Самообразование .Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»


План по самообразованию
Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровье сберегающих технологий.
Задачи:
1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу здоровье сбережения.
2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровье сбережения ( комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки)
3. Направить жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении на сохранение и укрепление здоровья.
4. Систематизировать изученную литературу.
Перспективный план работы
 Раздел плана Форма работы Практические выходы
Сентябрь Работа с детьми Проведение Дня Здоровья
Проведение осеннего праздника
Организация подвижных игр (ежедневно)
Проведение физкультурных занятий (в течение года) Учить детей охранять и укреплять свое здоровье
Развивать эмоциональную сферу. Формировать гармоничную личность.
Формировать потребность в двигательной активности.
Работа с родителями Индивидуальные беседы с родителями по теме «Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой» Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Октябрь Работа с детьми Проведение динамических пауз во время занятий (в течение года) В качестве профилактики утомления
В качестве профилактики непропорциональной нагрузки на мышцы
В целях укрепления организма.
Проведение релаксации (в течение года)
Проведение утренней гимнастики
(каждый день) Работа с родителями Консультация для родителей «Берегите глазки» Приложение№1 Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Ноябрь  Работа с детьми Проведение тематического мероприятия «День Матери» Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Работа с родителями Консультация для родителей «Агрессивные дети» прилож.№2 Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Самореализация Обновление физкультурного уголка
Создание условий для сохранения здоровья
Повышение знаний, сбор материала
Декабрь Работа с детьми Проведение новогоднего утренника Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Работа с родителями Консультация для родителей
«Встречаем Новый год вместе с ребенком» приложение №3 Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Январь Работа с детьми Проведение тематических дней новогодних каникул Формировать потребность в двигательной активности, развивать умение сознательно вырабатывать полезные привычки.
Работа с родителями Консультация для родителей « Что такое подготовка к школе?» приложение№4 Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Самореализация Продолжение изучение программы по образовательной области «Физическая культура» Повышение знаний, сбор материала
Февраль Работа с детьми Проведение утренника к Дню Защитника Отечества Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Работа с родителями Консультация «Отец как воспитатель»
Приложение №5 Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Март  Работа с детьми Проведение утренника к 8 Марта Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Работа с родителями Консультация «Счастье- это когда тебя понимают» приложение №6 Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Апрель Работа с детьми Развлечение «День Земли»
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Работа с родителями Консультация «Готовность к школе»Приложение№7 Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Май Работа с детьми Проведение праздника «День Победы» Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Работа с родителями Консультация «Что такое патриотическое воспитание»
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Подведение итогов работы.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения Васильевой Л.А.
2. «Дошкольное воспитание», научно- методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва
3. «Здоровье дошкольника», научно- практический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва
4. Примерная общеразвивающая программа дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон5. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику». - М.: Эксмо, 2008
Приложение №1
Консультация для родителей
«Берегите глаза своих детей!»
Роль зрения, глаз в жизни человека трудно переоценить. Слабовидящим или слепым людям очень трудно жить в нашем мире. Они совсем по-другому всё воспринимают: на ощупь, по запаху, на слух, им непросто ориентироваться в пространстве. Эти люди нуждаются в постоянной заботе со стороны других людей, им нужна помощь. По статистике у каждого третьего взрослого и у каждого четвертого маленького жителя планеты существуют проблемы со зрением. Это и немудрено, ведь 90% всей информации об окружающем мире человек получает именно с помощью зрения. Сложно представить, какая это колоссальная нагрузка, и особенно для детей, ведь отдыхают глазки только тогда, когда ребёнок спит. Поэтому так важно беречь зрение смолоду. Чтобы сохранить «зоркость», стоит уделять своим глазам особое внимание с раннего детства.
Забота о глазах начинается с питания. Известно, что здоровье нашего организма в целом и всех его органов по отдельности напрямую зависит прежде всего от того, насколько правильно мы питаемся. И наши глаза здесь не исключение: им очень важно, чем мы их «кормим».
Наши глаза очень любят чернику, голубику и гранаты, которые содержат мощные антиоксиданты, помогающие не допустить дистрофии сетчатки. Именно дистрофия сетчатки является одной из главных причин необратимой утраты зрения в старости. Также полезны ягоды вишни и черешни. Они богаты биофлавоноидами, которые укрепляют мелкие кровеносные сосуды, по которым в глаза и ткани мозга поступают кислород и питательные вещества. Поэтому в летний сезон постарайтесь не отказывать себе в этих ягодах и фруктах.
Существуют правила, способствующие сохранению хорошего зрения, которые необходимо учить детей выполнять.
1. Не разрешайте детям смотреть телевизор дольше 30 мин.
2. Во время просмотра телевизора ребёнок должен находиться не ближе 2-х метров от экрана.
3. У компьютера детям можно проводить не больше 10 мин. в день.
4. Необходимо следить за посадкой ребёнка за столом, когда он рассматривает иллюстрации в книгах, рисует: СПИНА должна быть прямая, книга или лист бумаги должны находиться на расстоянии 30-35 см.. При неправильной осанке деформируются позвоночные диски, в результате сколиоз, а это как следствие сосудистой недостаточности головного мозга. Из-за кислородного голодания страдают все системы организма. Угнетается работа зрительных нервов в коре головного мозга.
