Открытый урок Древний Восток
Предмет: история
Класс: 5
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Тема: Древний Восток
Цель урока: - формирование системы знаний о государствах Древнего Востока, обобщение и систематизация ранее полученного материала, закрепление основных ведущих идей темы;
Задачи:
способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;
способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник «История Древнего мира. 5 класс» В.И. Уколова, Л.П. Маринович; раздаточный материал на группу, тесты, фишки
Понятии и термины: все понятия и термины по разделу «Древний Восток»
Межпредметная связь: география, литература, МХК
Ход урока.
1-2 минута. Оргмомент. (Приветствие, проведение проверки отсутствующих учеников и готовности присутствующих к уроку).
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Сегодня у нас необычный урок и на этот урок к нам пришли гости. Поприветствуйте наших гостей.
Я уже ранее говорила, что урок необычный, и поведем мы его в форме урока -путешествия. Как обычно в путешествие все едут с хорошим настроением. Я желаю, что бы Вы взяли с собой в путь хорошее настроение, смекалку, свою эрудицию. Поделитесь своей улыбкой друг с другом, с гостями. Итак, в путь. 2-3 минута. Определение темы урока.
Мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего мира, еще раз осуществим путешествие по его странам. Как в каждом путешествии у нас будут пункты назначения, где Вы будете выполнять определенные задания. Итак, старт дан. И, конечно же, самое главное знать, а куда же мы отправляемся? Собирательное название этим странам, которые мы изучали с вами, было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно находились в этой части света. Какой части света? (ответ учащихся: восточной) Так определите тему нашего урока. Учащиеся определяют тему урока: «Древний Восток». ( число и тема записываются в тетрадь).
3-5 минута. Определение цели урока и задач. У нас урок обобщения и систематизации знаний по теме “Древний Восток”.
Попробуем определить цель и задачи нашего урока. Обратите, пожалуйста, внимание на тип урока. Какая цель? (учащиеся называют цель урока: систематизация знаний о государствах Древнего Востока). А какие задачи? (учащиеся называют задачу урока: ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока. Повторить основные понятия курса, даты, события, вспомнить исторических деятелей этой эпохи).5-7 минута. Мотивация. Планирование.
В нашем путешествии по странам Древнего Востока будут принимать участие 4 группы, в каждой группе есть свой проводник или капитан. За правильное выполнение задания группа получает 1 фишку, цвет которой будет зависеть от правильности ответа: «розовая»-«5», «желтая»-«4», «голубая»-«3». Каждая группа должна подготовить один вопрос противоположной группе путешественников.
Каких фишек группа наберет больше, такую отметку и получит.
Учитывая возрастные особенности пятиклассников, на доске для зрительного восприятия выведены основные правила:
Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.
Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.
Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.
В странах Древнего Востока мы побывали с вами на уроках истории. А по каким странам Древнего Востока мы будем путешествовать сегодня?
(учащиеся называют страны, учитель – прикрепляет на доске названия стран)
С чего начинается изучение любой страны? (Ответ учащихся: с географического положения)
8-38 минута. Практическая деятельность.
Команды готовы к путешествию?
Итак, наш Первый пункт “Географический”
Ребята! «Важную роль при изучении истории играет знание исторической карты и не менее важную роль играет знание дат исторических событий.
В истории знай даты и года.
И помни: ты без карты никуда.
