Конспект урока музыки 4 класс.Тема урока: «Святые земли русской».
урок по музыке, 4 класс.
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»
Тема урока: «Святые земли русской».
Жанр урока: урок – экскурс в прошлое.
Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.
Задачи: 1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;
2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку;
3) выполнять по образцу характерные способы воспроизведения музыкального текста («Тропарь»).
Методы и приёмы работы: - методы стимулирования и мотивации;
- метод музицирования;
- метод соучастия;
- метод «пластическое интонирование»;
- метод погружения;
- метод контроля и самоконтроля;
- метод имитационного моделирования;
- приём «Музыкальное приветствие»;
- приём визуализации;
- работа со справочной литературой.
Опорные слова: икона, былина, святость, стихира, тропарь.
Межпредметные связи: - «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»;
- В. Васнецов «Богатыри»;
- икона «Преподобный Илья Муромский Чудотво –
рец».
Методическое обеспечение:- портреты княгини Ольги, Великого князя Вла –
димира;
- портрет А.П. Бородина;
- В.Г. Ражников «Словарь эстетический эмоций»;
- рисунки детей на темы: «Русь православная»,
«Великий колокольный звон»;
- музыкальный центр;
- фортепиано;
- камертон.
Музыкальный материал: - Былина про Илью Муромца «Из того ли города из
Мурома»;
- А.П. Бородин, симфония №2 «Богатырская», 1 ч.,
(фрагмент);
- Стихира «Земле Русская, граде святый!»;
- «Тропарь».
Ход урока.
Организационный момент.
По трезвучию: «Добрый день, добрый день!»
Дин-дон, дин-дон – прозвенел звонок.
Дин-дон, дин-дон, мы садимся на урок!
(исполнение по тонам звучащих колокольчиков разной высоты).
…И почти уж две тысячи лет стоит над землёю немеркнущий свет…
Мы начинаем изучать раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»
Вступление.
Посмотрите на эти картины. Их нарисовали ваши товарищи.
В.: Что изображено на рисунках? (Храмы, колокольный звон).
Попробуем перенестись в глубокую древность.
В.: Какой была Древняя Русь?
Много ли в ней было городов, деревень?
И в каждом селе, в каждом городе имелась церковь или даже храм.
В.: Без чего (какого атрибута) невозможно представить себе храм? (Без колоколов).
А какие виды колокольного звона различают люди?Чему (каким событиям в жизни народа) соответствовало их звучание? (Набат – нападение врагов, пожар; трезвон – каждодневное, обычное звучание; благовест – церковный праздник.)Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола.
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть смогла!
(Священник Владимир Шамонин «Радость»).
Набат;
Трезвон;
Благовест – исполнение по ритмоформулам всех видов колокольных звонов.
Основная часть.
Посмотрите на «Икону Всех святых, в земле Русской просиявших» (стр. 27 учебника).
В.: Как вы считаете, чем икона отличается от картины? (Ответы детей).
Икона – это события, а картина – это срез, мгновение жизни.
Святые земли Русской… Кто эти люди? Чем они занимались? Кем были?
Самое удивительное, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.
В.: Как вы думаете, кого на ней изобразили одними из первых святых? Подумайте о том, что из века в век на Русь нападали враги, что наши предки то и делали, что защищались.
Да, первыми защитниками Древней Руси были богатыри.
В.: О ком из них вы имеете представление? Как их звали? Каково их (богатырей) происхождение?
Посмотрите на картину В. Васнецова «Богатыри».
Все хорошо знают Илью Муромца как сказочного, былинного героя. Помнят его подвиги. Представляют облик Ильи по картине В.Васнецова. Однако почти 800 лет назад этот человек действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Чудом получив уже в зрелом возрасте богатырскую силу, Илья не гордился ею, а считал её драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу.
Илью Муромца не называли удалым – его спокойная, величавая мощь выше удали и суеты.
Ещё при жизни Ильи Муромца в народе о нём было сложено множество былин и сказаний.
В одной из них говорится, что Илья «приехал – то во стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор».
Былина «Из того ли города из Мурома, из того ль села да Карачарова, из того с подворья богатырского выезжал дородный добрый молодец…» - разучивание.
В.: Как мы определим, что это жанр былины? (Внимание к слову, распевность, простота мелодии).
Илья Муромец – не только былинный герой, он – русский святой. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января.
