Программа организации проектной деятельности на уроках литературы Проект? Проект!


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Октябрьское
. Рассмотрено
на методическом совете
«18» января 2012 г.
ПРОГРАММА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по литературе
для обучающихся 5, 6 классов
«Проект? Проект!»
-285754533900

Составитель: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Октябрьское Попова Е. И.
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа проектной деятельности по литературе для обучающихся 5, 6 классов «Проект? Проект!» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Стратегии развития России до 2020 года, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных предметных программ, Устава школы.
Современное общество предъявляет к системе образования принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Школьники должны обладать не только определёнными знаниями, но и гибко реагировать на изменения в окружающем мире, а для этого школа обязана научить детей самостоятельно принимать решения, прогнозировать и предупреждать последствия своей деятельности, сотрудничать, постоянно совершенствовать свои знания в различных областях.
В связи с этим одной из приоритетных задач современного образования становится переход от накопления знаний к развитию личности, совершенствованию её индивидуальных способностей, от получения разобщённых сведений из различных областей знаний к формированию целостной картины мира. Поиск новых подходов к организации педагогического процесса приводит к необходимости реформирования всей системы приобретения знаний учеником, переориентации на практическую составляющую образования, привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из важнейших направлений становится обучение общению, гармонозирующему межличностные и социальные отношения. А естественным общение будет только в совместной деятельности, каковой и может стать работа над проектом.
Актуальность проектной деятельности несомненна, так как она играет особую роль в формировании и развитии универсальных учебных действий учащихся и является одним из условий реализации основной образовательной программы, что предусматривается Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.
Данная программа предназначена для работы с детьми 5, 6 классов, обучающихся по УМК «Литература» (под редакцией О. В. Кубасовой) и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предмету «литература». Проектная деятельность в УМК «Литература» является предпочтительной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса.
Актуальность программы обусловлена и ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в 7, 8 классах, старшем звене школы, лицеях, колледжах и вузах.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников 5, 6 классов умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывности дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе урочной деятельности;
Системности организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.
Цель программы: организация проектной деятельности по литературе в урочное время.
Задачи программы:
формирование умений и навыков проектной деятельности;
повышение учебной мотивации;
активизация творческого потенциала школьников среднего звена;
развитие способности к самостоятельной практической деятельности;
воспитание коммуникативности, инициативности и предприимчивости.
Научная новизна и теоретическое значение программы заключается в том, что определена этапность формирования и развития проектных умений, объём материала и последовательность его изучения в урочной и внеурочной деятельности.
Основные понятия:
В основе организации проектной деятельности школьников 5, 6 классов лежит метод учебного проекта (одна из личностно ориентированных технологий) – способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые.
Проект (для учащегося) – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен для самих открывателей.
Метод проектов в 5, 6 классах, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной и средней школе). В 5, 6 классах могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач школьников 5, 6 классов могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания данных классов и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в более старшем возрасте.
Форма организации: урочная деятельность.
Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов школьников (в рамках программы школы «Одарённые дети»), олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, средствах массовой информации и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди; а также другие дети.
Сроки реализации программы: 2 года (5, 6 классы).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (5 класс) предполагает приобретение пятиклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (5, 6 классы) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности, к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (6 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по направлению «литература», выставках, конференциях, фестивалях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс (68 часов)
месяц Тема, изучаемая на уроках
литературы Тема проекта. Ведущий этап проектной работы. Тема работы по развитию речи Основные области интеграции Совершенствуемые умения Приёмы и методы
Сентябрь Миф и мифология.
1. Происхождение и значение мифологии. Египетский миф «Сотворение мира»
2. Мифы древней Греции. Миф «Из жизни Геракла». Геракл как мифологический герой
3. Вн. чтение. Мифы Древней Греции о богах и героях
4. Славянская мифология. Миф «О солнце».
Мифологические представления славян о природных явлениях
«Мифы народов мира»
Сбор и систематизация материала:
1. Буклет «Пантеон славянских и греческих Богов»
2. Буклет «Крылатые выражения из античности»
3. Стихотворения русских поэтов о героях античности
4.Картинная галерея «По мотивам мифов»
5. Литературная игра «Что? Где? Когда?»
6.Реальные географические названия в мифах
7.Оформление проектной папки (портфолио) Литература, ИЗО, МХК, история, актёрское мастерство Слушать, ориентироваться в ситуации общения, определять замысел текста, создавать текст пересказа, определять задачи для индивидуальной и коллективной деятельности Наблюдение, консультация,
выступление, доклад.
Игры: «Говорящие вещи», «Нравится – не нравится», «Мордочки»
Октябрь Фольклор
1.Малые жанры фольклора. Загадки
2. Пословицы и поговорки. Многообразие тематики, прямой и переносный смысл пословиц и поговорок
3. Творческая работа с использованием пословиц, поговорок, загадок
«Магия имени, числа и цвета в пословицах, поговорках и загадках»
Сбор и систематизация материала:
1. Числа в русских и башкирских пословицах, поговорках и загадках
2. Растительный и животный мир в русских и башкирских пословицах, поговорках и загадках
3. Имена в русских и башкирских пословицах, поговорках и загадках
4.Оформление проектной папки (портфолио) Литература, математика, естествознание Слушать, ориентироваться в ситуации общения, определять замысел текста, создавать текст пересказа, определять задачи для индивидуальной и коллективной деятельности Беседа, консультация, межгрупповое взаимодействие (игры)
Ноябрь Фольклор
1. Сказка как жанр фольклора. Виды сказок. Художественные особенности языка и композиции народных сказок
2. Вн. чтение. Мои любимые русские народные сказки
3. РР Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению «Сказка – складка, послушать сладко»
Сбор и систематизация материала:
1. Художники-иллюстраторы русских народных сказок
2. Конкурс-викторина «Это было в киносказке и мультфильме»
3. Волшебные предметы в сказках
4. Сборник творческих работ «Сочиняем сказку!»
5.Оформление проектной папки (портфолио)
Литература, ИЗО, МХК Определять замысел текста, анализировать исходный текст, создавать текст пересказа.
Слушать, вести этикетный диалог, определять задачи для индивидуальной и коллективной деятельности, уметь работать в группе. Беседа, дискуссия, «мозговой штурм».
Игры: «догадайся», «Прочисти мозги», «Прожектор»
Декабрь – Январь 1. Вн. чтение. Из литературы начала 19 века. Жанр басни, его эволюция
2. И. А. Крылов. Басня «Лисица и виноград». Образная выразительность и афористичность языка басни
3. И. А. Крылов. «Волк и ягнёнок». Мораль. Взаимоотношения сильного и слабого.
4. И. А. Крылов. «Осёл и соловей». Аллегория и мораль. Высмеивание невежества и самомнения
5. В. А. Жуковский. «Спящая царевна».
6. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». «Басня – книга мудрости самого народа» (Н. В. Гоголь)
Сбор и систематизация материала:
1. «Басня – книга мудрости самого народа»
2. Русские баснописцы
3. Сборник иллюстраций к басням
И. А. Крылова
4. Литературная игра «Что? Где? Когда?»
