Письменные и графические приёмы изучения теоретического материала по истории
«Письменные и графические приёмы изучения теоретического материала по истории»
Процесс обучения истории сложен как для ученика, так и для учителя. Поэтому для достижения лучшего результата разрабатываются различные методики.
Цели преподавания определяют содержание обучения. В соответствии с целями и содержанием избирается оптимальная организация преподавания и обучения. Эффективность организации педагогического процесса проверяется полученными результатами образования, воспитания и развития.
1.Цели обучения:
Намечаемые результаты образования: формирование базы знаний, повышение уровня этих знаний, воспитание и развитие ребёнка, направленные на формирование его личности.
2. Организация обучения истории (формы, методы, методические приемы и средства работы учителя и учащихся):
- содержание обучения (система знаний, умений - навыков, опыт творческой деятельности, эмоционально-чувственного отношения к историческим и социальным явлениям).
- возрастные особенности познавательные возможности учащихся.
3. Результаты обучения (действительный уровень образования, воспитания и развития учащихся).
Приёмы изучения теоретического материала:
объяснение информации, которая должна быть усвоена в виде готовых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Объяснение помогает убедительно показать внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений (гандизм, «эра пацифизма», детант, маккартизм, стагфляция).
рассуждение применяется для выявления причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Этот приём позволяет втянуть учеников в ход активной познавательной деятельности. Перед рассуждением обязательно ставится вопрос, который позволяет привлечь внимание учащихся к основному смыслу изучаемого материала. На каждый поставленный вопрос учитель даёт несколько альтернативных вариантов, сопоставляет факты и мнения. В результате последовательной постановки вопросов и ответов на логическую цепь вопросов учащиеся без труда осмысливают теоретическое содержание учебного материала.
Эти приемы наиболее доступны, когда учитель применяет такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, иллюстрации, текстовые таблицы, смысловые планы, диаграммы. (По ходу объяснения учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях.) Им надо лишь изучаемый материал понять и запомнить.
Приёмы изучения хронологии:
основные даты связанные с главными фактами, например, начало Первой Мировой войны (28 июля – 1 августа 1914), распад СССР (1991);
опорные даты способствующие временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внутреннего смысла исторических явлений. Например, по отношению к основной дате 1914 опорными будут 5-9 сентября 1914(битва на Марне), 1916(бои под Верденом);
“лента времени” способствует усвоению протяженности и размещению исторических событий во времени, а также помогает понять (особенно в младших классах) обратный счёт лет (до н.э.). Например, 72 г. до н.э. восстание Спартака и 1861 г. отмена крепостного права в России.
хронологические комплексы помогают связать временные отношения и датированные факты в логические цепочки. Например, 3 сентября 1943, 8 мая 1945, 2 сентября 1945 – поочерёдная капитуляция стран оси, приведшая к окончанию войны;
календарь важнейших событий способствует изучению важнейших событий. Например, 1700, 1703, 1709, 1714, 1720, 1721 – основные события петровской эпохи;
синхронистические таблицы способствуют взаимосвязанному изучению событий и явлений из всеобщей и отечественной истории.
Например:Греция Китай
1946 - 1949
Гражданская война
Приёмы работы с документом
Документы повествовательно-описательного характера (летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий) дополняют рассказ учителя, не требуют обязательного анализа.
Документы актового характера (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи) дополняют рассказ учителя, анализируются и комментируются им.Памятники художественного слова (произведения устного народного творчества, мифы, басни, песни, крылатые выражения) дополняют и украшают рассказ учителя, создают яркие образы и картины прошлого, способствуют ощущению духа эпохи.
Все указанные группы документов учитель может включить в свой рассказ, если он передаёт сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала. Отрывок должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух. Незнакомые термины и понятия разъясняются.
Приёмы использования художественной литературы
Литературные источники - произведения, авторы которых являлись свидетелями или участниками описываемых событий. Эти источники способствуют познанию прошлого, однако их использование должно быть фрагментарно и заранее отобрано. Например, отрывки из книги “Путешествие из Петербурга в Москву” А.Н.Радищева, “Путь русского офицера” А.И.Деникина, “Тихий Дон” М.А.Шолохова.
Историческая беллетристика – произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Например, “Илиада” и “Одиссея” Гомера.
Использование художественной литературы помогает воссоздать картины быта, общественных отношений. Краткий пересказ художественного произведения и задание на выявление деталей, с тем чтобы ученики его обязательно прочитали, закрепляет, осмелюсь сказать, цементирует изученный материал.
Вообще, цитирование художественного произведения всегда у учащихся формирует яркий образ прошлого.
Приёмы использования исторической карты
При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, где общая карта показывает местоположение того или иного объекта государства в мире, а потом уже на тематической.
Приёмы обучения при помощи опорных сигналов
Опорные сигналы в графическом, рисуночном, словесном, буквенном отображении информации достаточно эффективно закрепляют в памяти учащихся изученный материал. Опорными сигналами (ОС), подчёркиваю, можно пользоваться, когда ученики получили знания по новой теме. Например, ОС по теме «Наука и культура во второй половине XX века».
Приёмы проверки знаний и умений учащихся
Письменные: составление планов, таблиц, сочинения, письменные контрольные работы (чаще в виде тестов).
Например: Таблица (примерный образец).
Основные периоды «холодной войны»
Период Общая характеристика Основные события
Устные: беседа по теме, рассказ у доски, устное тестирование.
Список используемой литературы
Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс. Улунян А.А.
http://festival.1september.ru/articles/588871/