Лекция Этнокультурные традиции калмыцкого народа
Шорваев Ф.С. Этнокультурные традиции калмыцкого народа
Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписаный кодекс вежливости и культурного поведения людей – народная этика.
У калмыков существует давным-давно установившийся обычай – с уважением относиться к пожилым людям, старшим товарищам и гостям. На этот счет есть поучительные калмыцкие пословицы: «Старшего брата уважай на аршин, а младшего – на вершок», «У человека есть старшие, а у шубы - воротник».( «К_н ахта, девл захта»
Эти моральные правила исполнялись из поколения в поколение и выражались в следующем:
Когда старший по возрасту или гость собирались в путь, то молодые готовили их в дорогу и седлали коня.
Когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь.
Раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился.
Когда разговаривали старшие, младшие не вступали в разговор.
На свадьбах, праздниках, новосельях и в других торжественных случаях благопожелания первыми произносили более старшие по возрасту, а потом – остальные.
Сноха при свекре не должна была снимать головной убор и быть босиком.
Младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос.
Пожилым уступали дорогу. Здесь нужно заметить, что особого уважения удостаивались со стороны окружающих беременные женщины. Если молодая женщина, допустим, невестка, была беременная, то даже свекор уступал ей дорогу, говоря при этом: «Проходи, дорогая! У тебя две души, два сердца!»
Был в нашем народе и такой хороший обычай – молодым водку не пить, а при старших – особенно. Парни и девушки обходились без крепких напитков: танцевали, пели и играли в различные, интересные игры, устраивали марhан (конкурсы). Если кто-либо напивался допьяна, это было позором. Такого молодого человека долго обсуждали, а он стыдился за свой поступок. Поэтому пожилые, умудренные опытом люди предупреждали всегда молодежь: «Водка разрушает все, кроме собственной посуды» ( «€рк ааkас _л_kинь цугтнь к__чдг»). Эта поговорка не теряет своего поучительного значения и сейчас.
Неприличным считалось вообще всякое любопытство: подглядывание, подслушивание.
У калмыков, как и у всех народов, было множество традиционных обычаев и обрядов. Некоторые из них оставались почти неизменными, а другие с течением времени устаревали, забывались и исчезали.
Многие обычаи пришли из глубины веков, в них сказывались и тяга простого народа к украшению своего быта, и его нравственно-эстетические идеалы, и древние суеверия. Так, например, было так заведено, да и сейчас многие придерживаются этого, все делалось по направлению движения источника жизни – солнца – слева направо. (з™в эрг‰д)
Также наряду с уважением и почитанием у калмыков имеется этика воздержания, которая также переходит из поколения в поколение и дошла до наших дней. Сегодня даже маленькие дети знают их, а для тех, кто не знает, надо рассказывать и учить. Это в народе называется му йор.
Вот некоторые из них:
Не кушай грязными руками.
Не дерись.
Младшего по возрасту не обижай.
Не груби старшему.
5-6.Не лги, Не воруй ,(«Худл келж -ухата болх уга, хулха кеж- байн болх уга». «Солгав умнее не будешь, своровав, богаче не станешь»)
7.Держать руки за спиной (нурkан __рх)
8.Скрещивать руки на груди (элк‰н теврх)
9.Подпирать руками подбородок (шанаkан т_шх)
10.Стоять подбоченившись (с_в‰k‰н т_ш‰д зогсх)
11.Сидеть на корточках (нохашлад суух)
12.Обхватывать руками колени (™вдг‰н теврх)
Хотя практика нравственности имеет много форм, все-таки в основе их всех лежит этика воздержания от десяти недобродетелей (арвн хар н__л):
Лишение жизни живого существа: от убийства насекомого до убийства человека (‰м таслх)
Воровство (хулха кех)
Сексуальный проступок: разврат ((цалднг йовдл,хуульглhн)
Ложь: обманывать других словами и действиями (худл келх)
Злословие: вносить распри и раздоры (шулун уг)
Грубость: оскорблять других (хатхн уг)
Пустословие: вести разговоры о глупостях под влиянием желаний и прочих скверн. (цальkн уг)
Зависть: думать – «вот было бы это моим», желать что-либо, принадлежащее другому (хорта седкл)
Злонамеренность: желание причинить вред другим, большой и малый (хонхлGах седкл)
Ложные взгляды: представлять несуществующим нечто существующее (буру _зл)
Для достижения высшего знания этикета необходимо порвать эти оковы и в противоположность этим десяти недобродетелям существует десять добродетелей, следование им и есть практика нравственности.