5. Чтобы не повредить глаза, нельзя: — кидаться камнями, льдом, песком, землей; — нельзя бросать игрушки в лицо; — нельзя тереть глаза грязными руками; — надо обращаться очень осторожно с колющими и режущими предметами.
6. Необходимо читать, рисовать, рассматривать иллюстрации в книгах при хорошем освещении. Источник света должен находиться слева от ребёнка (окно, лампа и т. д)
7. Чтобы сохранить у ребёнка хорошее зрение, надо обязательно не реже, чем 1 раз в год, показывать ребёнка врачу — офтальмологу!
8. Необходимо внимательно следить за ребёнком и в случае обнаружения, что ребёнок присматривается, щуриться отвести к окулисту для проверки остроты зрения и выписывания очков.
9. Надо учить детей защищать глаза от солнца, яркого света, ожога с помощью затемненных очков.
10. Учите детей защищать глаза от пыли, воды, сильной струи воздуха. В этих случаях необходимо надевать защитные очки.
Один из наиболее удобных и проверенных способов — детская гимнастика для глаз. Медики разработали тысячи комплексов, которые помогут укрепить и сохранить зрение малыша. Все они направлены на снятие напряжения с детских глазок, что особенно важно в современное время, когда ребенок с малых лет сидит за компьютером. Большинство гимнастик для глаз детей предусматривают движение глазного яблока во всех направлениях. Пусть малыш двигает глазками «верх-вниз, влево-вправо. Попросите ребенка зажмуриться, снять напряжение, считая до десяти. Если умеет — пусть считает сам. Если нет — помогите ему. Чтобы снять напряжение в глазках, малыш должен один раз в 1-2 часа переключать зрение. Для этого попросите его смотреть вдаль в течение 5-10 минут. Немаловажно, чтобы он периодически еще и закрывал глазки для отдыха на 1-2 минуты. Предложите ребёнку представить себя Буратино. Ребенок должен закрыть глаза и посмотреть таким образом на кончик своего носика, а взрослый в это время пусть посчитает до 8. Малышу нужно представить, что его носик растет, а он следит этим занимательным процессом с закрытыми глазками. Потом нос также должен уменьшаться — считайте в этот раз оборот: от 8 до 1. Попросите малыша не поворачивать головы, но при этом пусть он смотрит сначала медленно вправо, потом — прямо, потом медленно повернет глаза влево и снова прямо. Следует проделать то же самое, только вверх и вниз. Два раза повторить. Еще одно хорошее упражнение — закрыть веки, помассировать их круговыми движениями пальцев. Верхнее веко от носа к наружному краю глаз, а нижнее веко от наружного края к носу, потом — наоборот. Такое упражнение для глаз детей ослабляет мышцы и улучшает кровообращение Чтобы малыш тренировал зрение, ему полезно играть с яркими, подвижными игрушками. Пусть они прыгают, катаются, кувыркаются и вертятся. И помните — зрение нарушается медленно. И также медленно оно восстанавливается. Это, конечно, если естественным путем.
Соблюдая эти несложные правила, дети смогут сохранить хорошее зрение, защитить и сберечь свои глаза. А гимнастика, которую ребёнок будет регулярно выполнять, натренирует его зрение, сохранит и улучшит его, обезопасит от близорукости и других заболеваний глаз

Приложение №2
Консультация для родителей
«Агрессивный ребёнок»
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:
Когда это началось?
Как ребёнок проявляет агрессию?
В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
Что явилось причиной агрессивности?
Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
Что на самом деле хочет ребёнок?
Чем вы реально можете ему помочь?
Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.
Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.
Самое главное - попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.
"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ"
(для детей с 5 лет)
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника - штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:
 "А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.
Примечание:
Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.
"ШТУРМ КРЕПОСТИ"
(для детей с 5 лет)
Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. - всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча - "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.
"РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ"
(для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты - огурец", "А ты - редиска", "Ты - морковка", "А та - тыква" и т.д.
Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.
"ПО КОЧКАМ"
(для детей с 5 лет)
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие - "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".
Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.
Приложение№3
Консультация для родителей. ВСТРЕЧАЕМ НОВЫЙ ГОД ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ
Кто из нас, взрослых, не любит новогоднюю елочку и красивые, почти волшебные подарки под ней…Новый год -  самый таинственный и чудесный праздник, любимый для большинства выросших детей. Единственный волшебный праздник в советскую эпоху. А ведь в тридцатые  годы,  когда  в домах запрещалось ставить елочку, многие папы и мамы тайком под пальто проносили несколько еловых веточек, и, закрыв шторы, чтобы не увидели соседи, вешали на эти веточки чудом сохранившиеся игрушки.Потом власть смягчилась и новогодние елки вернулись в дома, навсегда заняв место в сердцах малышей.Новый год, Рождество, Старый Новый год – они расположены так близко, в стране новогодние каникулы, родители могут полностью посвятить себя детям и семье, сделать эти дни праздничными, насыщенными.
Только вот почему же к концу рождественских каникул так много бывает обращений  к невропатологам , психологам, аллергологам?Ответ прост – ребенка «перекормили».  И сладостями, и впечатлениями.Хотелось бы поговорить о «технике безопасности» при проведении новогодних праздников.
