Исследовательская работа по теме «Духовная чистота и мудрость старца Амвросия в произведениях Л. Н. Толстого
Исследовательская работа
по теме «Духовная чистота и мудрость старца Амвросия в произведениях Л. Н. Толстого
План
Вступление
История Оптиной пустыни
Посещение Л. Н. Толстым Оптиной пустыни
Повесть «Отец Сергий»
Роман «Воскресение» и отлучение Толстого от церкви
Заключение
Вступление
Л. Н. Толстой - это одна из грандиознейших фигур русской литературы девятнадцатого века. Толстой - это «целая эпоха». Л. Н. Толстой - это своя философия. После поездки за границу критицизм Толстого стал всеобщим, он обличал и феодально – крепостническую Россию, и эгоистический Запад, видя идеал в патриархальной нравственности и вере русского крестьянина, но и официальная церковь, и сама православная религия не устраивали Льва Толстого, он начал думать об особой практической этике внецерковной религии и впоследствии им созданной и получившей название «толстовство».
Идеи Толстого, выношенные им ближе к концу жизни, составляли целую программу. В конце 70-х годов XIX века он решительно отворачивается от всех благ господской жизни, призывая своих единомышленников к «опрощению».
Меня заинтересовала позиция Л. Н. Толстого, я обратился к изучению важных жизненных этапов писателя: Толстой в Казани, Толстой в Ясной Поляне, обратил внимание на малоизученный материал Толстой в Оптиной пустыни. Цель моего исследования – показать значение посещений Оптиной пустыни в жизни писателя через изображение этого монастыря как центра просвещения, утешения, уединения людей; через произведения, которые отображают духовную эволюцию писателя.
История Оптиной пустыни
Итак, история Оптиной пустыни. Существует предание, что основал Оптину пустынь в XIV веке некий покаявшийся лесной разбойник Опта, ставший впоследствии смиренным отшельником и наречённый при пострижении в иночество Макарием. Судьба испытывала Оптину пустынь не раз. Через столетие после своего основания она вместе с городом Козельском пережила жестокое время литовского разорения. Но уже с 1630 года обитель оправилась от набега иноземных поработителей, и вновь собралось в ней небольшое братство. В 1724 году Пётр I приказал закрыть Оптину пустынь. Через два года она была восстановлена указом императрицы Екатерины I. Период процветания Оптиной пустыни начинается с конца XVIII века. В 1821 году при Оптиной пустыни был построен скит, а вскоре на его территории возводится Иоанно-Предтеченский собор. Своим расцветом Оптина обязана старчеству. Начало старчества в Оптиной пустыни относится ко времени переселения в неё преподобного Льва в 1839 году. Это был человек, опытный в духовно-аскетической жизни, обладающий даром рассуждения, твёрдый и смелый. Старчество укрепилось благодаря деятельности преподобного Макария и продолжало процветать при преподобном Амвросии и последующих их великих преемниках. Преподобный Амвросий, в миру Александр, родился в 1812 году в семье пономаря Михаила Гренкова. В юности, будучи учеником Тамбовской духовной семинарии, он тяжело заболел и дал обет в случае выздоровления уйти в монастырь. Но живой, общительный юноша не торопился его исполнять. Новые несчастья со здоровьем подействовали вразумляюще в 1839 году он поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии в послушники к знаменитому старцу Льву (Наголкину). У него он учился опыту великих святых древности. Вскоре он начал помогать старцу Макарию как духовник: начал принимать посетителей, участвовать в издательской деятельности обители. После кончины старца иеросхимонаха Макария в 1860 году преподобный Амвросий стал духовным наставником братии.
Для справки: В 1919 году монастырь преобразовали в сельхозартель, но богослужения всё же продолжались. Прекратились они в 1923 году, когда в монастыре обосновался музей, но в 1928 году был закрыт и он. Оптиной пустыни не стало. 3 июня 1988 года в монастыре освятили первый престол. Сердцем Оптиной пустыни, местом, где бился пульс её жизни, откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря, был знаменитый оптинский Иоанно-Предтеченский скит. Вот именно сюда приезжали великие писатели: Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой.
