Реферат по МХК Христианский храм от зарождения до современности
Храмы с древнейших времен составляли неотъемлемую часть панорамы города. Как невозможно себе представить Афины без Парфенона или древний Рим без Капитолия, так трудно было бы вообразить Париж без Нотр-Дам, Лондон без Вестминстерского аббатства, а Москву без кремлевских соборов. Храм в городе - это пророк, говорящий о вечности, чей зов раздается среди шума современной цивилизации.
Протоиерей Александр Мень
Храм - это место общения человека с Богом, место совершения священнодействий. О храме Сам Господь сказал: "Дом Мой Домом Молитвы наречётся". (Матф. 21.13)
Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер. Выделявшиеся среди рядовой постройки монументальные здания храмов, расположенные в узловых точках города, имели большое градостроительное значение.
Целью данного реферата является представление результатов исследования истоков христианского храма, истории его развития от первых переносных иудейских святилищ – скиний до современных храмов.
Скиния
СКИ
·НИЯ (
·
·
·
·
·
·
·
·, мишкан), переносное святилище Бога, которое соорудили израильтяне по Его указанию во время странствований по пустыне после исхода из Египта.
Для обозначения скинии Библия пользуется целым рядом названий: мишкан (`обиталище`, `местопребывание` [Бога]), мишкан ха-эдут (`местопребывание свидетельства`, то есть Ковчега Завета); охел (`шатер`, `скиния`) охел моэд (`скиния собрания`), и, наконец, микдаш (`святилище`), ха-кодеш (`святое место`). (1)
Заповедь строительства Скинии и Храма
В еврейской Галахе заповедь строительства Храма является повелением из поколения в поколение строить здание, которое станет центром священнослужения еврейского народа и в котором будут приноситься жертвоприношения Единому Богу.Сказано: «Пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать среди [или: внутри] них» (Исх.25:8) в них, людях, а не в нём, в святилище. Все мы должны воздвигнуть Скинию в наших сердцах, дабы Бог обитал там.» тем самым, еврейские пророки и законоучители неоднократно подчёркивали тот факт, что Храм нужен не Богу, а самим людям.
Возведение Скинии описано в последних стихах книги Исход и заканчивается описанием спуска Славы Господа (Шехины) на Скинию: {{Покрыло облако Скинию собрания и слава Господня наполнила скинию Облако Господне стояло над Скинией днём, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева, во всё путешествие их|Исх|40:34|, 38}} С этих пор облако покрывало Скинию в продолжение всего странствования израильтян по пустыне. Каждый раз, когда облако отделялось от Скинии, израильтяне снимали свои шатры и отправлялись в путь, и где оно останавливалось, там они располагали свой стан. (рис.1)
Функции Скинии
Согласно Ветхому Завету Скиния являлась:
Местом проявления Славы Божией (Шехины). Для всех живших в те времена, когда существовала Скиния и Храм, пребывание Славы Божией в Храме не было вопросом веры; это было простое знание, факт, столь же очевидный, как пребывание в небесах Солнца и Луны.
Местом публичного собрания всего народа
Хранилищем высшей национальной святыни, Ковчега Завета, и свитков Торы, которые служили эталоном для всех прочих свитков.
Местом служения Богу, где осуществляются регулярные церемонии и жертвоприношения. Это также место, где каждый может приблизиться к Богу и принести искупительную или благодарственную жертву. (2) (рис.2)
Детальное описание устройства Скинии содержится в Исх.25 31 и 35 Исх.40.
Расположение шатра и двора
Скиния располагалась в соответствии со сторонами света. Шатёр находился в западной части большого двора (хацер), Вход в Скинию располагался с восточной стороны и был закрыт особым пологом, который назывался масах. Полог был связан из кручёной из двадцати четырёх частей нити, на обеих его сторонах были вышиты херувимы.
Двор Скинии (хацер) (Исх.27:9-19)
Двор Скинии был ограждён столбами на медных основаниях. Между столбами были натянуты расшитые занавеси (клайим), искусно сплетённые из полотна наподобие сети, образуя стены высотой около 2,6 м.
Ворота двора Скинии располагались с восточной стороны, напротив входа в шатёр. Они были покрыты особым пологом из шерсти, окрашенным в синий, пурпурный, алый и белый цвета, который назывался масах.
Во дворе, напротив входа, размещался большой Жертвенник всесожжения, устроенный из акации и окованный медью (поэтому он назывался также «медный жертвенник»). (рис.3) На нём горел неугасимый огонь, и приносились жертвы.
Позади жертвенника стоял медный умывальник (киор) для священников. Все принадлежности двора были выполнены из меди.
Вход в шатёр был разрешён лишь священнослужителям (левитам и коэнам), остальные же евреи могли заходить лишь во двор.
Строение шатра
Шатёр представлял собой строение, сочетавшее как форму шатра, так и форму прямоугольного шалаша с каркасом из деревянных досок и плоской крышей (сукка) без окон. Его устройство позволяло разбирать всю конструкцию на части пригодные для ношения. Размеры шатра составляли около 16Ч5,4Ч5,4 м. Таким образом, шатёр состоял из трёх деревянных стен: двух боковых, на север и юг, и задней, на запад и был закрыт завесой с восточной стороны.
Внутреннее устройство шатра (Исх.26:31-37)
Север
Запад Восток
Святая святых Святилище
Юг
Меньшее помещение в глубине называлось «Святая Святых» (Кодеш hа-кодашим), в нём находился только Ковчег Завета (Арон hа-брит) самый святой предмет Скинии, а в нём Скрижали Завета (Лухот hа-брит) первые разбитые, и вторые целые. (рис.4) Рядом с Ковчегом хранился свиток Торы, написанный самим Моисеем. Также в Святая святых хранились сосуд с манной, расцветший жезл Аарона, елей помазания, а впоследствии также и золотые дары филистимлян.
В Святая святых разрешалось входить одному Первосвященнику и только раз в году, на Йом Киппур.
Вторая часть называлась Святилище (ha-Кодеш) или «Шатёр свидания» (Оhель моэд) и была основным местом священнослужения. В Святилище располагались:
семиствольный золотой светильник с негасимым пламенем Менора,(рис.5)
Стол хлебов предложения, сделанный из акации и покрытый листовым золотом, с 12 хлебами предложения, (рис.6)
посередине Святилища - жертвенник воскурения, также сделанный из акации и покрытый листовым золотом, для курения фимиама (назывался также «золотой жертвенник»). (рис.7)
На стены и верх скинии набрасывались покровы, представлявшие важнейшую её часть и придававшие ей вид шатра. Покровы были сделаны из материалов считавшихся очень дорогими, что подтверждает и библейский текст Иез.16:10.
