Доклад учителя Учительская семья — кладезь лучших традиций


Доклад
"УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ - ХРАНИТЕЛЬ ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ"
Выполнила: Иванова Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Кюкяйской СОШ им.А.К.Акимова
Сунтарского района РС(Я)
март, 201
Содержание
Введение.........................................................................................................3 стр.
Глава 1.
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка.........................................................5 стр.
1.2. Учитель и ученик....................................................................................7 стр.
Глава 2.
2.1. Учительская семья - хранитель лучших традиций............................8 стр.
2.2. Жизнь и работа учительских семей, работавших в разное время в Кюкяйском наслеге........................................................................................9 стр.
2.2.1. Парфений Никитич и Надежда Евменьевна Самсоновы..............9 стр.
2.2.2. Ирина Ивановна Дмитриева и Клим Григорьевич Саввинов......11 стр.
2.2.3. Тамара Кузьминична и Андрей Осипович Максимовы.................12 стр.
2.2.4. Мария Павловна Попова и Василий Данилович Аввакумов........12 стр.
2.2.5. Анна Николаевна и Михаил Александрович Федоровы................13 стр.
2.2.6. Валентина Афанасьевна Саввинова и Александр Павлович Тимофеев......................................................................................................13 стр.
2.3. Семейные традиции от учительских семей..........................................16 стр.
Заключение...................................................................................................18 стр.
Использованная литература......................................................................20 стр.
Введение
Учитель - это не профессия.
Учитель - это несоизмеримо большее, это состояние души. Любой профессии можно научиться, но научиться быть учителем невозможно. Учитель - это призвание. Призванье к тому, чтобы передать ребенку все, что знаешь, имеешь и умеешь.
Учитель - это маяк, указывающий на светлый путь, это путь к неизведанным мирам, это лампада во тьме.
Учитель - это тот, через кого постигается самая главная и сложная наука - жизнь.
В наше развитое время не секрет, что связь между учителем, родителями и ребенком ослабевает. Ребенок больше предоставлен сам себе, занят играми на смартфоне, общением в виртуальной сети. Утрачивается добрая традиция откровенных разговоров за вечерним ужином, выполнение совместных домашних дел. На все это, конечно, влияет темп нашей жизни. Поэтому не теряя много времени, нужно предпринять действия.
Народ без прошлого - не может называться народом. Поэтому ответы на наши вопросы мы можем найти в прошлом, в жизни наших бабушек и дедушек. Для этого мы обращаемся к музеям. Ведь жизнь каждого живущего человека это его история, история его малой Родины. Музеи призваны связывать биографию, работу человека с настоящим. А экспонаты, документы музея дают нам более широкое представление о том прошлом. Это все является актуальностью моей работы.
Цель: основываясь на работе музея педагогической династии Самсоновых, изучить традиции, используемые в воспитании детей и увековечить имена учительских семей Кюкяйского наслега.
Задачи:
- создать сборник воспоминаний об учительских семьях нашего наслега;
- внедрение опыта учительских семей в воспитании будущих поколений;
- пропаганда жизненного опыта семейных учителей молодым семьям.
Гипотеза: показать, что семья - это фундамент, оклад общества, народа. А если семья здоровая, полная, то воспитывающие и обучающие силы возрастают вдвойне, и доказать, что богатый жизненный опыт старшего поколения благотворно повлияет на воспитание будущего поколения.
Новизна: в воспитании с детьми использовать опыт и методы учительской семьи, работавших и работающих в нашей школе, распространение и увековечивание их имени.
Методы:
-сбор материалов;
- изучение литературы;
- работа с воспоминаниями;
- подготовить презентацию о семейных учителях;
- распечатка стенда- баннера, посвященного учительской семье;
- призыв семейных учителей к подписке к 80-летию детской газеты "Кэскил".
ГЛАВА I.
1.1 Роль семьи в воспитании ребенка.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ничто не может сравниться с семьей. Ведь семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную и важнейшую роль. Поэтому для воспитания ребенка каждый член семьи должен нести ответственность, должен иметь высокую этическую культуру и стремиться к широким педагогическим знаниям. В связи с этим возрастает необходимость работы "Школы родителей".
