ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ».
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА
СЛУШАТЕЛЬ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ГРУППА Г-1
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
ФАТЬЯНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
УЛЬЯНОВСК 2011
Содержание
Введение. 3-4
1. Реализация компетентностного подхода
в географическом образовании. 5-28
1.1.Формирование учебно-познавательной
и информационной компетенции учащихся через работу
с разными источниками
географической информации. 5-9
1.2. Формирование компетентностей обучающихся
в условиях организации проектной деятельности по географии. 9-15
1.3. Личностно – ориентированное обучение
как основа формирования ключевых компетенций учащихся. 15-21
1.4. Формирование географических компетенций
в условия коллективного способа обучения. 22-28
Заключение. 30-31
Литература 32
Компетентностная парадигма
образования отличается от знаниевой
примерно так же, как знакомство с правилами шахматной игры от самого
умения играть.
В. В. Сериков
Введение.
Среди проблем, связанных с повышением качества географического образования, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос об умении учителя организовать учебную деятельность обучающихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. Обеспечение адаптации к информационному взрыву, произошедшему повсеместно, к новым социальным условиям не может пройти без коренного пересмотра целей образования, а вместе с ними и всей системы организации работы школы в целом и каждого учителя в отдельности. Если раньше приоритетной целью российского образования являлась передача всей суммы знаний, которую выработало человечество, то в новых условиях происходит резкая переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. В стандартах второго поколения выдвигаются требования к планируемым результатам обучения, которые конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения географического содержания.
На первый план выходит личность ученика, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Наиболее очевидной становится потребность оценивать результаты образования, т.е. компетентность, не ограничиваясь качеством знаний. Одним из критериев оценки становится образованность, проявленная в личностных характеристиках выпускников средних общеобразовательных учреждений.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения современной научно- методической, педагогической литературы раскрыть сущность понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся и на основе обобщения собственного опыта обучения географии выявить различные методические приемы, направленные на формирование ключевых компетенций личности учащегося, что позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить обучающихся к использованию географических знаний в реальной жизни и практической деятельности, т. е. реализовать на практике компетентностный подход.
Актуальность данной проблемы продиктована требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В течение 2010 - 2011 учебного года обсуждается Федеральный Государственный Образовательного Стандарта (ФГОС), который должен будет обеспечивать развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды.
ФГОС отражает смену ценностных установок образования - от освоения предметов к развитию личности, цели образования определяются через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат.
1.1Формирование учебно-познавательной и информационной компетенции учащихся через работу с разными источниками географической информации.
В современной методической печати сформулированы ключевые компетенции отечественного образования, над формированием которых должен работать современный учитель. На своих уроках я работаю не только над освоением учащимися стандарта образования по географии, но и над формированием учебно-познавательных и информационных компетенции на материале содержания учебного предмета географии.
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению. С этой целью я организую на своих уроках самостоятельные работы с разными источниками географической информации. Самостоятельные работы, организованные на уроках географии регулярно, позволяют мне работать над формированием учебно-познавательных компетенций учащихся. Начиная с 6 класса, у учащихся вырабатываются разнообразные навыки самостоятельной познавательной деятельности. Уровень усвоения стандарта образования я контролирую с помощью тестов. Тренировочные тестирования небольшого объёма я провожу регулярно в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. Диагностическое тестирование провожу один раз в полугодие. Тесты разработаны мною таким образом, чтобы они содержали задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на воспроизведение общеучебных и географических умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем, работа с типовым планом и т. д.). Примеры тестирований приведены в приложении. Результаты диагностических тестирований обычно довольно высокие. Это можно объяснить тем, что учащиеся подготовлены с помощью тренировочных тестов к воспроизведению базового уровня образования, а также у них вырабатывается навык выполнения тестовых заданий разного характера. Таким образом, система тренировочных и диагностических тестов обеспечивает не только контроль усвоениея стандарта образования, но и позволяет проводить подготовку учащихся к итоговой аттестации в рамках ЕГЭ. Кроме этого, выход на диагностическое тестирование с достаточно высоким уровнем подготовленности и написание тестирования с хорошим результатом создаёт у учащихся ситуацию успеха, что является одним из принципов личностно-ориентированного обучения.
На мой взгляд, география как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационных компетенций учащихся, что в современном мире особенно важно. Информационные компетенции включают в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете. В рамках тематического планирования по географии практически на каждом уроке изучается новая тема. В таком режиме изучения учебного материала особенно остро стоит проблема прослеживания учащимися последовательности изучения тем уроков в разделе, логики изучения темы, выделение главного в теме.