Скиния после завоевания Ханаана
В Земле Израиля Скинию неоднократно перевозили с места на место.
С началом завоевания Ханаана, Скиния, вероятно, находилась в стане израильтян в Гилгале, напротив Иерихона в течение 14 лет. Оттуда Скиния переместилась в Силом (Шило), где она оставалась в период Судей до смерти первосвященника Илия (Эли). Судя по всему, со временем, стены святилища в Силоме были выстроены из камней, покрытых завесами. После разрушения Скинии в Силоме, была построена Скиния в Нове, городе священников, где оставалась 13 лет. Возможно, в это время Скиния была уже целиком каменным строением, но Ковчега в ней уже не было. После разрушения Нова, Скиния и большинство её сосудов передвинулись в Гибеон (Гивон), где в то время располагался духовный центр страны.
В этот период, однако, приносились жертвы не только в Скинии. Так Иисус Навин поставил жертвенник на горе Эвал около Сихема , Гидеон в Офре, Самуил в Мицпе и в Раме. Саул построил жертвенник на поле битвы, Давид на гумне Орны (месте будущего Храма). Народные собрания также происходили в различных городах: при Иисусе Навине в Сихеме, при Самуиле в Мицпе, Гиве, Гилгале, между тем как Скиния стояла в Силоме, Нове, Гибеоне.
После завоевания Иерусалима, царь Давид построил там для Ковчега новую скинию, с тем, чтобы перенести духовный центр в Иерусалим. Ковчег был торжественно доставлен туда, где был помещён в особый шатёр из драгоценных ковров. Однако Скиния Моисея и медный её жертвенник оставались по-прежнему в Гибеоне, и именно этот жертвенник считался в то время главным.
После постройки царём Соломоном Храма (около 950 г. до н. э.), Ковчег Завета со всеми принадлежностями Скинии был торжественно перенесён туда[56]. С этого времени скиния больше не упоминается. Согласно преданию, она была укрыта в подземном тайнике под Храмом.
Дальнейшая судьба Скинии с Ковчегом Завета до сих пор остаётся предметом споров, их следы так и не были найдены. Во Втором Храме не было ни Ковчега, ни его принадлежностей, хотя связанный с ним ритуал воскурения фимиама в Святая святых в Йом-Киппур продолжал соблюдаться. Иосиф Флавий, говоря о Втором Храме, подобно книге Ездры , говорит только лишь о сооружении жертвенника и Храма, но не о Святая святых.(2)
Первый Иерусалимский Храм (Храм Соломона)
(950 586 до н. э.) (рис.8)
Завоевав столицу иевусеев Иерусалим и нанеся поражение филистимлянам, Давид торжественно перенес отвоеванный у них Ковчег Завета в Иерусалим. Он поместил Ковчег в специально предназначенную для него скинию и лично принес жертвы (II Сам. 6).
Перенеся Ковчег Завета символ присутствия Бога в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давид тем самым превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.
В Иерусалиме, на месте гумна иевусита Арауны, Давид воздвиг жертвенник Богу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию (II Сам. 24; I Хр. 21). Согласно II Хр. 3:1, это было то самое место, где произошла акеда Исаака(жертвоприношение его отцом Авраамом). Давид намеревался соорудить здесь Храм, однако, вняв словам пророка Натана, оставил эту миссию своему сыну Соломону.
В четвертый год своего царствования, в месяце ияр Соломон приступил к строительству Храма. Согласно библейскому повествованию, 3300 специально назначенных надсмотрщиков руководили работами (I Ц. 5:30), на которых было занято 30 тыс. израильтян (I Ц. 5:17–32) и 150 тыс. ханаанеев (II Хр. 2:16, 17; ср. I Ц. 9:20–22). Работа была завершена в месяце бул (мархешван, см. Календарь), на 11-й год царствования Соломона (I Ц. 6:1, 38). Празднование освящения Храма в присутствии старейшин Израиля, глав колен и родов (I Ц. 7,8:1,2; II Хр. 5:2,3) длилось 14 дней (II Хр. 7:8). Ковчег Завета был торжественно установлен в Святая святых и Соломон вознес публичную молитву.
Архитектура Первого храма.
Основные источники, по которым можно составить представление о внешнем виде и внутреннем устройстве Соломонова Храма, это I Ц. 6–8, II Хр. 2–4 и Иех. 40–48.
Внутренняя планировка Соломонова Храма создавалась подобной планировке Скинии, храмовая утварь сходна с утварью Скинии, в обоих святилищах одинаковые по форме жертвенники, меноры и т. д. а позднее аналогичные элементы перешли в планировку еврейских синагог и христианских храмов.
Храм находился на Храмовой горе и был ориентирован с востока на запад. Длина Иерусалимского храма составляла около 35 м, ширина около 10 м. .С трех сторон (за исключением восточной) храм был опоясан примыкавшей к нему трехэтажной галереей , высота которой составляла 7,5 м.
Каждый этаж здания делился приблизительно на 30 комнат, в которых хранилась храмовая утварь и казна. Кроме того существовала «сокровищница посвященных даров», в которой хранились захваченные в ходе военных действий трофеи, а также дары царей и, равно как и подношения частных лиц. По-видимому, в Храме находились также десятина (зерно и крупный и мелкий рогатый скот) и продовольственные запасы, из которых выделялось содержание левитам. В Храме также хранилось царское оружие (например, стрелы и щит Давида).
Храм был относительно высок (около 15 м) значительно выше среднего ханаанейского храма(3)
В противоположность сравнительно небольшим размерам здания двор занимал большую площадь, поскольку он служил местом, где народ возносил молитвы, приносил жертвы и вопрошал Бога и где в праздники происходили сопровождавшиеся музыкой торжественные процессии. Народ собирался в Храме в дни новолуния, в субботу и в паломнические праздники.
Впечатляющее зрелище представлял собой внутренний двор храма. Большой бронзовый главный алтарь находился во дворе храма перед входом в улам; этот алтарь служил для храмовых жертвоприношений. Он представлял собой квадратную трехступенчатую конструкцию. Первая ступень (10 Ч 10 м), погруженная в землю и обведенная кюветом, была высотой в 1 м; вторая ступень (8 Ч 8 м) высотой 2 м; третья (6 Ч 6 м) высотой в 2 м называлась харэль, на ее углах было четыре «рога». С восточной стороны к алтарю примыкали ступени.