Каждый учитель, воспитатель, родитель должен придерживаться следующих принципов:
- Принимать активное участие в жизни семьи; 
-Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; - Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 
-Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 
- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 
-Уважать право ребенка на собственное мнение; 
-Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; -С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи самосовершенствоваться.
Даже сама жизнь показывает нам о высокой роли семьи в воспитании ребенка. Наверное, поэтому наши предки настолько хорошо знали свои корни аж до седьмого поколения. Мудрое изречение "Үтүө киһи ыччата, төрүт киһи төрүөҕэ" показывало у якутов как они гордились близкими отношениями со своими родственниками и дорожили именем предков. В наше время это понятие еще живо. Изучение своих предков, составление генеалогического древа прочно вошло в нашу жизнь.
Якутская пословица "Оҕону сөпкө иитиэҥ - олоххор дьоллонуоҥ" как никогда актуальна в наше непростое время. Воспитание в ребенке высоко нравственного человека требует много времени и старания.
Корень успеха - это взаимоуважение и любовь к ребенку. Немало примеров, когда недостаток любви и тепла семейного очага приводит к печальным последствиям в жизни человека.
Так, по - моему мнению, самое необходимое для ребенка - это любовь семьи, потому что ребенок, выросший в любви, морально и физически будет здоровым, вырастит достойным человеком.
Как говорили китайские мудрецы "Нет сложнее работы, чем воспитание ребенка". Настоящие родители обязаны чтить традиции предков и законы природы в воспитании ребенка. Молодых родителей надо обучать воспитывать своих детей и правильно развивать их, открывая с помощью государства специальные школы для родителей. И в декабре 2014 года вышел указ президента нашей страны В.В.Путина руководителям субъектов о создании курсов для родителей о психологии детей и начальных педагогических знаний. О том, кто должен создавать курсы, указано в 44 Федеральном законе, статье втором об Образовании: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей".
1.2. Учитель и ученик.
Отношение учителя с учеником всегда строится на взаимоуважении и любви. У каждого первоклассника первое представление об учителе, его авторитете строится на рассказах родителей. В последующие годы сохранение этого авторитета и уважения зависит от самого учителя.
Человек, носящий гордое имя Учитель, должен своим примером и чистотой души показывать ребенку преданность своему делу, воспитывая при этом достойного гражданина страны.
Учитель, не имеющий уважения со стороны ребенка, не имеет права воспитывать его. Силой не дашь человеку знания, силой невозможно управлять душой ребенка. Настоящий учитель обязан любить всех детей, не деля их на "любимых" и "нелюбимых". Это основное требование его профессии. Основной целью учителя является направление ребенка на правильный путь. А если ребенок собьется с пути, то это является ошибкой в воспитании учителем.
Мы все прикреплены к какому - то обществу, коллективу. В каждом коллективе есть свои цели, планы и главное - руководитель, который должен знать подход к каждому члену, проблемы каждого и стремиться помочь им, как и учитель. Ведь воспитание детского коллектива - дело ответственное. Каждый ребенок - это пластилин. А что из этого получиться - дело мастера, то есть учителя.
В представлении ребенка учитель - это самый справедливый, не ищущий выгод, не имеющий корысти и всегда помогающий человек. (Как было сказано ранее, такое представление ребенку дает родитель). И если мнение ребенка останется неизменным до конца школьных дней, то он учился у настоящего учителя.
Исходя из этого, мы видим, что работа учителя и родителя играет огромную роль в становлении достойного члена общества.
ГЛАВА II.
2.1. Учительская семья - хранитель лучших традиций.
Каждый человек проходил через нежные и заботливые руки учителя. Правда, мудрость, доброта, дружба - все это передалось от педагога. Тем какой личностью в обществе станет ученик зависит тоже от него. Не зря говорили древние мудрецы "В каком государстве талантливый учитель, то государство сильнее и развитее". Поэтому профессия учителя очень уважалась.
Об учителе написано много произведений, стихотворений, снято немало художественных фильмов, такие как "Сельский учитель", "Уроки французского", "Доживем до понедельника", "Первый учитель". А в произведении якутского писателя Софрона Данилова "Сүрэх тэбэрин тухары" образ учителя Сергея Аласова поражает своей принципиальностью, активной жизненной позицией, твердым характером, прямолинейностью, преданностью своей профессии.