Одним из способов решения этой проблемы я считаю создание презентаций Power Point как опорного "скелета" урока. Есть много мнений "за" и "против" презентаций созданных учителем и используемых на уроке. Конечно, лицензионные учебные DVD по географии (которые я тоже использую на своих уроках) содержат красочный, зрелищный иллюстративный и картографический материал, помогающий создать образ изучаемой территории или явления. Но, работая с ИКТ на уроке не один год, я пришла к выводу, что если в кабинете нет персональных компьютеров для каждого ученика, а есть только мультимедиапроектор и экран, то содержание DVD чаще всего используется именно как иллюстративный материал. А презентация Power Point в таких условиях преподавания имеет несомненные "плюсы":
последовательность слайдов отражает логичное построение урока продуманное учителем (постановка целей урока, основное содержание с сопутствующими заданиями, подведение итогов урока);
выделение главного в содержании (на слайде только ключевая информация, которая комментируется учителем или учащимися, в зависимости от вида деятельности на уроке);
обратная связь (например: задание для самостоятельной работы - слайд с ожидаемым результатом - самопроверка; или: экспресс-тест - самопроверка);
завершенность (при подведении итогов урока - возвращение к целям урока).
Конечно, нужно иметь в виду, что далеко не на всех уроках возможно использование презентаций, особенно в условиях работы учителя-предметника сразу на нескольких параллелях классов. Создание качественных, продуманных презентаций требует от учителя определённых временных затрат. На мой взгляд, целесообразно использовать презентации при изучении теоретического материала, особенно в старших классах.
В 10 классе я работаю по учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира". Этот учебник обладает хорошим дидактическим и методическим аппаратом, теоретический материал дан объёмно, с множеством примеров. Опыт моей работы показывает, что если при изучении нового теоретического материала на уроке совмещать использование презентации Power Point и работу с текстом и заданиями учебника, то продуктивность работы учащихся на уроке повышается. При подведении итогов урока у учащихся не возникает проблем при выделении главного и установлении причинно-следственных связей в изученном материале. Кроме этого следует отметить, что на уроке каждый ученик получает информацию через несколько каналов: видит содержание слайда, слушает комментарий учителя, анализирует текст учебника, отбирает и записывает необходимую информацию в тетрадь.
Проверка тетрадей учащихся после таких уроков показывает, что даже у слабых учеников в тетради присутствуют записи основного содержания темы, выделены главные моменты. Если после выполнения задания предлагается слайд с ожидаемым результатом работы, то при самопроверке учащиеся проводят в тетради коррекцию записей, если это необходимо.
. При использовании презентации Power Point как опорного "скелета" урока формируются следующие навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете: соотнесение "сжатой" информации на слайде и "развёрнутой" информации в учебнике, выделение главного в материале темы, установление логических связей между темами уроков и внутри темы урока, отбор информации для записи в тетради.
Не менее важными информационными компетенциями можно считать поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача. Формирование этих компетенций на уроках географии происходит при выполнении творческих работ с разными источниками географической информации. В старших классах учащиеся в принципе уже имеют представление о современных средствах информации и информационных технологиях, которое они получают на уроках информатики. На уроках в 10 классе при изучении раздела "Регионы мира" я даю учащимся задание: подготовить сообщение о стране в форме презентации PowerPoint. Презентация должна отражать экономико-географические особенности страны, визуальные ассоциации, интересные факты. Объём: 6-8 слайдов. Перед изучением темы учащимся предлагается список стран, из которого каждый выбирает одну (работа индивидуальная или в парах). Презентация работ проходит на уроке-конференции. Подобный вид деятельности формирует умение работать с ресурсами Интернет, отбирать материал, оформлять в виде презентации PowerPoint, формирует опыт публичных выступлений. В Приложении приводятся презентаций учащихся. Таким образом, деятельностный характер обучения, организация самостоятельных работ с различными источниками географической информации, использование ИКТ на уроках обеспечивает качественное усвоение учащимися стандарта образования по географии, позволяет формировать учебно-познавательные и информационные компетенции на материале содержания учебного предмета географии.
1.2 Формирование компетентностей обучающихся в условиях организации проектной деятельности по географии.
Географическая компетентность - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. В связи с выше сказанным более актуальным становится поиск технологий обучения, которые могли бы создавать условия для реализации компетентностного подхода в географическом образовании школьников. Одной из таких технологий является проектное обучение. Под ним понимается целенаправленная учебная деятельность по определенной программе для решения поисковых, учебных, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной и надпредметной основах.
