Классный час «Человек среди людей»
Классный час «Человек среди людей»
Цель: оказание помощи старшеклассникам в самоопределении, выборе жизненной позиции, осознании своих отношений с окружающим миром.
Задачи:
Развитие умений учащихся вести диалог.
Способствовать раскрепощению ребенка во время общения.
Оборудование: карточки, лестница, проектор, ноутбук, магниты, свеча
Ход мероприятия
Организационный момент. Психологический настрой
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок
Скрестим же шпаги наших мнений
Сегодня, здесь и сейчас.
Учитель:
- Ребята, я прошу вас встать в круг спиной. Закройте на минуту глаза. Откройте. А теперь повернулись лицом. Вспомнили самое интересное и приятное за сегодняшний день. А как насчёт улыбки? Вам нравится, когда вам улыбаются? В каком положении вы чувствовали себя лучше? Тогда давайте с приветливой, добродушной улыбкой посмотрим друг на друга и скажем «Здравствуйте».
Ребята, скажите, какие чувства вы испытали, когда держались за руки? Что вы чувствовали? (тепло, доверие, единство, спокойствие)
-А когда вам улыбались? (хорошее настроение, было приятно).
- Сегодня мы проведем классный час «Человек среди людей»(слайд 1) . Тема очень обширная, но мы рассмотрим одну проблему и будем работать по блокам.
I блок - Человек в общении
II блок – Человек со стороны
III блок - Ты в будущемИтак , начинаем рассматривать первый блок «Человек в общении»
А теперь я прошу вас прочитать высказывание.
(слайд2)«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше
Ф. Ларошфуко
- Как вы это понимаете?
(Ведь человек в своей жизни не может быть один, иначе он просто - напросто умрет от скуки и одиночества. Надо иметь общение с окружающими людьми, иметь хороших и надежных друзей. Этот человек, кто так думает, считает себя отринутым от всего мира. Он думает, что он никому не нужен, что никто его не любит. Это из-за боязни общения, человек просто боится непонимания со стороны окружающих.)
Мы постоянно находимся среди людей: очень близких, родных - дома, хорошо знакомых или мало знакомых - в школе, в гостях, различного рода кружках; совсем незнакомых на улице, в общественном транспорте, в магазине, на катке, на пляже везде и всегда. Ещё Марк Аврелий говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не сможешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».
(слайд3)-в чём человек может узнать себя ? (в общении, в поступках , в делах , в работе , в отношении между людьми)
(слайд4)Робинзон Крузо. Известный вам по книге Д. Дефо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил попугая разговаривать, разговаривал сам с собой, он выжил. 28 лет сражался с дикой природой, но не было дня, когда он не вглядывался в морскую даль, в надежде увидеть на горизонте корабль, который вернет его в общество. Потому что человек вне общества утрачивает главное – радость общения с другими людьми.
-Быть и жить в обществе, значит преподнести себя, каждый должен узнать себя, ощущая себя в обществе, в коллективе, человек смотрит сначала на других.
Обратите внимание на слова мудрой китайской пословицы:
Слайд(5)
«Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других»
- Как вы это понимаете?
(О том что нужно сначала разобраться в себе, а не искать изьяны в других
Упражнение «Лестница моих проблем»
На доске слова и на столах у каждого лестницы и слова.
На каждой ступеньке нарисованной лестницы поставьте трудности, которые вы испытываете в общении с друзьями, родителями, самим собой? Затем учащиеся находят сходные проблемы у других, объединяются в группы и пытаются найти пути решения этой проблемы.
Слова: скромность, застенчивость, неприятный собеседник, нет общей темы для разговора, неумение правильно высказать свое мнение
Как решить эти проблемы?
Мы можем помощь друг другу, если видим какие - то трудности. Найти в человеке что – то, хорошее, и просто похвалить, поддерживать его во всем.
