Календарно — тематическое планирование по биологии 8 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Биология
8 класс
Пояснительная записка
Календарно – тематическое планирование по биологии в 8 классе (базовый уровень) разработано на основе авторской программы В.В. Пасечника (Биология. 511 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. Г. М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2009).
Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование
8 класс
Распределение часов на изучение курса биологии в 8 классе по авторской программе -70 часов.
Календарно – тематическое планирование составлено на 68 часов, т.к. учебный год составляют 34 недели.
На изучение небольшого по объему материала темы 2.1. «Общий обзор организма человека» вполне достаточно 1 часа (авторская программа предусматривает 2 часа); а высвободившийся 1 час учебного времени используется для проведения обобщающего урока по теме «Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани».
Логично вопрос «Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения» рассмотреть в теме 2.14. «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика», поэтому 1 час из раздела 3 добавлен в указанную тему.
На изучение большого по объему материала темы 2.3. «Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Нервная система человека» и темы 2.12. «Нервная система человека» добавлено по 1 часу из раздела 3.
Резервное время (2 часа) используется для корректировки программы в конце учебного года
2 часа в неделю, всего 68 часов в год
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количе-ство часов
Сроки прохождения учебного материала
Лабораторный практикум.
Проверочные работы.
Реализация электронного обучения
Тип ЦОР:
И – информационный
П – практический
К - контрольный
Домашнее задание по учебнику
плано-вые
факти-
ческие
Введение (1 час)
1
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена.
1
02.09
Тест № 1
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/20eb9fb8-1344-438d-9d24-cde88bd951bd/%5BBIO8_01-01%5D_%5BPT_01%5D.swf
ЦОР «Науки, изучающие организм человека» (И)
§1,2
Раздел 1
Происхождение человека (3 часа)
2
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.
1
05.09
§3
3
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.
1
09.09
Тест №2
http://fcior.edu.ru/card/9555/nauki-ob-organizme-cheloveka-anatomiya-fiziologiya-gigiena.html
Модуль «Биологическая и социальная роль человека» (П)
§4
вопросы
1-5 с.21
4
Человеческие расы. Человек как вид.
1
12.09
Тест №3
§5
Раздел 2
Строение и функции организма (60 часов)
Тема 2.1. Общий обзор организма человека (1 час)
5
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
1
16.09
http://fcior.edu.ru/card/7564/stroenie-organizma-cheloveka.html
Модуль «Строение организма человека» (К)
§6
Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани (6 часов)
6
Строение и функции клетки. Органоиды клетки.
1
19.09
Тест № 4
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/51de53d0-7ad5-4133-9705-d8ecc3bd394e/%5BBIO8_01-03%5D_%5BIM_03%5D.swf
ЦОР «Строение животной клетки» (И)
§7, до
«Деление клетки»
7
Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Деление.
1
23.09
§7 до «Жизненные процессы клетки»
8
Жизненные процессы клетки.
1
26.09
§7 до конца
9
Ткани. Образование тканей.
1
30.09
ЛР №1 «Изучение микроскопического строения тканей»
§8 до «Нервная ткань»
10
Нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
1
03.10
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/708f2c01-8520-4609-9ea9-142bc00f557d/%5BBIO8_01-04%5D_%5BPT_02%5D.swf
ЦОР «Организация нервной ткани» (И)
§8
Повторить §6-8
11
Обобщающий урок по теме «Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани»
1
07.10
Тест № 5
Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Нервная система человека. (2 часа)
12
Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.
1
10.10
§9 до статьи «Рефлекс и рефлекторная дуга»
13
Рефлекс и рефлекторная дуга.
1
14.10
ЛР № 2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс»
§9
вопросы 1-4, с. 43
Тема 2.4. Опорно-двигательная система (7 часов)
14
Скелет и мышцы, их функции. Типы костей.
1
17.10
ЛР №3 «Микроскопическое строение кости»
§10
15
Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности.
1
21.10
§11
§12 до
«Виды соединения костей»
16
Типы соединений костей.
1
24.10
§12
17
Строение мышц и сухожилий.
1
28.10
ПР №1 «Мышцы человеческого тела»
§13
вопросы 1-3, с. 68
18
Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице.