Самые маленькие дети:Это детки до двух с половиной лет.Эти малыши как правило еще плохо говорят, не помнят предыдущий Новый год – ведь они были еще совсем малы. Они если и слышали про деда Мороза, или видели его на  картинке в книжках, то вживую с ним еще не встречались.И часто родители ждут – не дождутся, когда же ребенок встанет на ножки, чтобы познакомить его с Дедушкой Морозом.Но их двух или даже трехлетний малыш может не обрадоваться, а очень испугаться.Для самых маленьких детей важно, чтобы во время самого Нового Года и вообще рождественских праздников, жизнь не теряла своей понятности, предсказуемости. Слишком сильные впечатления нередко выбивают ребенка из колеи и приводят к поведенческим сбоям.
Итак, как сделать встречу с Дедом Морозом безопасной для ребенка. Время приглядеться:Собираясь на детский праздник, или приглашая Деда Мороза домой вспомните золотое правило, относящееся к общению маленького ребенка с незнакомыми людьми.Для того, чтобы ваш малыш не испугался незнакомца, а тем более такого яркого в красном халате, ему нужно время, чтобы приглядеться, привыкнуть к присутствию незнакомого человека в комнате и привыкнуть к его необычному внешнему виду.Чем тише и камерней – тем лучше:Родителям , особенно тем, которые любят красочные и массовые зрелища не стоит забывать, что «каждому овощу – свое время». То есть то, что интересно и привлекательно для взрослого может совсем не подходить. Например, взрослые нередко являются любителями острой и копченной . пряной кухни, которая однозначно не подходит маленькому ребенку.Так вот, режим впечатлений  в новогодние праздники для малыша тоже должен быть «диетическим»,  иначе возможны разного рода «аллергии».Например, маленькие детки могут так испугаться шумного, громогласного, огромного Деда Мороза, что потом долго еще любая фигура в красном кафтане будет вызывать у  ребенка приступы паники.
Выбирая кандидата в Деды Морозы и планируя сценарий домашнего праздника нужно, прежде всего, дать Деду Морозу четкую инструкцию.Дедушка Мороз – главный персонаж новогодних и рождественских праздников: звать ли его домой. «А глаза-то папины»:Даже самые маленькие дети, даже в самом лучше костюме и гриме легко узнают собственного папу, дедушку, крестного или просто хорошего друга семьи.Раньше времени разрушать прекрасную легенду о деде Морозе я бы не советовала. Тем более, что ребенок может после такой раскрывшейся неправды  перестать верить родителям и в чем-то другом. А это само по себе не полезно для отношений.
Где же настоящий Дед Мороз?Деткам постарше, которые уже хорошо понимают, что дедов Морозов много, и все они разные и костюмы тоже разные. В саду на празднике – один дед Мороз,  в детском клубе – другой, а театре – третий, и все они разный, да еще в каждом супермаркете по деду Морозу,  вполне можно объяснить, что настоящий дед Мороз – один, он невидимый простому глазу и именно он кладет подарки под праздничную елочку, а эти все деды Морозы – его помощники, потому что один он не может успеть везде, на праздник в каждый детский сад.  Вот и приходится посылать помощников – младших дедов Морозов. Сознание ребенка вполне готово именно к такой версии событий - вспомните русскую сказку «Два Мороза».
Стоит ли приглашать деда Мороза домой?Если речь идет о ребенке возрастом от 3 до 6 лет, то ответ на этот вопрос скорее всего будет положительным.В этом возрасте дети уже достаточно большие, чтобы не слишком деда Мороза бояться, но еще достаточно маленькие и поэтому в то, что это действительно дед Мороз, а не дядя переодетый верят.
Для детей постарше, у которых уже начали меняться молочные зубы, а соответственно и магическое мышление начинает уступать место логическому, такой близкий, фактически индивидуальный, контакт с дедом Морозом, может раньше времени заронить сомнение в душе ребенка.
Выбираем Деда Мороза:Идеальный дед Мороз для маленького ребенка должен быть :А) трезвым.Вроде бы это условие  для всех является очевидным, однако реальность такова, что далеко не у всех родителей, которые и сами в душе ждут деда Мороза, хватит решимости не пустить на порог долгожданного гостя, учуяв запах спиртного.Тем не менее, адекватность и трезвость деда Мороза  - главное условие для вас и вашего ребенка.Б) не очень громкий голос и не слишком шумное поведение:В) способность учитывать возрастные особенности и менять сценарий визита в соответствии с реакциями ребенка:
Инструктируем Деда Мороза: Первое и главное условие для ребенка, которому нет еще четырех лет – не трогать его руками, особенно руками в «морозьих» рукавицах, пока он сам этого не захочет.Дети вообще чувствительны к тактильным контактам с незнакомыми людьми, а уж такая экзотическая фигура , как Дед Мороз может вызывать ужас, смешанный с восторгом.
