Методическая разработка классного часаПатриотизм народа России. Святые заступники земли русской


Методическая разработка классного часа на тему: «Патриотизм народа России. Святые заступники Земли Русской».
Цель:знакомство со значимыми историческими деятелями, причисленными к лику святых.
Задачи:
Знакомство с деятельностью князя Владимира, адмирала Ф.Ушакова.
Формирование представлений о нравственных идеалах и ценностях.
Знакомство с понятиями «патриотизм», «причисление к лику святых»
Расширять кругозор учащихся и их словарный запас.
Оборудование: тетради, ручки,словари, слайд-проектор.
Ожидаемые результаты занятия:
1.Наличие первоначальных сведений о князе Владимире.
2. Наличие первоначальных сведений о Фёдоре Ушакове.
3.Знание школьниками основных понятий.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
-Посмотрите на тему классного часа. О чём будем сегодня говорить?
- Верно. Узнаем кого называют заступниками Земли Русской. И почему они святые?
- Будем говорить о людях, которые в разное время жили на Руси, но каждый внёс свой вклад в её защиту и был причислен к лику святых.
-Сначала поговорим о времени в котором жил первый герой. Это стык 10-11 веков.Территорию Руси заселяли чудские, тюрские племена, также жили славяне под разными местными названиями. Жили небольшими общинами. Религия славян состояла в обожании природы, поклонению Солнцу, воде, небу,земле. И в это время в Киеве правил князь Владимир.
Прочитаем о нём краткую справку:
Влади́мир I Святосла́вич ( ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю.
Мы не будем говорить о том как он получил киевский престол. Поговорим о том, что он сделал дальше и за что его почитают.
Как вы думаете жили народы на территории Руси? (ответы детей)
-Верно. Они постоянно ссорились, находились на тропе «войны». И князь Владимир решил, что объединить народ может религия. Давайте почитаем как это произошло:(читает один из учеников)
Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии.  Около 988 г. произошло знаменательное для российской истории событие — Крещение Руси. Киевский князь Владимир повелел всем жителям стольного града Киева придти в назначенное время к берегам Днепра. Тогда крестили всех — старых и малых, мужчин и женщин. Вот как описывается это событие в «Повести временных лет»: «…послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом»… На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными (т.е. греческими, прибывшими на Русь вместе с женой Владимира царевной Анной, сестрой византийского императора Василия II — прим. ред.) и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь… некоторые держали младенцев… попы же, стоя, совершали молитвы». Так христианство (точнее, одна из христианских конфессий — православие) стало на Руси государственной религией.
2.Вопросы по прочитанному тексту.
3. Точная дата когда Владимира причислили к лику святых неизвестна. Это случилось примерно в 14 веке.
- Подумайте что значит причислить к лику святых? (примерные ответы детей)
-Верно за те или иные заслуги. Как вы думаете за что Владимира причислии к лику святых?
Рассмотрим изображения князя Владимира. Во всём мире находятся памятники Владимиру(см.иллюстрацию).
4.Но разве только правители могут защитить свой народ? (ответы детей)
Верно. Это могли быть военные. И мы переносимся в 18 век.
Русская культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний, то теперь они превращаются в собственно науку.
Россия в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий. Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры. В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Открывается множество школ по разным направлениям.
5.Вопросы по тексту.
6. Но в то же время всегда существовала опасность или угроза войны. Мы подходим ко второму нашему герою Фёдору Фёдоровичу Ушакову. Посмотрите на иллюстрацию.
-Что можете сказать про человека просто глядя на его портрет(см.иллюстрацию)? (ответы детей)
-Давайте почитаем немного из его биографии: (читает ученик)«Фёдор Ушаков родился 13  февраля 1745(17450224) в сельце Бурнаково, в небогатой дворянской семье, крещён в церкви «Богоявления на острову» в селе Хопылево. Отец — Фёдор Игнатьевич Ушаков, сержант лейб-гвардии Преображенского полка в отставк.Окончил Морской кадетский корпус . и выбрал своей судьбой защищать Отчизну.
- Я расскажу немного о сражениях в которых он участвовал: Начал свою карьеру с участия в русско-турецкой войне, а вот первую награду - орден Святого Владимира IV степени (1783) получил за успешную борьбу с эпидемией чумы в Херсоне, городе где строил корабли. Его действия отличались решительностью и необычайной смелостью. Он без колебаний перестраивал флот в боевой порядок уже при непосредственном сближении с противником, минимизируя время тактического развертывания. Несмотря на сложившееся тактическое правило нахождения командующего в средине боевого порядка, Ушаков, реализуя принцип сосредоточения сил, смело ставил свой корабль передовым и занимал при этом самые опасные положения, поощряя собственным мужеством своих командиров. Его отличали быстрая оценка обстановки, точный расчет всех факторов успеха и решительная атака, нацеленная на достижение полной победы над врагом. В связи с этим, адмирала Ф. Ф. Ушакова по праву можно считать основателем русской тактической школы в военно-морском искусстве.
