Рабочая программа Логоритмика для ТНР



Раздел I. Пояснительная записка
Цель и задачи предмета
Цель: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.
Задачи:
Развитие слухового внимания
Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха
Развитие фонематического слуха
Развитие пространственной организации движений
Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики
Формирование и развитие кинестетических ощущений
Развитие выразительности и грации движений
Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое
Формирование, развитие, коррекция слухо-зрительно-двигательной координации
Развитие физиологического и фонационного дыхания
Развитие певческого диапазона голоса
Развитие чувства ритма
Воспитание умения перевоплощаться
Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков
Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением
Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения
Соответственно целям и задачам реализуются следующие направления коррекционной работы:
- развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов);
- развитие общей и мелкой моторики;
- коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;
- активизация исполнительской деятельности
В ходе логоритмических занятий используются следующие средства:
- ходьба и маршировка в различных направлениях
- упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции
- упражнения, регулирующие мышечный тонус
общеразвивающие
коррекционные
- упражнения, активизирующие внимание
- речевые упражнения без музыкального сопровождения
- упражнения для развития музыкального слуха
- ритмические упражнения
- пение
- упражнения в игре на музыкальных инструментах
- игровая деятельность
игры на месте (статические)
малоподвижные и полуподвижные игры
подвижные игры
сюжетные подвижные игры
игры с элементами спорта
игры-драматизации
- развитие творческой инициативы
- заключительные упражнения на расслабление (релаксация)
Логоритмическое занятие включает следующие элементы
- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики
- упражнения под музыку на развитие общей моторики
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него
- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга
- музыкально-ритмические игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве
- упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения
- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий дети стоят вместе с педагогом в кругу или сидят полукругом. Конечная цель – добиться от детей выполнения упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.
Исходя из целей и реальных возможностей учащихся, выбираются и методы работы. Целесообразно, выделив специфику нарушений, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. В этом случае приемы и методы коррекционной работы акцентировано направлены на данный дефект.
Основной формой организации работы являются урок.
Методы и приемы:
наглядные (демонстрация; использование иллюстраций, таблиц, схем);
практические (работа с книгой, печатными пособиями, упражнения);
словесные (беседа, рассказ, объяснение);
исследовательские (тестирования и задания поискового характера)
игровые ситуации и упражнения, игры, викторины.
Программа базируется на основных положениях программ и методических пособий:по логопедии:
• «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
• Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
• Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
• Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.по логоритмике:
• Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
по оздоровлению детей:
• Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
• Методические пособия «Дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
Логоритмические занятия включает следующие виды упражнений: 
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. 
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  
На логоритмических занятиях используются:
упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, 
выработка продолжительного речевого выдоха, 
тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
При составлении тематического плана  выделяются  следующие направления работы:
• развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
• формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
• развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц• развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
• развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики
В 1 классе на изучение предмета «логопедическая ритмика» отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
Результаты изучения курса
осознание языка как основного средства человеческого общения;
понимание того, что правильная устная есть показатель индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и движениями
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
Раздел III. Календарно-тематическое планирование
№ урока Название лексической темы Учебная неделя Характеристика видов деятельности обучающихся Д
ЗДата проведения (по плану) Дата проведения (по факту)
1 Цветы 1 Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
Четко прекращать движение по сигналу 3.09 2 Овощи. Огород 2 Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;
Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;
Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки; 10.09 3 Фрукты. Сад 3 Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;
Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе. 17.09 4 Ягоды 4 Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
Развитие зрительного и слухового внимания.
Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием; 24.09 5 Золотая осень 5 Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;
Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне; 1.10 6 Деревья. Кустарники. Лес 6 Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
Четко прекращать движение по сигналу 15.10 7 Грибы. Лес 7 Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;
Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;
Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки; 22.10 8 Откуда хлеб пришел? 8 Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;
Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе. 29.10 9 Перелетные и зимующие птицы 9 Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
Развитие зрительного и слухового внимания.
Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием; 5.11 10 Одежда. Обувь. Головные уборы 10 Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;
Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне; 12.11 11 Контрольное занятие 11 Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
Четко прекращать движение по сигналу 26.11 12 Транспорт 12 Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;
Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;
Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки; 3.12 13 Посуда 13 Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;
Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе. 10.12 14 Мебель 14 Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
Развитие зрительного и слухового внимания.
Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием; 17.12 15 Времена года. Зима 15 Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;
Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне; 24.12 16 Зимующие птицы 16 Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
Четко прекращать движение по сигналу 7.01 17 Новый год. Зимние забавы 17 Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;
Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;
Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки; 14.01 18 Животные жарких стран 18 Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;
Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе. 21.01 19 Домашние животные и птицы 19 Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
Развитие зрительного и слухового внимания.
Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием; 28.01 20 Дикие животные и птицы 20 Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;
Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне; 4.02 21 Контрольное занятие 21 Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
Четко прекращать движение по сигналу 11.02 22 Защитники Отечества 22 Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;
Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;
Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки; 25.02 23 Мамин праздник 23 Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;
Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе. 3.03 24 Наша Родина – Россия 24 Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
Развитие зрительного и слухового внимания.
Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием; 10.03 25 Наша столица - Москва 25 Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;
Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне; 17.03 26 Комнатные растения 26 Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
Четко прекращать движение по сигналу 24.03 27 Электроприборы 27 Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;
Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;
Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки; 31.03 28 Космос 28 Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;
Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе. 14.04 29 Времена года. Весна 29 Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
Развитие зрительного и слухового внимания.
Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием; 21.04 30 Рыбы 30 Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;
Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне; 28.04 31 Правила дорожного движения 31 Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
Четко прекращать движение по сигналу 5.05 32 Времена года. Лето 32 Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;
Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;
Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки; 12.05 33 Контрольное занятие 33 Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;
Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе. 19.05 Раздел IV. Материально-техническое обеспечение
учебно-коррекционного процесса
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Печатные пособия
Волкова Г,А. «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи», М., 1968
Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», М,. Просвещение, 1985
Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М., Просвещение, 1968
Кузнецова Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи / Е. Кузнецова. – М.: Гном, 2004. – 128 с.
Музыкальные инструменты ( бубен, шум. игрушки, треугол, трещотки, ложки, металлофон).
Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика / А. Я. Мухина. – М.: АСТ, 2008.– 128 с.Правдина О.В. «Логопедия», М., 1973 Детские книги разных типов из круга детского чтения. Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор Экранно – звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Игры и игрушки
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины. Музыкальные инструменты (бубен, деревянные ложки, треугол, трещетки, металлофон, маракасы) Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц. Раздел V. Используемая литература
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;