В маленькой сельской местности школа и учитель являются примером для подражания многих людей. Так первые семейные учителя Надежда Евменьевна и Парфений Никитич Самсоновы в 1919 году в Кюкяе открыли первую школу. После них в последующие довоенные и послевоенные годы работали семья учителей Саввиновых, Максимовых, Аввакумовых, Федоровых, Тимофеевых. В настоящее время эту добрую традицию учительской семьи, начатую Самсоновыми, Кюкяйская школа придерживается до сих пор. Так сейчас в нашей школе трудится четыре учительских семей.
2.2. Жизнь и работа учительских семей, работавших в разное время в Кюкяйском наслеге.
2.2.1. Парфений Никитич, Надежда Евменьевна Самсоновы
Для старшего и молодого поколения учителей республики Парфений Никитич и Надежда Евменьевна являются примерами для подражания.
Имена их учеников широко известны всей республике: Г.Е.Бессонов - Герой Социалистического труда, заслуженный учитель ЯАССР и РСФСР, обладатель двух орденов Ленина, заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР; И.С.Игнатьев - обладатель трех боевых орденов ВОВ, заслуженный учитель ЯАССР и РСФСР; Н.О.Винокуров, С.С.Гурьев, Н.А.Иванов, И.А.Попов, М.П.Попова, Е.И.Попова - заслуженные учителя ЯАССР, С.М.Гаврилов - ветеран партийной - советской работы, кавалер ордена "Знак почета", заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР; Н.М.Андреев - Тугуннуурэп - писатель, Н.Н.Кривошапкин - полковник ГКСБ ЯАССР, орден кавалера боевого красного знамени и это далеко не полный список их учеников.
Парфений Никитич и Надежда Евменьевна, работая в Кюкяе, Кутане, Шее, Эльгяе, внесли огромный вклад в становлении школьного образования этих наслегов. Сейчас их нелегкая работа оценена по достоинству. Их нововведения в области образования такие как начало образования с шести лет, научно - методические работы по улучшению изучения русского и якутского языков сейчас внедрены в образовательную систему. Они придавали огромное значение родному языку, прививали в детях, молодежи любовь к труду, родной земле, природе, учили их быть патриотами. Парфений Никитич и Надежда Евменьевна "сеяли доброе, разумное, вечное", не щадя себя, до 80 лет.
По воспоминаниям заслуженного учителя Якутской АССР П.И.Оконешникова: "При первом упоминании фамилии "Самсоновы", сразу представляется счастливая многочисленная семья. Все они были и являются уважаемыми всеми людьми. Решение проблемы в беседе с Парфением Никитичем всегда происходила в дружной обстановке.
Из одной семьи шесть человек - заслуженные работники ЯАССР, РСФСР, трое - кандидаты наук. Это все заслуга родителей - Парфения Никитича и Надежды Евменьевны. На вопрос "Как вы воспитали своих детей?" глава семьи молча улыбался. А Надежда Евменьевна отвечала: "Мы своим детям никогда не потакали, не указывали быть теми или иными. С раннего детства наши дети ходили вместе с нами и делали любую работу: сенокосили, заготавливали дрова на зиму, помогали по дому. Всегда это делалось весело и забавно. Поэтому наши дети выросли, относясь к работе не как к наказанию, а как к счастливому, совместному времяпровождению. В свободное время без наставления читали свои любимые книги, делали нужную работу самостоятельно. Между нами и детьми никогда не было секретов. Все открыто делились радостью и горем".
Так дружная семья Парфения Никитича и Надежды Евменьевны дополняла друг друга, была одним целым.
Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
- нужно прививать любовь к чтению с детства своим примером;
- вместе заниматься физическим трудом;
- уважать мнение, мировоззрение ребенка, не навязывать свою точку зрения;
- учить детей быть самостоятельными;
- живое открытое общение - это путь к сердцу ребенка.