Проект в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное. Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы. Цель такой работы – формирование у учащихся адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры. Элементы проектной деятельности я использую на всех ступенях изучения географии. Наиболее эффективно, творчески, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения материала работу выполняют учащиеся 8-10 классов. В этом возрасте личность учащегося активно формируется, это возраст самоопределения. Ребята пытаются найти свое место в жизни, убедится в собственной значимости. Например, учащиеся составляют проекты развития посёлка , проекты защиты малых рек, и т.д.Учащиеся самостоятельно постигают географические проблемы, имеющие жизненный смысл, овладевают комплексом географических умений, основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания и интегрировать их. Организация учебных исследований – неотъемлемая часть в реализации компетентностного подхода.
Учебный проект по географии - это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность школьников, предполагающая:
поиск информации, необходимой для реализации идей проекта, анализ и обобщение собранного материала;
выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную их проверку, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;
социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований.
Технология проектов применяется мною в течение ряда лет. За это время сформировались определенная система управления самостоятельной деятельностью школьников и типология проектов применительно к преподаванию географии. Я разделила проекты по географии по типам.
Интеллектуально-эвристические проекты (информационные) - проекты, направленные на поиск, анализ и личностную оценку знаний о чем-либо. Подобные проекты создаются при изучении курса "Глобальная география" в 10 классе, так как содержание курса изобилует интересными темами для самостоятельного изучения. В этом случае в каждом классе формирую временные творческие группы, формулирую задание, консультирую, показываю проекты учащихся прошлых лет, определяю время презентации проекта (10 минут).
Проектное задание:
1. Найти интересную информацию по теме.
2. Структурировать содержание по схеме:
суть глобальной проблемы;
доказательства ее глобальности в 21 веке;
связи с другими проблемами;
географические аспекты проблемы (где и как она проявляется?);
пути решения проблемы.
3. Создать мультимедийную презентацию.
4. Подготовить доклад.
5. Защитить творческую работу.
В 10-м классе информационные проекты направлены на создание географических образов изучаемых регионов и стран, например:
"Восемь причин экономического чуда Японии";
"Азиатские тигры: рывок вперед";
" Мешок с шерстью";
«Чай у королевы»;
«Взгляд за изгородь»;
Несмотря на то, что информационные проекты краткосрочные и самые простые, их разработка полезна как для школьников, так и для учителя. У старшеклассников последовательно формируются ключевые (надпредметные) компетентности, а у учителя накапливается банк интересной дополнительной информации по различным темам курса географии, что в последствии позволяет педагогу разнообразить методику проведения уроков.
Исследовательские проекты - проекты, имеющие четко обозначенную исследовательскую проблему.
Все исследовательские проекты долгосрочны, являются монопроектами, т.е. выполняются одним обучающимся и состоят из 2-х частей: теоретического обоснования исследовательской проблемы и констатирующего исследования на основе анализа статистических данных, картографической информации и др. Во введении обязательно прописывается методологический аппарат исследования (актуализация работы, ее цель, задачи, объекты и предмет исследования, гипотеза, методы исследования, практическая значимость работы, ее новизна и т.д.).
Через тему работы обязательно должен просматриваться ее исследовательский характер, поэтому поиск темы и ее грамотное формулирование очень важны. Примерами таких работ являются:
" Меры по улучшению состояния реки Терешка";
" Мои предложения по улучшению экологического состояния посёлка";
" Формирование русского государства в XVI веке"
« Рекреационныё ресурсы Восточного Севера и проблемы их освоения»и др.
Участие старшеклассников в проектах данного типа способствует формированию исследовательской компетентности, готовит их к написанию курсовых работ в вузе. Это главный результат, так как цель школы: подготовить выпускников к осуществлению образования в течение всей жизни.
Творческие проекты.
Данный тип проектов рекомендую школьникам, ориентированным на творческую деятельность. Такие проекты в практике педагогической работы встречаются реже, так как они требуют значительных материальных ресурсов и специальных навыков и умений. В числе творческих проектов можно назвать проект-выставку с презентацией "Народные промыслы России".
Аналитические проекты.
Представляют собой задания аналитического и прогностического характера. Например:
"Оценка уровня качества жизни населения в разных странах" (10 класс);
"Анализ ресурсообеспеченности стран и регионов, прогнозирование основных направлений и проблем их экономического развития" (10класс).
Работа над этими проектами позволяет реализовать цели школьного курса географии по формированию географического мышления обучающихся, развитию умений интегрировать полученные знания, решать задачи компетентностного характера.
Несмотря на существование различных типов проектов можно сформировать общий алгоритм работы над ними.
Алгоритм работы над проектом:
1. Рождение идеи.
2. Формулировка темы проекта (учитель).
3. Подбор учащихся (учитель).
4. Формулировка проблемных вопросов.
5. Распределение ролей в группе (учитель + учащиеся).
6. Определение творческого названия проекта (учащиеся).
7. Обсуждение плана работы над проектом возможных источников (учитель + учащиеся).
