урок окружающего мира Осень — природа готовится к зиме

Урок по окружающему миру.
Тема: «Осень – природа готовится к зиме».

Учитель начальных классов
МОУ Подгоренской СОШ №1
Подгоренского муниципального района
Воронежской области
Лымарь Елена Николаевна
Идентификатор: 242-178-830

Цели урока:

- изучить природное явление – листопад;
- развивать интерес детей к предмету;
- развивать речь учащихся, внимание, слуховую память;
- воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: учебник «Я и мир вокруг», рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру; мультимедийный проектор, экран, слайды с пейзажем «Осень», раздаточный материал (листья клена, дуба, березы).


Ход урока
I. Организационный момент.

Учитель: Звонок прозвенел – отвечай поскорей,
Время года какое стоит у дверей?
Ученики: Осень.
Учитель: Сегодня, ребята, урок листопада.
Вспомнить, узнать нам многое надо.

II. Актуализация полученных знаний.

Ученица: Листопад! Листопад!
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый солнца в небе круг,
Желтый двор, желтый дом –
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна!
Значит, осень – не весна.
Учитель: И сегодня мы узнаем некоторые тайны осени. Как изменялась погода осенью? Чем богата осень? Как изменились растения? Почему осенью с растений облетают листья?
Ответы на некоторые вопросы вы знаете, но не на все.

III. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока: «Осень: природа готовится к зиме». С нами сегодня путешествуют Лена и Миша, но вы главные ученые-исследователи. Вас ждут открытия. У каждого они будут свои.
Какой месяц сейчас идет? Что вы о нем знаете?




Лымарь Елена Николаевна
Идентификатор: 242-178-830

Ученик: Идет октябрь, это середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», «грязником», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Учитель: Существует примета: если листья, осыпаясь, ложатся изнанкой вверх – это к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

IV. Практическая работа.

У детей на партах листья.
Учитель: Рассмотрите осенние листья. Как вы понимаете «изнанка» и «лицевая сторона»?

Физкультминутка:
Дети несколько раз показывают внешнюю и внутреннюю стороны ладошек.
Покажите ладошки вот так – это внутренняя сторона, а так – внешняя. А на листьях изнанка, то есть внутренняя сторона, выглядит вот так А это лицевая сторона, то есть внешняя. По дороге домой понаблюдайте, как легли листья на землю, и сделайте вывод, какая будет зима по этой примете.

V. Работа с учебником.

Учитель: А теперь поработаем с учебником, страница 48.
Посмотрите на картинку. Можно ли сразу определить время года? По каким признакам вы определили время года?
Сейчас я прочитаю вам текст, а вы прослушав его ответите на вопрос: «Какие признаки осени встретились в этом тексте?

Физкультминутка:
- У вас на партах лежат разные листья, они у всех разные, у одних лежат листья дуба, у других – клена, у третьих – березы. И сейчас мы немножко поиграем, а заодно и вспомним с какого дерева какой лист. Я буду называть дерево, а у кого с этого дерева лист – тот будет подниматься с своего места. Будьте внимательны.

VI. Исследовательская работа.

Учитель: А вы знаете почему осенью листья с деревьев осыпаются, а на хвойных деревьях они бывают и зимой? Рассмотрите листики и веточки с хвоей у вас на парте.
«Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по- другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо очень много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и корни не могут ее выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. Рассмотрите конец черешка, видите какой он гладкий, округлый: листья опали не оставив ранки на ветках. Почему?
Ученики: листики отмирают постепенно, закупоривая все ранки специальным соком.
Учитель: Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят питательные вещества. Осенью, там где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки, словно перегородкой. И, когда перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки.
А хвоя – это тоже листики, но они покрыты восковым налетом, плоские и узкие. Они испаряют меньше влаги, чем пластинки лиственных деревьев, поэтому зимняя засуха им не страшна. Но все же и у хвойных деревьев бывает листопад. Но он идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и те же листья. Эти и другие сведения вы сможете узнать из Энциклопедий немного позже, когда научитесь читать.

Лымарь Елена Николаевна
Идентификатор: 242-178-830

Физкультминутка: Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает листву.
Листья запорхали,
Как бабочки на карнавале.
Да, ребята, щедра художница осень на яркие краски! Посмотрите, какая бывает золотая осень в нашем родном крае.
( Смотри все слайды из Приложения)
И весь этот пейзаж вдохновил нашу землячку, учителя нашей школы Бурьян В. М. на поэтические строки: Обронила осень платье
Что даровано весной
И попробуйте, узнайте,
Чей ковер расшит листвой.

То ли осени глубокой,
То ль превратницы – зимы,
Белоснежной, белоокой,
Вмиг вступившей на холмы.

Учитель: Итак, в течение урока вы были учеными – исследователями. Какие открытия вы сделали?
Ученики: У листа есть изнаночная и лицевая стороны; у хвойных деревьев листья называют хвоей; деревья сбрасывают листья потому, что зимой им не хватает влаги.

VII. Работа в тетради.

Теперь давайте еще раз вспомним, какими бывают осенние листья. Откройте тетради (стр. 18)У вас изображены листья, но их забыли раскрасить. Это сделаете вы. Найдите листья, которые зимой останутся зелеными. Возьмем зеленый карандаш и закрасим их. Листья березы – желтые, клена – красные, а дуба – коричневые.
PS: В тетради на пустом квадрате зарисуйте осень цветными карандашами.

VIII. Итог урока.

У: Молодцы! Вы многое узнали и многому научились на уроке: вести наблюдение, анализировать, сравнивать и делать выводы.
Спасибо за работу! Урок окончен!
15