Второе: не ждите от ребенка активности.Для маленьких детей совсем не обязательным является горячее желание рассказать Деду Морозу стишок , спеть песенку, или даже просто назвать свое имя.Ребенок может не вымолвить ни единого слова, но при этом он будет в полном восторге.Главное, не пытаться пробивать его молчание – это может обернуться слезами и полным отказом от контактов.Если малыш вдруг готов говорить с Дедом Морозом, и сам этого хочет – очень хорошо, радуйтесь и снимайте на видеокамеру. Если же он молчит и только внимательно смотрит – скажите себе, что это первый, а не последний Новый Год в его жизни, и все еще будет.От 5-6 летних детей деды Морозы подчас просто не знают , как и отделаться, настолько сильное у этих подросших детей желание показать свои достижения – спеть песенку или рассказать стишок.Настраивайте себя на то, что через год, ну максимум через два, вы сможете с гордостью зафиксировать на фото и видео радость вашего дорогого ребенка при виде Деда Мороза.Постарайтесь вспомнить свои детские ощущения от праздника, впечатления  от детсадовских утренников и массовых елок в Кремле или Лужниках. Вспомните, каким огромным казался тогда вам Дед Мороз и какими волнующими были ваши переживания и сомнения.Детские воспоминания помогут вам гораздо лучше понять поведение вашего малыша, его робость или перевозбуждение.
Ожидание праздника:Очень значимым, и фактически утерянным в советские годы из-за постоянной спешки работающих мам, фактором в подготовке к Новому Году и Рождеству является сам процесс подготовки праздника, «праздник ожидания праздника».Что можно делать с ребенком вмест е и для ребенка:Прежде всего для малыша, которому уже исполнилось 3 года я бы рекомендовала последние 10 дней - неделю вести « календарь ожидания» праздника.Нужно либо в определенное время суток, например перед сном, отрывать вместе с ребенком листочек у отрывного календаря, обращая его внимание на то, как мало осталось листочков, а значит и дней до конца старого года, а значит и начала Нового.Правда, тут есть одно затруднение : мышление маленького ребенка вол многом является магическим. И ваш малыш вполне может подумать, что чем скорее он оторвет все листочки, тем быстрее наступит праздник.Дети дошкольники не вполне осознают ход времени и его длительность. И ваш «календарь ожидания» сможет им в этом помочь.Хороши также и самодельные календари, в которых можно по вечерам раскрашивать кружочки, или прорезать окошечки. В последние годы в Москве можно найти фабричные новогодние календари, в которых за каждым днем- окошком лежит маленькая шоколадка.От детей, которым больше 4- 5 лет можно ожидать многократно повторяющихся вопросов: «мама, ну когда же наступит праздник?»Раздражаться на эти вопросы не следует , но нужно наполнить последние предновогодние дни спокойными предпраздничными приготовлениями.Например, можно вместе с малышом готовить подарки родственникам и друзьям  и обязательно упаковывать вместе в нарядную бумагу. Дети постарше могут с удовольствием надписывать подарки и делать новогодние и рождественские открытки.
Хорошее предпраздничное занятие – выпечка специального пряного печенья, которое на нарядных ленточках можно повесить на елочку. Запах корицы и имбиря при этом у ребенка напрямую станет ассоциироваться с чем-то волшебным. Маленькие дети ведть очень чувствительны к запахам.
Обязательно стоит читать новогодние, рождественские, святочные истории и сказки, которые будут готовить сознание вашего ребенка к предстоящим праздникам.Можно также постепенно, в течении последних двух недель перед праздником украшать дом самодельными и покупными игрушками, рождественскими огоньками и фонариками. Рисовать на окошки картинки витражными красками.
И к Новому году дом должен постепенно преобразиться, желательно при непосредственном участии ребенка. Еще одна хорошая затея – письма и открытки Деду Морозу, которые кладутся в морозильник, откуда дед их сам забирает. В это верят даже младшие школьники. А написание письма – хороший способ узнать самые заветные желания ребенка. Только не подавайте вида, что вы это письмо прочли.
Сценарий, дизайн, логистика праздников.
Много «хорошо» уже не хорошо:Чем больше праздников, тем хуже воспринимается каждый из них, особенно если они однотипные, с похожим сценарием похищения каких-нибудь атрибутов новогоднего праздника, типа мешка с подарками или снегурочки.Выбирайте мероприятия разноплановые.Общее правило такое : елок должно быть не больше, чем возраст ребенка минус один, включая домашние, детсадовские праздники.
А сколько «елок» нормально?По-хорошему, настоящий новогодний праздник должен быть один. А вот если у ребенка каждый день елка, на которую приходит дед Мороз, да еще и сценарии праздников во многом похожи – то ощущение волшебства может начать уступать  место  просто усталости.
Какие праздники выбирать?Чем младше ребенок , тем камернее должны быть праздники. Маленькие дети не любят шум, обилие новых лиц, новый запахов, различных непредвиденных эффектов типа фейерверков и спецэффектов. Это их не радует , а скорее пугает. Также не подходят им праздники, где не предполагается присутствие родителей. Дети до 6-7 лет вряд ли смогут получать удовольствие от праздника , если рядом нет мамы. И испугаться они могут не в первый момент, когда нужно маму отпустить, а в самый эмоционально насыщенный момент спектакля, и поднять крик, а мамы рядом уже не будет. Ребенок-дошкольник довольно часто слишком серьезно воспринимает театрализованные представления и не ощущает разницы между сценой и зритедльным залом.А вот если ваш ребенок уже ходит в школу – то тут чем страшнее и неожиданней – тем интересней.  То есть предпочтения прямо противоположные.
Могут ли родители встречать Новый Год отдельно?
Это тот вопрос, который каждая семья решает индивидуально. Воспитание детей вообще свободное творчество, и каждый делает то, что считает нужным.