1
31.10
ЛР №4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»
http://fcior.edu.ru/card/2893/vnutrennyaya-sreda-organizma-i-ee-znachenie-plazma-krovi-ee-sostav.html
Модуль «Скелетные мышцы» (П)
§14 Вопросы
1-3, с. 72
19
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
1
11.11
ЛР №5 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия»
Выполнить ЛР «Выявление плоскосто-пия»,
с.75 (2)
§15 §16
20
Обобщающий урок по теме «Опорно – двигательная система»
1
14.11
Тест № 6
http://fcior.edu.ru/card/9305/apparat-opory-i-dvizheniya-ego-funkcii-skelet-cheloveka-ego-znachenie.html
Модуль «Опора и движение» (К)
Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа)
21
Компоненты внутренней среды.
1
18.11
ЛР №6 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»
http://fcior.edu.ru/card/3820/vnutrennyaya-sreda-organizma-i-ee-znachenie.html
Модуль «Внутренняя среда организма» (К)
§17
22
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма.
1
21.11
§18 задание на
с. 93
23
Иммунология на службе здоровья. Естественный и искусственный иммунитет.
1
25.11
Тест № 7
§19
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
24
Строение кровеносных и лимфатических сосудов.
1
28.11
http://fcior.edu.ru/card/5394/dvizhenie-krovi-i-limfy-organy-krovoobrashcheniya.html
Модуль «Органы кровообращения» (П)
§20
вопросы
1-3, с. 105
25
Круги кровообращения.
1
02.12
ЛР №7 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»
http://fcior.edu.ru/card/7048/dvizhenie-krovi-po-sosudam.html
Модуль «Движение крови по сосудам» (И)
§21
вопросы 1-2, с. 108
26
Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.
1
05.12
§22задание на с. 114
27
Движение крови по сосудам.
1
09.12
ЛР № 8 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»
ПР №2 «Измерение кровяного давления»
§23
задание на с. 120
28
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.
1
12.12
ЛР №9 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»
ПР №3 «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений»
http://fcior.edu.ru/card/9548/gruppy-krovi-perelivanie-krovi-donorstvo-rezus-faktor.html
Модуль «Группы крови» (И)
§24,25
задание на
с. 125 и 129
29
Обобщающий урок по темам «Внутренняя среда организма Кровеносная и лимфатическая системы организма»
1
16.12
Тест № 8
http://belclass.net/library
· тренажер «Рисунок в подарок» (К)
Тема 2.7. Дыхательная система (4 часа)
30
Строение и функции органов дыхания. Голосообразование.
1
19.12
http://fcior.edu.ru/card/4426/vozduhonosnye-puti.html
Модуль «Воздухоносные пути» (П)
§26
вопросы 7,9 с. 139
31
Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха.
1
23.12
Промежуточный контроль
§27,28
задание на с. 141
32
Жизненная емкость легких.
1
26.12
ЛР № 10 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»
§29
вопрос 7 с. 153
33
Обобщающий урок по теме «Дыхательная система»
1
13.01
Тест № 9
Тема 2.8. Пищеварительная система (5 часов)
34
Строение и функции пищеварительной системы.
1
16.01
§30
35
Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.
1
20.01
ЛР №11 «Действие ферментов слюны на крахмал»
§31, 32
задания на с. 165
36
Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.
1
23.01
http://fcior.edu.ru/card/11120/pishchevarenie-v-kishechnike-vsasyvanie-pitatelnyh-veshchestv.html
Модуль «Пищеварение в кишечнике» (И)
§33 вопрос 4 с. 174
37
Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
1
27.01
http://fcior.edu.ru/card/5587/gigiena-pitaniya-profilaktika-zabolevaniy-organov-pishchevareniya.html
Модуль «Гигиена питания» (П)
§34-35
38
Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система»
1
30.01
Тест № 10
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа)
39
Обмен веществ и энергии основное свойство всех живых существ.
1
03.02
§36
40
Витамины. Нормы и режим питания.
1
06.02
ЛР №12
«Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»
http://fcior.edu.ru/card/7551/vitaminy-i-ih-rol-v-obmene-veshchestv.html
Модуль «Витамины» (И)
§37 - 38
ПР №4 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»
41
Обобщающий урок по темам «Обмен веществ и энергии»
1
10.02
Тест № 11
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)
42
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи.
1
13.02
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c29153b-5800-4a14-9314-7e68999856fe/%5BBIO8_08-41%5D_%5BIM_01%5D.swf
ЦОР «Строение кожи» (И)
§39
43
Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
1
17.02
§40
вопросы 1-2 с. 209
44
Травмы: ожоги, обморожения.
1
20.02
Тест № 12
§41
Тема 2.11. Выделительная система (1 час)
45
Органы мочевыделительной системы, их строение и функции.
