Урок математики ФГОС Вычисление площади прямоугольника

Урок по математики для 3 класс «Вычисление площади прямоугольника»
Тема раздела: Числа и величины.
Тема урока: Вычисление площади прямоугольника.
Тип урока: Комбинированный урок.
Предметные результаты: формулирование правила вычисления площади прямоугольника; формирование умения находить площадь прямоугольника по выведенному правилу; формирование умения составлять и анализировать разные схемы к составной задаче; формирование умения находить верные равенства.
Личностные результаты:  мотивация учебной деятельности. Метапредметные: 
Познавательные УУД: Общеучебные универсальные действия:
определение основной и второстепенной информации;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы.
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения объектов;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные универсальные учебные действия:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
умение договариваться, находить общее решение практической задачи;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Оборудование: презентация, модели прямоугольников размером 8см на 9 см (1 вариант), 3см на 4 см (2 вариант), линейки, сигнальные карточки. Интернет-ресурсы.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия

I. Мотивационный этап
Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

Читают со слайда
Мы – умные!  Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы – отлично учимся! Все у нас получится!



II. Подготовка к восприятию нового материала.
1. Устный счет
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).



2. Игра «Угадай».

















3. Парная работа. Нахождение площади прямоугольника с помощью удобных мерок.










































- Сейчас мы с вами поиграем в «Угадай». Я вам читаю определение, а вы выбираете со слайда понятие, о чем идет речь.
1. Четырехугольник с равными сторонами?
2. Сумма всех длин сторон прямоугольника?
3. Четырехугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны?
- Какое слово осталось на экране?



- Что такое площадь прямоугольника?


У вас на столах есть две фигуры. Как они называются?

Какое задание можно предложить выполнить с помощью этих прямоугольников?

Сейчас поработаем в парах. Вспомним правила работы в паре.







Давайте найдем площадь прямоугольника под №1.
Какую мерку выберем для нахождения площади?









- Чему равна площадь прямоугольника №1?

1. Отвечают на вопросы учителя.
2. Контролируют ответы друг друга с помощью сигнальных карточек.









- Квадрат

- Периметр

- Прямоугольник


- Площадь.





- Место, занимаемое фигурой на поверхности.


- прямоугольники


Учащиеся озвучивают разные варианты заданий.



- Работать должны оба участника, для этого необходимо распределить обязанности: выслушивать мнение и предположение каждого.



- Квадрат со стороною 1см.
Ученики, работая в паре, находят площадь с помощью выбранной мерки. По окончанию работы, показывают свою готовность.






- 12 меркам.

Контролируют ответы друг друга с помощью сигнальных карточек.

Познавательные УУД: Общеучебные универсальные действия:
- определение основной и второстепенной информации;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Регулятивные универсальные учебные действия:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- умение договариваться, находить общее решение практической задачи;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;



III. Создание проблемной ситуации.

Найдите площадь прямоугольника №2 с помощью выбранной мерки.
Учащиеся пытаются посчитать количество мерок, помещенных в прямоугольник. Затрудняются.

Личностные результаты:  мотивация учебной деятельности. Познавательные УУД: Универсальные логические действия: анализ объектов;
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
Регулятивные УУД:
- планирование своей деятельности;
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

IV. Постановка задач урока.
- Чему нам сегодня необходимо научиться?
Обучающиеся озвучивают задачи урока.


V.Решение проблемной ситуации.
- Подумайте, как можно найти площадь этого прямоугольника, не считая количество, помещенных в него мерок?



Пробуем найти площадь прямоугольника №2 по выведенному правилу.

Проверим себя, найдем площадь прямоугольника №1 по новому правилу и сравним полученные результаты.

Сверим наше правило с правилом в учебнике.
Учащиеся размышляют, выдвигают предположения, дополняют ответы друг друга. Приходят к выводу о том, что нужно умножить длину на ширину.


72см2
Результаты равны, следовательно правило сформулировано верно.
Сравнивают свое правило и правило в учебнике.
Познавательные общеучебные универсальные действия:
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- выбор оснований и критериев для сравнения объектов;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные универсальные учебные действия:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

VI. Первичное закрепление.
Выполним задание 52 из учебника на странице 24.
Анализируют таблицу.
Находят площадь прямоугольника по новому правилу. Три человека работают у доски. Сравнивают полученные результаты.


Физминутка

Выполняют упражнения


VII. Формирование умения составлять и анализировать разные схемы к составной задаче.
1. Фронтальная работа
- Прочитайте задачу №53.
- Выделите объекты задачи, данные, искомое.

2. Работа в группе (1 группа – учащиеся с 2 парт).

Работая в группе сделайте краткую запись задачи в виде схемы.


Учитель выводит схемы на экран с помощью документ камеры.

3. Фронтальная работа

Рассмотрите схемы, которые сделали третьеклассники. Какая схема более удобна для решения?

4. Самостоятельная работа
1. Отвечают на вопросы учителя.
2. Контролируют ответы друг друга с помощью сигнальных карточек.





Составляют схему задачи.




Анализируют схему, исправляют, дополняют.


Анализируют каждую схему. Приходят к выводу, что схема №2 построена как у них и наиболее удобна для решения.
Решают задачу.

Познавательные УУД: Общеучебные универсальные действия:
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- выбор оснований и критериев для сравнения объектов;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- моделирование.

Регулятивные универсальные учебные действия:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;



VIII. Формирование умения находить верные равенства.
Выполним задание № 54 на стр. 25.
4 учащихся работают у доски, остальные в тетради, контролируя работу у доски.


IX. Рефлексия
- Ребята, давайте вспомним, какие задачи перед собой на уроке мы ставили?
- Все ли задачи мы решили?


- Постройте в тетради шкалу (Цукерман) и оцените свою работу на уроке:
*если вы научились вычислять площадь прямоугольника по новому правилу, если вы активно работали в группе и справились со схемой, то ставите отметку в самом верху шкалы и т.д.
Вспоминают, озвучивают правила.




Работают со шкалой.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные УУД: Общеучебные универсальные действия:
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


Х. Домашнее задание
№54 (2), повторение таблицы умножения
Записывают домашнее задание.



15