Участвовал во множестве сражений:бой у острова Федониси(см.приложение№1), Керченское сражение, сражение у мыса Тендра и у мыса Калиакрия и др. Был назначен командующим российскими военно-морскими силами в Средиземном море.
Мы переслили его военные заслуги, но это не все его достоинства!
-В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. Согласно сообщению иеромонаха Нафанаила архиепископу Тамбовскому Афанасию:
«Оный адмирал Ушаков… и знаменитый благотворитель Санаксарской обители по прибытии своём из Санкт-Петербурга около восьми лет вёл жизнь уединённую в собственном своём доме, в своей деревне Алексеевке, расстояние от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомоления в монастырь к служителям божьим во всякое время, а в великий пост живал в монастыре в келье для своего посещения… по целой седьмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неукоснительно, слушая благоговейно. В послушаниях же в монастырских ни в каких не обращался, но по временам жертвовал от усердия своего значительным благотворением, тем же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния в всепомощи. В честь и память благодетельного имени своего сделал в обитель в Соборную церковь дорогие сосуды, важное Евангелие и дорогой парчи одежды на престол и на жертвенник.
- Что можем сказать о характере этого человека?
- Можно ли его назвать заступником Земли Русской?
Вы правильно ответили, поэтому: 5 августа 2001 года адмирал Ушаков был канонизирован Русской православной церковью как местночтимый святой Саранской и Мордовской епархии. Торжественное богослужение прошло в Санаксарском монастыре. Деяние о его канонизации указало: «Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побеждённый им неприятель… милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех».
6 октября 2004 года Архиерейский собор Русской православной церкви причислил Фёдора Ушакова к общецерковным святым в лике праведных. Фёдор Ушаков почитается как святой покровитель российского военно-морского флота (с 2000 года) и стратегических военно-воздушных сил (с 2005 года).
Памятник Фёдору Ушакову находится на Соборной площади города Саранска вблизи которого он и жил.
7. Мы многое узнали. А что объединяет этих людей живших в разные эпохи? (любовь к своей Родине)
-А как зовут людей которые любят, гордятся и защищают свою Отчизну? (патриоты)
-А как вы понимаете что такое патриотизм? Давайте посмотрим в словаре.(дети зачитывают разные определения)Приложение №2.
-Что общего вы услышали?
8. Итог урока:
-С каким людьми сегодня познакомились?
-Что нового, интересного о них узнали?
- Что их объединяло?
-Какова была цель их жизни?
- Можно ли сказать, что они были заступниками Земли Русской?
-Что такое патриотизм? Как вы понимаете?
-Можно ли назвать их патриотами?
Сегодня на классном часу мы познакомились с заступниками или защитниками Земли Русской, которые жили в разное время, но оставили неоценимый вклад в истории России.
Приложение №1
Обнаруженный Севастопольской эскадрой турецкий флот состоял из 15 линейных кораблей (из них пять 80-пушечных), восьми фрегатов, трех бомбардирских кораблей и 21 мелких судов.
Встретились флоты утром 14 июля 1788 года недалеко от дельты Дуная у острова Фидониси (Змеиный). Соотношение сил сторон было неблагоприятно для российского флота. Турецкая эскадра имела 1120 орудий против 550 у русской. Артиллерия на турецком флоте в целом была более разнокалиберная и относительно меньшей мощности, чем на Черноморском флоте. На вооружении турецких кораблей состояли чугунные или медные пушки (в основном 22-фунтового (156 мм) калибра. При этом значительную часть составляли более прочные медные пушки. Кроме того, на многих линейных кораблях стояло по четыре особо мощных орудия, стрелявших 40-кг мраморными ядрами. Занимая наветренное положение, турецкий флот выстроился в 2 кильватерные колонны и начал спускаться на русскую линию. Первая колонна турок, возглавляемая самим Эски-Гассаном, атаковала авангард русских под командой бригадира Ф.Ф.Ушакова. После недолгой перестрелки с двумя нашими кораблями и 50-пушечными фрегатами два турецких линейных корабля были вынуждены выйти из боя. На помощь фрегатам устремился корабль "Св.Павел" под командованием Ушакова. Корабль капудан-паши оказался с одного борта под огнем фрегатов, а с другого - корабля Ушакова. Сосредоточенная стрельба русских судов нанесла турецкому флагману серьезные повреждения, и Эски-Гассан стал стремительно уходить в с поля боя. За ним последовал и весь турецкий флот.В 1789 году произведён в контр-адмиралы.
Приложение 2
1.Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Философская энциклопедия
2.Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравств.енный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
3.Патриотизм - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее.
4.Патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Большой энциклопедический словарь
5.Патриотизм - любовь к Родине (большой и малой), одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями существования обособленных отечеств.и др.
Литература:
Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. — М.: Языки русской культуры, 2001.
http://ru.wikipedia.orgОвчинников В. Д. Сын Отечества — сын Божий // Военно-исторический журнал, 2003. № 2.
Большой энциклопедический словарь, социологический словарь идр.