5. Конкурс на лучшего чтеца басен
6. Подготовка презентации
7.Оформление проектной папки (портфолио)
Литература, ИЗО, МХК, актёрское мастерство Определять задачи для индивидуальной и коллективной деятельности
Ориентироваться в ситуации общения, учитывать аудиторию
Регулировать громкость голоса и темп речи, выделять главные по смыслу слова
Использовать информационные технологии Выступление, доклад, театрализованное представление, беседа, консультация
Межгрупповое взаимодействие (игры)
Февраль А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимний вечер», «Если жизнь тебя обманет…», Зимнее утро». Лирический герой.
2. РР Обучение анализу поэтического текста. Стихотворения «Зимний вечер», «Если жизнь тебя обманет…», Зимнее утро». Роль эпитетов и сравнений.
3. М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворения «Тучи», «Утёс». Тема одиночества. Антитеза. Роль эпитетов
4. Ханс Кристиан Андерсен. Слово о писателе. Стихотворение «Роза». Образность поэтического языка
«Венок любимому поэту (писателю)»
Сбор и систематизация материала:
1. Сборник творческих работ «Мой любимый поэт (писатель)»
2. Венок из стихотворений, посвящённых А. С. Пушкину и М. Ю. Лермонтову
3. Буклет высказываний о поэтах и писателях
4. Конкурс на лучшего чтеца басен
5. Подготовка презентации
6.Оформление проектной папки (портфолио)
Литература, МХК, актёрское мастерство Регулировать громкость голоса и темп речи, выделять главные по смыслу слова
Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации
Характеризовать и оценивать голос товарища
Находить отклонения от норм в речи Беседа, консультация, театрализованное представление
Межгрупповое взаимодействие (игры)
Март 1.РР И. С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Муму»
2. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Особенности повествования. Мир детей и взрослых.
3. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Портрет и пейзаж в повести.
4. РР В. Г. Короленко. Изображение города и его обитателей в повести «В дурном обществе» «Тайны художественного произведения»
Сбор и систематизация материала:
1. Заглавие текста: признаки, типы и функции
2. Ключевые слова художественного текста
3. Имя собственное в художественном тексте
4. Выразительные средства художественного текста
5.Оформление проектной папки (портфолио)
Литература, МХК Определять замысел текста, анализировать исходный текст, создавать текст пересказа
Ориентироваться в ситуации общения, учитывать аудиторию
Использовать информационные технологии Консультация, практическое занятие, метод проблемных вопросов, вопросы к тексту
Игры: «Редакция», «Острый глаз»
Апрель 1.Вн. чтение. С. А. Есенин,
И. А. Бунин, Н. М. Рубцов. Поэтическое изображение родной природы в стихотворениях.
2. М. М. Пришвин. «Кот», «Лесной хозяин», «Живительный дождик». Поэтичность и мудрость природы в творчестве писателя.
3. К. Г. Паустовский. «Обыкновенная земля», «Мой дом», «Бескорыстие». Патриотизм очерков, одухотворённость природы. Лиризм прозы писателя, выразительность и красочность языка
4. К. Г. Паустовский. «Ночной дилижанс». Образ главного персонажа. Тема и идея произведения, его композиция
«Человек и природа»
Сбор и систематизация материала:
1. Пейзаж в художественных произведениях
2. Образ Родины в живописи
3. Образ Родины в музыкальных произведениях
4. Фотовыставка «Моя Родина»
5. Подготовка презентации
6. Оформление проектной папки Литература, ИЗО, МХК, естествознание, музыка Ориентироваться в ситуации общения, учитывать аудиторию.
Уметь руководить группой. Выбирать наиболее рациональные способы выполнения задания.
Использовать информационные технологии Экскурсия, беседа, консультация, вопросы к тексту.
Игры: «Острый глаз», «Сходства и различия», «Да-нет», «Вам письмо»
Май Заключительные уроки «Как хорошо уметь читать!»
Сбор и систематизация материала:
1.Конкурс-презентация «Герой, на которого я хочу быть похожим»
2. Конкурс чтецов
3. Создание аудиодиска «Живое слово» Литература, актёрское мастерство Ориентироваться в ситуации общения, учитывать аудиторию.
Распределять дыхание, регулировать громкость голоса и темп речи, выделять главные по смыслу слова.
Характеризовать и оценивать голос товарища
Выступление, доклад, театрализованное представление, межгрупповое взаимодействие (игры)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс (68 часов)
месяц Тема, изучаемая на уроках
русского языка Тема проекта. Ведущий этап проектной работы. Тема работы по развитию речи Основные области интеграции Совершенствуемые умения Приёмы и методы
Сентябрь Фольклор
Песня как жанр фольклора. Многообразие песенного жанра.
«Русская песня – душа народа»
Сбор и систематизация материала:
1. Песенные жанры
2. Особенности (черты) русских народных песен
3. Анкетирование школьников, учителей, жителей села «Моя любимая русская народная песня»
4.Русские народные песни на страницах художественных произведений
5. Оформление проектной папки (портфолио)
Литература, музыка, ИЗО, МХК Слушать, ориентироваться в ситуации общения, определять замысел текста, создавать текст пересказа, определять задачи для индивидуальной и коллективной деятельности, уметь работать в группе Выступление, практикум, беседа.
Игры: «Редакция», «Анкета», «Вот я какой!»
Октябрь Из древнерусской литературы
1. Жанры древнерусской литературы. Особенности жанра летописи.
2.«Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник Древней Руси
3. «Сказание о белгородском киселе».
4. Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
5. Р/р Рассказ об одном из героев древнерусской литературы «Древнерусская литература – «великое начало великой литературы»
Сбор и систематизация материала:
1. Кроссворды (жанры древнерусской литературы)
2. Словарик устаревших слов «По страницам древнерусских произведений»
3. Литературная игра «Что? Где? Когда?» (по изученным произведениям древнерусской литературы)
4.Иллюстрации к произведениям древнерусской литературы
5. Святые Пётр и Феврония Муромские в иконописи
5. Оформление проектной папки (портфолио) Литература, история, МХК, ИЗООпределять замысел текста, анализировать исходный текст, создавать текст пересказа.
Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями.
Составлять тезисы, конспекты
тезисов Беседа, консультация, практикум, вопросы к тексту.
Игры: «Вытащи вопрос», «Странные вопросы – странные ответы»
Ноябрь 1. И. В. Гёте.
Баллада «Лесной царь».
2. Фридрих Шиллер. Баллада «Перчатка».
3. М. Ю. Лермонтов.
Баллада «Три пальмы»
4. А. К. Толстой. Баллада «Курган».
5. Р. Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».
6. В. А. Жуковский. Баллада «Светлана» «Её величество – баллада»
Сбор и систематизация материала:
1. Литературная викторина или кроссворды «По страницам изученных баллад»
2. Числа и их тайна в балладах
3.Мистические символы баллад
4. Сборник иллюстраций школьников по изученным балладам
5. Оформление проектной папки (портфолио)
Литература, математика, МХК, ИЗООпределять замысел текста, анализировать исходный текст, создавать текст пересказа. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями.