Бронзовое «море» (чаша огромных размеров), стоявшее в храмовом дворе к юго-востоку от здания Храма, было одним из наиболее значительных технических достижений храмовых ремесленников. Диаметр «моря» составлял 4 м, высота 2,5, а емкость около одной тысячи куб. м. Толщина его стенок была приблизительно 7,5 см, так что вес «моря» должен был быть около 33 тонн. «Море» стояло на 12 быках по три с каждой стороны света.
Внутреннее устройство храма, возведенного Соломоном, сыном Давида, подробно описано в Библии . В плане здание было продолговатой формы и состояло из трех смежных помещений одинаковой ширины притвора (улам), зала (хехал) и Святая святых (двир)
Перед входом в двир стоял небольшой квадратный в плане алтарь (1 Ч 1 Ч 1,5 м) из кедрового дерева, покрытого золотом, для воскурения фимиама. Приподнятый пол служил платформой, на которой помещался Ковчег Завета. Над Ковчегом находились два херувима из оливкового дерева. В Святая святых не было окон. По-видимому, двир стоял на скалистом выступе, называвшемся эвен штия (буквально `камень основания`), который с древнейших времен считался наиболее священной частью Храмовой горы (сегодня эвен штия возвышается приблизительно на 1,5 м над полом мечети Омара). (рис.9)
Хехал, где велось богослужение, был самым большим помещением храма (приблизительно 10 Ч 20 м) и по размерам не уступал большим храмам Ближнего Востока. В верхней части стен были окна.
Правом служить в Храме обладали священники (коханим) потомки Аарона. Левиты же исполняли должности певчих, привратников, хранителей храмового имущества и казны; они также прислуживали священникам во время храмовых ритуалов. Царь обладал священным статусом в Храме, однако, в отличие от священников, он не мог входить в хехал и воскурять фимиам .
Разрушение Храма
В 586 г. до н. э. Иерусалим, страдающий от голода и эпидемий, пал. Храм Соломона был разрушен, Иерусалим сожжён, а его стены срыты. Уцелевшие после осады и штурма жители Иудеи были угнаны в плен.
Разрушение Храма было концом целой исторической эпохи в жизни еврейского народа. В народном сознании Храм выступал как национально-религиозный центр, а находящийся в нем Ковчег Завета символизировал Божье присутствие. Со времени пророка Михи (начало 8 в. до н. э.) пророки не переставали предостерегать, что в наказание за моральные и религиозные прегрешения Израиля Храм будет разрушен (Иер. 7:4, 14; 26:4–6; Иех. 5:11 и другие). Разрушение Храма и последовавшее за ним вавилонское пленение было подтверждением этих пророчеств и вызвало стремление к неукоснительному соблюдению Закона и надежду, в духе пророческих видений Иехезкеля (Иех. 40–48), на возвращение из изгнания и восстановление Храма. Восстановление Иерусалимского храма становится одной из центральных тем пророчеств этой эпохи.
Второй Иерусалимский храм. (рис.10)
Иерусалимский храм находится в центре внимания библейских книг периода возвращения из вавилонского пленения. Второисайя (см. Исайя) предсказывает, что Бог возложит на персидского царя Кира миссию восстановления Храма (Ис. 44:28). Книги Хроник завершаются (II Хр. 36:22, 23), а книга Эзры начинается (Эзра I) осуществлением этого пророчества (ср. Иер. 29:10).
В начале 538 г. до н. э., после завоевания Вавилонии, Кир издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм.
Работы по восстановлению Храма велись под руководством священника Иехошуа и отпрыска дома Давида Зрубавела. Новоприбывшие очистили от обломков и пепла территорию Храма, возвели алтарь и восстановили жертвенный культ. В строительстве участвовали каменщики и плотники, через порт Яффу из Сидона и Тира поступало кедровое дерево. Работами руководили левиты. Закладка фундамента сопровождалась торжественной церемонией, в ходе которой пели хвалебные псалмы в ознаменование исполнения пророчества Иеремии (Иер. 33:10–11)
Вернувшиеся из вавилонского пленения видели во Втором храме продолжение Первого и потому стремились в точности воссоздать разрушенное здание. Однако они не могли восстановить дорогостоящую отделку прежнего здания, и старики, видевшие в молодости прежний Храм во всем его великолепии, «плакали громко» (Эз. 3:12). В начале персидского периода Храм был скромных размеров и сравнительно небогато украшен. Однако по мере увеличения численности и улучшения экономического положения евреев они расширяли здание и украшали его.
Второй храм был перестроен накануне Рождества Христова царем Иродом Великим. Амбициозный правитель превратил храм в одно из чудес света.
Чтобы не вызвать страха и гнева в народе, Ирод, прежде чем снести существующие строения, приготовил все необходимое для строительства. Тысяча священников была обучена строительному мастерству, чтобы они могли произвести всю необходимую работу во внутренней части Храма, куда разрешено входить только священникам. Были заранее заготовлены все строительные материалы и около тысячи телег для транспортировки камня. При строительстве использовался белый камень; ворота и многие из украшений были отделаны серебром и золотом (Война 5:223). Мишна сообщает, что строительство велось с тщательным соблюдением всех требований Галахи. Были приняты все необходимые меры, чтобы строительство не мешало регулярному отправлению храмового культа. Работы продолжались 46 лет!
Площадь Храмовой горы была удвоена (144 тыс. кв. м): вокруг горы была возведена мощная подпорная стена (из камней весом до 100 тонн; высота стены 38 м, периметр 1550 м), и пространство между ней и Храмовой горой засыпано землей. Два моста вели к восточной стене Храмовой горы. Мишна сообщает, что на Храмовую гору вели пять ворот. Снаружи к стене по меньшей мере, к ее юго-западной части примыкала площадь, состоявшая из нескольких уровней, соединенных ступенями; под самыми низкими уровнями этой площади были сделаны помещения для лавок торговцев. (рис.11)
Внутри стены находилась окруженная крытыми колоннадами площадь (рахават ха-баит), куда был открыт доступ всем, включая неевреев. Священная территория (250 Ч 250 м), то есть Храмовая гора в узком (мишнаистском) смысле, была отделена забором из резного камня (сорег), на котором были укреплены таблички на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что неевреям под страхом смерти запрещено входить внутрь.