II блок «Человек со стороны»
Действительно, легче сделать замечание, чем похвалить. Важно в жизни уметь подмечать все самое доброе в человеке, уметь позаботится о нём и придти на помощь в трудную минуту. Ведь помощь состоит не только материальная ( т.е дать деньги , помогать сделать что – то), но и еще просто с человеком поговорить, пообщаться, ведь если у человека горе , то мы можем поддержать словами.
(слайд6)Лев Кассиль как-то сказал : На свете, кроме тебя, есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте,
понимании, в твоей защите и помощи..
Про кого тут сказано? ( про инвалидов)
А какой день отмечается день инвалидов?
В настоящее время существуют благотворительные организации и фонды. Я хочу познакомить вас с одним из таких фондов, давайте посмотрим следующий фрагмент.
(слайд7) - Видеоролик о благотворительном фонде «Линия жизни»
(слайд8) - «Линия жизни»
Совершенно верно. И фонд «Линия Жизни» помогает детям с тяжелыми сердечными заболеваниями.
(слайд9) Есть такой российский фонд Красный крест. Про это нам сообщение подготовил Запивалов Миша.
Основные работы Российского Красного Креста направлены на помощь в развитии сферы здравоохранения, образования и социальной поддержки наиболее незащищённых слоёв населения: детей из социально незащищённых семей, беспризорных и безнадзорных детей, сирот, одиноких престарелых и ветеранов, беженцев и лиц, ищущих убежище, людей с ограниченными возможностями и лиц, пострадавших при чрезвычайных ситуациях. Большую помощь оказывали пострадавшим в Беслане, во время чеченской, афганских войн, пострадавшим от наводнений в регионах Дальнего Востока.
Как вы думаете, для чего создаются подобные фонды? (оказывается безвозмездная помощь гражданам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию).
Благотворительность дает возможность людям проявить свою доброту, милосердие?
Часто мы можем это делать, и что мешает нам совершать добрые поступки? (Факторы загруженности. Мы проходим мимо, куда-то торопимся, не замечая, что кому-то нужна наша помощь. А порой мы просто боимся подойти к человеку, думая, что это сделает кто-то другой…) Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
- А теперь послушайте сказку Сухомлинского, ответьте на вопросы.
II «Лепесток и цветок» Читает уч-ся по ролям
Расцвел цветок георгина. Летали над ним пчелы, брали нектар. В цветке 42 лепестка. И вот один лепесток возгордился:
- Я самый красивый! Без меня и цветок и не цветок!
Поднатужился, вылез из цветка, сел в травке. Смотрит – что будет цветок делать. А цветок как ни в чем не бывало улыбается солнцу. Встретил муравья.
Ты кто?- спрашивает муравей.
Я лепесток, я самый красивый.
Лепесток? Я знаю лепестки в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, не знаю.
Ходил лепесток, до вечера засох.
- Ваши размышления. Какой чертой обладает лепесток? (гордыня)
Может ли человек с непомерной гордостью приносить людям радость? Как вы думаете?
А может ли гордость и пренебрежение к человеку поранить его?
Послушайте историю одной семьи.
(слайд10) Видеоролик с притчей.
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море, строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка, ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на ее приветствие не ответил.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, что подбирала на пляже осколки стекла, которыми дети могли поранить ноги.
Не забывайте относиться по доброму, с пониманием к людям ,которые заботятся о других . Которые не гордятся тем , что помогают другим и дарят свою заботу.
Как вы видите со стороны поведение этой семьи ?
Как бы вы поступили в этой ситуации?
Послушайте такую сказку «Равнодушный пенек»
Стоит в лесу пень. Оброс мхом, греется на солнце. Поселился под пеньком ёж, хлопочет в норке, а пенек кряхтит, отворачивается.
Будем с тобой дружно жить? – спрашивает ёж.
Поглядел пень равнодушно, зевнул. С другой стороны пня поселилась змея и тоже пню предложила дружбу, но пень даже и не взглянул на неё.
И вот однажды ёж напал на змею и победил в кровавой схватке.
Это я змею убил, - говорит ёж.
Хорошо,- ответил равнодушно пень, опять зевнул и греется себе на солнце.
- Какое качество характера свойственно пню?
