Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» (4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Класс: 4
УМК: «Школа 2100». Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Русский язык. 4 класс»
Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний
Цели урока: Совершенствование навыка правописания безударных окончаний имен существительных в падежах.
Задачи урока:
Образовательные: 
- закрепить и обобщить умения правильно писать безударные окончания имен существительных в падежах;
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивающие: - развивать навык правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные: 
-воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность;   - воспитывать желание учиться и делать открытия; - воспитывать умение слушать других.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь пользоваться алгоритмом правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных.
Уметь определять безударные падежные окончания имён существительных, выполняя пошаговые действия алгоритма.
Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- закреплять знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из слуховой формы в двигательную;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия: имя существительное, постоянные и непостоянные признаки существительных, склонение имён существительных, правописание безударных падежных окончаний имён существительных
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы:
учебник Бунеев Р.Н. «Русский язык: 4 класс» ч. 2.;
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»;
алгоритм правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных.










Этап урока

Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

- приветствует учащихся;
- проверяет готовность учащихся к уроку.
- мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
На слайд 1.Начинаю я урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать.
– Итак, какова цель всех наших уроков русского языка?
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать?
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».


Приветствуют учителя.
Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция.

2.Актуализация знаний
Минутка чистописания.
Продолжи ряды букв:
ао оу уы ыи иэ эа
её ёю юя яе
- Самые красивые соединения подчеркните.
Актуализирует изученный способ правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных.
На слайде 2 написаны слова: сабля (П. п.), осина (Д.п.), кормушка (Р.п.), нежность (П.п.), полночь (Д.п.), дочь (Р.п.), озеро (П.п.), блеск (П.п.), предмет(П.п.) -Поставьте существительные в указанном падеже. Фронтальная работа. Работа по цепочке. Мотивирует учащихся к пробному учебному действию.


Повторяют написания пройденных соединений.






Работают фронтально, по цепочке, в случае необходимости дополняют ответы товарищей.
Проговаривают способ написания безударных падежных окончаний имён существительных.

Фиксируют затруднение в выполнении пробного учебного действия.

Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания, умение доказывать правильность написания безударных падежных окончаний имён существительных.
Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.
Регулятивные: способность оценивать правильность написания пройденных соединений; оценивать правильность написания безударных падежных окончаний имён существительных; исправлять допущенные ошибки в ходе выполнения задания; проводить прогностическую оценку задания на основе усвоенного способа действия: сигнальные карточки.



3.Постановка проблемы
Организует постановку проблемного вопроса учащимися.
- О чём будем говорить на сегодняшнем уроке?
На слайд 3 -Это первый урок по данной теме?
Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения. - Так какова же цель нашего урока?
(выслушиваю детей)
– Вспомним опорные знания по данной теме.
- Что такое имя существительное?
- Назовите постоянные признаки имён существительных.
- Назовите непостоянные признаки имён существительных.
- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? (Алгоритм).
Слайд 4
1. Определить падеж существительного.
2.Определить склонение.
3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
4. Проверить с помощью слова-опоры.


Соотносят свои действия с усвоенным способом правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных и фиксируют причину затруднения.
С помощью учителя делают вывод об использовании изученного алгоритма действия.
Регулятивные:
умение определять цель урока, составлять план и последовательность действий.
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

4. Закрепление знаний.

Словарная работа.
Организовывает реализацию построенного проекта, направленного на обобщение знаний.
(Работа по карточкам. Взаимопроверка) Задание: вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную. 1 вариант. Д...серт,  ...лмаз,  кпыто,  крн...вал,  гзета,  к...рабль 2 вариант. Кпитан, лловый, кпытце, вдвём, трдиция, пбеда - Обменяйтесь карточками и проверьте друг у друга. Посчитайте ошибки и поставьте цифрой сколько допустили ошибок.
.
- Кто выполнил задание без ошибок. Кто  допустил 1 ошибку. Две ошибки и т.д.  Данные занесите в ваш оценочный лист. Если справились с заданием поставьте +, если нет то -.

Физминутка.
Я буду называть существительное. 1скл –хлопаем, 2 скл. – приседаем, 3скл.- подпрыгиваем
Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель.