В восточной части храмового двора находился квадратный в плане (около 67 Ч 67 м) так называемый женский двор (эзрат нашим), окруженный балконом. В каждом из его четырех углов были квадратные приделы (20 Ч 20 м): для назореев в юго-восточном, для прокаженных в северо-западном, для хранения масла в юго-западном и для дров в северо-восточном углах. Из женского двора поднимались во двор израильтян , открытый для всякого еврея мужского пола.
Двор израильтян фактически был частью священнического двора (эзрат ха-коханим). Оба двора были окружены стеной высотой в 20 м, на которой были выставлены трофеи, захваченные у врага Хасмонеями и Иродом. В окружавшем Храм священническом дворе (около 94 Ч 68 м), где осуществлялось большинство жертвоприношений, находился большой квадратный (около 16 Ч 16 м) алтарь высотой 8 м.
Собственно Храм имел «форму льва был узок сзади и широк спереди» (Мид. 4:7). Высота Храма была увеличена на 20 м, а ширина на 15 м. Фасад здания был обновлен и имел квадратную форму 50 Ч 50 м. Задняя часть здания была такой же высоты, но лишь 35 м в ширину. Фасад был украшен четырьмя колоннами коринфского ордера. Здание имело плоскую крышу. Входные ворота (20 м высоты и 10 м ширины) были открыты, и через них была видна большая занавесь.
Притвор (улам) был узким (5,5 м); под его потолком висели золотые короны (атарот) и цепи, по которым молодые священники взбирались, чтобы чистить короны. Из улама «Великие ворота» (5 м шириной и 10 м высотой) вели в хехал (20 Ч 10 м), где стоял алтарь для курения фимиама, стол для хлебов предложения и менора. По сторонам хехала было 38 помещений, расположенных в три этажа. За святилищем находился двир (10 Ч 10 м), отделенный от хехала двойной занавесью. Двир был совершенно пуст, и лишь раз в году в Иом-Киппур первосвященник входил туда, чтобы возжечь фимиам. Талмуд утверждает, что «тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания» (ББ. 4а).(3)
Разрушение Храма Всего через шесть лет после завершения реконструкции он снова будет превращен в руины.(10)
С началом осады Иерусалима все военные действия сфокусировались вокруг Храма. Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока Ава девятого Тит не приказал поджечь храмовые ворота. Удерживавшие Храм в течение пяти месяцев повстанцы сражались до конца, и когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Часть храмовой утвари уцелела и была захвачена римлянами; эти трофеи изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме (3) (рис.14)
Знаменитая «Стена плача», протянувшаяся на двести метров - остатки величественного иерусалимского храма, разрушенного в 70 году н.э. римским императором Титом в наказание за мятеж евреев. Свое необычное название стена получила за то, что здесь иудеи уже две тысячи лет оплакивают гибель своей главной святыни. Причем даже плакать-то на этих руинах им и то разрешалось не всегда. Полвека спустя после гибели Иерусалима и храма город был обращен в римскую колонию и переименован. Вход иудеям сюда был строго запрещен. На месте иудейской святыни были воздвигнуты языческие капища, что и вызвало новый взрыв негодования в народе.
Только в 1967 году, уже после создания государства Израиль и присоединения к нему всего Иерусалима, арабские постройки перед Стеной были снесены и сейчас на этом месте расположена довольно обширная площадь, по которой гуляют туристы. Придя сюда в пятницу вечером, понимаешь, каково значение этого места для религиозных евреев: после захода солнца на площади перед Стеной Плача собираются массы празднично одетых людей, пришедших сюда из расположенного поблизости еврейского квартала и пением встречают наступление «шаббата» - «священной субботы». К ним присоединяются одетые во все черное ортодоксы из Меа Шеарим. Все поют песни и молятся, прося у Бога мира Иерусалиму и благ своим родным.(10) (рис.15)
Внутренняя планировка обоих храмов и их дворов создавалась подобной планировке Скинии, храмовая утварь сходна с утварью Скинии, в обоих святилищах одинаковые по форме жертвенники, меноры и т. д. а позднее аналогичные элементы перешли в планировку еврейских синагог и христианских храмов.
С течением времени когда центром религиозной активности стало изучение Торы и синагога стала альтернативным местом отправления культа, значение храмового ритуала как единственного выражения религиозной веры несколько уменьшилось. Тем не менее, поскольку новые формы богослужения основывались на концепциях, развившихся из храмовой службы, именно благодаря Храму они стали частью религиозной жизни еврейского народа. Синагога (или, по меньшей мере, нечто весьма схожее с ней) находилась в храмовом дворе, а молитвы и чтение Торы были частью храмовой службы. Многие храмовые ритуалы, как например, биркат-коханим, помахивание лулавом в праздник Суккот, трубление в шофар и другие, пришли в синагогальную литургию из храмового ритуала и получили распространение в синагогах в Эрец-Исраэль и в диаспоре еще в период существования Храма.(3)
Третий Иерусалимский Храм, согласно еврейской традиции, будет воздвигнут с приходом Мессии на прежнем месте, на Храмовой горе в Иерусалиме, где прежде стояли два других храма. По словам пророков Израиля, этот Храм станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.
По поводу процесса восстановления Третьего Храма среди еврейских законоучителей нет единого мнения. Основных мнений два:
Крупнейший еврейский комментатор Торы и Талмуда Раши[4] считает, что Храм чудесным образом появится уже полностью отстроенным, останется лишь пристроить ворота и укрепления.
Великий еврейский философ Маймонид (Рамбам)[5] пишет, что Храм построит царь-Мессия (помазанник), после того как укрепит свой престол. Подобно тому, как это было во времена Давида и Соломона: после разгрома Давидом врагов Израиля его сын Соломон построил Храм. Тем самым, если будущий царь-помазанник действительно сможет это сделать, это будет неоспоримым свидетельством того, что он и есть Мессия, которого еврейский народ так долго ждал.(6)
Синагога
Происхождение синагоги
Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, за несколько лет до разрушения Первого Храма. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы первые синагоги.
В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнессет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в Шаббат, праздники и будни.
Устройство синагоги
Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне.
Арон кодеш «синагогальный ковчег» - шкаф, в котором хранятся свитки Торы - самое священное достояние синагоги. Он соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями.
Над ковчегом располагается нер тамид «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно, как сказано: возжигать вечный огонь перед скрижалями.
Рядом с неугасимым светильником помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями.
В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.
.Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм. Во всяком случае, стена, у которой стоит «синагогальный ковчег» всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.
Функции синагоги
Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения. В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. Еврейский Храм может быть построен только на одном месте на Храмовой горе в Иерусалиме.
В эпоху Второго Храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя. После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.
Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими. В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин местный религиозный суд.
Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д. (4)
В отличие от Храма, где ритуал осуществлялся в святилище кохенами, а рядовые участники ритуала оставались вне святилища, синагога как новый тип культового здания должна была позволить участие всех членов конгрегации в коллективной литургии, которая проводится внутри здания.
Во второй половине 3 в. обнаруживается стремление архитекторов модифицировать традиционный тип синагоги, и к 5 в. формируется новый тип синагогального здания, доминировавший вплоть до 8 в. В основе нового типа синагоги лежит базилика, такая же, как и в церквах этого периода. Здание было продолговатым, с апсидой, обращенной в сторону Иерусалима. Иногда эти синагоги имели внутренний двор (атриум) и передний двор. В стене, смотрящей в направлении, противоположном Иерусалиму, были три входные двери. Внутри здание было разделено двумя рядами колонн на центр, неф и два боковых придела; в конце зала, заканчивающегося апсидой, часть пространства была отделена алтарной перегородкой с колоннами и алтарными стойками. В апсиде, где находился ковчег, был полуподвал, который, по-видимому, служил генизой или использовался для хранения общинной казны.
Снаружи эти синагоги просты, без каких-либо украшений. Объясняется это тем, что здания синагог строились в византийский период в обход запрета властей на строительство новых синагог. Хотя запрет не соблюдался со всей строгостью, строительство роскошно орнаментированных зданий было бы неуместной провокацией. Внешняя скромность синагог компенсируется богатством интерьера мозаичными полами, мраморными капителями и алтарными перегородками.(5) (рис.16-18)
Синагогальное строительство шло в ногу с развитием искусства (в зависимости от страны, где молельный дом сооружали) и испытывало влияние различных стилей – готики, ренессансной и барочной архитектуры, классицизма, постмодернизма. Часто встречалось сочетание нескольких различных стилей. (рис.19-20). (7) (рис.19-30)
Древнехристианские храмы
Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница. Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи, В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхаристию Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.
Сионская горница прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви.(12)
Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть с IV века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с 3 века.
Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев "по домам" (Деян. 2:46).
В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы. Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших. Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности, как на востоке, так и на западе. Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными. Римское законодательство допускало также свободное существование погребальных обществ, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребений своих сочленов и даже могли иметь там свои алтари для отправления их культов. Отсюда понятно, что первые христиане широко пользовались этими правами, вследствие чего главными местами богослужебных собраний их, или первыми храмами древности, были катакомбы. Эти катакомбы сохранились до настоящего времени в разных местах. Наибольший интерес представляют нам лучше всего сохранившиеся катакомбы в окрестностях Рима, так называемые "катакомбы Каллиста." (рис.31-33)
Это целая сеть переплетающихся между собой подземных коридоров с разбросанными кое-где среди них более или менее обширными помещениями, как бы комнатами, носящими название "кубикул." В этом лабиринте, без помощи опытного проводника, весьма легко запутаться, тем более, что коридоры эти расположены иногда в несколько этажей, и можно из одного этажа незаметно перейти в другой. Вдоль коридоров выдолблены ниши, в которых и замуровывались усопшие. Кубикулы представляли собой фамильные склепы, а еще большие помещения "крипты" представляли собой те именно храмы, в которых христиане во времена гонений отправляли свои богослужения. В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия. (Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия.) По сторонам этого престола или гробницы устраивались места для епископа и пресвитеров. Самые большие помещения катакомб принято называть "капеллами" или "церквами." В них нетрудно уже различить многие составные части нашего современного храма. (8)
Катакомбы украшались фресковой живописью. Эти фрески имели, главным образом символический характер,(12)
Происхождение христианской базилики
Древнейший тип христианского храма есть "базилика." Самое название показывает, что это "царственное здание", от греческого слова "царь" и "судия." Базилика считалась в те времена наиболее совершенным видом архитектурного искусства, и в форме базилик устраивались все правительственные здания, а также дома богачей. Естественно, что и христиане для своих храмов избрали именно тот архитектурный стиль, который в те времена считался самым красивым, наиболее совершенным. Известно, кроме того, что первенствующие христиане, еще не имевшие храмов, собирались для своих евхаристических собраний в домах обратившихся ко Христу богатых людей, которые отводили для этих собраний самые лучшие комнаты, называвшиеся "икосами." Эти комнаты имели как раз форму продолговатого четырехугольника, с колоннами, делившими помещение в длину на три части.
По своему плану христианская базилика представляет собою продолговатый четырехугольник, длина которого равна двум широтам, взятым вместе. Внутреннее пространство ее разделено рядами колонн, по направлению длины, на три или на пять "нефов," то есть продольных пространств. Соответственно числу нефов, на восточной стороне устраивалось несколько "апсид," или алтарных полукружий. В церквах небольшого размера не делалось делений на нефы и устраивалось только одно алтарное полукружие.
Храмы строились алтарем на восток, а с западной стороны, то есть со стороны входа в храм, устраивалось преддверие, которое называлось "нарфикс," или "притвор,"(рис. 34) а перед ним еще "портик," или крыльцо. Средний неф устраивался обыкновенно выше и шире боковых. Между колоннами среднего нефа в стенах, над кровлею боковых нефов, устраивались окна, которые освещали всю внутренность базилики.
Базилика Святого Павла за городскими стенами (386 -1840гг) - одна из четырёх великих базилик Рима (наряду с собором Св.Петра,собором Св. Иоанна Латеранского и базиликой Санта-Мария-Маджоре).(рис. 35)
Базилика напоминала своей формой корабль. Это выражало ту назидательную для верующих мысль, что Церковь Христова есть корабль, на котором можно безопасно переплыть житейское море и достигнуть тихой пристани. (8)
Признание христианской Церкви и прекращение гонений на нее в IV веке, а затем принятие христианства в Римской империи как государственной религии положили начало новой эпохе в истории Церкви и церковного искусства.
Разделение Римской империи на западную Римскую и восточную Византийскую части повлекло за собой сначала чисто внешнее, а затем и духовно-каноническое разделение Церкви на Западную, Римско-католическую, и Восточную, ГрекоКафолическую. (Значения слов "католическая" и "кафолическая" одинаковы вселенская.)
Церковное искусство в Западной Церкви пошло своим путем. Здесь наиболее распространенной основой храмовой архитектуры осталась базилика.