Посещение Л. Н. Толстым Оптиной пустыни
Впервые Лев Николаевич побывал в Оптиной подростком на похоронах своей тётки и опекунши А.Н. Остен-Сакен, которая состояла в переписке с отцом Леонидом. Первая встреча великого писателя с великим старцем Амвросием состоялась в 1877 году, когда Толстой вместе с Н.Н. Страховым посетил Оптину пустынь. Толстой, по его собственному признанию, почувствовал духовную чистоту и мудрость Амвросия, его святость.
В 1881 году Толстой посетил Оптину, переодевшись в крестьянское платье. Его сопровождали слуга Сергей Арбузов и яснополянский учитель Дмитрий Фёдорович. Арбузов сообщает слова Толстого: “Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога”. В дневнике Толстого мы можем прочитать: “Ищите совершенства, но не отдаляйтесь от Церкви”. Отношение к старцу “бедный”.
В 1890 году состоялась следующая встреча писателя со старцем. Амвросий рассказывал: “При входе в мою келью я благословил его, и он поцеловал мне руку. А когда стал прощаться, то, чтобы избежать благословения, поцеловал меня в щёку. Горд очень”.
Из воспоминаний Ильи Толстого: «Религиозный кризис в жизни моего отца и Марьи Николаевны произошел почти одновременно. В обоих ярко выразилась тоже суровое по отношению к себе, неуклонное и страстное искание истины, а также прямота, не допускавшая никаких жизненных компромиссов и полумер. Как это ни странно, но его, совершенно отрицавшего всякую опрятность, и её строгую монахиню соединяла общая им обоим страстное искание бога, которого они оба одинаково любили, но которому молились каждый по-своему, по мере своих сил».
В августе 1896 года Толстой заезжал в Козельский монастырь, повидав проживавшую монахиней в Шамординской пустыни свою сестру Марию Николаевну. Тогда он был с женой Софьей Андреевной. В этот приезд в Оптину пустынь они посетили могилу тетки Льва Николаевича А. И. Остен-Сакен. По словам Софьи Андреевны, «Толстой нашел в Оптиной пустыни большой упадок и во внешнем и во внутреннем духе монастыря».
28 октября 1910 года Толстой покинул Ясную Поляну, к вечеру был в Козельске, добрался до монастыря, переночевал в гостинице, утром уехал к сестре в Шамордино. Но в скит так и не пошёл...
Повесть «Отец Сергий»
После духовного перелома Толстой пишет много обличительных публицистических статей, религиозных трактатов, организует борьбу с голодом в центральных губерниях России, параллельно он создает пьесы «Власть тьмы» (1886), «Плоды просвещения» (1890), «Крейцерова соната» (1887-1889), «Отец Сергий» (1890-1898). Повесть «Отец Сергий» наиболее ясно представляет духовную эволюцию самого Толстого. Главный герой был в прошлом офицером, но жизненный путь привел его в монастырь, и отец Сергий стал поддержкой и спасением для других людей. Он не только нравственно мог поддержать человека. Сколько раз было замечено его умение исцелять болезни, освобождать человека от физических страданий! Не смотря на такой дар о. Сергий был человеком скромным. Толстой пишет: « Сначала о. Сергий принимал многое из того, что ему приносили <> Но чем дальше и дальше шло время, тем строже и строже он устанавливал свою жизнь, отказываясь от всего излишнего, и, наконец, дошел до того что не принимал больше ничего, кроме черного хлеба один раз в неделю. Всё то, что приносили ему, он раздавал бедным, приходившим к нему» (Толстой. «Отец Сергий»). К о. Сергию приезжали больные на излечение, исцелялись многие, и слава его распространялась дальше.