8. Составление графика работы (учитель).
9. Самостоятельная работа учащихся.
10. Оформление результатов в готовый продукт.
11. Подготовка презентации.
12. Самоанализ сделанного.
13. Защита проекта.
14. Оценивание результатов проекта школьниками и учителями.
Преимущества имеет технология проектов перед традиционными:
* Разумный баланс между теорией и практикой.
* Повышение уровня познавательной активности, личностный рост, рост качества знаний, развитие ключевых компетенций.
*Реализация идеи профессиональной ориентации учащихся, погружение учащихся в учебно-профессиональную деятельность.
* Проектная работа не нуждается в оценке, так как выполнение проекта - это уже достижение. Учащиеся видят перед собой конечный результат, в который они вложили душу.
Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Работа над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.
1.3 Личностно – ориентированное обучение как основа формирования ключевых компетенций учащихся.
В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Хотелось бы обратить внимание на то, что, начав использовать в своей работе элементы личностно – ориентированного обучения на уроках географии, я в своей деятельности опираюсь на личность ребенка, его жизненный опыт, индивидуальность. Естественно, возникает проблема, как выявить индивидуальность и субъективный опыт каждого ребенка в образовательном процессе. Ведь личность ребёнка – главная ценность и основной объект заботы учителя. Рассматривая основные требования к личностно – ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечает, что его цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эти цель и средства организации личностно – ориентированного урока мною конкретизируются в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. И каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:
не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;
максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;
создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал “комплекс двоечника”;
организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;
заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.
С уверенностью можно сказать, что курс экономической и социальной географии мира имеет большое значение в развитии личности старшеклассников. А реализовать эту сложную задачу мне позволяют различные виды деятельности: лекции, семинары, практикумы, творческие и самостоятельные работы, зачёты. Так тему “География населения мира” учащиеся изучают на основе работы с различными источниками информации: учебником, атласами, СМИ, справочниками, энциклопедией. В течение двух часов – практикумов учащиеся в четырёх группах изучают особенности населения мира, используя при этом предложенные мной инструктивные карточки. В каждой карточке есть задание для устной работы (анализ карт, таблиц, диаграмм, пирамид, рисунков, текста ученика) и работы в тетрадях (построение графиков, заполнение таблиц). В течение 30 минут учащиеся самостоятельно работают в группах. После этого каждая группа выступает по своему вопросу у доски. Остальные в это время слушают выступления, могут задавать вопросы и обязательно делают записи в тетради. Оцениваю каждого ученика группы индивидуально. И так как одной из целей личностно – ориентированного обучения является развитие личности учащихся на основе личного опыта, то данная деятельность дает хороший результат.
На уроке мной не даются готовые ответы на вопросы. Очень важно, чтобы учащиеся искали ответы самостоятельно. Поэтому, кроме уроков – практикумов в 10 классе, провожу несколько уроков – семинаров. Даю список необходимой литературы. Составляю такие вопросы к семинару, которые могут вызвать желание выступить. Теоретические вопросы чередуются с работой по атласу и контурной карте, записями в тетради. Также в качестве итогового урока по теме “Зарубежная Европа”, провожу семинар. Такие уроки – семинары развивают личность учащихся, формируя умения самостоятельно работать, слушать, анализировать ответы одноклассников.
В курсе экономической и социальной географии мира предлагаю учащимся выполнять творческие работы различного характера. Такие работы являются источником, который способствует формированию познавательного интереса. А он является неотъемлемой частью личностно – ориентированного обучения. Учащиеся, выполняя творческие работы, активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершают поисковую, активную деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности. Эта работа проводится только по желанию учащихся. Из моего опыта работы в 10 классе сделан вывод, что такие работы нравятся учащимся. Они с удовольствием их выполняют, развивая при этом творческие способности, активность и самостоятельность. К творческим работам я отношу и написание рефератов. Рефераты предлагаю подготовить к последним занятиям в учебном году. Защиту рефератов организую как итоговый контроль. Функции контроля самые разнообразные: обучающие, развивающие, воспитывающие. Перед защитой рефератов провожу консультации. Темы, над которыми учащиеся работают, охватывают практически весь курс экономической и социальной географии мира. Например: “США – великая держава”, “Земельные и лесные ресурсы мира”, “Энергическая проблема как глобальная проблема”.