А в Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.(12)
Архитектура Восточной Церкви
Продолжая античные традиции, Византия наследовала также культурные достижения завоеванных народов. Глубокий синтез античных и восточных элементов составляет характерную черту византийской культуры
В Византии получили распространение три типа храмов
Храмы византийского стиля строились в виде креста или в виде прямоугольника, близкого к квадрату . Крестообразная форма храма должна была напоминать, что в основе Церкви лежит Крест Христов.
Купольные круглые в плане храмы. В начале 4 века купол был еще низок и покрывал собою всю вершину здания, опираясь прямо на стены, но потом он становится выше и устанавливается на особых столбах, в куполе устраивались окна. Весь купол должен был напоминать собою широкий свод небесный, как место невидимого пребывания Господа.
Форма храма в виде круга, характерная для византийского стиля, произошла, вероятно, крещальных храмов, специально предназначенных для крещения, в середине которых устраивался, по образцу римских общественных бань, круглый бассейн для воды. По другому мнению, круглые храмы произошли от греческих памятников, или "ротонд," которые устраивались над местами погребений особо уважаемых и выдающихся государственных и общественных деятелей. Круглый вид указывает на вечность Церкви, ибо в круге не видно ни начала ни конца. (8)
Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы.
Развитие первых двух типов (крестового и круглого храмов) падает на ранневизантийский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средневизантийской архитектуры.
Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства.Эта конструктивная система позволила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более расширить внутреннее пространство. Использование пространственных форм, обладающих в силу геометрического строения жесткостью и устойчивостью, позволило свести до минимума массивность опорных конструкций, рационально распределить в них строительные материалы, получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах.
Наружные стены таких храмов нередко бывают украшены узорной кладкой и нарядными керамическими вставками. Крестово-купольный храм является завершённым архитектурным типом. В дальнейшем архитектура Византии лишь развивала варианты этого типа.
Наиболее блестящий расцвет византийского стиля мы видим в Константинопольском храме Св. Софии. (рис. 36) Много храмов этого стиля в Афинах, Солуни, на Афоне, в Армении, в Сербии и даже на Западе, особенно в Равенне и Венеции.
В 910 вв. стены и своды церквей покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строгом иерархическом порядке и подчинёнными композиции храма. В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием художественная среда, в которую включаются и иконы, размещённые на иконостасе. Скульптура 912 вв. представлена главным образом рельефными иконами и декоративной резьбой, отличающейся богатством орнаментов как античного, так и восточного происхождения (алтарные преграды, капители, покрытые нарядным кружевом узоров). (11)
«Внутри такого храма, как и в Византии, изображали все бытие, Вселенную, человека и историю его спасения. Так же глядел с вышины строгий лик Вседержителя, так же предстояли Ему сонмы святых и бесплотных сил. На четырех сторонах центрального свода писали четырех евангелистов. По стенам разворачивались картины библейских и церковных событий, а на западной стене в огромной многоплановой композиции нередко находилась фреска Страшного суда. Свою включенность в Церковь, видимую и невидимую, молящийся ощущал, едва переступив порог храма.» Протоиерей Александр Мень
Русская храмовая архитектура
Вместе с Православием Русь приняла от Византии образцы церковной архитектуры. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора.
Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма, или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.
В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.
Русская деревянная архитектура (рис.37)
В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.
Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса.
Каменные шатровые церкви (рис.38)
Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей.
Крестово-купольные храмы Древней Руси
Древнерусская архитектура в основном представлена именно церковными постройками, среди которых крестово-купольные храмы занимают господствующее положение. На Руси получили распространение не все варианты этого типа, но постройки разных периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного храма.
Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.
Типы храмовой архитектуры
Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения. Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.
Храмы в форме креста строилисьв знак того,что Крест Христов основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.
Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа:
Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.
Храмы часто напоминают по форме корабль самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.(Как и в Византии).
Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.
Внешний вид храмов
Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.
Абсида алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.
Аркатурный пояс украшение стены в виде ряда декоративных арочек.
Барабан цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Барабан световой барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Закомара в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.
Куб основной объем храма.
Лемех деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.
Луковица церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Неф (франц. nef, от лат. navis корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Паперть открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
Пилястра (лопатка) конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Подклет нижний этаж здания.
Поребрик декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.
Портик галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.
Придел небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.
Портал архитектурно оформленный вход в здание.
Рустовка декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.
Трапезная часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.
Шатер высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Ширинка прямоугольная впадина в стене.
Фронтон завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Яблоко шар на завершении купола под крестом.
Ярус убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.
Многоглавие храмов
Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.
Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.
Одноглавый купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. (рис.39)
Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую). (рис.40)
Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу. (рис.41)
Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. (рис.42)
Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. (рис.43)
Девятиглавый храм: девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. (рис.44)
Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 1518) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма.
Тридцать три главы число земных лет Спасителя. (рис.45)
Форма и цвет купола также имеют символический смысл.
Шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла. (рис. 46)
Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие. (рис.47)
По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм.
Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник Пасху).
Купола синие со звездами являются свидетельством того, что храм, над которым они воздвигнуты, посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами.
Символика православного храма
Сближая Церковь, живой храм Божий, с самим зданием храма, св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый храм. Сходные воззрения на храм можно найти и у западных богословов.
Куб. Как видно из сказанного, храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Этому символу вполне соответствует древний архитектурный стиль церквей, как византийский, так и византийско-русский (киевский, новгородский, владимирский, московский). Если храм есть образ мира, то каждая стена должна соответствовать одной из сторон света и одновременно той или иной области церковной жизни.
Восточная часть область света, «страна живых», страна райского блаженства. Потерянный нами рай был на Востоке, в Эдеме (Быт. 2, 8). На восток от Иерусалима также расположено место вознесения Христа. Наконец, пришествие будущего Царства Божьего, «восьмой день творения», символизируется восходом солнца, востоком.
«Само здание должно быть обращено на восток. Все вместе, встав и обратившись к востоку по выходе оглашенных и кающихся, пусть молятся Богу, восшедшему на небеса на востоке, в воспоминании также о древнем жительстве в раю, находящемся на востоке, откуда первый человек был изгнан за нарушение заповеди по наветам змея».
Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник» (alta aru). Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу. Алтарь основная святыня храма, освящающая все здание, символически изображает «селение Божие», «небо небесе».
Алтарь символ Синайской горницы, где впервые было совершено таинство евхаристии. Символически это представлено киворием куполом над престолом, поддерживаемым колоннами. Одновременно киворий символ места распятия и поношения тела Христова.
