Доклад на общешкольном родительском собрании Здоровый образ жизни
Здравствуйте, уважаемые родители. «Здравствуйте» мы ежедневно повторяем это приветствие. А почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
Каждый из вас хочет видеть своих детей здоровыми. Здоровье – это самая большая составляющая человеческого счастья.
Подростковый возраст – это возраст самоутверждения и основной задачей педагога, работающего с подростком, становится помощь понимания, какие ценности главные в жизни. Дети пытаются самоутвердиться, занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице.
Задачей ШКОЛЫ и родителей является – объяснить подростку, что красота (а ведь каждый из них хочет быть красивым и любимым) – это красота физическая, духовная, это здоровье.
А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие?
Результаты медицинских осмотров говорят о том, что в основном учащиеся имеют различные нарушения состояния здоровья.
В СТРАНЕ
год от года увеличивается количество детей со сколиозом;
увеличивается число детей с болезнями нервной системы;
увеличивается количество детей, имеющих отклонения в системе кровообращения;
За последние 5 лет резко увеличился % детей, страдающих аллергией;
отмечается тенденция роста детей, имеющих заболевание мочеполовой системы.
Как же помочь нашим детям? Что нужно знать и на что нужно обратить нам внимание?
Можно сделать вывод: наше здоровье и здоровье наших детей в большой степени зависит от образа жизни.
Организовать правильное, эффективное физическое воспитание помогает режим дня. Для каждого ребенка должен быть свой распорядок,который зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, даже от распорядка дня родителей. Равномерное чередование работы и отдыха, т. е. правильный режим дня, необходимо для нормального физического роста учащегося, для правильного развития его нервной системы.
Здоровье и физическое состояние учащихся вызывают серьезную тревогу. Среди выпускников школ лишь каждый пятый может считаться здоровым. За период обучения число детей с нервно-психическими отклонениями и расстройствами увеличивается в 4 раза, близорукость возрастает в 10 раз. Около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже 70-80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. По данным Министерства здравоохранения у 30 % школьников отмечаются симптомы различных неврозов. Психологи фиксируют отход от возрастных норм памяти, внимания, мышления.
Сейчас, когда так стремительно возрастает темп жизни, когда неумолимо множится количество внешних раздражителей – шум, обильный, перенасыщенный поток информации, перенаселенность больших городов, когда цивилизация на каждом шагу уготавливает для каждого из нас великое множество стрессовых ситуаций, – создание здорового образа жизни, мобилизующего природные резервы человеческого организма, становится главнейшей, насущной всеобщей нашей задачей.
И кто, как не родители, призваны принять самое активное участие в решении этой проблемы. Кто, как не папы и мамы, дедушки и бабушки, пестующие своих детей и внуков с пеленок; могут обеспечить им рациональное питание, приобщить их к спорту, уберечь от вредных привычек, научить правилам гигиены и главное – настроить самих ребят так, чтобы они без подсказок и напоминаний взрослых стремились жить разумно, правильно, не во вред, а на пользу своему здоровью. Здесь от родителей требуется много предупредительности, душевной зоркости, терпеливости, такта по отношению к детям.
Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно. За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.
По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.
Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Три урока в учебном расписании проблему не решат. 3 часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении. В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью учащихся.
По результатам исследований психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на«4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5—3 часов; ученик-шестиклассник — 3-4 часа, старшеклассник — 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки...
В школе разработан режим дня учащихся согласно возрастным особенностям. Предусмотрены большие перемены, для учащихся групп продлённого дня обязательной является ежедневная прогулка на свежем воздухе.
Спортивные кружки дети посещают с удовольствием. Двери нашей новой многофункциональной спортивной площадки, как вы видите, открыты и для детей и для родителей. Ежегодно проводятся осенние и весенние легкоотлетические кроссы, зимой – лыжные забеги и другие виды спортивных соревнований. Много удовольствия учащимся доставляют однодневные и многодневные походы, экскурсии, туристические слёты.
Систематические занятия физкультурой и спортом способствуют всестороннему физическому совершенствованию, укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность, вызывают бодрое настроение, при котором учеба и любая работа лучше спорится. Многие из нас, взрослых, не понимают, какую огромную опасность представляет собой гиподинамия. Она отрицательно влияет буквально на все органы и системы организма. Снижается его устойчивость к простудным факторам и действию патогенных микроорганизмов. Люди, страдающие гиподинамией, простужаются в 3-5 раз чаще, чем люди с нормальной активностью. Гиподинамия вызывает нарушение обмена веществ, способствует ожирению, которое само по себе неблагоприятно влияет на растущий организм. У детей, которые мало двигаются, чаще бывают травмы, излечиваются они труднее. Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, красивыми, счастливыми. Давайте поможем ребятам в этом. Последуем совету, который, не подозревая о масштабах гиподинамии в XX I веке, назвал Жан-Жак Руссо, живший в XVIII веке. «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, – призывал великий французский мыслитель, – сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Минимальная норма количества шагов за день для человека — 10000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину. В 13 лет повышение давления до 130/80 — распространенное явление. Если родители имеют избыточный вес, 60—80% детей имеют его тоже. Для того чтобы сохранить баланс двигательной активности, учащийся должен ежедневно делать 23—30 тысяч шагов. Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией.
По данным исследований, 51% детей вообще не бывают на улице по возвращении из школы, 73% школьников не устраивают перерывов между приготовлением уроков, 30—40% детей имеют избыточный вес. По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь ребёнку, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок. Ребенок-ученик чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми. Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом.
Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций — результат успешности будет налицо. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его. А утренняя зарядка придаст бодрость и уверенность на весь день.
Переходный возраст – возраст самоутверждения. Как просто почувствовать себя взрослым, затянувшись сигаретой или попивая пивко, сидя на лавочке в компании сверстников. Дети считают, что таким образом они станут старше, с ними будут считаться.
Как вы можете повлиять на выбор ваших детей? Нужно ли детям пробовать табак, алкоголь, наркотики?
Предлагаю послушать притчу.
«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел тонущих в реке детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его тоже на помощь. Но тот, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей? - спросили спасатели. А путник отвечал: «Я вижу, что вы вдвоем пока еще справляетесь. А я добегу до поворота, узнаю, почему дети падают в воду, и постараюсь это предотвратить».
Эта притча говорит о том, что к решению проблемы «тонущих» детей существует два подхода:
предотвратить,
спасать.
Задача родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду, точнее говоря, необходимо предотвратить беду.
В профилактике табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков родителям подростков необходимо:
прививать сыну или дочери самостоятельность в поступках;
формировать убеждения о вреде алкоголя, сигарет, опасности их употребления и фатальной закономерности расплаты;
осуществлять текущий контроль;
и самое главное,
нужно рассказывать и показывать детям альтернативу этим вещам. Такой альтернативой может быть ваша любовь к ребенку, добрые отношения в семье.
Быть внимательными родителями, это не значит пристально следить за каждым шагом ребенка и подозревать его во всем плохом. Это значит - любить и поддерживать ребенка.
Необходимо помнить следующие принципы поддержки подростка:
терпение,
внимание,
тактичность и деликатность,
точные используемые слова, как важного инструмента в отношениях,
умение поставить себя на место ребенка,
гибкая система контроля,
ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о последствиях вредных привычек.
Нельзя забывать о том, что семья для ребёнка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятным. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношение к самому себе и к окружающим его людям. Тогда и вы будете счастливы и ваши дети.
Завершая наш сегодняшний разговор, прочитаю слова Януша Корчака, адресованные родителям:
«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясните и они будут беречься».
Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это прежде всего здоровье. Берегите его! Будьте здоровы!
Спасибо за внимание!