Составлять тезисы, конспекты тезисов, уметь работать в группе
Наблюдение, беседа, консультация, практикум, межгрупповое взаимодействие (игры)
Декабрь М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»,
«Приключения Гекльберри Финна» «Родом из детства…»
Сбор и систематизация материала:
1. Детский фольклор на страницах романов Марка Твена
2. Памятники литературным героям-детям
3.Памятники Тому Сойеру и Гекльберри Финну
4. Подготовка презентации
5. Оформление проектной папки (портфолио)
Литература, МХК, история Осуществлять наблюдение, определять задачи для индивидуальной и коллективной деятельности, спорить, анализировать исходный текст, создавать текст пересказа, использовать информационные технологии Наблюдение, беседа, консультация, практикум, межгрупповое взаимодействие (игры)
Январь Стихотворения
А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова,
Е. А. Баратынского,
Ф. И. Тютчева,
А. А. Фета «Души возвышенный полёт»
Сбор и систематизация материала:
1. Времена года в стихотворениях поэтов 19 века
2. Поэты 19 века – мастера пейзажа
(с составлением коллажа)
3. Лучший иллюстратор стихотворений
4. Юный поэт
5. Подготовка презентации
6. Оформление проектной папки
(портфолио)
Литература, МХК, ИЗООсуществлять наблюдение, определять задачи для индивидуальной и коллективной деятельности, спорить, анализировать исходный текст, создавать текст пересказа, использовать информационные технологии
Наблюдение, беседа, консультация, практикум, межгрупповое взаимодействие (игры)
Февраль А. С. Пушкин
Роман «Дубровский»
1.История создания. Сюжетные линии и персонажи. Основной конфликт романа.
2. Образ Владимира Дубровского. Роль Маши в его судьбе.
3. Образы крестьян в повести. Изображение крестьянского бунта.
4.Мастерство Пушкина в описании пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.
5. РР Сочинение по роману
Тайны романа «Дубровский»
Сбор и систематизация материала:
1. Словарь эпохи (толковый словарь устаревших и незнакомых слов)
2. Тайна имён героев романа и повестей
А. С. Пушкина
3.Буклет или презентация «Русская усадьба 19 века»
4. Роман «Дубровский» в искусстве
5. Театральные подмостки (инсценировка фрагмента романа)
6. Оформление проектной папки
(портфолио) Литература, русский язык, МХК, актёрское мастерство Определять замысел текста, анализировать исходный текст, ориентироваться в ситуации общения, учитывать аудиторию, регулировать громкость голоса и темп речи, выделять главные по смыслу слова Выступление, доклад, театрализованное представление, межгрупповое взаимодействие (игры)
Март Н. В. Гоголь
«Ночь перед Рождеством»
1.Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Поэтизация народной жизни, народных преданий.
2. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора. Живописность языка гоголевской прозы. Юмор. Повесть «Ночь перед Рождеством» - мир народной жизни
Сбор и систематизация материала:
1. Светлый праздник – Рождество (история, блюда, колядки)
2. Обряды и обычаи украинцев (по тексту повести)
3.Украинский костюм
4. Украинские рождественские блюда
5. Интерьер украинской хаты
6. Подготовка презентации
7. Оформление проектной папки
(портфолио) Литература, МХК, ИЗО, история Осуществлять наблюдение, определять задачи для индивидуальной и коллективной деятельности, спорить, анализировать исходный текст, создавать текст пересказа, использовать информационные технологии Наблюдение, беседа, консультация, практикум, межгрупповое взаимодействие (игры)
Апрель 1.А. С. Грин Повесть «Алые паруса». Торжество мира романтической мечты. Душевная чистота главных персонажей. Жанровое своеобразие повести-феерии.
2. РР Отзыв о повести-феерии А. С. Грина «Алые паруса»
3. О. Генри. «Дары волхвов». Любовь как дар; жертвенная сущность любви. Художественные признаки новеллы.
4. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Тема и идея стихотворения. История Отечества.
5. А. Т. Твардовский.
Стихотворение «Рассказ танкиста». «Золотая книжная полка»
Сбор и систематизация материала:
1. Презентация читательского дневника
2. Конкурс «Книголюб» (библиотекарь школы)
3. Акция «Подари книгу»
4. Буклет «Книга, о которой я хочу рассказать»
5. Литературная викторина «По страницам учебника»
6. Оформление проектной папки
(портфолио)
Литература, МХК Анализировать устную речь, слушать, определять замысел текста, анализировать исходный текст, создавать текст пересказа Беседа, консультация, дискуссия.
Игры: «Дотянись до звёзд», «Пойми меня»
Май Н. М. Рубцов. 1.Стихотворения «Тихая моя родина», «Звезда полей», «Левитан». Человек и природа в лирике Рубцова. Тема родины в «тихой» поэзии Рубцова.
2. Вн. чт. Выразительное чтение стихотворений Н. М. Рубцова
1.В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихотворения. Художественное новаторство поэзии В. Маяковского.
2.Ю. П. Казаков. «Арктур - гончий пёс». Тема отношения человека к животным. Мастерство писателя в создании портрета и пейзажа.
3.Вн. чт. Ю. П. Казаков.
«Оленьи рога»
«Моя Родина» («Моя малая Родина»)
Сбор и систематизация материала:
1. Образ Родины в художественных произведениях
2. Образ Родины в живописи
3. Образ Родины в музыкальных произведениях
4. Фотовыставка «Моя Родина»
5. Подготовка презентации
6. Оформление проектной папки
ИЛИ…
«Человек и природа»
Сбор и систематизация материала:
1. Пейзаж в художественных произведениях
2. Образ Родины в живописи
3. Образ Родины в музыкальных произведениях
4. Фотовыставка «Моя Родина»
5. Подготовка презентации
6. Оформление проектной папки Литература, музыка, ИЗО, МХК Определять замысел текста, анализировать исходный текст, создавать текст пересказа, ориентироваться в ситуации общения, использовать информационные технологии. Составлять тезисы
Экскурсия, беседа, консультация, практическая работа, вопросы к тексту, межгрупповое взаимодействие (игры)Примечание:
*Учебно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня (школьного, районного, республиканского и российского)
**Многие из проектов могут быть длительными, они во времени не ограничиваются. Завершение происходит по мере исчерпания темы или угасания интереса учащихся.
-171450-209550 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. – М.: «Просвещение», 2011.
Александрова Г. В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 – 9 классах. Пособие для учителей. – М.: БАЛАСС, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Донцова О. В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы// Литература в школе. 2008, №11.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
Мокиенко В.М. Вглубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Проект.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – Москва: Генезис, 1998.
Цветкова Г. В. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград, 2009.