Горнее место у восточной стены алтаря, за престолом возвышенное место, на которое ставится сидение (трон), предназначенное для архиерея и сопрестолия (симметричные скамьи, примыкающие к внутренней восточной стене алтаря по обе стороны от горнего места). Над Горнем местом на стене апсиды, в нише пишется изображение Христа, сидящего на престоле, или Отечество. Связь алтаря-жертвенника с горой Сион (местом первой евхаристии Тайной вечери) выражают символические «сионы», или «ковчеги», в которых помещаются святые дары тело и кровь Господни.
Солея «возвышение» (от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся), то есть продолжение алтарного возвышения, поэтому называющееся внешним престолом (в отличие от внутреннего, что в середине алтаря). Солея также есть место для певцов и чтецов, которые называются «ликами», они символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу.
Амвону полукруглому выступу солеи против царских врат, обращенному внутрь храма к западу, в особенности усваивается название внешнего престола. На престоле внутри алтаря совершается таинство претворения хлеба и вина в тело и кровь Христовы, а на амвоне совершается таинство причащения этими святыми дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и это место уподобляется в некоторой степени престолу внутри алтаря. В таком устройстве возвышения таится удивительный смысл. Алтарь не оканчивается на самом деле преградой иконостасом, он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность всем понять, что именно для людей, стоящих в храме, и совершается все то, что происходит в алтаре.
Амвон, «восхождение», знаменует собой и гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос. Амвон возвещает также о воскресении Христовом, означает камень, отваленный от дверей гроба Господня, что сделало и всех верующих во Христе причастниками Его бессмертия, ради чего им преподаются с амвона тело и кровь Христовы, «во оставление грехов и в жизнь вечную».
Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. У греков оно называется афоликон вселенная. По выражению ап. Петра, в храм входят все верующие «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр. 2, 9). Эта часть храма вмещает в себя людей, готовящихся к восприятию благодати, получаемой в таинстве евхаристии. Средняя часть храма символизирует мир тварный, но уже обоженный, освященный, оправданный. Это и есть в полном смысле «новое небо» и «новая земля».
Таким образом, преграда между алтарем и средней частью не разделяет, а объединяет две части храма. На Русь преграда перешла уже в форме иконостаса, который является сложным символом.
Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших внутри или снаружи храма, в притворе, реже на прилегающей северозападной стороне. Иногда на западной части храма изображались не мрачные образы пророчеств и Страшного суда, а светские сцены забав и игрищ (храм св. Софии в Киеве), которые были напоминанием о неразумной, суетной жизни, ведущей к погибели.
Общую идею храма выражает иконография его средней части. Здесь изображена Вселенская Христова Церковь в ее совокупности, в ее истории и перспективе от начала первозданной Церкви до Страшного суда конца ее бытия по эпохам. Вся роспись храма символ Церкви вечной. Все церковные события, все соучастники церковной жизни размещены на всем пространстве храма, включены в сложную символическую иерархию.
На северных и южных стенах храма изображения Вселенских соборов важных событий церковной истории.
Притвор (соответствует двору скинии) символ мира необновленного, еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю символу рая. Здесь стоят оглашенные, те, кто готовится войти в Церковь, стать ее членами, и кающиеся, находящиеся под епитимьей, то есть те, кого Церковь не допускает к причащению святых таин. Они находятся между Церковью и миром. Они не изгоняются из храма и могут пребывать в нем до определенного момента, но не могут участвовать во внутренней жизни Церкви, ее таинствах.
Своды, купол. Так как средняя часть храма является символом преображенного тварного мира, «нового неба» и «новой земли», то есть Церкви, то в куполе изображается Глава Церкви Христос Вседержитель. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небесная твердь. Затем представление о небесном своде было перенесено на купол подобие неба, и, соответственно, представление о Боге Вседержителе переносится на храмовый купол.
Глава храма, венчающая купол с изображением Христа, есть символ Христа Главы Вселенской Церкви. Если сам храм тело Церкви, то его глава вместилище Божественной премудрости. В ранних христианских храмах глава храма напоминала череп, голову (например, собор св. Софии в Константинополе, Спасо-Преображенский собор в Чернигове).
Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, кто распространил, утвердил словом, подвигами, образом своей жизни христианскую веру. Истинные столпы Церкви апостолы, епископы, подвижники, мученики. Об апостолах как столпах говорит ап. Павел: «И, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» (Гал. 2, 9).Столпы, поддерживающие своды внутри храма, и столпы, встроенные в стены и выступающие из них в виде лопаток, конструктивная основа всего вещественного храма. Они же в духовном смысле образ «столпов Церкви» апостолов, святителей, учителей Церкви.(12)
Церковь та, что строится не из камня, а состоит из душ человеческих есть образ Самого Бога, «поскольку Она, подобно Богу, осуществляет единение среди верующих», не взирая на то, что они «разнятся и сильно отличаются друг от друга ... Церковь посредством Святого Духа дарует всем новое рождение и возможность носить славное имя христианское. В ней сердца и души неисчислимого числа «мужей, жён и детей» сливаются в одно сердце и одну душу (Деян. 4: 32);
Церковь, но уже рукотворная, та, которая выстроеная из камня, это образ всего мироздания, который состоит из «сущностей видимых и невидимых» (т.е. из ангелов и всего того, что относится к здешнему видимому миру). «Ведь если рассматривать церковь с точки зрения зодчества, то она, являясь единым зданием», делится на две части: алтарь и храм. «Но с другой стороны, она остаётся единой по ипостаси, не допуская разделения своих частей». «Подобным образом и весь мир сущих» делится на мир видимый и невидимый. Имея различную природу, эти два мира образуют единый универсум, «как части образовывают единство». И ещё, церковный алтарь, предназначенный для священнослужителей, есть образ невидимого духовного мира, а храм, предназначенный для народа образ видимого материального мира.
Кроме того, церковь есть также символ одного только материально-чувственного мира, взятого самого по себе. «Ибо божественный алтарь в ней подобен небу, а благолепие храма земле». И наоборот, мир есть церковь: «небо здесь подобно алтарю», а земля храму. (Протоиерей Владимир Савельев) (16)
Архитектура Западной церкви
Романский стиль
Своими истоками средневековая базилика уходит в позднеримскую архитектуру, когда начал складываться тип раннехристианского храма.
Раннехристианская базилика Планы раннехристианской базилики и романского собора.