Мощи святого Ильи Муромца хранятся в Киево-Печёрскрй лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.
Посмотрите на икону «Преподобный Илья Муромский Чудотворец».
В.: По каким признакам мы видим, что на иконе изображён святой? (Нимб над головой).
А теперь представьте себе, что все три богатыря въезжают на своих конях в Киев – матерь городов русских.
В.: Как вы думаете, могла ли их изображать вот такая музыка? (Ответы детей – после прослушивания фрагмента).
А.П. Бородин, симфония № 2 «Богатырская», 1 часть.
Показ портрета А.П. Бородина.
Русский композитор XIX века А.П. Бородин достаточно изобразительно показал нам в своей музыке при помощи стилизованного былинного напева черты характера защитников земли Русской.
В.: По «Словарю эстетических эмоций» В.Г. Ражникова определите характер звучания этого фрагмента симфонии №2 «Богатырской» А.П. Бородина.
(Ответы детей).
В.: Сравните звучание этого фрагмента с былинным напевом, разученным нами ранее: что у них общего, а что их отличает?
Итак, первыми святыми на Руси были Великий Князь Владимир и Княгиня Ольга, крестившие Русь, защитники Руси Александр Невский, Сергий Радонежский, русский богатырь Илья Муромец, Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.
В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру.
Земле Русская, граде святый!
Украшай свой дом,
В нём же БожественныйВеликий сонм святых прослави.
В.: Какой церковный праздник будет через 1,5 месяца – один из главных праздников Святой Церкви? (Рождество).
Послушайте «Тропарь Рождества Христова» - рождественскую здравицу.
«Тропарь» - активное слушание по нотной записи – в исполнении хора Московского Сретенского монастыря.
Работа с карточками: «Тропарь» (исполняется в церкви – богослужебное пение, т.е. в храме, в правилах служения).
«Тропарь» - разучивание (текст, по голосам).
Заключительная часть (рефлексия).
В.: 1) С какой музыкой мы познакомились сегодня на уроке? (С богослужебной, с былинами).
2) По какому поводу она звучала? Какую тему мы изучили? (Святые земли русской).
3) Какие виды деятельности нами были освоены? (Ответы детей).
В следующий раз мы продолжим знакомство со святыми русской земли, и это будет не менее интересно.
Спасибо!
Приложение №1.
Тропарь – (от греч. - троп) – жанр византийской, а позднее древнерусской гимнографии. Жанр тропарь подчинялся музыкально-ритмическим и смысловым образцам и сам становился моделью для других произведений. Позднее вошел в состав кондака. Русский тропарь – небольшое песнопение, образованное последованием поэтических и мелодических строк.
Отзыв на открытый урок по музыке в 4 «в» классе.
14.11.2013. состоялся открытый урок в 4 «в» классе на тему: «Святые земли русской…», проведённый учителем музыки Караваевой Е.Г. В этот урок органично вписывались рисунки детей 2-4х классов к разделу предмета «Музыка» - «О России петь – что стремиться в храм!»
Не смотря на сложность темы, дети работали на большом эмоциональном подъёме, находя сходство и различие между жанром былины и «Богатырской» симфонией А.П. Бородина, проводя сравнительный анализ (текстовый, музыкальный, художественный) икон и картин, стихиры, тропаря, работая со справочной литературой. Учащиеся рассматривали взаимосвязи музыки с жизнью и другими искусствами, применяя знания и практические умения в нестандартных ситуациях.
Среди множества приёмов и методов, используемых учителем для работы на уроке, хочется отметить «Музыкальное приветствие», которое развивало у учащихся зрительный, слуховой и двигательный контакт, настраивало на «включение» в урок, пробуждая у них интерес к богослужебной музыке. Также «помог» приём визуализации, при котором дети пели по графическому изображению, применяя знаково-символические схемы.
Метод имитационного моделирования и метод «пластического интонирования» раскрывали учащимся древнюю Русь, постепенно погружая их в богослужебную музыку.
Формы взаимодействия учащихся на уроке были весьма разнообразны: индивидуальные (при ответах на вопросы, анализе, выводах, обобщении), групповые и коллективные (ансамблевое и хоровое пение).
Итогом такой работы стало коллективное моделирование реальной ситуации («как в храме»): разучивание и исполнение a capella «Тропаря».
Учитель начальных классов Стрельцова А.А.
14.11.2013.