Щербакова С. Г. Формирование проектных умений школьников. Практические занятия. – Волгоград, 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Цели проектного обучения:
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии
Развивать у учащихся значимость коллективной работы, повышать роль сотрудничества, вдохновлять на развитие коммуникабельности
Развивать исследовательские умения
Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими.
Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, литературу, изобразительное искусство и художественный труд, информатику.
Как же строится работа над проектами? Она делится на несколько этапов.
Погружение в проект. На этом этапе учитель «зажигает» детей идеей проекта. Учащиеся стараются пропустить ее через себя, присваивают или отказываются от нее.
Организация деятельности. Учитель вносит свои предложения по организации работы на правах более опытного человека, учащиеся осуществляют работу в соответствии с планом.
Осуществление деятельности. Учитель является наблюдателем, но не сторонним, а готовым в нужный момент оказать помощь, проконсультировать. Учащиеся работают максимально активно и самостоятельно.
Презентация. Учитель принимает отчет. Учащиеся демонстрируют достигнутые результаты.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Проектная деятельность оказывает влияние на следующие группы умений:
Исследовательские (умение генерировать идеи и выбирать лучшее решение);
Коммуникативные (умение сотрудничать в ходе работы со всеми участниками процесса);
Оценочные (умение правильно оценить свою работу и деятельность других);
Информационные (умение самостоятельно добывать, обрабатывать и сохранять информацию);
Презентационные (умение держать себя перед аудиторией);
Рефлексивные (умение оценить результативность работы, свою роль в общем деле);
Менеджерские (умение планировать работу, принимать решения, справляться с обязанностями при выполнении коллективного дела).
При выборе темы проекта следует учитывать содержание учебных предметов, интересы детей, зону ближайшего развития класса или отдельного учащегося.
В основу классификации проектов можно положить несколько признаков:
- по затраченному времени:
Краткосрочные (1-2 занятия)
Средней продолжительности (до недели)
Долгосрочные (более месяца)
- по доминирующей деятельности проекты делятся следующим образом:
практико - ориентированный или прикладной (например, созданная своими руками развивающая игра);
творческий проект (газета, выставка рисунков, литературный сборник, видеофильм, праздник, спектакль);
информационный проект (реферат, доклад )ролевой или игровой проект (разбираются роли, присутствуют элементы костюмов, придумывается ситуация);
исследовательский проект (это самый сложный проект, выбранная тема должна быть актуальна, а цель – четкая);
поисковый проект (анкетирование, составление таблиц и диаграмм);
- по предметносодержащей деятельности проекты делятся на:
монопроект;
межпредметный проект
- по характеру контактов, по количеству участников:
индивидуальные;
групповые;
коллективные
Результатом проектной деятельности может стать реферат, альбом, газета, костюм, сувенир, сценарий праздника, учебное пособие и т.п. В итоге работы над проектом активная команда участников достигает определенного результата, который может быть использован другим коллективом, конечно, получая удовольствие от самой деятельности.
Метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения и характеризуется как:
личностно ориентированный;
деятельностный;
обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
построенный на принципах проблемного обучения;
развивающий умения самовыражения, самопроявления,
самопрезентации и рефлексии;
формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
здоровьесберегающий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
Самостоятельность работы над проектом
Актуальность и значимость темы
Полнота раскрытия темы
Оригинальность решения проблемы
Презентация содержания проекта
Использование средств наглядности, технических средств
Ответы на вопросы
ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ
Название проекта____________________________________
Авторы проекта (ФИО, класс)____________________________
Система оценки.
Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:
Наиболее полно соответствует данному критерию – 3 балла
Достаточно полно соответствует данному критерию – 2 балла
Частично соответствует данному критерию – 1 балл
Не соответствует данному критерию – 0 баллов
Первая часть. Экспертиза текста проекта
Критерии оценки разработанного проекта Баллы
Значимость и актуальность выдвинутой проблемы Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики Полнота и содержательность представленного проекта Оригинальность решения проблемы Оформление проекта Общая сумма баллов Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта
Критерии оценки процесса реализации Баллы
Соответствие реализации задуманному проекту Умение внести коррективы в реализацию проекта Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации (контактность) Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность Общая сумма баллов Третья часть. Экспертиза защиты проекта
Критерии оценки защиты проекта Баллы
Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты Форма представления проекта Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность Общая сумма баллов Главные достоинства проекта:___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
Слабые стороны проекта:_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
Основной вывод эксперта:______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Этапы проектного обучения и используемые приёмы и методы
Постановка проблемы Метод проблемных вопросов.
Игры «Дотянись до звёзд», «Вытащи вопрос», «Странные вопросы – странные ответы»
Выдвижение гипотез решения проблемы и планирование деятельности по реализации проекта Беседа, дискуссия, «мозговой штурм», «мозговая осада»
Игры «Догадайся», «Прочисти мозги», «Прожектор»
Сбор и структурирование информации. Оформление проектной папки (портфолио) Экскурсия, практикум, лабораторная работа, беседа, консультация, вопросы к тексту
Игры «Острый глаз», «Сходства и различия»
Изготовление и оформление продукта Консультация, практическое занятие
Игра «редакция»
Выбор формы презентации и подготовка презентации Игры «Звучание моего голоса», «Чувства и интонации», «Скульптор», «Многоликость чувств», «Да – нет»
Презентация Выступление, доклад, театрализованное представление
Рефлексия Межгрупповое взаимодействие.
Игры «Говорящие вещи», «Вам письмо», «Нравится – не нравится», «Мордочки»
8610600-322457 ИГРЫ
«Испуганный ежик»
Цели: Это очень хорошая игра на доверие. Один ребенок идентифицируется с испуганным ежиком, свернувшимся клубком. Партнер пытается словами и соответствующими жестами успокоить ежика и заслужить его доверие. Дети имеют возможность почувствовать, что необходимо для возникновения доверия.
Инструкция: Кто из вас видел настоящего ежика? Вы знаете, что делает ежик, когда его пугает неожиданно появившаяся лисица или собака? Пожалуйста, разойдитесь по двое. Один из вас будет сейчас Ежиком, который сильно испугался собаки. Другой будет успокаивать Ежика. Кто из вас хотел бы быть Ежиком?
Ежик, ляг на пол и свернись калачиком — так делает настоящий еж, когда пугается. Представь себе, что ты еще очень маленький ежик, у тебя совсем мало опыта, а тебя напугал громкий лай собаки. А когда собака еще и ткнулась в тебя носом, чтобы обнюхать — тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубочек, чтобы защитить свой носик и живот...
