Открытый урок по русскому языку на тему Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Цели:
познакомить учащихся с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений.
учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения;
формировать навык правописания окончаний существительных;
отрабатывать умение решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных.
развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент
Эпиграф: Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. ( существительное)
- Как вы думаете, о чем говорится в этих строках?
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Минутка чистописания индивидуальная работа
- Какую букву возьмём для минутки чистописания? Карточки – 4 ученика
Ссаб Ссвг Ссде Сс Сс.
- Какую закономерность можно выявить?
- Продолжите ряд
3. Словарно-орфографическая работа – цепочка у доски.
- На какую букву будем писать словарные слова?
Салат, самолёт, смородиной, сметана, стадион, столица, суббота, сковорода.
4. Актуализация опорных знаний. Беседа.
- Что общего между этими словами?
- Что такое существительное?
- Есть ли среди этих слов лишнее? Докажите.
- Какие существительные относятся к 1 скл.? 2 скл.? 3 скл.?
- Какие грамматические признаки имеет существительное? ( «солнышко» из граммат. признаков на доске. )


5.Сообщение темы и целей урока.
На доске запись:
Из реки
Из избушки

По воде
По комнате

На стекле
На дереве

В степи
В постели

- Чем отличаются две группы слов?
(Ответы детей: в первом столбике имена существительные имеют ударные окончания, во втором – безударные окончания)
- Тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён существительных”
- В каких падежах безударные окончания вызывают затруднения?
Безударные падежные окончания Е и И в родительном, дательном и предложном падежах нужно проверять.
1скл. 2 скл. 3скл.
Р.п. –и - - и на доску вывешивается
Д.п. – е - - и таблица
П.п. – е - е -и
6. Работа по теме урока.
Работая по образцу, ученики комментируют окончания в оставшихся именах существительных.
Имя существительное - Определяю тип склонения 1, 2, 3 скл. - Определяю падеж
 Из реки 1 скл. Р.п и т.д.
7. Закрепление
А) На доске записаны словосочетания. Дети доказывают окончания, записывают в тетради словосочетания).   Продолжаем через запятую.
Даёт ( царица)
Полна ( зависть)
Сенной (девушка)
До ( смерть) испугалась
Б)  На доске записано предложение.
На   окраин.   деревн.   по   густой   зелен.   ел.    прыгает   белочка. Раб. в парах 1
- Проверка – 1 пары говорят вставленные окончания и доказывают.
- Произвести разбор предложения по членам предложения. – 1 ученик у доски
В) Творческая работа.
Чтобы выполнить следующее задание надо вспомнить сказки А.С. Пушкина.
– Работу с карточками-заданиями выполняют самостоятельно, затем коллективная проверка. (доказать окончание существительного, назвать произведение, откуда взято предложение) 
Карточка:
Вставьте в предложения подходящие по смыслу имена существительные.
Воротился старик ко _______________, у _____________ новое корыто.
Пушки с _________________ палят, кораблю пристать велят.
В _____________ там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.
В __________ прямо побежала и царевну повстречала
Князь не долго собирался, на ____________ обвенчался.
- Из какого произведения взяты эти предложения? Кто автор?
- Расскажите об авторе? – 1 ученик
- Прочтите отрывок из данного произведения? - 1 ученик
8. Итог
- На окончания каких падежей следует обратить пристальное внимание? ( таблица)
9. Оценивание
10 . Домашнее задание
Стр. 61 упр 179, стр.62 упр 184




Сущ.