Построение организации воспитательно-образовательного процесса ДОО в группах оздоровительной направленности.
Название : Построение организации воспитательно-образовательного процесса ДОО в группах оздоровительной направленности.
Автор: Громилина Людмила Владимировна
Место работы:ГБОУ ООШ №21 структурное подразделение «Детский сад «Дружная семейка»
Содержание.
Введение.
1. Целостный педагогический процесс в дошкольном учреждении.
2. Интегративный подход к построению целостной педагогической системы.
3. Интегративные принципы планирования.
4. Инновационный подход в физическом развитии детей дошкольного возраста.
5. Современная литература по физическому оздоровлению детей.
Заключение.
Введение.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ, «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении.
Поэтому первоочередной задачей дошкольного учреждения является охрана жизни и укрепления здоровья детей.
Целью работы в направлении формирования здоровья и эмоционального благополучия детей является выработка через применение в воспитательно-образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий, инновационных подходов у детей потребности в здоровом образе жизни, укреплении здоровья, воспитании физических качеств.
Основными задачами являются:
1. укрепление здоровья детей.
2. Формирование знаний о человеке, своем теле, о силах природы, о взаимодействии с другими людьми, о здоровье.
3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
4. Развитие физических качеств, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.
5. Укрепление психического здоровья и эмоционального благополучия.
1. Целостный образовательный процесс в ДОО-это системный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный подход, который в первую очередь направлен на достижение социально-значимых результатов и призван к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Воспитательно-образовательный процесс в нашем ДОО направлен на обеспечение каждому воспитаннику возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться. В нашем ДОО воспитываются дети с неврологическими нарушениями в здоровье, поэтому приоритетным для образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья своих воспитанников. Основой комфортного пребывания ребенка в ДОО является созданный в нем психологический климат. Взаимоотношения воспитанников и педагогов строятся на основе общечеловеческих ценностей равноправного партнерства, уважения к достоинству маленького человека. Позиция взрослых - исходить из интересов ребенка, политика общения-сотрудничество.
Важной частью системы воспитательной работы ДОО оздоровительной направленности являются традиции, сложившиеся в учреждении. Это и проведение итоговых спортивно-оздоровительных мероприятий, физкультурных праздников совместно с родителями, где организуются различные виды двигательной активности детей, постановки театральной студии по ЗОЖ, кружковая работа и т.д.
2. Педагоги ДОО планируя воспитательно – образовательный процесс применяют интегративный подход к построению целостной педагогической системы, которая способствует расширению у детей эмоционально - смыслового поля, что существенно повышает уровень развития детей.
В нашем ДОО в группах оздоровительной направленности, деятельность по осуществлению воспитательного и оздоровительного направления образовательного процесса заключается в следующем: Составление адаптивных образовательных и воспитательных программ с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;
Проводится индивидуальная и фронтальная образовательная деятельность с использованием ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
Организовывается предметно-пространственная среда, многосторонне развивающая ребенка;
Введение в образовательно-воспитательную работу валеологических аспектов;
В логопунктах осуществляется коррекционно-развивающая работа;
Создана система медико-психолого-педагогического сопровождения детей (алгоритм взаимодействия специалистов ДОО), которая включает в себя:
- комплексную систему физкультурно-оздоровительной работы;
- оптимальный двигательный режим;
- оздоровительный режим;
- формы и методы по оздоровлению детей;
- мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей (развлечения, досуги, праздники и т.д.);
- направления работы с родителями по формированию ЗОЖ у детей.
4. Осуществляется дифференцированный подход при выборе заданий и материала в процессе образовательной деятельности;
5. Используется модель личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка;
6. Применяются разнообразные формы проведения развивающих занятий;
7. Образовательная деятельность сочетается с кружковой деятельностью;
8. Для получения наибольшего оздоровительного эффекта в воспитательном образовательном процессе и снятии утомляемости у детей применяем следующие нетрадиционные формы:
-релаксация, прослушивание классической музыки для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя;
-креативная гимнастика-творческие задания, игры, направленные на развитие мышления, творческой инициативы;
- сказкотерапия;
- игры-путешествия;
- игры-драматизации.
9. Создание условий для самореализации ребенка и обеспечение его психологической безопасности.
Включаются в режим дня психогимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика, психологические этюды на снятие психоэмоционального напряжения, раздражительности.