Царство новогодних подарков:
Сколько, когда и как дарить:
На мой взгляд важно, чтобы к концу рождественских каникул ребенок не кривился при виде очередной упаковки с подарками, а мог бы проявлять радость и живой интерес.Детки, которым еще не исполнилось трех лет , вообще не всегда понимают, что им что-то подарили, или бывают задарены настолько, что их реакция весьма смазана
Не ждите мгновенной радости  благодарностиНередко хороший и действительно правильный подарок ребенок сможет оценить не сразу. Мгновенно оцениваются подарки яркие и броские, которые столь же быстро и забываются.Тем более, что яркие события, шум , суета и обилие впечатлений новогоднего праздника таково, что  ребенку трудно бывает сохранить живость реакции. Не судите об удачности и неудачности подарка по первой реакции.
Сладкие подарки:
Это проблема многих родителей, а особенно тех, у кого дети – аллергики. Традиция дарить сласти на Рождество древняя и идет со времен, когда сладкое являлось символом изобилия, сладкой жизни.Но тем не менее каждый год огромное количество детей к концу новогодних каникул покрываются аллергической сыпью от сладкого и цитрусовых. Да и поведение ребенка, которые съел слишком много шоколада, отличается повышенным уровнем возбуждения.В нынешние времена лучше по возможности заменять сладости любыми другими приятными мелочами.Например, маленькие дети ценят мелкие игрушечки, бусинки, полудрагоценные камушки. Школьники обожают миниатюрную канцелярию и детскую парфюмерию. А сладкие подарки с массовых елок можно собирать, чтобы потом передать , например, в какой-нибудь детский дом. Там и вправду таким подаркам будут очень рады, а ваш малыш приучится думать и о других детках.
Подарки для других:
Вообще же существовали до революции и возобновляются сейчас замечательные российские традиции помощи небогатым семьям и устройства елок для неимущих детей. Если ваш ребенок уже школьник, то после чтения святочных историй, где сюжетчудесной помощи бедным присутствует непременно, очень было бы хорошо сделать что-то реальное, в чем мог бы принять участие и ребенок.Тогда новогодние праздники из времени бесконечного потребления подарков и удовольствий превратятся во время, когда ваш ребенок сможет поуиться делать что-то и для других.Но,естественно, подобные вещи зависят от мировоззрения семьи
кто же дарит подарки: не вредит ли ребенку миф о Деде Морозе
Ребенку, который еще не отметил свой седьмой день рождения, легко и естественно думать, что подарки под елочкой появляются по волшебству, при непосредственном участии деда Мороза. Если сами взрослые не развенчивают этот миф, то он может сохраняться довольно долго, что ребенку совершенно не вредно.Есть такой анекдот: мать и отец провожают сына в армию, поезд трогается, отец бежит по перрону и кричит: «Сынок, сынок, я давно хотел тебе сказать но не решался… - Что папа, что? -  сынок, ты понимаешь, деда Мороза не существует!»Может быть так долго ждать и не надо, но и торопиться  не рекомендуется. Чем дольше ребенок верит в добрые чудеса, тем сохраннее его психика.
Новый Год и Рождество: как сделать так, чтобы рождественский праздник не был второстепенным:
Ребенок воспринимает мир честно.Если елку ставят на новый год , и все подарки дарят на Новый год – значит этот праздник и есть главный. Тут уж все зависит от приоритетов семьи. Ведь для нас, нынешних родителей, Новый год и был главным и единственным праздником. И часто мы просто не знакомы с замечательными российскими традициями празднования Рождества и проведения Святок – то есть двух недель, следующих за Рождеством.И это очень обидно – в результате наши дети не получают лучшего, веками создаваемого народной традицией.Если вам важно, чтобы ребенок воспринимал Рождество как праздник главный, или по крайней мере не уступающий по важности Новому Году – нужно соответствующим образом составить расписание праздничных событий и мероприятий.Так получилось, что после перехода на юлианский календарь, совершенного после революции, Новый год празднуется сначала, а Рождество – потом. По старому  стилю все ровно наоборот – и это очень созвучно детскому восприятию. Дети главным считают тот праздник, который идет первым.Поэтому, желая выделит значимость Рождества, нужно всячески «приглушать» новогоднее буйство.Елку мы ставим на Новый Год – это так привычно, что редкие семьи отваживаются что-то тут менять. Но ведь можно перед Рождеством помимо шариков украсить елку сластями, фруктами, печеньем, орешками в золотой и серебряной бумаге. Это будет так волшебно, что ребенок наверняка запомнит рождественское превращение елочки.И главные подарки тоже можно дарить на Рождество.В некоторых семьях детям говорят, что на Новый Год под елочку приносит подарки дед Мороз, а на Рождество – ангелы.Малыши верят всему, и кто же не обрадуется еще  одному подарку.
