания остаются пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой".
Когда говорят о необходимости организации досуга подростков, часто обращают внимание на то, что это отвлекает их от бесцельного времяпровождения, а потому препятствует совершению непродуманных поступков, а то и общественно опасных действий. Это правильно. Но гораздо более важная роль досуга заключается в ином - в умственном воспитании подростков, в формировании у них здоровых, духовных потребностей. Такие потребности и обусловленные ими интересы развиты у педагогически запущенных подростков слабо.
В работе с трудными учащимися, не нужно искать каких - то особых форм и методов или создавать какие-то специальные группы «трудных», педагогическую нецелесообразность чего едва ли нужно оспаривать. Важно иное - выявить способности, наклонности, интересы, возможности педагогически запущенного подростка, чтобы направить его развитие по правильному пути.
Немного расскажу о вокальной группе «Школьницы».
В 2007 г. на базе нашей школы начала работу социальная гостиная с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. У таких ребят большой опыт проживания в неблагополучной семье и отсюда издержки воспитания (бродяжничество, употребление алкогольных и наркотических веществ и т.д.). Мальчикам было проще найти занятость во внеурочное время, а девочки ничем не интересовались, и для них найти значимое занятие было очень трудно. Но они любили устраивать для себя импровизированные концерты (микрофонами у девочек служили пеналы), шоу, дискотеки. Однажды, я, побывав на одном из импровизированных концертов, предложила девочкам заниматься пением профессионально, с настоящими микрофонами и они охотно согласились.
Так у меня организовалась группа сначала из 6 человек, причем не все девочки имеют музыкальный слух, а затем присоединились еще 3, все девочки из 6-9 классов.
Контингент группы: подростки из неблагополучных семей, потомственных алкоголиков и рецидивистов. Все девочки очень дерзкие, грубые, очень обидчивые, не доверчивые к взрослым, но в то же время отзывчивые.
Из всех семей очень низкий педагогический уровень, отсутствует мотивация к обучению.
Девочкам была создана ситуация успеха: пошили костюмы, организовали сначала выступления в школе, а затем и за ее пределами. Стали популярны в школе. Появился стимул, значимость, образовался режим, появился интерес, на репетициях смогли разговаривать с ними о культуре общения, поведения, о внешнем виде, прическе, макияже и т.д.
Результатом работы стало следующее:
1. девочки стали доверчивы
2. ответственны
3. стали советоваться
4. прислушиваться к мнению
5. говорить о будущем
В заключение рассказа о вокальной группе я хочу сказать следующее: у «трудных» подростков, которые своё внешкольное время посвящают занятиям музыкой, улучшается посещаемость школы, успеваемость, отказ от вредных привычек, сдерживать себя в конфликтных ситуациях, мотивация к добрым, искренним отношениям друг с другом и с взрослыми. В этих случаях уже вступает в действие педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами музыки. Дети показывают свою творческую работу на тематических вечеринках, дискотеках, концертах, как в своей школе, так и в выездных концертах за пределами школы: Домах ветеранов, Детских домах, Центрах по работе с населением, исправительном учреждении п.Заозерное в штабе для сотрудников, площадках летних оздоровительных лагерей и т.д.… Результатом работы стало следующее:
1. девочки стали доверчивы
2. стали советоваться
3. прислушиваться к мнению
4. ответственны
5. говорить о будущем
Таким образом, возможности воспитания трудных учащихся средствами эстетического воздействия чрезвычайно широки. Главное условие их эффективности - соответствие избранных средств тем индивидуальным особенностям личности, которые надо воспитать и преодолеть.
3. Результативность работы:
Активное внедрение интерактивных форм и методов обучения с целью развития познавательной активности на уроках музыки. Применение личностно-ориентированного подхода к каждому учащемуся. Особое внимание уделяю развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Использование на уроках ИКТ.
Усвоение учащимися программного материала на 100%. Успеваемость по предмету стабильна и имеет положительную динамику.
«Итоги промежуточной аттестации за последние 3 года».
Год
классы количество
обучающихся %
успеваемости %
качества
знаний средний
балл
2007-2008 2 18 чел. 100 % 100 % 4,6
3 18 чел. 100 % 89 % 4,2
4 15 чел. 100 % 73 % 4,1
5 15 чел. 100 % 100 % 4,5
6 14 чел. 100 % 100 % 4,6
2008 -2009 3 21 чел. 100 % 100 % 4,6
4 20 чел. 100 % 100 % 4,6
5 16 чел. 100 % 94 % 4,6
6 15 чел. 100 % 100 % 4,6
7 14 чел. 100 % 100 % 4,7
2009-2010
4 18 чел. 100 % 100 % 4,7
5 14 чел. 100 % 100 % 4,7
6 12 чел. 100 % 100 % 4,5
7 12чел. 100 % 100 % 4,7
8 13 чел. 100 % 100 % 4,8
II. Проектная часть:
Современный взгляд на эстетическое образование в области «Музыкального искусства» диктует нам иной подход к выстраиванию учебно-образовательного процесса. Это связанно со многими факторами.
