Доклад на педагогическое совещание на тему Адаптация первоклассников
( 1 слайд) Первый год обучения в школе является одним из самых сложных этапов в жизни ребенка. В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Приспособление ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации – 1,5–2 месяца. Но некоторые проходят сложный период дольше – 3–4 месяца, а то и до конца учебного года.
( 2 слайд) Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.
( 3 слайд) Период адаптация к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, увеличивается количество заболеваний.
( 4 слайд) Сегодня можно подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. Необходимо ответить на вопрос: успешно ли прошёл этап адаптации учащихся 1-х класса?
( 5 слайд) В первом классе обучается 13 учащихся. Из них 9 мальчиков и 4 девочки. На момент поступления в школу 7 лет исполнилось 11 учащимся, 2 учащихся поступили в школу в 6,5-6,8 лет.
В классе все учащиеся чувствуют себя комфортно. Общаются друг с другом. Умеют работать в парах, умеют помогать друг другу. Учимся сейчас работать в группах.
Большинство детей осознают важность учения, отсюда хорошая успеваемость и заинтересованность в процессе учения. Можно считать, что по истечении двух месяцев почти всем детям нравится ходить в школу.
Но считать класс полностью сплоченным пока нельзя, т.к. один ребенок, Дьячук Олег, придя в школу, был незнаком с остальными учащимися, не посещал детские дошкольные учреждения, не умеет вести себя в коллективе, с одноклассниками, из – за этого возникают частые конфликты. Также Олег имеет низкий уровень готовности к школе, он пришёл в 1 класс, не умея читать и писать, не различая цвета.
Много усилий тратится на сам процесс обучения и адаптацию к школьной жизни.
Чтобы адаптационный период прошел хорошо, при общении с первоклассниками я старалась учитывать индивидуальные особенности каждого. Старалась, чтобы тон моего разговора был доверительным, мягким. Использовала различные формы невербального общения (беру за руку, обнимаю, глажу по голове и т.д.). Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в них уверенность, что всё будет хорошо.
В рамках обновленной образовательной программы первоклассники обучаются в первую смену с 9.00, пять дней в неделю, урок длится 35 минут, 3 дня - 4 урока и 2 дня - 5 уроков, что влияет на адаптацию. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки на уроке провожу физкультминутки и гимнастику для глаз при обучении письму, чтению, математики. А также слежу за осанкой. На каждом уроке письма и математики проговариваются правила посадки: расстояние от груди до стола должно быть с кулачок, расстояние от глаз до тетради, спина прямая.
( 6 слайд) Успешно прошли адаптационный период 11 учащихся, им легко даётся учёба. Эти дети старательны, прилежны, всегда активны на уроках, раньше всех справляются с заданиями.
( 7 слайд) Признаки успешной адаптации:
1)Во-первых, это удовлетворенность процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
2)Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой.
Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
3)Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
4) комфортно чувствует себя в школе; проявляет активность на уроках.
( 8 слайд) Двое обучающихся еще не прошли адаптационный период – это Яковлева Елена и Дьячук Олег.
( 9 слайд) У Олега дезадоптация проявляется в том, что наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал не усваивается, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей.
( 10 слайд) У Лены же дезодоптация проявляется в том, что она очень скована на уроках, старается держаться незаметно, слушает, когда к ней обращаются с вопросом, но редко дает на них ответы.
Данным ребятам необходимо вырабатывать усидчивость, проводить с ними занятия на развитие внимания, памяти, мышления.
( 11 слайд) В заключении отмечу, что к концу первой четверти дети научились выражать благодарность, оказывать помощь одноклассникам. Очень любят дежурить по классу.
Работа по формированию дружного коллектива, формированию толерантности, культуры поведения в общественных местах, семье будет продолжена в течение учебного года. Также нам необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.