2.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Организует самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону.
Слайд 5. Самостоятельная работа.
Задание: вставьте пропущенные окончания и выделите их.
1 вариант.
Тетрадь без обложк, рисунок на ткан, выросли в теплиц, букет черёмух, ходит без обув 2 вариант.
Раздал по горстк, шов на плать, забота о брат, подарок для матер, по законам чест
Сверка с образцом на слайде 6. Оценивают сами себя.. Данные занесите в ваш оценочный лист. Если справились с заданием поставьте +, если нет то -.

3. Дифференцированная работа в группах.
Организует усвоение детьми алгоритма действия. Организует дифференцированную
работу в группах.
-Итак, мы вспомнили все способы проверки. Теперь будете работать в группах. Вспомните, какие правила во время такой работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)
- и конверт № 1, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях. На работу – 6 минут.

1 группа. 1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.
По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.

2 группа. 2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж.
О храброст, на ладон, в город., по площадк, от двер, на озер, к кормушк, из библиотек.

3 группа. 3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.
Телеграмма для______________.
Рассказ о __________________.
Сидит на __________________.
Сок из _____________________.
Гулял в ____________________.

Проверка.
– Давайте проверим вашу работу.
Данные занесите в ваш оценочный лист. Если справились с заданием поставьте +, если нет то -.



Физминутка для глаз Слайд 7.


Работа по карточкам. Проверяют свои знания на правописание словарных слов.






Взаимопроверка.








Преобразовывают информацию из слуховой формы в двигательную.
Решают исходную задачу, на основе изученного алгоритма действия



Самостоятельно выполняют задание, используя алгоритм действия по правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных.








Проверяют свою работу по эталону.



Выполняют задание в группах поочередно проговаривая или контролируя выполнения каждой операции алгоритма.






















Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, пользуясь сигнальными карточками, все тут же сравнивают свою работу с ответам и т. д.)

Регулятивные: Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.




Проговаривают последовательность действий на уроке.







Работают по коллективно составленному алгоритму действия.
Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.



Определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий; вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Познавательные: выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи, выявляют и осознают особенности выполняемых операций.

Коммуникативные: обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами, строят рабочие отношения, работая к коллективе.
Личностные: умение организовать взаимооценку.








5. Итог урока.

Организует самоконтроль (тест) учебной деятельности на уроке.
– Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, насколько к нему готовы. Для этого решим тест на изученные ранее орфограммы. Материал находится в конверте №2. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача – найти правильные ответы и поставить около них знак «+».
Тест.
1. С - Имена существительные бывают собственные и нарицательные,       одушевлённые и неодушевлённые.     Р - Имена существительные бывают нарицательные и неодушевлённые. 2. Укажи существительное второго склонения:     Д - в колыбели     Ж - в кровати      М - в парке      Э - в траве 3. Б - Форма В.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.     О - Форма И.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ. 4. К какому из падежей не подходят вопросы?     П - И.п. кто? что?      У - Р.п. кого? чего?     Ю - Д.п. кому? чему?      Г - Т.п. о ком? о чем? 5.Укажите, в каких словах пишется окончание Е:     У - на столик     Т - около сторожк     Ш - ветка ел     Ф - на сирен 
Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.
Проверка. Слайд 8.
– Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ) Значит, я думаю, вы сможете хорошо написать итоговый диктант.
Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили, и оцените свою работу по следующим критериям:
Слайд 9.
0 ошибок – «5»,
1 ошибка – «4»,
2 ошибки – «3»,
больше 2 ошибок – «2».
Данные занесите в ваш оценочный лист. Если справились с заданием поставьте +, если нет то -.



Делают выводы о результатах индивидуальной работы








Коммуникативные: обсуждают результаты индивидуальной работы, объясняют причины возникновения ошибок.
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку.
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Обсуждает с учащимися домашнее задание:
Слайд 10.
повторить правило на с. 17  учебника, подготовиться к проверочной работе «Правописание безударных окончаний им. сущ.», ответить на вопросы в учебнике, с. 26-27

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
В оценочных листах посчитайте сколько + и поставьте цифрой, где общий балл.
Слайд 11.
Я сегодня на уроке учился____________
Я работал с _____________настроением.
Я________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _________________ .
Оценки за урок
Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.

Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.











Заполняют таблицу:
Оценочный лист
учени____________________________________

Задание № 1. Словарная работа - (

Задание № 2. Самостоятельная работа по вариантам - (

Задание № 3. Работа по группам – (

Задание № 4. Тест – (

___________________________________________________

Общий балл - (
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку.
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.



15