3.Интегративные принципы планирования опираются на формирование содержательных задач по разным направлениям с целью дополнения и взаимного обогащения друг друга, используются разнообразные формы взаимодействия педагога с детьми и детей между собой, адекватными поставленным общеразвивающим задачам, взаимосвязанным видам деятельности, формирующим разнообразные сущности связи в представлениях ребенка об окружающей действительности. Педагоги ориентируются на интересы и мотивацию детей при построении целостной картины мира в процессе насыщенного смыслами проживания определенного периода времени с учетом их индивидуальных возможностей. Различные виды детской деятельности объединяются поставленными задачами, дети вступают в различные виды взаимодействия в свободной и организованной деятельности.
В интегративном планировании основной целью педагогического процесса является приобщение ребенка к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях (предметах, природе, человеческих отношениях, способах познания и др.), которые расширяют кругозор, что способствует формированию первичных представлений о целостности окружающего мира, развитию у детей общих способностей к познанию, творчеству. В своей работе стараемся побуждать детей к умению самостоятельно выделять разные свойства и устанавливать связи между ними, отражать свое понимание того или другого смысла, создавая субъективный оригинальный продукт (конструкция, рисунок, текст, сюжет игры, поделки и др.)
4.Необходимость радикальной инновации физической культуры и ее раздела - физического развития - акцентируется в подготовленной инициативной группой авторов под руководством М.Я. Виленского и П.А. Виноградова "концепции непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи".В последнее время широко внедряются нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы в режимные моменты: оздоровительно – игровой «час» в групповом помещении, «час» двигательного творчества в спортивном зале, «динамический час» на дневной прогулке.
Оздоровительно – игровой час. При его проведении учитываются: продолжительность и интенсивность двигательной активности, обогащение содержания и увеличение количества основных движений, индивидуальные особенности в объеме и виде основных движений, ярко выраженная тенденция к повышению двигательной активности в весенне-летний период и ее снижение в осенне-зимний период.
Для развития двигательных способностей и творчества детей используется новая форма физического развития детей от 3 до 7 лет - «час» двигательного
творчества, когда они сами имеют возможность выбрать вид двигательнойдеятельность, спортивный инвентарь, партнера и так далее, другими словами,
дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство. Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снижению зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему делу.
В образовательный процесс был введен третий дополнительный час физкультурного занятия – «динамический час», который организуется воспитателем совместно со специалистом по физическому воспитанию на дневной прогулке. Его длительность составляет 25-30 минут в группах старшего дошкольного возраста. Содержание определяется в соответствии с возрастом детей.
Вместо классической организации физкультурного занятия на воздухе упор сделан на основной вид детской деятельности – игру.
В зависимости от времени года, места проведения, погодных условий и поставленных задач можно выделить несколько вариантов построения динамического часа:
- игровые упражнения и подвижные игры;
- игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;
- спортивные игры и игровые упражнения;
- игровые упражнения, игры – эстафеты;
- игровые упражнения, хороводные игры.
5. В настоящее время перечень физкультурных знаний наиболее полно определен Ю.К. Чернышенко с соавторами в пособии «Формирование интеллектуальной базы физической культуры детей 3-7 лет».
В нем представлено планирование сведений, составляющих основы гигиены, двигательной культуры, здорового образа жизни, безопасной жизнедеятельности в разных возрастных группах детского сада.
Авторы указывают на необходимость осуществления этой работы во взаимодействии с семьей и с учетом других направлений образовательного
процесса в детском саду, а в качестве форм организации детей при освоении
физкультурных знаний и формировании соответствующих умений предлагают проводить занятия, беседы, экскурсии, досуги, прогулки и праздники.
Использование разнообразных подвижных игр также стимулирует воспитание физических качеств и общих координационных способностей дошкольников, оказывая положительное влияние на формирование их умственных способностей.
К обозначенному направлению можно отнести работу Н.И. Дворкиной «Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе использования дифференцированных подвижных игр». В ней автор приводит варианты планирования подвижных игр в образовательном процессе, исходя из особенностей возрастного развития детей дошкольного возраста.
Заключение.
Внедряя в работу комплексное сочетание технологий в системе физкультурно-оздоровительной работе, мы пришли к выводу, что
1. У детей повышается интерес к таким занятиям.
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;3.Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
4.Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
5.Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
6.Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
Овладение педагогами механизма построения интегративного воспитательного-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей способствует развитию умения выстраивать стратегию и тактику своей работы в контексте педагогического процесса в соответствии с ФГОС, что существенно способствует решению задач всестороннего и гармоничного развития дошкольников и личностного роста детей дошкольного возраста.
Список литературы:
Васюкова Н. Е. Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции - Тольятти ТГУ,2002 -Том1,С 44-45 (0,2пл.)
Васюкова Н Е, Чехонина О. И. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12) -С 8-14 (0,3 пл.)
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
Сивцова. А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.
Л.В.Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ//Творческий центр.М.,2008