Конспект урока литературы для 6 класса по теме Великая сила человеческого милосердия. (Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
Урок литературы в 6 классе.
Великая сила человеческого милосердия. (Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
Форма проведения: урок – размышление.
Цели урока:
Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; понимание авторского замысла.
Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры шестиклассников.
Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС.
Средства реализации методической цели: совместное целеполагание; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа, пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием “яркое пятно”).
Формируемые универсальные учебные действия
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.
Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, мультимедийная презентация.
Предварительная подготовка к уроку:
Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”.
Выделить главные эпизоды рассказа.
Написать письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу, бывшему хозяину главы семейства (индивидуальное творческое задание).
Подготовить художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание).
Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
I. Организационный момент.II. Вызов.
Прием «Яркое пятно».
На слайд выводятся портреты известных людей (Мать Тереза, Е.П. Глинка, Чулпан Хаматова, Юлия Вревская (первая сестра милосердия)). Учащимся задается вопрос: «Что, на ваш взгляд, объединяет этих людей?»
Ответы обучающихся. С помощью учителя ребята должны прийти к выводу, что объединяет всех представленных на слайде людей такое качество, как милосердие.
- А что же такое милосердие? Как вы понимаете это слово?
Обучающимся предлагается заполнить первую часть Бортового журнала
Знаю Узнал
Милосердие
1. Милосердие
2
3
4
5
На основе Бортового журнала строится общий кластер, раскрывающий смысл понятия.
Определение темы и целей урока.
- Дома вы познакомились с рассказом Куприна «Чудесный доктор», сейчас поговорили о милосердии. Попробуйте сформулировать тему нашего урока и его цели.
- Ответы учащихся (учитель корректирует ответы обучающихся).
- Итак, тема нашего урока – Великая сила милосердие в рассказе Куприна «Чудесный доктор».
Цели:
- познакомиться со сведениями о писателе;
- проанализировать рассказ Куприна «Чудесный доктор»;
- определить, какую роль играет милосердие в жизни героев рассказа.
III. Осмысление
Разговор о произведении никак не может состояться без беседы об авторе, который его написал.
Слово о писателе (прием «Портрет»)
- Как вам кажется, каким был автор, написавший рассказ «Чудесный доктор»?
- Ответы обучающихся.
- Посмотрите на портреты людей на слайде и попытайтесь определить, к какому человеку могут относиться качества, перечисленные вами. (Демонстрируются портреты русских писателей, обучающиеся выполняют задание).
- Ответы обучающихся.
Учитель указывает на портрет Куприна и предлагает обучающимся самостоятельно познакомиться с биографией писателя, определив ключевые качества его личности. ( Идет работа с информацией о писателе, слова выписываются в тетрадь, строится кластер «Куприн»).
Куприн: доброта, чуткость, любовь ко всему, человечность, счастье, душевность.
Обучающимся предлагается сравнить качества, указанные в кластере с теми, которыми они определяли автора рассказа ранее.
Анализ рассказа
- Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве.
Ребята, как вы поняли, сюжет рассказа – вымысел автора или реальные события?
Ответы обучающихся с опорой на текст.
- Где и в какое время происходят события рассказа? (Киев, канун Рождества)
- Кто или что является его главным героем? (семья Мерцаловых)
- На какие части можно разделить жизнь семьи Мерцаловых?
- Кто или что разделил жизнь семьи на 2 части?
На экран выводится схема, которую учащиеся должны заполнить, работая в группах, опираясь на текст, а после – озвучить.
до после
Мерцаловы
- Найдите в тексте и прочитайте встречу с тем, кто изменил жизнь семьи.
- Как ведет себя доктор, оказавшись в доме семьи, что он делает?
- Какими качествами обладал доктор?
- Можем ли мы назвать его волшебником, который появился в доме Мерцаловых в канун Рождества? В чем заключалось его волшебство?
- Какое качество является главным в характере доктора? (милосердие или сострадание)
- Почему автор назвал своего доктора Чудесным?
- Какая реальная личность скрывается за образом доктора ?- Попытайтесь предположить, как могла бы сложиться судьба этой семьи, если бы не встретился «чудесный» доктор.
IV. Домашнее задание.
- Приготовить сообщение о профессоре Пирогове (индивид задание)
- Написать письмо чудесному доктору.
- Написать мини-сочинение «Нужно ли милосердие в современном мире?»
V. Рефлексия
Завершая работу, давайте вспомним, какими были цели нашего урока, достигли ли мы их?
- Ответы учащихся.
- В ходе анализа рассказа мы с вами должны были ответить на вопрос: какую роль играет милосердие в жизни главных героев рассказа?
Какой ответ на этот вопрос сейчас мы можем дать? - Ответы учащихся.
Учитель предлагает обучающимся заполнить вторую часть Бортового журнала, сформулировав свои мысли в форме синквейна. (Ребята озвучивают свои записи)
- Наш урок подходит к концу. Был ли он полезен для вас, над чем заставил задуматься?
Вспомните, с чего мы начали наш урок? (возвращаемся к первому слайду)
- Можем ли мы добавить на слайд фотографию профессора Пирогова и писателя Куприна и почему?
- Ответы обучающихся.
Знаю Узнал
Милосердие
1. Милосердие
2
3
4
5
Знаю Узнал
Милосердие
1. Милосердие
2
3
4
5
Знаю Узнал
Милосердие
1. Милосердие
2
3
4
5
Знаю Узнал
Милосердие
1. Милосердие
2
3
4
5
Знаю Узнал
Милосердие
1. Милосердие
2
3
4
5