Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности Изучение освещенности помещения для правильного размещения комнатных растений.
Технологическая карта занятия
Ф.И.О. учителя
Мандрыкина Елена Александровна
Предмет
Окружающий мир (внеурочная деятельность, блок «Я познаю мир»)
Класс
1 класс
Тема занятия
Изучение освещенности помещения для правильного размещения комнатных растений.
Тип занятия
Мини-проект (исследовательская деятельность)
Цель
Изучить освещенность классной комнаты для последующего правильного размещения комнатных растений.
Задачи
Образовательные:
- изучить освещенность в различных местах классной комнаты;
- классифицировать растения на группы по отношению к свету;
- правильно разместить комнатные растения в классе.
Воспитательная:
- воспитывать у учащихся инициативность в построении совместных учебных действий.
Развивающая:
- развивать творческие способности учащихся через осуществление ими исследовательских действий.
Здоровьесберегающая:
- осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями.
Формируемые УУД
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.
Познавательные: умение ориентировать я в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Планируемый результат
Метапредметные:
способность к реализации полученных знаний вне школы, в повседневной жизни.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные:
научиться правильно размещать комнатные растения в зависимости от освещенности помещения.
Межпредметные связи
Русский язык, математика, ботаника, физика
Ресурсы:
- модульная система экспериментов на базе цифровых технологий;
- презентация к занятию;
- карточки-определители, карточки для указания уровня освещенности классной комнаты.
Организация пространства
Фронтальная работа, групповая работа.
Технология проведения
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Проговаривают фразу, которая настраивает их на приобретение новых знаний.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, а также атмосферу доброжелательности.
- Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки мне, друг другу и гостям. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Комм. УУД.)
Уметь слушать и понимать речь других(Комм. УУД.)
Формировать мотивацию к познанию(Личн. УУД)
2. Актуализация опорных знаний.
Цель: побуждение детей к активной мыслительной деятельности; выявление затруднений в деятельности учащихся.
Смотрят на доску, выполняют задания учителя, проговаривают и объясняют.
Под руководством учителя выявляют место затруднения, проговаривают причину затруднения, делают выводы.
Организует учебную деятельность учащихся, обобщает актуализированные знания.
Демонстрирует свою реакцию детям, создаёт атмосферу доброжелательности, приятия каждого ответа, значимости каждого мнения.
- Сегодня у нас, я надеюсь, будет очень интересное занятие. Дело в том, что к нам за помощью обратились ребята нашей школы.
Вы знаете, что все стараются, чтобы в классных комнатах было как можно больше зелени, цветов.
- А зачем нужны комнатные растения?
- Ребята стараются ухаживать за растениями. Давайте вспомним, какие факторы влияют на рост растений? Выберете нужные.(Учащиеся прикрепляют на доску карточки со словами –факторами)
- Посмотрите на эти растения, их нам принесли учащиеся других классов. Вот эти здоровые, крепкие. А эти повреждены.
- Как вы думаете, в чем может быть причина?(Дети выдвигают версии, в итоге приходят к выводу, что листья получили ожоги от солнечных лучей)
-Либо они что-то не знали, либо делали что-то не так.
- Что же мы можем посоветовать ребятам, что сделать, чтобы избежать таких ожогов?
- А можем ли мы прямо сейчас правильно расставить цветы в классе?
Знать факторы положительно влияющие на рост и развитие комнатных растений, отличать важные и второстепенные факторы.
Уметь всесторонне анализировать задание (Позн. УУД)
Допускать существование различных точек зрения (Комм. УУД)
3. Самоопределение к деятельности
Цель: побуждение детей к активной мыслительной деятельности; мотивация детей в процесс познания.
Ищут пути решения проблемной ситуации, приходят к алгоритму решения.
Подводит детей к определению тему, цели и задач занятия.
-Какая цель нашего занятия?
Слайд 1 (цель занятия)
- Что нужно сделать, чтобы прийти к этой цели?
Слайд 2 (задачи занятия)
- Посмотрите на опорные слова и назовите тему урока.
Слайд 3 (тема урока)
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Позн. УУД)
Уметь проговаривать последовательность действий на занятии (Рег. УУД)
Удерживать в уме учебную задачу(Рег. УУД)
4. Решение учебной задачи
Цель: побуждение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности, необходимой для достижения поставленной цели.
Практическая деятельность учащихся.
Группа «Биофизики» с помощью модуля для измерения освещенности измеряют освещенность класса, в протоколах фиксируют данные, выявляют наиболее и наименее освещенные места.
Группа «Биологи» с помощью карточек-определителей классифицируют данные растения по группам.
Организует исследовательскую деятельность учащихся.
Осуществляет пошаговый контроль деятельности учащихся.
- Разобьёмся на 2 группы: «Биофизики» и «Биологи».
- «Биофизики», определим этапы вашей работы.
Слайд 4 (этапы работы «Биофизиков»)
- «Биологи», я дам вам карточки-определители с их помощью вы сможете определить какие из данных растений являются светолюбивыми, теневыносливымим и средней освещенности.
Слайд 5 (этапы работы «Биологов»)
Слайд 6 (этапы работы обеих групп)
Уметь измерять освещенность при помощи измерительного модуля, работать с карточками-определителями.
Работать в коллективе, выполнять различные роли, осуществлять учебное сотрудничество(Комм. УУД)
Уметь высказывать своё мнение, отстаивать собственную позицию (Личн. УУД)
Работать по алгоритму, уметь сравнивать и обобщать (Позн. УУД)
Удерживать в уме учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль (Рег. УУД)
5. Оценка полученных результатов с точки зрения соответствия поставленной цели
Цель: зафиксировать новое содержание занятия.
Каждая из групп оглашает результаты собственных исследований и делает выводы, формулируют собственное мнение и озвучивают его.
Корректирует выводы учащихся, ведет диалог.
- Пришло время каждой группе озвучить полученные выводы.
- Поставьте правильно растения.
- Сможем ли мы теперь помочь ребятам из других классов? Как?
Знакомятся с группами растений по отношению к свету, сравнивают полученные данные при измерении освещенности классной комнаты.
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, выполнять учебные действия в уме(Рег. УУД)
Контролировать действия партнёра, владеть речью(Комм. УУД)
Проявлять интерес к новому материалу (Личн. УУД)
6. Рефлексия
Цель: организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку (показывают сигнальные карточки).
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
- Подводим итог работы на уроке.
- Какая была цель занятия?
Слайд 7 (цель занятия)
- Мы достигли цели?
- Расскажите по схеме, чему научились?
Слайд 8
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Оцените работу своей группы с помощью сигнальных карточек.
- Оцените себя и свою работу в группе?
Уметь давать оценку своей работе и работе класса, определять границы «знания» и «незнания» (Рег. УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личн. УУД)
7. Определение зоны дальнейших действий
Цель: определить следующий шаг в движении.
Делают предположения о дальнейшей деятельности.
- Сегодня мы правильно расставили цветы в классе? Сможем научить этому других.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующих занятиях?
Слайд 9 (Спасибо за хорошую работу)
Узнал
Смогу
Я
15