При личностно – ориентированном обучении развитию познавательного интереса способствуют применяемые мной на уроках географии игровые технологии. Ведь игра – это такой вид деятельности на уроке, который направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление в ученическом коллективе. Опыт показывает, что обыкновенная политическая карта мира зачастую не может служить эффективным инструментом для формирования знаний о местонахождении и взаимном расположении государств. Поверхностное изучение карты – проблема для многих учащихся 10 класса. В решении названной проблемы учащимся могут помочь “графы”. “Граф” - математическая модель, используемая для описания взаимного расположения объектов на политической карте мира. Кружками обозначаются страны, а линиями, соединяющими кружки – наличие общей границы между соответствующими государствами. Например, изучая тему “Страны Зарубежной Европы”, при использовании “графов” в вершинах можно указать названия лишь некоторых стран, чтобы учащиеся заполнили недостающие. Ученики проявляют творчество, работая над этим заданием: один граф Европы - с флагами стран Европы, другой граф – с фотографиями достопримечательностей в вершинах, что не может не радовать учителя. При выполнении такого задания учащиеся выясняют не только множество подробностей политико – географической карты, но и получают навыки математического моделирования. “Граф”, конечно, не может заменить карту. Он является лишь производной, даёт возможность намного глубже проникнуть в карту, лучше рассмотреть и запомнить её. Содержание и методика проводимых мной занятий ставит своей целью сформировать личностно – ориентированное направление в обучении, а это значит нестандартное мышление, умение выбирать существенное в содержании, делать выводы и обобщения.
В курсе географии 10 класса продолжаю формировать экономико – географические понятия. Исходя из основной цели курса – завершение формирования знаний о географической картине мира, выбрала, на мой взгляд, самый оптимальный путь работы над понятиями. Это дедуктивной: от ознакомления с формулировкой определения понятия к варьирующим признакам, отражению их в конкретном учебном материале. Например, на уроке “Международные экономические отношения” рассматриваю дедуктивный приём формирования понятий. Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалом по тексту учебника. Составляют схему – конспект “Формы международных экономических отношений”. В определениях понятий находят признаки, характеризующие их, и закрепляют на конкретных примерах по заранее заготовленным карточкам. Учащиеся зачитывают содержание карточки и устанавливают форму экономических связей, называют признаки, по которым они определили это понятие. Кроме закрепления основных понятий, содержание карточки способствует получению дополнительной географической информации и расширению знаний учащихся о странах мира. Выполняя такие задания, по моему мнению, мною создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, воспитания и развития индивидуальных особенностей. А это важный пункт в личностно – ориентированном обучении. Применяя данные приёмы обучения, я прихожу к выводу, что учащиеся получают не только определённый уровень знаний по предмету, но и развивают свои творческие способности, ставя себя на место того или иного природного объекта. Хочу сказать, что при такой организации работы учащиеся самостоятельно выбирают для себя задание. Если ученик стеснителен и устный ответ даётся ему с трудом, то он может выбрать карточки для работы с контурной картой или письменного ответа. У него есть возможность показать свои истинные знания и получить более высокую оценку, а не просто сидеть на уроке и думать: “Только бы меня не спросили”. Кроме того, разные серии карточек воспитывают у учащихся навыки и приёмы передачи полученных знаний письменно, графически, на контурной карте. И ещё, задания каждой серии неодинаковы по сложности и объёму материала, поэтому при раздаче карточек нетрудно соблюдать принцип учёта индивидуальных способностей учащихся. Личностно – ориентированный урок позволяет ярче проявить себя не только ученику, но и учителю. Например, проводя урок по теме “Население мира”, выступаю в отношении сотрудничества с учащимися. На протяжении всего урока идёт сочетание диалогического обучения и самостоятельной работы. Стараюсь выступать в роли собеседника, помогающего направить сознание подростка в верное русло, тем самым, проявляя эмоциональную поддержку. Понять, на что сориентирована личность каждого ребёнка, мне помогает использование на уроках приёма рефлексии. По – моему мнению, он должен являться одной из составных частей личностно – ориентированного обучения при изучении экономической и социальной географии мира, так как позволяет при анализе результата, понять насколько был успешен урок.
Таким образом, в такой работе главная цель направлена не только на усвоение знаний и формирование умений, но и на воспитание личности, способной к творческой и самостоятельной деятельности.
Современный учитель географии должен обладать большими и разнообразными знаниями. В настоящее время я большое внимание уделяю совершенствованию своего педагогического мастерства, применяя инновационные технологии. Как мне кажется, география является центральным школьным предметом. Она способна активизировать класс и выявить у учащихся качество и способности, о которых никто никогда не подозревал, потому что географические исследования позволяют найти связь между жизнью ребёнка и жизнью целого мира. За время обучения в школе ребёнок познаёт человеческую жизнь в её различных проявлениях. Так возникает единство всех изучаемых предметов и целостная картина мира. Любая из дисциплин неизбежно содержит ссылки на географию, а география занимается вопросами, которые более углублённо изучают другие науки (биология, история, физика и др.). Как учитель использует эти взаимосвязи, зависит целиком от его фантазии и жизненного опыта. Думается, мои знания и опыт жизни помогают мне находить связи с другими науками. Стремлюсь слышать, видеть и понимать каждого ученика, показываю свою личную заинтересованность в успешных результатах работы. Приведённые примеры дают основания утверждать, что личностно – ориентированное обучение способствует более успешному усвоению учащимися нового материала, повышению учебной мотивации, росту личности ребёнка, объективности самооценки, формированию навыков поведения в коллективе.
