Статья Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьника


Кан Наталья Валерьевна,
учитель английского языка,
шг. им. М. Ломоносова,
Южный КазахстанГоворя о трехъязычии, президент отметил необходимость качественного "рывка" в изучении английского языка, который способен открыть для каждого казахстанца новые безграничные возможности в жизни". Это – не только непременное условие профессиональной востребованности, конкурентоспособности, карьерного роста, но и прекрасная возможность дальнейшего образования и самообразования.
Работая в школе - гимназии учителем английского языка, постоянно сталкивалась с проблемой того, что не все дети могут выразить свою мысль на английском языке в полном объеме, проще говоря, многие имеют языковые барьеры. Знаю по себе, что порой даже и на родном языке нам трудно сформулировать и выразить ответ, не говоря уже об иностранном. И очень часто бывает так в школьной жизни, что ребенок не может раскрыться и самореализоваться в силу своей скромности, стеснительности и закомплексованности. Как показывает практика, ребенок приходит в школу, преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, значит, у него нет мотивации, которую мы ему не создаем. Ученье – свет, который дает человеку уверенность в своих действиях и поступках. И приобрести эту уверенность помогает школа. Однако часто приходится слышать от учащихся школы фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание и даже идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих знаний, пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная со школой. Почему это происходит? Почему же ребенок теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Если ребенок терпит неудачи в течение первых пяти лет обучения, т.е. от шести до одиннадцати лет, к одиннадцатилетнему возрасту от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, и ребенок свыкается  с неудачами. И хотя успехи в школе все еще возможны, шансы на их достижение с каждым годом становятся все менее вероятными. И если шансы есть, то их обязательно нужно использовать. Если есть шанс того, что мой ученик заговорит на английском языке, я должна приложить все усилия для этого. Ведь в настоящее время знание английского языка и умение применять его в своей профессиональной деятельности является настоятельной необходимостью.
В сложившейся ситуации я стала искать пути решения данной проблемы. Ведь свободное владение английским языком учениками - это не только высокий показатель для современной школы, но в первую очередь это результат моего труда. И как Вы знаете, чем лучше говорит ученик, тем выше оценка труда учителя. Я поняла, что формирование у учащихся положительной «Я – концепции» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) играет немаловажную роль в процессе обучения, и именно "...концепция - я является стимулом к совершенствованию себя. Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия , в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности" (К.Роджерс). А для этого нужно создавать ситуации успеха, являющиеся своего рода «подмостками» для проведения учащихся по зоне ближайшего развития, а также выступающие в качестве залога для внутренней мотивации самовыражения ребенка. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, повышению мотивации и соответственно качества знаний, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
А как часто мы, учителя, создаем эти ситуации успеха для наших учащихся? Да, мы хвалим детей когда, у них что-то получается, поддерживаем когда что-то не получается, но благодаря уровневым курсам я узнала, что существуют определенные методы и приемы создания ситуаций успеха на уроках : «Даю шанс», «Ожидание лучших результатов», прием «Заражения» или «Где это видано, где это слыхано?», «Эврика», «Мнимый успех», «Коллективная похвала» и др. Использовав их на своих уроках, да и не только, я увидела реальный результат: у многих детей пропал языковой барьер, появилась заинтересованность в предмете, учащиеся стали стремиться получить более высокий результат.
А для себя я взяла за основу правила из работы А.В Сосновской:
-Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, принимать, верить в нее. Ведь для учителя первостепенным должно быть убеждение о том, что все дети талантливы.
-Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!".
- Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я - концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок").
-Предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").
("Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьника", А.В Сосновская)
Но, обязательно, помогая ученику, создавая ситуацию успеха для него, нужно всегда помнить о том, что ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя… радость успеха может померкнуть.
Что же я хотела сказать своей статьей? Задача современного учителя - стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность проявить себя, самовыразиться и самореализоваться и в перспективе стал бы достойным гражданином нашего государства.