Совещание на тему Адаптация первоклассников
Совещание по адаптации первоклассников
Дата – 24 ноября 2015 г
Присутствовали 13 человек:
Заместители директора по УВР - Баишева А.Г.,
Руководитель ШМО начальных классов – Пашкова Л.Л.
Учителя первых классов – Денисова Г.А., Гареева Г.А., Ишменова З.Р., Крылова Н.Ю.
Учителя четвертых классов – Исмагилова М.У., Мошкина Е.Ф.
Педагог – психолог – Нусратуллина А.Р.,
Социальный педагог Методист детского сада
Психолог детского сада
Воспитатели
План совещания
Объявление темы, цели, задач совещания (Баишева А.Г.)
Доклад «Адаптация первоклассников» (Баишева А.Г.)
Анализ уроков в первых классах (Баишева А.Г.)
Доклад «Требования к выпускнику детского сада» (методист детского сада )Доклад «Готовность детей к обучению в школе в 2015 г» (психолог детского сада )Отчет о результатах диагностики адаптации первоклассников в 2015-2016 учебном году (педагог-психолог Нусратуллина А.Р.)
Характеристика учеников первых классов и обмен мнениями учителей первых классов и воспитателей детского сада
Подведение итогов совещания
Ход совещания
Объявление темы, цели, задач совещания (Баишева А.Г.)
Тема: Адаптация первоклассников.
Цель: Определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период;
определить направления дальнейшей работы с обучающимися первых классов.
Доклад «Адаптация первоклассников» (Баишева А.Г.)
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка: преображается его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассников. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут в разрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство обучающихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.
Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга и удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассника в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.
Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и т.д.
Внимание обучающихся первых классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно – образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.
Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от учителей и родителей первоклассников.
Анализ уроков в первых классов (Баишева А.Г.)
В этом году в первых классах работают 4 учителя: Денисова Г.А., Гареева Г.А., Ишменова З.Р., Гареева Г.А.
В рамках программы адаптации было организовано посещение уроков в первых классах администрацией школы. Все уроки были проведены на высоком уровне.
Учителями создаются благоприятные условия для адаптации детей к школе, соблюдаются санитарно – гигиенические требования к условиям обучения школьников – проводятся по 3 урока 35 минут каждый, в остальное время учитель проводит прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры.
Для снятия напряжения школьников используются физкультминутки.
Были отмечены доброжелательность учителей, взаимопонимание с обучающимися. Учителя уважительно выслушивают дополнения, подбадривают неактивных детей, привлекают их к работе. Школьников учат выражать свою точку зрения, понимать других, слушать и слышать, говорить полными ответами.
Учителями осуществляется учет индивидуальных особенностей ребенка, каждому ребенку дается возможность работать в присущем ему темпе.
Детям в адаптационный период сложно высиживать урок в одной и той же позе, не отвлекаться, но учителя прилагают все усилия, чтобы детям на уроках было интересно, легко. На каждом уроке используются различные формы деятельности (фронтальные, индивидуальные, работа в парах). Чтобы ученики меньше уставали, применяются игровые ситуации.
На всех уроках дети проговаривают тему и цель урока. Конечно, к этому грамотно подводили учителя через загадки, актуализацию знаний.
На уроках математики, окружающего мира используются задания развивающего, сравнительного и обобщающего характера (например, «Найди лишнее», «Сравни», «Распредели по группам»).
Обучая первоначальному чтению, учителя стараются развивать фонематический слух обучающихся, учат различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, работают над совершенствованием речевого аппарата детей, выработкой отчетливого и правильного произношения слогов, слов.
Большое внимание уделяется обучению организации своей деятельности (например, убрать учебники).
Дети стараются прилежно выполнять задания, активно работать.
Доклад «Требования к выпускнику детского сада» (методист детского сада )Доклад «Готовность детей к обучению в школе в 2015 г» (психолог детского сада)
Отчет о результатах диагностики адаптации первоклассников в 2015-2016 учебном году (педагог-психолог)
Характеристика учеников первых классов и обмен мнениями учителей первых классов и воспитателей детского сада.
Учителя выразили благодарность воспитателям за качественную подготовку детей к школе, психологу и методисту ДОУ за подробную характеристику выпускников.
Пожелания учителей первых и четвертых классов воспитателям:
научить детей правильно держать ручку, карандаши;
рекомендовать родителям, чтобы их дети проходили медкомиссию перед школой;
повышать словарный запас детей.
Итоги совещания
Адаптация первоклассников прошла успешно.
Психологу в школе продолжить диагностическую и коррекционно-развивающую работу с обучающимися 1-х классов