Основные ошибки активных родителей:
Желание успеть все
Помните, что даже для ребенка-школьника больше чем одно мероприятие в новогодние каникулы – это уже слишком. Что касается дошкольников, то перегрузка впечатлениями в праздники для них  может обернуться серьезными сбоями в поведении. Ведь если ты съел слишком много, то вместо приятной сытости ощущается тяжесть и раздражение. Кроме того, большое количество мероприятий почти всегда связано со спешкой родителей. А значит и с неспокойным эмоциональным фоном,
Что такое «перестимуляция»:
Перестимуляция – это когда впечатлений и событий , пришедшихся на единицу времени слишком много.Как гипервитаминоз ( избыток витаминов) опаснее авитаминоза (недостатка витаминов), также и перестимуляция гораздо хуже влияет не ребенка, чем недостаток впечатлений.Первым неблагоприятным последствием может стать общий фон перевозбуждения у ребенка, склонность к слезам и капризам.Второе негативное  последствие – снижение впечатлительности. Если ребенок систематически подвергается перестимуляции, он , чтобы не слишком уставать, просто начинает хуже воспринимать стимулы, поступающие извне. Это целиком защитное поведение , у ребенка, говоря бытовым языком, просто вырастают «бананы» в ушах. И до него становится трудно достучаться, даже когда это очень нужно. Дети, которые систематически перегружаются впечатлениями менее восприимчивы.
Невнимание к признакам переутомления у ребенка
Если вы хотите избежать скандала , а тем более нежелательного выброса эмоций в людном месте, будьте предельно внимательны к тем поведенческим проявлениям, которые предваряют крик и плач вашего ребенка. Когда дети сильно устают или перевозбуждаются – поведение их меняется.
Выбор мероприятия не по возрасту ребенка
Общее правило – чем меньше возраст ребенка, тем меньше масштаб мероприятия. Особенное внимание должны вызывать дети, у которых если заикание или запинки в речи, или же другая неврологическая симптоматика. Также нужно поберечь детей, которые недавно пережили сильный стресс, или же просто от природы впечатлительны, или имеют большое количество страхов.

Приложение №4
                                         Консультация для родителей
«Что такое подготовка к школе?»
                                                                         
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.
     Готовность к школе подразделяется на:
1.     Физиологическую
2.     Психологическую
3.     Познавательную
Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребёнке.
     Физиологическая готовность ребёнка к школе означает, что ребёнок должен быть готов к обучению в школе физически. А именно, состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребёнок должен знать в какой руке и как нужно держать ручку. Также сюда относится ещё и то, что ребёнок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т.д.
     Психологическая готовность ребёнка к школе включает в себя три компонента:
1.     Интеллектуальная готовность
2.     Личностная и социальная готовность
3.     Эмоционально-волевая
Интеллектуальная готовность к школе означает:
- к первому классу ребёнок имеет запас определённых знаний;
- умеет ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребёнок стремиться к получению новых знаний, то есть он любознателен;
- показатели памяти, внимания, восприятия, мышления соответствуют возрасту.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребёнок коммуникабелен, то есть умеет общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не проявляет агрессии, а при ссоре с другим ребёнком умеет оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребёнок понимает и признаёт авторитет взрослых;
- ребёнок принимает поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он адекватно оценивает свою работу, признаёт свои ошибки. Если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе предполагает:
- понимание ребёнком, почему он идёт в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребёнка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа.
Познавательная готовность ребёнка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определённым комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребёнок в шесть-семь лет?
1 Внимание.
- заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 20 – 30 минут;
- находить сходства и отличия между предметами, картинками;
- уметь выполнять работу по образцу;
- легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
2 Математика.
- знать цифры от 0 до 10;
- прямой счёт от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1;
- арифметические знаки «+», «=», «-»;
- деление круга, квадрата на пополам;
- ориентирование в пространстве и на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за ит.д.
3 Память.
- запоминание 10 – 12 картинок;
- рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок;
- пересказ текста из 4 – 5 предложений.
4 Мышление.
- заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…»;
- находить лишнее слово из группы слов, например, «Стол, стул, сапоги, кровать»;
- определять последовательность событий, что было сначала, а что потом?
5 Мелкая моторика.
- правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании;
- раскрашивать предметы и штриховать их не выходя за контур;
- вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге;
- выполнять аппликации.
6 Речь.
- составлять предложения из нескольких слов, например, «кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть»
- понимать и объяснять смысл пословиц;
- составлять связный рассказ по картинке и серии картинок;
- выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией;
- различать в словах звуки и буквы.
7 Окружающий мир.
-  знать основные цвета, домашних и диких животных, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и т.д.
- называть времена года, явления природы, перелётных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их роботы, свой адрес, какие бывают профессии.
Приложение№5
Консультация для родителей
«Отец как воспитатель»
Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. И если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай своих детей. Именно в семье формируется личность будущего труженика и гражданина. Мы не можем и не должны ограничивать сегодняшний мир ребёнка стенами квартиры и одними лишь семейными впечатлениями. Воспитание - процесс многогранный и всеобъемлющий. Всё, что окружает ребёнка, - люди, вещи, события - всё накладывает отпечаток на его личность, изменяет и развивает его. И отцовский долг - сознательно, чутко направлять это развитие.
Отцовство - экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Встречаются иной раз молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства, иными словами не готовые к нему. Ребёнок - большое испытание на прочность семьи. Справедливости ради нужно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позже, чем чувство материнства. Ещё Аристотель заметил, что по - настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями.
