Самоанализ итогового занятия в старшей группе


Самоанализ
итогового занятия Образовательной области «Коммуникация», разделов «Развитие речи», «Обучение грамоте», «Художественная литература» по теме «Поможем сказочным героям вернуть свои знания».
в старшей группе.
Шушакова-Черных Надежда Геннадьевна,
воспитатель высшей категории.
Целью занятия явилось закрепление итоговых знаний по образовательной области «Коммуникация».
Задачи отражали три аспекта:
обучающий – упражнять в определении места звука в слове и проведении
звукового анализа. Формирование звуковой выразительности речи. Обогащать словарь детей. Закрепить умение вычленять словесное ударение и определять его место в словах. Формировать умения обобщать, классифицировать. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
Упражнять в делении слова на слоги, в подборе синонимов и антонимов
Формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, интерес к ним.
развивающий – развивать логическое мышление, развивать дикцию, связную речь – продолжать развивать слуховое внимание, артикуляционный аппарат и фонематический слух, умение различать и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки; составлять по картинке длинные и короткие предложения.
воспитательный – воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, интерес к занятию.
Цель и задачи диагностичны. На протяжении всего занятия проверялось их достижение (за правильно выполненное задание получали ключ).
Для словарной работы взяла два слова: фантазия, фея Красноречница.
Цели занятия реализовались через следующие методы:
наглядные, практические, словесные;
и приёмы: показ, серия вопросов (опорные, уточняющие, поисковые, проговаривание ответов - индивидуально, хором, побуждение (скажи правильно и т. д.), художественное слово: загадки, пословицы, поговорки,, использоавание билингвального компонента, артикуляционной гимнастики, рассматривание, выстраивание событий в сказках по картинкам, прописывание дорожек на листах, составление предложений по картинке, слого-звуковой анализ слов, дидактические игры, использование демонстрационных картин, карточек.Билингвальный компонент: лето –жаз, весна – көктем, цветок –гүл, девочка-қыз, слово – сөз.
На занятии использовалось оборудование: фишки - синие, красные, зеленые, черные, карта-схема – слова роза, конверт с заданиями, указка, картинки  с изображением разных цветов, первые буквы цветов радуги, круги каждого цвета радуги, 3 схемы для определения места звука в слове, карточки-картинки: ключ, замок, буква, нарисованная лужа, ручей, 16 маленьких ключей, один большой с ирисками «Золотой ключик» внутри, дюймовочка в цветке, колобок, золотая рыбка, письмо, мяч.
Раздаточный материал: фишки - красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы слова роза на 4 клетки, прописи, ручки.Пропедевтикой явилась работа по программе в течение всего года.
Мотивация образовательной деятельности достигалась путём эмоционального вхождения в тему, занимательным содержанием письма, использованием демонстрационного материала (яркий конверт, дюймовочка, колобок, золотая рыбка), художественного слова (загадки), созданием ситуации успеха, проблемно-игровой ситуации. Организационный момент помог сконцентрировать внимание детей («Мы спокойны…»)
Дети заинтересовались просьбой сказочных героев, и им очень хотелось помочь им, показывая при этом, свои знания.
Занятие несло максимальную нагрузку, и было выстроено с учётом психофизиологических индивидуальных особенностей, и имело связь со всеми образовательными областями:
социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка с воспитателем, сверстниками, формирование позитивной установки к занятию);
познавательное развитие (закрепление пройденного материала, знакомство с новыми понятиями – Красноречница, фантазия);
речевое развитие (ответы на вопросы, рассуждения, пословицы и поговорки);
художественно-эстетическое развитие ( красиво оформленного материала);
физическое развитие (здоровьесберегающие технологии – артикуляционная гимнастика, физминутки, упражнения для глаз).
Все части занятия были взаимосвязаны. Плавно переходила от одной части к другой. Занятие проходило со сменой деятельности (за столами, у доски, на ковре) дети полностью погрузились, в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли.
Задачи, стоящие перед данным занятием в своей основе были выполнены. Активность детей была высокой и поддерживалась на протяжении всего занятия. Использование логических заданий на занятии способствовало не только развитию мышления детей, но и поддерживало их интерес к занятию. Кроме того было уделено внимание развитию словарного запаса детей через выполнение дидактических упражнений «Назови одним словом», «Один-много» (преобразование существительных единственного числа во множественное), «Доскажи словечко», «Что лишнее?», «Назови признаки», «Наоборот», составление коротких и длинных предложений по картине о весне.
Похвала, поощрение, подчёркивание достижений – также стимулировали детей на протяжении всего занятия.
В общении с детьми прослеживался демократический стиль. Психологическая атмосфера была спокойной, доброжелательной, общение – непринуждённым.
Цель занятия достигнута: дети смогли «добыть» все ключи, выполняя правильно задания, тем самым вернули всех героев в свои сказки, с их прежними знаниями. Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приёмов для занятия.
Завершилось занятие тем, что ребята в подарок получили каждый по ключику и главный большой золотой ключ от Страны Знаний, в котором лежали конфеты.