К счастью, тебе на помощь пришел ребенок, который отозвал собаку. Но ты еще не знаешь, кто такие дети, и не знаешь, что они могут быть очень милыми. Ты недоверчив, потому что не знаешь, что тебе ожидать от этого ребенка. Тот, кто играет роль Ребенка, пусть подсядет к Ежику на пол... Сначала ты можешь тихонечко поговорить с Ежиком. Его ушкам будет приятно после громкого лая собаки услышать тихий нежный голос. Скажи ему, что окажись ты на его месте - ты тоже испугался бы. Скажи ему, что он может тебе доверять. Потом ты можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, Ежик тебя не уколет. Попытайся и руками показать Ежику, что ты к нему очень хорошо относишься. Если ты будешь терпелив, то, может быть, ты увидишь, как он очень медленно разворачивается. Поговори с ним еще — и обнаружишь, что он расслабился и раскрылся. Я хотела бы, чтобы Ежик действительно почувствовал, можно ли доверять партнеру. Если ты чувствуешь, что Ребенок очень осторожен с тобой и дружелюбен, то ты можешь потихоньку раскрываться. (30 секунд)
Дайте всем Ежикам раскрыться.) Теперь поменяйтесь местами, пусть ваш партнер будет испуганным Ежиком.
Повторите основные правила игры. Когда все Ежики раскроются, партнеры должны поговорить друг с другом.
Поговорите о том, что вы чувствовали. Были ли все дети достаточно осторожны? Как Ежик понял, что может доверять Ребенку? (1 минута).
«Да и нет»
Цели: С помощью этой игры дети могут трансформировать накопленные напряжение, агрессию и апатию в готовность к общению и взаимную внимательность. Игра обычно проходит в атмосфере веселья и радости, и по ее завершении класс становится вполне работоспособным. Впрочем, следует принять во внимание, что иногда в ходе игры в классе становится очень шумно. Иногда имеет смысл организовывать игру так, чтобы дети смогли "поспорить" не с одним партнером, а с двумя или даже тремя. Эффект катарсиса при таком варианте игры выражен в большей степени.
Инструкция: Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить "Да", а кто — "Нет". Один из вас начинает игру, произнеся слово "Да". Второй сразу же отвечает ему: "Нет!". Тогда первый снова говорит: "Да!", может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: Нет!", и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или "Да", или "Нет". Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать "спор".
«Сходства»
Цели: В младшем школьном возрасте дети начинают осознавать и ценить свои индивидуальные качества, то, что отличает их от остальных. В то же время им важно понимать, что они в чем-то похожи на других людей, ведь гораздо легче разрешать конфликтные ситуации, зная, что людей многое объединяет. Эта игра помогает детям увидеть сходство между собой и другими детьми. Кроме того, это весьма оживленное "разогревающее" упражнение, помогающее детям установить контакт друг с другом и преодолеть мешающие общению стереотипы и предрассудки. Естественно, не все тройки завершат игру одновременно. Поэтому проследите, чтобы каждая тройка успела до окончания игры выполнить всю инструкцию полностью.
Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Постарайтесь выбрать себе в тройку тех, у кого есть что-то общее с вами, например, совпадает цвет одежды или волос. Это должны быть дети, которых вы еще не очень хорошо знаете. Сядьте где-нибудь все вместе на корточки и начните разговаривать друг с другом. Каждому из вас нужно будет рассказать о себе, причем говорить надо как можно быстрее, ведь в вашем распоряжении всего лишь пять минут, и за это время вы должны найти несколько вещей, объединяющих вас между собой. Например, может выясниться, что каждый из вас хоть раз в жизни побывал на Красной Площади, или, что каждый из вас не любит манную кашу или какао. Совершенно неважно, что это будет, важно, чтобы это было у всех в вашей тройке.
Как только вы обнаружите такое сходство, вы втроем должны одновременно подпрыгнуть. Прыгнуть надо как можно выше и при этом надо выкрикнуть: "Первое!". Пусть все услышат, как вы рады. Затем снова сядьте на корточки и дальше так же быстро рассказывайте друг другу о себе, пока не найдете второе сходство. Тогда вы снова подпрыгните вверх и прокричите: "Второе!". Задача каждой тройки — в течение последующих пяти минут обнаружить десять сходств.
Я знаю, что у вас хорошее воображение, и вы — творческие люди, поэтому вам будет легко находить все новые и новые сходства. "Вы
любите смотреть телевизор? — Естественно. — Вот вам и первое!". "Ты ногти стрижешь? — Само собой! — Вот вам и второе!". Ты по-русски говоришь? — Конечно. — Вот вам и третье!". Но такие сходства очень скучны. Ваша задача найти самые неожиданные факты. Ищите сходства не простые, а особенные. Например: "Моя мама учит испанский... — А у меня брат знает испанский — А я сам знаю несколько фраз по-испански". Вот это, действительно, первое! Вы поняли, что я имею в виду? Ну, тогда, начали!
«Рецепт приготовления друга»
Цели: В этом упражнении дети знакомятся друг с другом в парах. При этом они могут спрашивать друг друга о чем угодно: о внешнем облике своего партнера, его пристрастиях, чертах характера. В конце игры каждый ребенок должен написать своего рода рецепт на "приготовление" своего партнера. Естественно, текст и его оформление определяются возрастом и уровнем индивидуального развития каждого ребенка в классе. Возможно, некоторые дети смогут описать только внешний облик своего партнера по игре, более зрелые дети, возможно, проявят интерес к его психологическим характеристикам. Может быть, не всем удастся точно следовать стилистической форме рецепта. Все эти отклонения вполне допустимы.
Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.
Инструкция: Разбейтесь на пары. Выберите каждый себе такого партнера, которого вы еще недостаточно хорошо знаете. Сначала вы можете немного рассказать друг другу о себе. Спросите своего партнера, как тот себя сегодня чувствует, о чем он думает. Выясните, что он любит есть, с кем он предпочитает играть, какую одежду любит носить, какие игры ему нравятся, где он обычно гуляет. Когда вы наберете достаточно информации друг о друге, то возьмите, пожалуйста, по листу бумаги и выпишите рецепт со всеми необходимыми ингредиентами, необходимыми для "приготовления'' такого вот друга. Например, это может выглядеть вот так.
Рецепт для приготовления Саши
Ингредиенты:
— рыжие волосы средней длины
— два карих глаза
— один большой вечно улыбающийся рот
— 28 блестящих красивых зубов
— одно сильное стройное тело
— одна пара ковбойских сапог.
Способ приготовления: Причеши волосы и сделай посередине ровный пробор, волосы должны равномерно спадать в обе стороны. Затем обеими руками нужно навести максимальный беспорядок на голове. Лицо надо повернуть к солнцу, чтобы глаза сверкали ярче. Чтобы рот улыбался достаточно широко, его нужно хорошенько выдрессировать. Не забудь сразу же надеть ковбойские сапоги, иначе ты никогда не получишь настоящего Сашу. Теперь собери 28 больших зерен белого риса и воткни их по кругу под носом. Сомкни их покрепче и сам улыбнись пошире, потому что Саше это нравится.
Когда вы оба напишете свои рецепты, зачитайте их друг другу.
По завершении процедуры предложите детям сесть в общий круг. Желательно, чтобы они не сидели рядом с теми детьми, с которыми только что работали. Часть детей может зачитать свои рецепты, а остальные должны будут угадать, о ком идет речь. После этого каждый ученик отдает свой рецепт партнеру.