Как ребёнок нуждается в том, чтобы о нём заботились, и это даёт ему ощущение надёжности и прочности мира, так и взрослый мужчина испытывает потребность заботиться о другом, быть опорой для слабого, ощущая, таким образом, собственную силу и значимость. Полнее всего это проявляется именно в отцовских чувствах. Только при этом условии мужья счастливы, есть у них чувство удовлетворённости.
Л. Н. Толстой занятый писательским и педагогическим трудом, охотно проводил целые часы в играх со своими детьми. Воскресные же дни он полностью посвящал им. В обществе детей он отдыхал, восстанавливал силы, бодрость.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие человеческие качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Видный русский писатель и историк Н. М. Карамзин писал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты». О воспитании детей заботятся государство, школа, пришкольные и загородные лагеря и так далее, но влияние отца полностью заменить ничем невозможно. В наш век феминизации, когда в детских яслях и садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния на детей. Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское. Без него семейное воспитание детей будет ущербным, ведь недаром в понятие «безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл. Хорошо сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По - настоящему счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».
Детям нужен отец.
Разошлись муж и жена. Распалась ещё одна семья. Причин много, постороннему трудно в них разобраться. Если распадается семья, в этом виноваты обе стороны: и муж, и жена, так как семья - творчество двоих. Нынче почти 70% разводов совершается по инициативе женщин. Они вынуждены избавиться от мужей - пьяниц, тунеядцев, грубиянов. Этим мужьям были не под силу семейные заботы. Но этот процент всё равно настораживает. Настораживает это, потому что мы, педагоги, наблюдаем в садах и в школах значительный процент детей без родных отцов, безотцовщину при живых отцах. Одни дети становятся агрессивными, другие - робкими, ущемлёнными, чем - то ущербными в характере. Неполная семья - это, как бы себя не успокаивали, беда, несчастье.
Без твёрдого отцовского руководства мать вырастит ребёнка изнеженным, точно так же как и без материнской ласки, ребёнок становиться грубым. Человеку нужны родственные, кровные связи. Ему всегда нужно с кем - то посоветоваться, разделить свою радость, поговорить. Выбирает ли он профессию, устраивает ли свою личную жизнь или сам становится родителем - всегда ему нужны отец и мать. От матери он получает ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца - мужество, силу воли, смелость поиска, уменье бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.
Влияние личности отца на воспитание детей, особенно мальчиков, очень велико. Невнимание к ребёнку, нельзя оправдывать каким бы то ни было ответственным постом, или учёным званием.
Отец нужен не для того, чтобы наказывать, пресекать, запрещать, он нужен, чтобы помогать своим детям. На производстве отец - труженик, в семье отец - воспитатель, а вместе обе эти функции составляют гражданский долг, от добросовестного исполнения которого никто не вправе уклоняться. Закончив рабочий день, мы спешим к себе домой, и здесь нас ожидают не только отдых, тепло домашнего очага и житейские радости, но и многочисленные отцовские обязанности. От отца требуется любовь, общение, взаимопонимание. Теперь звание отца не даёт гарантий: сыновнее уважение надо заслужить.
Если родители любят друг друга и своих детей, в семье спокойно, радостно. Очень тяжело переносят дети семейные раздоры. Можно обмануть весь свет и жену в придачу, но детей своих обмануть никому не удаётся. Ребёнку необходима семья, ему нужна атмосфера добра, правды, доверия и чистоты. Трудно представить счастье ребёнка и аморальное поведение отца или матери. Это недопустимо и несовместимо.
Счастье семьи - это не только счастье двух людей. Это счастье для многих, кто с ними соприкасается: для их детей, для друзей, знакомых. В такой семье дети растут человечными и стойкими к жизненным невзгодам, потому что в детстве они получают необходимое количество «калорий» родительского тепла.
Счастье - это когда в семье не только мать, но и умный отец. Народная мудрость утверждает, что один отец значит больше, чем сто учителей. Поэтому для полноценного развития и воспитания необходим отец.
Живой пример отца.
Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и другое. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, сила, мужская надёжность, выдержка, деловитость, предприимчивость, чувство долга перед семьёй, рыцарское отношение к женщине. Формирование некоторых из этих черт у мальчиков без влияния отцов почти невозможно. «Из гнезда коршуна редко вылетает сокол», - гласит народная мудрость. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает естественным так относиться и к своей избраннице.
- Не слушай мать, сынок: всё это глупости, что она тебе внушает, - замечает отец.
Ясно, что такое отношение к женщине впоследствии передаётся сыну. Поэтому отцовское слово, много значащее в воспитании сына, должно быть обдуманным и веским.
Следует избегать крикливого тона в разговоре с сыном. В. А. Сухомлинский советовал:
«Как наивысшую ценность берегите гордость, неприкосновенность личной чести ребёнка». Нельзя грубо оскорблять сына, публично наказывать его, унижать.
Поведение отца - это пример не только в воспитании сына, но и в формировании личности дочери. Девочки также нуждаются в отцовском влиянии. Девочки требуют особо тонкого и нежного обращения отца, их струны души могут оборваться, если натянуть их слишком туго. Отец должен следить, чтобы в семье девочка не росла избалованной и кокеткой, а готовилась к роли труженицы и матери.
Отец - это человек, который всё лучшее, чем он богат, чем одарила его природа и окружающие люди, что он приобретает в неустанных поисках, умеет передать детям.