2.2.2. Ирина Ивановна Дмитриева и Клим Григорьевич Саввинов
Эта учительская семья проработала в Кюкяйской школе в самые трудные военные времена - 1944 - 1945 годы - учителями начальных классов. Несмотря на нелегкую голодную жизнь, Ирина Ивановна и Клим Григорьевич являлись для маленьких детей лучиками света, надеждой на беззаботную и радостную жизнь. Они были очень веселыми, всегда приподнимали дух и настроение всем вокруг. Клим Григорьевич на свои уроки всегда приходил подготовленный, относился очень ответственно, иногда вспоминал как был на войне. Эта семья учителей относилась к детям как к своим родным: Ирина Ивановна по - матерински нежно смотрела и укутывала в шарф своих маленьких воспитанников, чтобы их не продул суровый военный ветер, а Клим Григорьевич по - отцовски наставлял учеников и советовал. Такие теплые воспоминания остались у их учеников.
Клима Григорьевича пригласили на работу первым секретарем комсомольского райкома в улусный центр Сунтар. Но в это же году после долгой тяжелой болезни его не стало. К сожалению, у Ирины Ивановны и Клима Григорьевича не осталось потомков, которые могли бы продолжить их род.
Изучив биографию Ирины Ивановны и Клима Григорьевича и воспоминания о них, приходим к таким выводам: любить и заботиться о детях вне зависимости от собственного настроения, быть им главной опорой и поддержкой в их трудные времена.
2.2.3. Тамара Кузьминична и Андрей Осипович Максимовы
Учительская семья Максимовых работала в нашей школе в 1946 - 1948 годы. Они запомнились жителям Кюкяя своим добрым отношением к людям, помогали людям бескорыстно. Тамара Кузьминична и Андрей Осипович родили и вырастили шестерых детей. В них они привили любовь к учебе и труду, вследствие чего у всех шестерых детей высшее образование.
Максимовы прожили и в горе, и в радости целых 60 лет. Как муж и жена, как учителя, как родители, они дополняли друг друга, решали вопросы на месте общим решением.
В 1958 году Тамара Кузьминична и Андрей Осипович переехали в село Тюбяй Сунтарского улуса. По воспоминаниям жителей Тюбяя, Максимовы были лучшими активистами, общественниками.
В конце нужно отметить, что в каждой семье должна быть традиция участия во всех общественных мероприятиях, быть активистами, как Максимовы.
2.2.4. Мария Павловна Попова и Василий Данилович Аввакумов
С 1959 по 1965 годы в Кюкяйской школе работали учителями начальных классов. Мария Павловна помимо основной работы работала заведующей этой школой.
Мария Павловна и Василий Данилович оба проработали в школе около сорока лет до заслуженного отдыха. У семьи Аввакумовых пятеро детей, из них трое учителя. В учительской семье пропагандировалось чтение книг, газет, журналов.
В 1959 году чтобы внедрить в Кюкяйском наслеге опыт продленного дня Липецкой школы, они переехали с села Сунтар в маленькое село Кюкяй, где начали организовывать школу нового веяния. Начальная школа в то время находилась в местности Мэлдьэкэ. Дети ходили пешком. В следующем году с помощью директора Эльгяйского совхоза Журавлева школа была перенесена в центр наслега, где начали свою работу различные, развивающие детей, кружки. В этом же году Аввакумовы добились 100% успеваемости детей.
Мария Павловна с целью увеличить культурный уровень жителей села, устраивала со своими учениками концерты.
Аввакумовы желали школьникам только добра, советовали быть преданными выбранной профессии, хорошо относиться к людям.
Как и эта прекрасная учительская семья Аввакумовых, в семье нужно заложить традицию чтения различных книг, журналов, газет, развивающих ребенка всесторонне.
2.2.5. Анна Николаевна и Михаил Александрович Федоровы
Окончив Вилюйское педагогическое училище, с 1961 года до выхода на заслуженный отдых в Кюкяйской школе работала семья Федоровых. Анна Николаевна с 1973 года стала заведующей детским садом на протяжении 14 лет. А Михаил Александрович вместе с другим учителем Прокопием Филипповичем долгое время боролись за правое дело: чтобы в нашем наслеге не закрывалась школа.