(Слайды презентации 2-6)
Тест «Страны» (слайды 7-9)
Задание: Назовите страну, в которой ценилось это растение (слайды 10-13)
Второй пункт нашего путешествия “Исторический словарь”
Работа в группах и
Конкурс проводников (проводники или капитаны групп индивидуально выполняют задания)
Задание отгадайте кроссворд
1.Основное удобрение на полях Древнего Египта
2.Одна из рек Индии
3.“Жилище богов”
4.Штурмовое оружие
5. Древняя столица Египта
6. Город Двуречья
7. Гроб, где хранится мумия
8. Подвижная ударная сила
Угадай понятие
1.Это чудное созданьеСделано нам в назиданьеЕгиптянами давно.Славится века оно.Пирамиду охраняет,Видом своим всех пленяет. (сфинкс)
2.В Египте умер человек,И труп его хранили век.Тело обрабатывают,Бинтами замотают.Назови, что это было,Долго всем оно служило. (мумия)
3. Царь в Вавилонии когда-то был Могущественным, знаменитым слыл. От рабства подданных он защитил. Законы царские он учредил. (Хаммурапи)
Угадай личность
А) Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нем – второй, а во втором – третий. Лишь в последнем, четвертом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).Б) Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей).В) Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания (Ашшурбанапал).
Г) В 3 в. до н.э. почти все индийские племена он объединил под своей властью (Ашока).
Работа в группах
Задание – “Текст с ошибками”:
В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички,покрытые значками в идее клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда. (6 ошибок)
Рассказ о богах (Миф).
Пленник, человек без прав и свобод (Раб).
Столетие (Век).
Первый человек, согласно Библии (Адам).
Титул царя Древнего Египта (Фараон).
Частицы полусгнивших растений (Ил).
Приспособление для разрушения крепостных стен (Таран).
Гробница древнеегипетских царей (Пирамида).
Строительный материал в Двуречье (Глина).
Человек, который служил Богам (Жрец).
Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами (Мумия).
Жилище бога (Храм).
Итак, ребята мы повторили с вами географическое положение стран Древнего Востока, чем они занимались, повторили, что у каждой страны есть свои исторические факты, особенности, термины, географические названия, но у каждой страны есть еще и свои исторические деятели.
Следующая наша остановка:
Третий Пункт “Исторические деятели”
(слайды14-17)
Четвертый Пункт путешествия “Занимательный”.
Каждая группа подготовит и задаст противоположной группе любой вопрос по истории Древнего Востока.
Пятый Пункт “Загадочный”.
Мне по пути повстречался путешественник, который побывал уже во многих странах Древнего Востока и приобрел там разные товары, но вот беда, они все перемешались в одном мешке, и он забыл, в какой стране приобрел. Давайте ему поможем разобраться. (стекло, чай, сахар, компас, хлопок, пурпур, шёлк, бумага, цифры, шахматы)
Каждая группа раскладывает предметы по странам.
Слайды 18-21
Шестой Пункт “Исторические памятники”.
Слайды 22-25
Седьмой Пункт “Материалы для письма”.
Слайды 26-29
39-41 минута. Осуществление контроля. Контроль и проверка знаний осуществлялась сразу на 1,3,4,6,7 пунктах путешествия. Предлагаю желающему ученику из каждой группы путешественников осуществить роль эксперта по выполнению задания пункта пятого, где нужно было помочь путешественнику с товарами.
41-42 минута. Оценивание учащихся. Итак, ребята, близится к концу наше путешествие. Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставлять как можно больше следов в истории. А кто больше всех наследил? У кого больше всех фишек? Давайте посчитаем ваши результаты и узнаем отметки группы. А теперь я предлагаю оценить самокритично каждому ученику свою работу на уроке по следующим критериям: см. памятку №7.
43-44 минута. Итог урока. Рефлексия. В течение нашего путешествия мы постарались вспомнить, обобщить и закрепить полученные знания по истории древнего Востока. Удалось ли нам достичь поставленных целей? Выразите свое отношение к уроку при помощи цветных квадратиков: «красный» - мне все понравилось на уроке и я усвоил материал; «желтый» - в целом урок понравился, но материал усвоил не полностью; «синий»- урок не понравился, т.к. материал не усвоил. Ребята вам понравился урок? Что было интересного на уроке? Что вызвало трудности?
44-45минута. Домашнее задание. Учитель предлагает учащимся задания разного уровня сложности:
Базовый уровень: ознакомиться с параграфом 26.
Повышенный уровень:
- выполнить задания 5-6 в учебнике на стр. 47.