Каким образом выстроить художественно-творческий процесс на уроке, чтобы избежать традиционных форм обучения, развития только репродуктивного мышления у учащихся? Как направить процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании. Наверно, ориентируясь на современные педагогические технологии соответствующие принципам художественной педагогики развивающего обучения. Одним из таких методов является «метод проектов».
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат времени, материалов, информационных источников, поэтому формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках урока. Данное направление для меня является перспективой для дальнейшей работы с подростками.
Перспективная цель моей работы – сформировать проектные умения и навыки обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности. И, исходя из цели, задачи вижу следующие:
формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности;
научить находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей;
способствовать развитию самоуправления, самореализации, самопознания и самооценки учащегося;
научить размышлять, опираясь на знания, делать обоснованные выводы;
научить уметь прогнозировать результаты и возможные последствия из разных вариантов решения;
научить устанавливать причинно-следственные связи;
сформировать коммуникативные и социальные компетенции
развивать творческое, ассоциативное, критическое мышление и воображение (приложение №8).
Современные педагогические технологии и внедрение компьютерных возможностей в музыкальное образование позволяет совершенствовать содержание учебно-образовательного процесса, повышает информационную емкость уроков музыки. Это особенно важно в ситуации весьма ограниченного времени, отводимого базисным учебным планом на освоение предметной области «Музыкальное искусство». Насыщенность и интенсивность познавательной деятельности, потребность в музыкальном самообразовании обеспечивается мультимедийными возможностями компьютера в организации учебного содержания. Это в значительной мере способствует визуализации музыкальной информации, качественному и полному музыкальному восприятию и мышлению каждого ученика, повышения мотивации обучения.
Заключение.
Подводя итоги проделанной работы по теме, использование практических методов и приемов для успешного обучения трудных подростков на уроках музыки и внеклассных мероприятий, хочется отметить, что воспитание и обучение подростков является одной из многочисленных проблем. Без целенаправленного педагогического воздействия результат стихийного формирования личности и поведения подростков непредсказуем. Поэтому учитель, сегодня должен по-новому взглянуть на свои задачи и возможности.
В обучении подростков учитель должен руководствоваться следующими положениями:
1. обучение должно быть определенной формой движения познавательной деятельности учащихся; выступать определенным путем усвоения знаний, умений, навыков; быть определенным уровнем познавательной активности в соответствии с их возможностями и способностями;
2. выступать как специфическое движение, обеспечивая единство содержания и методы обучения;
3. выступать определенной формой обмена информацией между учащимися и учителем;
4. обучение должно быть определенным способом управления познавательной деятельностью учащихся;
5. характеризоваться как общение между учителем и учеником;
6. являться определенным способом стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности у учащихся;
7. выступать в роли контроля за эффективностью учения.
В преподавании и воздействии на подростка учитель должен руководствоваться принципами педагогической этики:
а) доброжелательное и справедливое отношение ко всем;
б) искренность и чистота помыслов и действий учителя;
в) оптимизм и доверие к ребенку, уверенность в том, что он станет лучше учиться;
г) уважение к личности подростка;
д) требовать от себя больше, чем от подростка;
е) воспитывать отношение к обучению;
ж) высокий профессионализм в знании своего предмета.
Руководствуясь данными принципами, учитель осуществляет обучение, целью которого является развитие познавательных возможностей и переключение ученика с отрицательных проявлений в поведении на положительные, социально значимые успехи в обучении.
В подростковом возрасте под влиянием учебно-воспитательной работы школы, под влиянием изучения основ наук начинают формироваться и ярко проявляться способности подростков к тем или иным видам деятельности. Конечно, проявления способностей наблюдаются и в младшем школьном возрасте и даже в дошкольном, но по-настоящему начинают они развиваться (имеется в виду относительно быстрое и легкое овладение соответствующими умениями и навыками, достижение объективно высоких результатов) именно в подростковом возрасте. Это объясняется тем, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, формируется сознательное, активное отношение к окружающему, развивается творческое мышление. В первую очередь начинают ярко проявляться музыкальные, художественно-изобразительные, литературно-творческие способности. Задача учителя — всемерно развивать и создавать условия для активного формирования интересов и способностей подростков. Это можно делать и на уроках, и во внеклассной работе в различных кружках, студиях, устраивая конкурсы художественной самодеятельности и т.д. и, наконец, в порядке индивидуального общения (рекомендуя подросткам соответствующую литературу, беседуя с ними по интересующей их проблеме, консультируя по разным вопросам и т. д.).
В заключении хочется сказать, что лучшие педагоги всех времен и народов стремились создать такую школу, которая позволила бы ребенку раскрыться во всем его своеобразии, во всей полноте его неповторимых задатков и особенностей.