У Федоровых семеро детей, из которых трое пошли по стопам родителей и работают до сегодняшнего дня в сфере образования.
2.2.6. Валентина Афанасьевна и Александр Павлович Тимофеевы
Осенью 1987 года семья Тимофеевых начала свою педагогическую работу в только что открывшейся четырехклассной школе в Кюкее.
Человек на протяжении всей своей жизни должен стремиться к новым знаниям. Вот и Александр Павлович, чтобы расширять свой кругозор и знать больше, читал очень много газет и журналов, интересовался политикой. Когда начиналась предвыборное собрание вместе с кандидатами, с Александром Тимофеевым было интереснее.
Александр Павлович был человеком, который ничего не жалел ради своей семьи и окружающих. В нем не было чувства эгоизма и лицемерия, что в наши стало уже редкостью. Его прямолинейность многих поражала, но он был просто простым человеком. Он ночами сидел и писал письма, чтобы добиться: выдачи водовозной машины для Кюкяйского наслега, сбора денег на операцию больной девочке Григорьевой Айлане. Все это показывает, что он никогда не оставался в стороне, а активно участвовал в решении сельских проблем.
После распада СССР, все переживали тяжелые времена. К семье Тимофеевых приходили просить то муки, то сахара, но глава семьи, Александр Павлович, никогда никому не отказывал. Благодаря его качествам их дети поняли, что несмотря ни на что надо всегда оставаться человеком, творить добро и помогать тем, кому нужна твоя помощь, стараться оставаться честным и справедливым в любой ситуации.
Валентина Афанасьевна проработала учителем чарующего английского языка до выхода на заслуженный отдых. У нее был талант лидера, собирать людей вокруг себя, убеждать их, была активисткой. Ни одно сельское мероприятие не обходилось без Валентины Афанасьевны. С 1992 по сегодняшний день, по ее наставлению, проводятся соревнования по бегу на призы ветерана ВОВ Степана Максимовича Акимова, переросшие в ежегодную традицию. Целью этого соревнования является: привитие патриотического духа в молодом поколении, пропаганда здорового образа жизни, связь поколений.
Изучив жизнь и деятельность Валентины Афанасьевны и Александра Павловича, мы понимаем, что для воспитания будущего поколения в каждой семье должна быть традиция ежедневной бескорыстной помощи людям, хоть и не материально, хотя бы морально.

Вот так, учительские семьи, работавшие с 1919 по 2013 годы в нашей школе, являлись для всего наслега примерами для подражания, кладезью мудрости, опыта, хранителями лучших традиций. Их имена, плодотворная работа увековечена не только документально в музее, но и осталось в памяти нынешнего поколения.
Сейчас в нашей Кюкяйской школе, придерживаясь доброго пути тех семейных учителей, работает восемь человек.
2.3. Семейные традиции от учительской семьи в воспитании детей.
Родитель - это основоположник жизненного пути ребенка.
По - моему, в нынешнее время взаимоуважение и взаимопонимание между учителем и родителем играет большую роль. Изучив жизненный опыт учительских семей Кюкяйского наслега, выводим основные для воспитания подрастающего поколения семейные традиции от них:
- знание иностранного языка в 21 веке обязательно;
- выбор профессии должно исходить из сердца;
- воспитание в детях уважения и бережного отношения к природе;
- воспитывать в девочке истинную хозяйку дома, хранительницу очага, а в мальчике - добытчика и защитника семьи;
- добиться ответственности за свои поступки в детях.
Учителя, работавшие в трудные военные годы, не смотря на голод, заложили в детях стремление к миру и любви.
Из опыта учительской семьи Максимовых, вместе проживших 60 лет, следует: единение семьи, родственников, взаимопомощь и активное участие в общественной жизни - залог успеха счастливой семьи.
В семье Федоровых была традиция с детства рассказывать сказки, таким образом они прививали в них нравственные качества.
Логическое мышление, честность, справедливость, помощь нуждающимся, собранность, взаимоуважение - эти качества требуют развивать учительская семья Тимофеевых.
У Аввакумовых была обязательная традиция читать книги, газеты, журналы всей семьей, чтобы быть в курсе событий. Они говорили, что человека оценивают по поступкам и его отношением к работе.