1
24.02
Тест № 13
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b7c6897-a74c-4d02-94be-fbf4bb96692e/%5BBIO8_07-39%5D_%5BIM_04%5D.swf
ЦОР (И) «Строение выделительной системы»
§42
вопросы 1-2 с. 217
Тема 2.12. Нервная система человека 6 часов
46
Строение нервной системы.
1
27.02
§43, 44 до «Спинной мозг»
47
Строение и функции спинного мозга.
1
03.03
Тест № 14
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/956ff805-1cc0-4663-bd5b-41e0816392c4/%5BBIO8_10-49%5D_%5BIM_02%5D.swf
ЦОР «Строение спинного мозга» (И)
§44
задания 1-2
с. 227
48
Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.
1
06.03
ЛР № 13 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4085771-f14c-4a80-a848-f38d7885df7a/%5BBIO8_10-50%5D_%5BIM_01%5D.swf
ЦОР «Отделы головного мозга» (И)
§45
задания 1-2 с. 231
49
Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий.
1
10.03
Тест № 15
§46
задание на
с. 235
50
Соматический и автономный отделы нервной системы.
1
13.03
ЛР №14 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9acc61e5-dc0f-4215-bc59-50516ca6907b/%5BBIO8_10-47%5D_%5BIM_01%5D.swf
ЦОР «Автономный отдел НС» (И)
§47
задание на
с. 239
51
Обобщающий урок по теме «Нервная система человека»
1
17.03
Тест № 16
Тема 2.13. Анализаторы (5 часов)
52
Анализаторы и органы чувств.
Зрительный анализатор.
1
20.03
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27f93cf1-d8ea-42a0-bb01-7941c03f8af5/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_04%5D.swf
ЦОР «Аккомодация хрусталика» (И)
§48
§49
53
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза.
1
03.04
ЛР №15 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000ad2d9-d1c8-44ea-957e-1ba2e206423a/index_listing.html ЦОР «Заболевания и повреждения глаз» (К)
§50
задание 1-2 с. 252 - 253
54
Слуховой анализатор.
1
07.04
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72c59020-1ce7-42ca-879d-876cc86f3503/%5BBIO8_11-54%5D_%5BIM_02%5D.swf
ЦОР «Строение слухового анализатора» (И)
§51
задание на
с. 257
55
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.
1
10.04
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3288055a-1453-4210-a51c-0e8702aeb5eb/%5BBIO8_11-55%5D_%5BIM_02%5D.swf
ЦОР «Орган вкуса» (И)
§52
задание на
с. 263
56
Обобщающий урок по теме «Анализаторы»
1
14.04
Тест № 17
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (6 часов)
57
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.
1
17.04
§53
задание 1-2
58
Врожденные и приобретенные программы поведения.
1
ЛР№16 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа»
§54
задание на
с. 278
59
Биологические ритмы. Сон и бодрствование.
1
21.04
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr
ЦОР «Периоды сна человека в течение ночи» (И)
§55
60
Особенности высшей нервной деятельности человека.
1
24.04
§56
задание 1-2 на с. 287
61
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Эмоции. Внимание.
1
28.04
ЛР №17 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»
§57
задание на
с. 293
62
Индивид и личность. Темперамент и характер.
1
01.05
Тест № 18
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/baa2ebf0-203c-4987-b5d9-524a4ca27ecc/%5BBIO8_12-67%5D_%5BTI_01%5D.html
ЦОР «Типы темперамента» (И)
§63, с.321; §64
Тема 2.15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)
63
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
1
05.05
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2d8a958c-f027-477e-b27f-3a6cee1d26db/%5BBIO8_09-44%5D_%5BIM_02%5D.swf
ЦОР «Работа желез внешней и внутренне секреции» (И)
§58
задание 1-2 на с. 300
64
Гормоны гипофиза и щитовидной железы, половых желез, надпочечников и поджелудочной железы.
1
08.05
Тест № 19
§59
Раздел 3
Индивидуальное развитие организма (2 часа)
65
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.
1
12.05
http://fcior.edu.ru/card/5183/oplodotvorenie-beremennost-vnutriutrobnoe-razvitie.html
Модуль «Развитие человека» (И)
§60-61
66
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем
.
1
15.05
§62
67-68
Резервное время
2
19.05
22.05
Итоговый контроль
13PAGE 15
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
13PAGE 15
Заголовок 2Заголовок 415