Так прошло 9 лет в монастыре и 13 лет в уединении. Он стал понимать, что является средством привлечения посетителей к монастырю. Ему готовили всё, даже не давали возможности трудиться. О. Сергий стал тяготиться посетителями, было время, когда он решил уйти, скрыться. Он приготовил себе мужицкое одеяние: кафтан и шапку – мечтал уехать за 300 верст и пойти по деревням. Через определенное время он это и сделал. Он ходил из дома в дом, читал Евангелие. Так он проходил 8 месяцев, Касатский представлял себя рабом божьим. В губернском городе его задержали, причислили к бродягам и отправили в Сибирь.
По сути, то, что сделал отец Сергий, мечтал сделать Толстой, и эта его мечта понятна. Но, конечно, мысль Толстого не ограничивается призывом сделаться совсем "простым народом". Это только наилучший способ, который он видит для реализации своих идей. Все его идеи основаны на гораздо более общем, глубоком взгляде на природу человечества.
Если история человечества это не эволюция к добру, а одна история зла, то перевернуть ее и сделать ее историей добра можно только революцией. Но Толстой понимает, что эта революция не может быть революцией силы, потому что такая революция своими методами ликвидирует саму идею и лишь умножает зло; наоборот - это должна быть революция непротивления злу силою. Для Толстого, в конце концов все зло, которое творит человек, неразумно.
Роман «Воскресение» и отлучение Толстого от церкви
Главное же его произведение этого же периода – роман «Воскресение» (1889-1899) где Россия предстает накануне революционной эпохи; писатель беспощадно критикуются власти, Церковь, суд, социальное неустройство, семья. Выход в свет «Воскресения» усилил ненависть к Толстому его противников, всех тех, кого с такой смелостью и беспощадностью он обличал в романе. Особенно неистовствовали церковники: они не могли простить писателю разоблачение церковного обмана, а этому были посвящены страницы и даже целые главы романа. «Воскресение» явилось одним из поводов отлучения Толстого от церкви. 24 февраля 1901 года в газете «Церковные ведомости» было опубликовано «Определение Святейшего Синода», К. П. Победоносцевым, который узнал себя в «Воскресении» в сатирическом образе Топорова. Публикуя «Определение», правительство и церковь стремилось подорвать авторитет и популярность писателя среди народа. Однако отлучение вызвало новый прилив народной любви и симпатии к отлученному писателю. В московский дом Толстого приходили делегации, приносили цветы, памятные подарки, адреса. Присылали множество сочувственных писем. Отвергнув церковную веру, Толстой надеялся победить существующее социальное зло с помощью новой очищенной религии; главное в ней – проповедь всеобщей любви, самоусовершенствование, непротивление злу насилием. Разъяснению своей веры Толстой посвятил целые трактаты: «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?», «О жизни», но сам писатель в своей общественной и художественной практике вступал в противоречие с собственной религиозной проповедью, активно вмешиваясь в происходящие на его глазах события, обличая зло и ложь социального устройства общества и тем самым оказывая сопротивление самодержавию.
Заключение
Посещая Оптину пустынь, Л. Н. Толстой чувствовал духовную чистоту и мудрость старца Амвросия, ощущал близость Бога, понимал, что надо искать совершенство, но не отделяться от Церкви. И если он посещал этот монастырь, значит, искал спасения и утешения. «Здесь невольно человек заглядывает в себя и смиряется» (Е. Н. Поселянин). Оптина пустынь – «духовная санатория многих израненных душ». После духовного перелома Толстой пишет обличительные статьи, религиозные трактаты, яркие произведения. Лев Николаевич Толстой, по словам В. В. Розанова, - это «мудрец своего времени».
Список используемой литературы:
Ковальчук О. «Отречение не от мира, не от людей» Издательский дом «Первое сентября» Литература. 2005. №5 С. 31-36
Мызникова Н. Б. На земле Оптиной. «Литература в школе». 1996. № 3. С. 41-42
Сахаров В. И. Литература. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. «Русское слово». Ч.2. 2008. С. 129- 138
Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. Москва «Детская литература». 1988.
Толстой И. Л. «Мои воспоминания». Москва. «Правда». 1987. С. 261
Л. Н. Толстой. «Отец Сергий». Москва. «Художественная литература». 1986. С. 509-545