Основную задачу школы я вижу не только в том, чтобы каждый ребенок, окончив ее, имел целостную картину мира и получил набор конкретных знаний и умений. Важно привить ребенку вкус к самостоятельному добыванию знаний. Руководствуясь в своей жизни принципом “Немедленно отправляйся в путь туда, где тебя обещали научить чему – либо полезному”, я стараюсь передать этот жизненный принцип детям. А вообще, я считаю, что главная моя цель – привить детям любовь к нашей науке, сделать так, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, чтобы они полюбили весь мир, чтобы Россия была для них не абстрактным словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них тоже. А добиться это можно, только используя технологию личностно – ориентированного обучения.
1.4.Формирование географических компетенций в условия коллективного способа обучения.
В группу личностно- ориентированных технологий входит и КСО, используемой мною с 90-х годов. Передо мной всегда вставал вопрос: как привить учащимся интерес к знаниям, как воспитать трудолюбие, как включить в работу каждого ученика. Выход этот в применении коллективного способа обучения. Именно он дает возможность ученику работать в своем темпе, снимает психологические перегрузки, а учителю позволяет больше внимания уделять творчеству и индивидуальному обучению. КСО – это коллективный способ обучения. Полное название: "коллективно-группо-парно-индивидуальный метод обучения" и системообразующей становится коллективная форма. КСО – это и есть тот исторически новый метод обучения, который приходит на смену традиционному, то есть классно-урочному методу, это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар. В начальном курсе географии (6 класс) школьники овладевают отдельными элементами КСО: взаимообмен заданиями, работа в парах сменного состава, взаимопередача тем, работа по вопросникам, географические взаимодиктанты.
Эти учебные занятия направлены на выработку таких важных качеств, как:
умение творчески мыслить;
самостоятельно изучать литературу;
уметь слушать, вникать в суть дела;
развивать речь и.т.д.
После того, как учащиеся овладели этими методиками, осуществили “запуск” на сотрудничество “ в средних и старших классах ребятам предлагаются более сложные элементы КСО: моделирование проблем и территорий, безмашинное программирование, проектная исследовательская деятельность.
В результате такой организации учебного процесса, дети учатся самостоятельно добывать знания, на уроках создана деловая атмосфера и учитель получает возможность сосредоточить внимание на индивидуальной работе учащихся.
Несомненно, такие уроки требуют большой подготовительной работы: разработки инструктивных карточек (логическая последовательность учебного материала), отбор опорного учебного материала, вопросники, контрольные вопросы, номенклатура, маршрутные листы, но это того стоит, когда видишь сосредоточенные лица ребят, с увлечением работающих с карточками заданий и радостными лицами от хорошей оценки в результате работы.
Расскажу, как применяю технологию взаимообучения, в основе которой лежит метод безмашинного программирования. Прежде чем перейти на эту технологию, убеждаюсь, что класс овладел необходимыми приёмами учебной работы. Этот метод хорошо «работает» при изучении несложных тем. Перед проведением урока класс получает необходимые инструкции : главное – нельзя переходить к выполнению заданий следующей корточки, не усвоив материал предыдущей. Класс делится на группы ( по 6-8 человек), ребята выбирают руководителя группы, который помогает членам своей группы и отвечает за их результативность . Каждой группе предлагается набор карточек 7 типов. Материал и вопросы составлены таким образом, что они:
-подразумевают различные виды работ: составление схем, таблиц, работа по карте, тексту учебника;
- карточки тестового характера и несут определённую информацию;
- содержание карточек от простого к сложному;
- итогом работы - контрольная карточка.( за неё ученик получает отметку)
Одна карточка подразумевает дискуссию по теме.
Обязательное условие – последовательность выполнения работы по карточкам.
Я в это время работаю индивидуально: корректирую при необходимости ход работы. Ребята всегда увлеченно работают на таких уроках: результат хорошая как правило, оценка. В журнал проставляю хорошие и отличные оценки, удовлетворительные – по желанию. Таким образом, не только накапливаю оценки, но и осуществляю мониторинг усвоения темы. Каждый ученик видит результаты своего труда и своей группы. Такие уроки мною разработаны по темам в 8 классе « Почвы России» « Природные ресурсы России» « Почвы Ульяновской области». Метод безмашинного программирования хорошо работает и при индивидуальном обучении: готовлю набор карточек для каждого ученика, тем самым ученик сам корректирует темп своей работы.