Самсоновы являются теми великими якутскими педагогами, которые придерживались традиции рассказывать детям о жизни и работе известных людей, традиции совместного чтения книг, газет, а после рассуждать в кругу семьи прочитанное. Они утверждали, что нужно постоянно самосовершенствоваться, развиваться, расширять свой кругозор,
Все эти традиции, которые придерживались в своей семье и работе учительские семья, были зачтены во время школьных родительских собраний, потому что я считаю это целесообразным использовать в воспитании будущего поколения.
Также учительские семьи, работающие сейчас в нашей школе, используют в своей педагогической работе и в семье тех традиций.

Заключение.
В нашей школе прошел День семьи, посвященный нашим учительским семьям, распространению их педагогического опыта, изучению истории школы. С 1919 года в школе Кюкяйского наслега трудились и трудятся десять семей:
1919 - 1921 - Надежда Евменьевна, Парфений Никитич Самсоновы;
1944 - 1948 - Ирина Ивановна Дмитриевна, Клим Григорьевич Саввинов;
1948 - 1949 - Тамара Кузьминична, Андрей Осипович Максимовы;
1958 - 1965 - Мария Павловна Попова, Василий Данилович Аввакумов;
1961 - 1974 - Анна Николаевна, Михаил Александрович Федоровы;
1987 - 2003 - Валентина Афанасьевна Саввинова, Александр Павлович Тимофеев;
1989 - по сей день - Марта Антоновна, Егор Иванович Алексеевы;
1989 - по сей день - Розалия Дмитриевна, Аркадий Петрович Евсеевы;
2011 - по сей день - Ариана Никифоровна, Дмитрий Викторович Николаевы;
2012 - по сей день - Тамара Геннадьевна, Май Васильевич Федотовы.
Учащиеся, учителя школы собрали воспоминания о семейных учителях, составили презентацию и отдали в музей.
В этот праздничный день ныне работающие учительские семьи пропагандировали чтение газеты "Кэскил": "От имени Алексеевых, Евсеевых, Николаевых, Федотовых в пример наших семейных учителей Самсоновых призываем вас подписаться на любимую нами с детства, долгожданную во всех домах, соединяющую детей всей республики - газету "Кэскил".
В этот день на мероприятии школьный пресс - центр "Кустук" открыл пункт подписки на газету "Кэскил". Учительские семьи нашей школы оказали спонсорскую помощь многодетным семьям для подписки.
Каждый пришедший на мероприятие человек оставил свои пожелания на баннере, посвященном 80-летию газеты "Кэскил". Баннер был сдан в музей.
Наше мероприятие не прошло зря. Так как после этого дети учительской семьи Аввакумовых назначили именную стипендию для выпускника начальной школы села Кюкяй. В 2016 году данную стипендию получила отличница Анжелика Егорова. А также наблюдается сдвиг в подписке газеты "Кэскил". Ведь когда советуют уважаемые детьми учителя, это не остается без внимания.
В дальнейшем хотим из воспоминаний об учительских семьях, собранных учениками и учителями нашей школы, издать книгу.
Изучение жизни человека, анализ его деятельности является работой с большим значением. Все собранные материалы сдаются в музей. А музеи - это наша связь между прошлым и настоящим, это то духовное богатство, которое мы оставим после себя нашим будущим детям.
Использованная литература
1. Самсонова Т.П. Якутский Ушинский. 1-2 части. - Якутск, "Сахаполиграфиздат", 2000.
2. Аргунова Л.С. Семейное воспитание в контексте педагогики. - Якутск, "Сайдам", 2013.
3. Аргунова Л.С. Семейное воспитание в новое время. - Якутск, "Сайдам", 2015.
4. Гурьев Г.И. Учуутал бигэ эркинэ. - Якутск, УДК, 2009.
5. Сборник статей. Национальные школы Якутии: проблемы, поиски, решения. - Якутск, 1994.
6. Журнал "Илин" №3, 2006.
7. Газета "Учуутал кэс тыла" №26 - 2010.
8. Материалы музея имени педагогической династии Самсоновых.