«Звучание моего голоса»
Цели: Это очень поучительное упражнение, в ходе которого дети могут попрактиковаться в невербальном общении — общении без слов. Многие дети еще не научились тонко воспринимать свой собственный голос, и поэтому еще не умеют в полной мере пользоваться им. Они еще не замечают, к каким социальным последствиям приводит тон речи, громкость голоса, интонация и т.п. В ходе этой игры мы можем обратить внимание детей на их собственный голос и косвенным образом дать им толчок к более осознанному, более ответственному и в тоже время более разнообразному использованию собственного голоса, интонаций и произношения. Это, однако, не означает, что мы собираемся отучить детей спонтанно выражать чувство гнева или агрессию там, где эти эмоции оправданы. В данном упражнении речь в первую очередь идет о том, чтобы дети увидели, каким образом влияет на собеседника то или иное звучание голоса говорящего.
Инструкция: Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга. Определите Первые и Вторые номера в парах. Игру начинают Первые номера. Они должны говорить мягким, нежным и приятным голосом. При этом они должны произносить соответствующие дружеские слова. Например: "Ты мне симпатичен... Доброе утро... Я рад, что ты сегодня пришел в школу... Как ты себя чувствуешь? У тебя такая симпатичная рубашка..." И так далее. Произнося все эти фразы, постарайтесь прислушаться к тому, как вы говорите, и почувствовать, что при этом происходит с вашим горлом. Постарайся обратить внимание на каждый мускул шеи и горла. А Второй номер в это время должен внимательно слушать и молчать. И только потом Второй номер должен рассказать Первому, как звучал его голос в тех или иных словах. (1 минута).
Первый номер продолжает говорить. В этот раз вы должны говорить жестким, грубым, напряженным голосом. При этом говорите, пожалуйста, грубые, жесткие и даже обидные слова. Например: "Исчезни! Кто тебе сказал, что ты можешь сюда приходить? Чего тебе вообще здесь надо? Смойся!" И снова постарайся почувствовать, что делает твое горло, произнося все эти грубые и неприятные слова. Постарайся обратить внимание на каждый мускул шеи и горла. И по-прежнему Второй номер должен внимательно слушать и пока молчать. (1 минута).
А теперь Второй номер пусть расскажет Первому, как звучал его голос при произнесении тех или иных слов. Как звучал его голос в начале? Как он звучал в конце? И как себя чувствовал Второй номер в обоих случаях? (1-2 минуты.)
Теперь поменяйтесь ролями. (Повторите вновь инструкцию.)
А теперь я хочу, чтобы вы просто поговорили друг с другом. Поговорите сначала о ком-нибудь, кто вам обоим не нравится, но кого сейчас точно нет в классе. Рассказывая что-нибудь об этом человеке, внимательно прислушивайтесь к своему голосу. Постарайтесь почувствовать, что ощущает при этом ваше горло. (1-2 минуты.)
А теперь поговорите о ком-нибудь, кто вам обоим нравится. Расскажите о ком-нибудь, кто вас восхищает или особенно приятен вам. И снова внимательно прислушайтесь к своему голосу и ощущениям своего горла. (1-2 минуты.)
А теперь расскажите друг другу, что вы при этом заметили. (1-2 минуты.)
«Острый глаз»
Цели: В ходе этой игры дети могут потренировать свою зрительную память и получить обратную связь о том, насколько внимательно они наблюдают за своим окружением. Вы можете играть в "Острый глаз" как в классной комнате, так и во время экскурсии или пикника.
Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.
Инструкция: Я хочу предложить вам игру под названием "Острый глаз". Разбейтесь на небольшие группы по шесть человек в каждой, пусть каждая группа сядет за отдельный стол. Рассчитайтесь по порядку... Первые номера задают всем остальным вопросы. Они спрашивают о том, что можно видеть в классе. Например: "Сколько парт стоит в классе?" Или: "Какого цвета рубашка у Олега?" Не глядя по сторонам, остальные номера записывают свои ответы. Лишь после того, как все ученики допишут свои ответы, можно оглядеться и проверить правильность своего ответа. Если ваш ответ верен, отметьте его звездочкой.
Затем наступает очередь Вторых номеров задавать вопросы, а все остальные отвечают. В конце игры вы можете сосчитать, у кого получилось больше звездочек. Этого ребенка все остальные могут поносить на руках по классу.
«Говорящие вещи»
Цели: Это упражнение представляет собой интересный способ косвенного самоописания. При этом у детей развивается творческая активность. Кроме того, игра является хорошим тренингом эмпатии и чуткости, а обсуждая ее, дети имеют возможность получить от одноклассников доброжелательную обратную связь.
Таким образом, в ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера.
Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.
Инструкция: Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы будто бы хотят что-то сказать вам? Например, телевизор хочет сказать: "Включи меня, и я разгоню твою скуку". А футбольный мяч готов добавить: "Пошли, поиграем со мной. Ведь когда ты гоняешь меня по полю, ты чувствуешь себя гораздо лучше!" Или велосипед: "Давай, залезай на меня. Я отвезу тебя к твоему другу Мише". А дверь говорит: "Открой меня, выгляни наружу, и ты увидишь столько всего интересного..."
Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите из этого списка три предмета и напишите все, что каждый из них смог бы рассказать о вас.
Запишите на доске названия следующих предметов:
— зубная щетка, автобус, пальто;
— ботинки, шкаф, расческа;
— шариковая ручка, зеркало, обеденный стол;
— кровать, телевизор, тарелка;
— велосипед, радио, учебник по русскому языку;
— мыло, письменный стол, лампа;
— футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное.
Дайте детям примерно двадцать минут времени, чтобы они могли нарисовать три рисунка, изображающие эти предметы. Затем от имени каждого предмета ребенок должен составить рассказ о самом себе и записать его.
А теперь разбейтесь на четверки и покажите друг другу свои рисунки и рассказы. Спросите остальных, что они думают по этому поводу.
«Вот я какой!»
Цели: Эта игра прекрасно подходит для начала учебного года. Дети могут представить себя небольшому кругу своих одноклассников, рассказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно бегло, то им стоит раздать предварительно размноженную анкету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать развернутые и детальные ответы. В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например: "Какое событие твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?", "Когда тебе нравится учиться?", "Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел стать его другом?", "С какими взрослыми тебе интереснее и легче общаться?"
Материалы: Каждому ребенку нужен один экземпляр анкеты "Вот я какой!"
Анкета "Вот я какой!"
1. Меня зовут____________________________________________.
2. Мне_______________лет.
3. У меня__________________________________________глаза.
4. У меня________________________________________волосы.
5. Улица, на которой я живу, называется______________________.
6. Моя любимая еда____________________________________.
7. Мой любимый цвет —___________________________________.
8. Мое любимое животное —_______________________________.
9. Моя любимая книга —___________________________________
10. Моя любимая телевизионная передача________________
11. Самый прекрасный фильм, который я видел____________
12. Я люблю в себе_____________________
13. Моя любимая игра___________________
14. Моего лучшего друга зовут___________
15. Страна, в которую я бы хотел съездить_____________
16. Лучше всего я умею______________
17. Моих братьев и сестер зовут_______
18. Самая главная моя цель —
Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова. (10 минут.)