Приложение №6
Консультации для родителей
«Счастье – это когда тебя понимают»
Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его отношений к другим людям; с ним связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяют нравственную ценность человека.
Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. Из за наблюдаемых в последнее время среди молодежи жестокости, повышенной агрессивности, имеющих свои истоки в раннем и дошкольном детстве.
Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети учатся речевому общению, наблюдая за старшими, слушая и подражая им. У младшего школьника, в отличие от старших, мышление более конкретное. Он хорошо усваивает то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Дети постоянно изучают то, что наблюдают, и понимают гораздо больше, чем могут сказать. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером. Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное. Родителям следует уделять своим детям больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие (когнитивные, т. е. познавательные навыки, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте, в дальнейшем определяют его способность к чтению, письму, счету, а также к абстрактному и логическому мышлению) и приобщение ребенка к жизни общества - являются решающими. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым. Педагоги, родители, бабушки и дедушки, старшие сестры и братья должны лучше понимать ребенка и стараться удовлетворять его важные потребности. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
В дошкольном возрасте малыш лишь нащупывает способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать»
Каждый человек должен уметь слушать другого человека, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас могут и умеют по настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Но большое значение имеет и способность слушать и понимать и самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими людьми. И всему этому детям нужно учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.
«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».
Приложение№ 7
Консультация для родителей
«Готовность ребенка к школе»
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.
Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения.
Психологическая готовность ребенка к школе включает следующее:
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.
Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важна усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Важно соответствие возрасту развитие памяти, речи, мышления, ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.
Большое значение имеет речевая готовность к школе:
- сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп;
- сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;
- умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных;
- сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью;
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с тем, что родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений.
Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.
Важный вопрос. Что означает диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но если речь идёт о ребёнке не достигшем семи лет, то констатируемая неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТАТАРИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «КОЛОБОК»
Ступинского муниципального района
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.»
(отчет по самообразованию)
                                                                                                 
                                                                                 
    Подготовил воспитатель под.гр.
Стрельцова Ю.В.
2016
АКТУАЛЬНОСТЬ.   
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
  Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
  Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.
Цель: Формировать представление ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1. Формирование здоровьесберегающей среды.
2.Воспитание у детей привычки здорового образа жизни для повышения    защитных свойств организма, в соответствии  с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
3.Развитие потребности в двигательной активности.
4. Просвещение родителей в вопросах  воспитания здорового ребенка.
Ожидаемые результаты:
1.Снижение уровня заболеваемости детей;
2. Создание и поддержание положительного микроклимата в группе.
3.Осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни, овладение  разнообразными видами двигательной активности и закаливания;
4. Активная помощь родителей в организации оздоровления своих детей;
5. Пополнение предметно-развивающей среды по направлению «Физическая культура» и «Здоровье».
В рамках работы над данной темой была проведена следующая работа:
изучали различные пальчиковые игры;
ежедневно дети получают сок, фрукты, салаты из овощей;
положительные результаты в здоровьесбережении дошкольников возможны только при взаимодействии с родителями: родительские собрания, беседы. При беседе родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка, осваивают практические навыки. В своей работе мы использовали наглядную информацию в родительских уголках, где периодически меняются консультации для родителей, отражающие правила личной гигиены, закаливания, советы, брошюрки, методические рекомендации по здоровому образу жизни дошкольников;  
принимаем солнечные ванны, гуляя на улице; каждый день делаем утром зарядку (10 минут), упражнения после дневного сна(5-10 минут), ходим босиком, по массажным дорожкам, сон с доступом свежего воздуха, проветриваем группу ежедневно, двигательные разминки ( в том числе игры м/п), подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе, самостоятельная двигательная деятельность (ежедневно), облегченная одежда, умывание, самомассаж рук, ушей, гимнастика для глаз;
для обеспечения полноценного физического развития, удовлетворения потребностей в двигательной активности детей, в группе, вместе с напарницей, организовали соответствующую предметную среду, создали необходимые условия, изготавливали нетрадиционное физкультурное оборудование;
пополнили спортинвентарь спортивного уголка в группе с помощью родителей: мячами разных размеров, обручами, массажными мячами, гантелями, скакалками, массажные коврики, и др.;
также планируется оборудовать спортивную площадку на участке “полосой препятствий” для развития выносливости, для организации двигательной активности детей на свежем воздухе;
проводились физкультурные развлечения: «Веселые старты».
музыкотерапия – музыкальное сопровождение ритмичных моментов, музыкальное оформление фона занятий.
пополнение картотеки: утренней гимнастики; бодрящей гимнастики; подвижных игр; словесных игр с движением; коммуникативных игр;
Модель жизни ребёнка в группе составлена с учётом смены статических занятий и двигательной деятельности, разнообразной деятельности детей во время прогулок, достаточного времени для сна, занятий и игр (в соответствии с требованиями ФГОС к общему объему обязательной части основной общеобразовательной программы  дошкольного образования и требованиям СанПиН).
В увлекательной, наглядно-практической форме старались обогащать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни. Используя игры - драматизации, сюжетные игры, беседы по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Надеюсь, что, полученные в детском саду, знания, умения и навыки, станут фундаментом здорового образа жизни, и как следствие, залогом успешного развития всех сфер личности, ее свойств и качеств.