Мне интересен метод моделирования – это элемент проектного обучения, его использую в старших классах, когда дети уже владеют навыками коллективной работы, умеют распределить обязанности в группе и выступить с отчётом о работе над проектом.
Модели привлекательны как эффективное средство « свёртывания»
(компоновки) разнообразной и объёмное географической информации, модели выполняют разнообразные функции, главным из которых выступают: *информационная – источник географической информации;
коммуникативная- средство передачи информационных идей смыслов;
*аддитивная (суммирующая)- средство упорядочения и свёртывания( компоновки) информации;
*контролирующая - способ проверки, переосмысления, оценки заложенной и информации;
*стимулирующая – способ осознания, рефлексии географического познания. Мной был разработан урок моделирования территории при изучении темы
« Рекреационные ресурсы России», основные этапы которого раскрывают суть коллективного обучения в основе технология личностно- ориентированного обучения.
Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
Организационный. Проверяю готовность учащихся к уроку. Включаются в деловой ритм.
Подготовительный
Постановка учебной задачи. Сообщаю тему урока.
Сформулируйте цели урока исходя из темы. Работают над определением целей урока.
Актуализация знаний. Роль рекреационных ресурсов для здоровья человека
Что относят к рекреационным районам?
Обеспеченность России рекреационными ресурсами?
Какая проблема возникла в России после распада страны в 1991 году? ( с точки зрения рекреационных территорий)
Назовите рекреационные районы, в которых вы побывали. Работа в группах, ответы учащихся.
Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Самостоятельная групповая работа учащихся. В начале урока ребята разбиваются на два проектных отдела, получают информацию о территории, и задания для группы по теме «Создание рекреационного хозяйства территории».
Предлагаю: « Используя карту, краткое описание территории, максимально использовав все возможности этой территории, составляете проект развития рекреационного хозяйства».
Защита проекта от каждой группы длится в течение 4 минут. Интересные предложения других групп фиксируйте с тем, чтобы по окончании защиты в ходе дискуссии выработать совместный приближённый к идеалу проект. Работают в проектных группах в течение 10 минут. Анализируют данные схематической карты, выполняют задания, готовят защиту проекта.
Этап первичной проверки понимания изученного материала и закрепления новых знаний.
Дискуссия Слушаю защиту проекта учащихся по теме Создание рекреационного хозяйства территории ». ресурсам России с использованием опорных знаний. Участвую в дискуссии по проблемным вопросам оценки природных ресурсов России. Группы защищают свой проект по выполненным заданиям, принимают участие в дискуссии. 1.Чей проект наиболее удачный?
2.Какие предложения заслушивают большего внимания?
3. Обсуждение поэтапного развития рекреационного хозяйства.
Записывают в основные положения в тетрадь.
Этап информации о домашнем задании. Д\З Подготовить выступления о рекреационных ресурсах России.
Форма выступления свободная
(презентация, реферат, сообщение) Запись дифференцированного домашнего задания.
Этап подведения итогов.
Рефлексия деятельности. Какие цели мы с вами ставили в начале урока?
Удалось нам достичь этих целей?
Оцените свою работу на уроке и сам урок.
Какое значение для тебя лично имеет проектная деятельность на уроке?
Выставляю оценки. Фиксируют степень соответствия поставленных целей результатам деятельности.
Самооценка урока.
Учебный процесс обеспечивается коллективной организационной формой как ведущей наряду с другими организационными формами: индивидуальной, парной, групповой. Коллективная организационная форма реализуется методиками Ривина, доводящая карточка, обратная методика Ривина, безмашинное программирование. Разумное комбинирование методик и организационных форм позволяет гибко строить учебные занятия, главная цель которых развитие способов мыследеятельности, коммуникативных умений, навыков коллективного труда, общепризнанных норм поведения и получения системы знаний.
Учитель и учащийся руководствуются следующими установками: на первый план выдвигается индивидуализация темпов и приемов обучения, педагогизация деятельности каждого участника занятий, культура общения друг с другом, правильная дозировка времени при изучении каждого блока. Каждый учащийся на уроке работает по индивидуальным заданиям. В процессе обучения происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. В результате ученик после окончания школы готов продолжить свое образование самостоятельно, имеет навыки систематически и интенсивно заниматься самообразованием.
После анализа работы за годы работы по технологии КСО убедилась в том, что коллективный способ обучения способствует повышению качества образования при котором в принципе, в корне меняется деятельность учеников и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При традиционном обучении учитель все делал сам, при коллективном - все делает коллектив. У педагога, наконец, остаётся время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.