Арвн цаkан буйн (10 добродетелей).
Милосердие (™рш‰Skу седкл)
Доброта (буйнч седкл)
Нравственная чистота (шагшавд)
Непреследование (ош‰ некдго)
Вежливость (ж™™лн седкл)
Чтить святое писание (бурхна номд ш_тх)
Сдержанность в эмоциях (б‰рмч седкл)
Верить в истинность религии (бурхна номд иткх)
Правда (_нн _г болх)
Не лишать жизни (‰м таслшго).
Нужно заботиться не только о своем благе, но и о благе всех живых существ. Также как и ты сам, все живые существа омрачены страданием. Но хотя живые существа и не желают страданий, они не знают, как избавиться от них, и хотя они желают счастья, они не знают как обрести его. Поскольку сами существа не в состоянии сделать это, ты сам должен помочь им освободить живых существ от страданий и утвердить их в состоянии счастья.
Живя в человеческом сообществе, мы должны разделять страдания с нашими согражданами и проявлять сострадание и терпимость не только к тем, кто нам дорог, но и к нашим врагам. Это – показатель нашей толерантности. Мы должны показывать пример своими делами, ибо нельзя надеяться убедить других в ценности просто словами. Мы обязаны жить в соответствии с теми высокими принципами честности и самопожертвования, следования которым мы требуем от других.
И в заключении несколько положений нравственного этикета жизни:
Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.
Серьезность – путь к бессмертию. Легкомыслие – путь к смерти. Легкомысленные подобны мертвецам. Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти, ибо лишь серьезный и вдумчивый достигает цели.
Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов.
У того, кто почтителен и всегда уважает старших, возрастают четыре дхаммы: жизнь, красота, счастье, сила.
Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти – поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни побуждать к убийству.
Плохие и вредные дела делать легко, то же, что и хорошие и полезные дела делать трудно.
Кто добрым делом искупает сделанное зло, тот освещает этот мир, как луна, освобожденная от облаков
Говори правду, не поддавайся гневу: если просят – пусть о немногом – дай.
И не было, не будет и теперь нет человека, который достоин только порицаний или только похвалы.
Пусть это выступление будет напоминанием о настоятельной необходимости не забывать те общечеловеческие ценности, которые объединяют всех нас в единую семью людей на этой планете.
То, что на сердце всегда у меня, -
Вечные неотступные думы
В строки статьи записал я – другим
Высказать их. Чтобы люди их знали.
Где бы ни встретился мне человек,
Пусть чужеземец он, мне незнакомый,
Радуюсь: «Близкого я повстречал!
Он из семьи человеческой нашей».
И отношение это – меня
В сердце питать заставляет сильнее,
Глубже, чем раньше, чувство любви
И уваженья ко всем живущим.
Пусть неподдельное чувство мое
Службу сослужит, хотя б небольшую,
Для воцаренья на нашей земле
Мира и счастья – об этом молюсь я.
Пусть в этом мире людская семья
Сможет достичь в отношеньях друг с другом
Дружбы, гуманности и пониманья. –
Я непрестанно об этом молюсь.
К тем, кто не хочет страданий вовеки,
К тем, кому дорого прочное счастье,
К вам я взываю от самого сердца,
К каждому обращаюсь с надеждой!
Заголовок 115