А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.
«Сходства и различия»
Цели: Эта игра помогает детям увидеть, что, с одной стороны, каждый из них по-своему уникален, а, с другой стороны, у каждого можно найти такие черты и особенности, которые есть и у других.
Материалы: Бумага, карандаш — каждому ребенку.
Инструкция: Кто из вас иногда радуется, когда обнаруживает, что в чем-то он похож на других детей? А кто из вас бывает доволен тем, что в чем-то отличается от остальных?
В каждом из нас есть и то, и другое. Разбейтесь на пары, и пусть каждая пара сядет за свой стол. Найдите восемь характеристик, которые есть в вашей паре у обоих, а затем — восемь характеристик, которыми вы отличаетесь. Каждый из вас может согнуть пополам лист бумаги. Напишите на левой половине листа сверху "сходства", а справа — "различия". А теперь запишите то, чем вы похожи друг на друга, и то, чем вы друг от друга отличаетесь.
Теперь нарисуйте две картинки. На одной должно быть изображено что-то такое, чем вы похожи. А другая должна изображать одно, но важное различие между вами.
По завершении попросите детей представить свои рисунки классу.
— Что для тебя было сложнее: найти сходства или найти различия?
— Что из того, что объединяет тебя с твоим партнером, нравится тебе больше всего?
— Что тебе больше всего нравится из того, чем ты отличаешься от других?
«Тpu зверя»
Цели: Дети, которые умеют задействовать свое воображение, чувствуют себя более компетентными и более уверенными в себе. Они ощущают в себе творческую силу, которая может создавать новое и влиять на их жизнь. Очень важно, чтобы мы, взрослые, снова и снова подчеркивали важность фантазий, если мы хотим, чтобы дети, когда вырастут, были способны к творческому решению различных проблем и задач. Мы знаем, что в нашем столь быстро развивающемся мире известные средства часто уже не помогают.
В этой игре-фантазии дети смогут задействовать те свои личностные качества, которые необходимы им в общении, а также могут укрепить уверенность в себе.
Инструкция: Кто из вас бывал в театре? Что вам там больше всего понравилось? Не хотели бы вы стать режиссерами, которые говорят актерам, что они должны играть? Вы можете стать театральными режиссерами — в своем воображении. Я хочу показать вам, как это можно сделать.
Сядьте поудобней и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните...
Теперь подумай о человеке, которого ты любишь. Если этот человек будет играть в детской театральной постановке, какую роль ты ему тогда дашь? Сейчас подумай о человеке, которого ты не любишь. Кем он мог бы быть в твоем спектакле? Ну, а теперь подумай о самом себе. Какую роль ты сам сыграл бы с удовольствием?
Теперь вернемся к человеку, которого ты любишь. Каким животным он мог бы быть? А человек, которого ты не любишь? А каким животным мог бы быть ты сам?
Представь себе большой зеленый луг. Представь, что ты — то животное, которое ты для себя выбрал, и находишься на этом лугу. И человек, которого ты любишь, тоже как животное приходит к тебе на луг. А затем к вам обоим на луг выходит третье животное — человек, которого ты не любишь. Представь себе всех трех животных на лугу. Придумай небольшую историю о том, что эти трое делают. (2 минуты.)
Твоя история подходит к концу? Теперь потянись и стань снова собой. Возвращайся обратно в наш класс, вздохни глубоко и открой глаза... Я хотела бы, чтобы ты нам рассказал, что в твоей истории происходило с теми тремя животными.
«Конференция зверей»
Цели: Эта игра-фантазия поможет детям обнаружить составляющие "Я — образа". Звери здесь — символ собственной личности. В этой игре особенно важно, чтобы дети не были напряжены.
Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.
Инструкция: Я хочу вам предложить одну фантазию. Ложитесь на пол и закрывайте глаза. Вздохните три раза глубоко...
Последовательно ощути различные части своего тела. Расслабь пальцы ног, ступни, колени... Расслабь целиком свои ноги, ладони, локти, плечи, живот, грудь, шею, лицо и глаза...Когда твое тело расслабленно, ты можешь лучше концентрироваться. Представь себе какой-нибудь простой предмет и посмотри на него совершенно спокойно; это может быть, например, цветок или горящая свеча.
Представь теперь, что ты на прекрасном лугу. Повсюду густой туман, так что ты видишь все вокруг очень нечетко. Посчитай, не спеша, в обратном порядке (от десяти до нуля) и посмотри, как туман под твой счет медленно поднимается вверх и рассеивается. Ты уже лучше видишь вокруг себя. И с каждым вздохом у тебя прибавляется тепла и возникает много приятных чувств. И ты можешь еще больше расслабиться, как после дня, когда ты совершил пеший поход. Тебе страшно хочется провалиться в глубокий сон, в котором ты увидишь четырех зверей. Изучи их, понаблюдай, что они все вместе делают. У тебя есть пять минут на это. (5 минут.)
С каждым из животных у тебя есть что-то общее — какое-нибудь свойство характера или одинаковые способности. Найди время, чтобы поговорить со всеми зверями. (3 минуты.)
Попрощайся теперь со зверями. Оставь их на лугу и возвращайся назад. Вздохни глубоко, потянись и открой глаза. Возьми лист бумаги и нарисуй зверей, которых ты видел.
Дайте затем каждому ребенку возможность показать Вам свой рисунок и порассуждать о том, что именно каждый зверь говорит о его личности.
«Дотянись до звёзд»
Цели: Эта игра представляет собой прекрасную комбинацию воображения и физического действия. Она дает детям возможность расслабиться и набраться оптимизма. Они могут здесь не просто потянуться физически, но и укрепить свою уверенность в том, что они способны достигать цели.
Инструкция: Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать... (15 секунд.)
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую просторную корзинку... (Когда у всех детей "звезды будут лежать в корзинках", можно продолжить дальше).
Опусти руки и закрой глаза. Выбери прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает тебе о другой твоей мечте... (10 секунд.)
Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи в корзинку к первой звезде...
Продолжайте в том же духе и дайте детям сорвать с неба еще несколько звезд. Посоветуйте им дышать так: делать глубокий вдох, когда они тянутся за звездой, и выдох, когда они достают ее и кладут в корзину. Групповая сплоченность может возрасти, если после игры каждый расскажет о какой-нибудь из своих звезд и объяснит, что она для него значит.
«Вытащи вопрос»
Цели: Часто в жизни решающее значение имеет то, умеем ли мы задавать правильные вопросы. Ответы на многие вопросы со временем могут устаревать. Поэтому в наш век быстрых перемен мы должны быть готовы к тому, чтобы хорошо формулировать проблемы и задавать по-настоящему интересные вопросы. Детям важно учиться этому.
Материалы: По одной карточке белого и красного цветов для каждого ребенка и небольшой ящик.
Инструкция: Знаете ли вы кого-нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли вы привести пример интересного вопроса? А теперь задайте мне какой-нибудь скучный вопрос. Кем вы хотели бы быть: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет давать хорошие ответы?
Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете придумывать интересные вопросы. Мы запишем эти вопросы на карточках, положим карточки в ящик и перемешаем их. Потом каждый из вас сможет вытащить какой-нибудь вопрос и попытаться на него ответить. На белых карточках вам нужно написать такие вопросы, которые не относятся ни к кому лично и которые никого не могут смутить. Например, "Где находится самое высокое в мире здание?", "Что происходит, когда цветет бамбук?". На красных карточках нужно написать личные вопросы: "Когда ты последний раз соврал?", "Украл ли ты что-нибудь хоть раз в жизни?" и т.д. Каждый сейчас получит по одной белой и одной красной карточке. Когда вы напишите оба своих вопроса, положите их в ящик...
Теперь вы можете по очереди подходить к ящику и вытаскивать по своему усмотрению белую или красную карточку. Затем вы читаете вопрос и даете нам ответ на него.
После каждого выступления высказывайте свое мнение о том, интересен ли был вопрос и точен ли был ответ. Если кто-то из детей вытащит красную карточку, то, до того, как ребенок начнет отвечать, спросите его, действительно ли он готов к ответу на "острый" вопрос или, может быть, он все-таки предпочтет отложить его в сторону.
«Странные вопросы — странные ответы»
Цели: Здесь идет речь не об "умных" вопросах, как в игре "Придумай вопрос", а о фантастических, отчасти даже сюрреалистических вопросах. В буквальном смысле это — невозможные вопросы, поскольку они не укладываются в рамки представления о возможном и иногда противоречат законам природы. Их огромное достоинство состоит в том, что они создают атмосферу удивления и дарят радость от самого процесса задавания вопросов. Начните с нескольких предлагаемых здесь вопросов и попросите детей дать на них как можно более интересные ответы. После этого дети смогут сами придумывать странные вопросы и изобретать странные ответы на них. Для того чтобы как-то упорядочить этот творческий хаос, Вы можете предложить детям задавать вопросы по определенной теме. Таковыми могут быть, например, история, развлечения, спорт, питание, риск, здоровье, окружающая среда и т.д.Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру "Странные вопросы — странные ответы". Сначала я задам вам пару необычных, странных вопросов, а вы попытаетесь придумать к ним такие же странные ответы. Смысл этой игры состоит, главным образом, в том, что мы сталкиваемся с вещами, о которых никогда не слышали и никогда не думали, и которые при этом бывают временами очень удивительными и интересными. Потом вы сами сможете придумывать странные вопросы.
Первый странный вопрос, который я хочу вам задать, будет вот какой: "Чего бы тебе хотелось больше: присутствовать при сотворении мира и написать об этом репортаж, или же пережить конец света и написать о нем?" Какие ответы приходят вам в голову?
Вот еще странные вопросы:
— Чем бы ты предпочел быть: идущей рукой, поющей ногой или бегущей головой?
— Какой цвет вкуснее: красный или зеленый?
— Кем бы ты хотел быть: ученым, который нашел лекарство от СПИДа; ученым, который покончил с голодом на всей Земле; ученым, придумавшим новый язык, на котором может говорить каждый человек в мире?— Как бы ты хотел пройти по жизни: как Т, как Н или как В?
— С кем бы ты хотел провести целый день: с Владимиром Владимировичем Путиным , с группой "Лицей" или с Евгением Кафельниковым?
— Тебе надо выбрать возраст, в котором ты проживешь всю оставшуюся жизнь. Какой возраст ты выберешь?
— Каков вкус денег?
— Как звучит солнечный свет? А как звучит лунный свет?
— Кем бы ты предпочел быть: полосками зебры, бородавками жабы или рогом носорога?
— Как тебя никому нельзя называть: глупым, безобразным или нечестным?
— Согласишься ли ты прожить на пять лет меньше, если за это ты станешь необычайно красивым и привлекательным?
— Хочешь ли ты съесть таблетку, которая даст тебе возможность дожить до 250 лет?
— Если бы ты смог изменить свой класс, ты сделал бы всех умнее, красивее или нежнее и заботливее?
«Прочисти мозги!»
Цели: Предлагаемый здесь комический ритуал разом решает несколько различных задач:
— создает веселое настроение в классе
— дает детям возможность немного подвигаться
— создает в группе то замечательное единство, которое легко возникает во время совместной физической деятельности ее участников.
Инструкция: Все ненадолго встаньте и немного потянитесь. Прямо сейчас мы все вместе совершим особый ритуал. Этот ритуал должен помочь нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до потолка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 сантиметрах от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть нить туда-сюда, от одного уха к другому... Оглянитесь вокруг и смотрите, как мы делаем то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз — два, раз — два! Влево — вправо, влево — вправо! Знаете, кто вы сейчас? Вы — умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, так что огонь вашего познания может теперь гореть ярким светом, и вы снова готовы к новым открытиям.
«Прожектор»
Цели: Дети знакомятся здесь с небольшой красивой визуализацией, которая поможет им сосредоточиваться.
Инструкция: Что вы делаете, когда хотите специально сосредоточиться для выполнения домашнего задания? Закрываете ли вы дверь своей комнаты? Выключаете ли телевизор и магнитофон? Что вы делаете, если хотите сосредоточиться во время диктанта: дышите ли глубоко и спокойно, садитесь ли ровно и прямо?
Я хочу показать вам небольшой фокус, который поможет еще лучше сосредоточиться. Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
Представь себе, что мысли в твоей голове — это лучи света, распространяющиеся в различных направлениях. А теперь пусть все лучи соберутся и светят, как в прожекторе, в одном и том же направлении. Пусть свет всех твоих мыслей объединится в один большой, красивый и мощный луч. Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любом предмете.
«Нравится — не нравится»
Цели: Этой игрой хорошо начинать и заканчивать учебный год. Она помогает детям и учителю выяснить важные аспекты отношения к учебе. Сохраните рисунки начала учебного года и сравните их потом с теми, которые дети нарисуют в конце года.
Материалы: По листу бумаги формата A3 на каждого ребенка и мелки (карандаши, фломастеры) для рисования.
Инструкция: Нарисуйте на своем листе четыре больших круга и пронумеруйте их от одного до четырех...
Теперь закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
Что ты ощущаешь, когда думаешь о начавшемся (прошедшем) учебном годе? Нравится (нравилось) ли тебе учиться? Какие цвета и какие формы приходят тебе на ум, когда ты думаешь об этом учебном годе? Теперь открой глаза и нарисуй внутри первого круга пришедшие тебе в голову линии и цвета. (2 минуты.)
Теперь снова закрой глаза и думай о предметах и темах, которые тебе больше всего понравились... (Повторите приведенную выше инструкцию.)
Теперь представь себе предметы и темы, которые понравились тебе меньше всего... (Повторите приведенную выше инструкцию.)
Теперь подумай о чем-нибудь интересном, что ты узнал вне школы... (Повторите приведенную выше инструкцию. Потом дайте детям возможность показать и прокомментировать свои рисунки.)