(Бесчеловечность, равнодушие) – словарь Ожегова.
Бесчеловечность — чудовищность, негуманность, безжалостность, черствость, варварство, лютость, беспощадность, бесчеловечие, садизм, свирепость, бессердечность, кровожадность, жестокосердие, бессердечие, жестокость, антигуманностьРАВНОДУ́ШИЕ, равнодушия, мн. нет, ср. Состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Отнестись с равнодушием к чему-нибудь. Проявить полное равнодушие к чему-нибудь.
(слайд11)Бруно Ясенский «Бойтесь равнодушных людей, это с их молчаливого согласия творятся самые страшные дела в мире…»
Слова Сухомлинского «Быть равнодушным – значит, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, состраданием, сочувствием.
- Какие события в нашей современной жизни заставили вас сочувствовать, сострадать? (Авиакатастрофа в Казани, наводнение на Дальнем Востоке, террористы в Беслане )А сейчас попробуем с вами составить «зебру» наших достоинств и недостатков. Увы! У каждого из нас есть свои недостатки , которые могут сыграть злую шутку с нами, если мы их не постараемся исправить , ибо каждый человек «не черен, не белый, а в полосочку»
Игра на положительные качества характера.
Разграничьте
Белый список Черный список
Терпеливость гордость
Целеустремлённость эгоизм
Требовательность рассеянность
Милосердие малодушие
Заботливость Зависть
жестокость
Итак, начинаем рассматривать третий блок «Ты в будущем»
-Что же нас ожидает в будущем?
Но как говорил французский писатель Жюль Ренан
«Не держитесь слишком усердно за свои недостатки под тем предлогом, что этот мир далек от совершенства» Самосовершенствуйтесь! Вы же на пороге взрослой, самостоятельной жизни. …. Самовоспитывайтесь! Вы мне можете задать вопрос: «А как?»
« Ты памятью свой разум озари
И день минувший весь пересмотри:
Все ль ладно за день у тебя прошло?
Что сделал за день ты - добро иль зло?
Собой владел ли? Мудр и сдержан был
Иль разума границы преступил?»
Чтобы у нас не было черного списка в жизни мы заменим белым. Замените все плохие слова добрыми, противоположными по смыслу.
- Грубость – вежливость
- Обман – доверие
- Злость – доброжелательность
- Скупость – щедрость
- Унижение – уважение
- Ненависть – любовь
- Равнодушие – внимательность, отзывчивость
Опираясь на опыт мудрых мира сего мы с вами попробуем составить памятку по самовоспитанию, которая нам поможет быть в обществе достойным человеком .Учащиеся берут листочки с изречениями и составляют памятку по самовоспитанию.
Памятка по самовоспитанию
1. «Надо установить чего мы хотим, добиваться желаемого с упорством» (Сенека)
2. Не ограничивай себя сроками. Если трудно исправляться, начинай с легкого недостатка
3. Верь себе, уважай себя. «Думай хорошо и мысли твои созреют в добрые поступки» (Л.Толстой)
4. Каждый вечер давай себе отчет, как прошел день, на что тебе следует обратить внимание
5.Веди счет своим удачам, а не огорчениям.
6. И не когда- нибудь, не завтра будьте воспитанными, а сегодня, сейчас и всегда.
7. Играйте роль человека воспитанного – привыкните и станете такими.
“Век живи - век учись”, - гласит народная мудрость. Культуре речи, поведения, хорошим манерам учиться никогда не поздно. Правила хорошего тона необходимо знать каждому. Ведь без этого трудно поддерживать в современном обществе репутацию воспитанного, цивилизованного и культурного человека
Игра «Свеча Откровения» под муз сопровождение.
Прежде чем расстаться, попрошу вас встать в круг. Мне было сегодня приятно с вами общаться. Я прошу, чтобы каждый из вас рассказал о чувствах, которые он сегодня испытал, с которыми уходит с нашей встречи. Пригодится ли вам то, о чём мы сегодня размышляли? Я передаю вам Свечу Откровения.(зажигается свеча, дети высказываются.). Спасибо.