И я убедилась в том, что прав В.К. Дьяченко, подчеркивая, что “общение в паре – это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них – к знаниям и опыту всего человечества”.
Работать по новым технологиям нелегко. Приходится не только преодолеть сложившийся стереотип, но еще приобретать новый опыт. Готовых разработок, пособий нет, так что приходится работать самостоятельно, внося при этом что-то свое, выработанное личным опытом.
Можно не сомневаться, что подобная организация учебной работы дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, и, главное, развитие самостоятельности, уверенности в себе, трудолюбия, умений, что не может дать ни одна существующая система обучения.
Применение современных педагогических технологий позволяет формировать ключевые компетентности: информационную культуру, умение ориентироваться в потоке информации, критически её оценивать, систематизировать, обобщать.
способность к самообучению, саморазвитию
компетентность в принятии решений
коммуникативные компетентности
рефлексивные качества личности
Заключение.
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Реализация компетентностного подхода в географическом образовании, использование современных технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся. Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами. Таким образом, учитель, ставя перед собой цель обучения географии - создание условий для усвоения понятий и сформированности основных умений, навыков и способов деятельности и одновременно воспитания его как личность, готовой к активной деятельности и применения приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях, – стремится реализовать эту цель через создание условий, направленных на выявление и развитие индивидуальных способностей обучающегося и формирование географических компетенций выпускника.
Критерием успешной работы для меня служит качество географической подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приёма, формы или средства обучения. Сегодня, когда единый государственный экзамен уже стал частью образовательного процесса, хотя география не такой уж популярный предмет для сдачи ЕГЭ, и сдают его единицы, но когда выпускник получает высокий балл, (у меня есть ученики, которые выбирают географию для сдачи ЕГЭ только потому, что «предмет нравится» или он «лёгкий») ты понимаешь, что делаешь своё дело добросовестно и идёшь правильным курсом.
В 2010 году мои ученики заняли 2 рейтинговое место в области по результатам ЕГЭ.
Работа учителя с детьми – это сложный процесс. Он требует от учителя личностного роста, знаний в области психологии детей и их обучения. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение. Сотрудничество учителя и ребенка ведет к взаимному обогащению.
Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с географией, но именно она может стать пространством для его личностного роста.
Усвоение детьми содержания предмета является не самоцелью, а лишь средством развития их личности, их индивидуальности. Не усвоение готовых знаний, а освоение определенного способа мышления, обеспечивающего получение и производство новых знаний, которые могут рождаться на уроке.
Жизнь человека это только “миг между прошлым и будущим”.
Каждый после себя оставляет своеобразное эхо. И только от нас зависит, каким оно будет – коротким и безликим или продолжительным и ярким.
Стараюсь помнить об этом всегда и донести это до своих учеников!
Литература:
1.Актуальные проблемы преподавания географии в 2010/2011 учебном году в аспекте требований к результатам обучения ФГОС. Методическое письмо. Научно-методический совет лаборатории географии МИОО.- М. – 2010.
2.Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [текст]/ А.А Андреев // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19.
3.Беловолова Е.А. Усиление практической направленности школьной географии в соответствии с современными требованиями к результатам обучения [текст] / Е.А. Беловолова // География в школе. - 2005. - № 5. - С. 47-55.
4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [текст]/ В.А., Болотов, В.В Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 26-35.
5. Бурла О.Н. Ребята открывают и утверждают себя. Конкурс «Зачем я иду на урок географии» [текст]/ О.Н Бурла. // География в школе . - 2004. - № 5 - - С. 20.
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [текст] /О.Е Лебедев. // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-5.
7. Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход к обучению: технология и показатели успешности [текст]/ Н.А Штурбина // Директор школы – 2006. - № 6. - С. 61-65.
8. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.[текст] И.Г Захарова//М.: Издательский центр “Академия”-2003.
9. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. [текст]В.П Сухов // СПб// -РГПУ им. А И Герцена - 2004.
10. Камерилова Г С. Моделирование системы географических понятий на основе принципа многозначной смысловой контекстности. [текст] / Г С Камерилова // География в школе .-2003.-№9.-С. 36-38
11. Винокурова Н.Ф, Демидова Н Н. Общекультурная компетентность в географическом образовании: теоретико- методологические аспекты и практика реализации. [текст]/ Н.Ф Винокурова ,Н Н Демидова// География и экология в школе XXI века.-2008-№3-С. 47-50
12. Зулхарнаева А В. Формирование общекультурной компетенции в условиях профильного географического образования. [текст]/ А В Зулхарнаева // География и экология в школе XXI века.-2008-№3- С.50-58
13. Беловолова Е А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. [текст]/Беловолова Е.А.// Москва.- « Вентана- Граф»-2010- С.167-172