Они представляли собой фронтально-осевую композицию с вытянутым по основной оси пространством, разделённым двумя или четырьмя рядами колонн на три-пять нефов. Средний был значительно шире и выше остальных и освещался сквозь окна, устроенные в верхней части стен. Ряды опор, разделяющие нефы, обычно делались в виде аркад на колоннах, пролёты между ними имели плоские перекрытия по деревянным балкам, в основном нефе подвешиваемых к деревянным фермам. В глубине среднего нефа, где устанавливался алтарь, делалась апсида, а для расширения предалтарного пространства, предназначенного для духовенства, часто устраивался поперечный неф - трансепт. Перед зданием иногда устраивался окружённый галереями двор - атриум посреди которого стояла чаша для обряда крещения.
В дальнейшем развитии этот тип базилики совершенствовался путем увеличения площади для
алтаря и размещавшегося перед алтарем хора, а также появлением перед основным залом дополнительного помещения - нартекса, куда допускались «оглашенные», т.е. люди еще не принявшие христианства. Иногда в крупных храмах боковые нефы делились на два яруса.
Устройство второго яруса давало возможность увеличить вместимость храма.
Так, в XI в. сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста ( с одной удлиненной ветвью), с трансептом и тремя апсидами, из которых центральная достаточно увеличена, чтобы вместить хор монахов. Западный конец церкви, где помещался хор для мирян, обычно фланкировался двумя башнями, поскольку помимо своих основных функций храмы часто имели и важное оборонное значение. Позднее в некоторых храмах над средокрестием (местом пересечения среднего нефа и трансепта) возводился купол или конусообразный шатер.
Деревянные перекрытия ранних базилик разрушались из-за частых пожаров, поэтому их замена сводчатыми конструкциями являлась одной из насущных задач совершенствования строительства. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды. Крестовые своды использовались главным образом в боковых нефах и лишь с начала ХII в. они начинают применяться для перекрытия главного пролета.
Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма
С переходом к цилиндрическим сводам массив стеновых опор стал резко возрастать. Важным шагом в преобразовании конструктивной системы было сосредоточение усилий с помощью крестовых сводов и подпружных арок в отдельных точках и расчленение стены на собственно стену и столбы - контрфорсы, устанавливаемые в местах наибольшего действия распорных усилий.
Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый па нервюрах и сомкнутый
Для романского стиля характерны перекрытия главного нефа массивным сводом из клинчатых камней. Такое нововведение создавало новые художественные возможности.
Эта конструктивная схема явилась основным итогом развития романского зодчества и стала основной для развития готической системы. В отличие от древнеримских и византийских купольно-сводчатых структур, в которых зодчие стремились основные распорные усилия погасить конструкциями внутри здания, в романский период архитектор выносит активно работающие вертикальные опоры за пределы наружных стен и делает этот прием обязательным принципом нового компоновочного метода.(13) (рис. 48 - 51)
Готический стиль (архитектура Западной Европы в эпоху позднего Средневековья, примерно между 1150 и 1550.)
Архитектурный стиль любой эпохи обычно вырастает из верований людей и образа их жизни. В готическую эпоху религия оставалась главным содержанием общественной жизни, а церковь – ведущим типом сооружения. Путник, приближавшийся к средневековому городу, прежде всего видел взметнувшиеся к небу шпили его церквей, затем уже городские укрепления, гражданские постройки, жилые дома, торговую площадь и лавки. Основные конструктивные особенности стиля воплощались прежде всего при возведении храмов, а уже затем полученные решения могли применяться в других типах построек.
Особые требования к местам богослужения вырастали из особенностей религиозного культа того времени. В готическую эпоху римско-католическая вера была единственной религией всей Западной Европы, и хотя детали богослужения различались, скажем, во Франции и Испании, в приходской и в монастырской церкви в целом господствовало единство. Уже поэтому архитектурные вкусы верующих были почти повсюду одинаковы, находя выражение в церквах. Эти вкусы были достаточно выражены романским типом собора, имевшим место для паствы, особое место для клира, для служения месс, для крещений и организации процессий, для размещения алтарей, посвященных многочисленным святым. Тем не менее, романские церкви оказались со временем тесны, так как будучи преимущественно монастырскими постройками, они не соответствовали выросшему населению городов готической эпохи.
В целом пространственное деление церковных зданий не отличалось от раннесредневекового: длинный срединный прямоугольник, ориентированный на восток и фланкированный боковыми прямоугольниками. Вместе их обычно рассекал другой прямоугольник – трансепт. Западная часть срединного прямоугольника именовалась главным (или центральным) нефом, восточная была занята хорами и сакристией (ризницей) в апсиде. Боковые нефы, продолженные в восточную часть церкви, смыкались за апсидой, образуя деамбулаторий – обходную галерею, с которой можно было войти в обособленные капеллы. Только в Англии восточное окончание церкви делалось обычно прямоугольным, в других местах ему придавалась многогранная или полукруглая форма.
Готический храм
Концепции пространства и конструкции.
И по концепции самого пространства, и по способам перекрытия обширных пространств готическая архитектура начала отличаться от своей предшественницы романского периода. Если романские церкви были замкнуты толстыми массивными стенами, в которых были устроены узкие оконные проемы, то готическая церковь имела стену из многоцветных витражей, зажатых между вертикальными ребрами из каменной кладки или между контрфорсами, приставленными к витражной стене под прямым углом. Причиной столь резкого различия служит иной способ перекрытия внутреннего пространства: в романской церкви – тяжелые цилиндрические своды, поддержанные сплошной массивной стеной; в готической церкви – относительно узкие и сужающиеся кверху каменные своды, опирающиеся на свободностоящие столбы. Романский интерьер создает впечатление слабо освещенного туннеля, тогда как в готической церкви интерьер воспринимается как аллея высоких деревьев, сквозь просветы меж кронами которых струится окрашенный цветными стеклами свет. В романской архитектуре акцентируется мощь и несокрушимость опор, в готической царит ничем не скованная легкость и устремленность ввысь. (рис. 52)
Итак, три главных элемента отличают готическую церковь от романской предшественницы:
стрельчатая арка вместо полуциркульной;
сосредоточение нагрузки на отдельно стоящих опорах вместо сплошных толстых стен;
развитие контрфорса в систему контрфорс – аркбутан (висячая арка, передающая на контрфорс горизонтальный распор каменных сводов).
Стрельчатая арка имеет некоторые конструктивные преимущества, если иметь в виду сочетание устойчивости и гибкости решения, но прежде всего она наиболее полно соответствовала идее общей вертикальной устремленности готического здания. (рис. 53)
Сосредоточение нагрузки и распора на отдельных опорах было существенным шагом технического прогресса в строительстве, поскольку теперь между столбами, вместо заполнения пространства кладкой, можно было устанавливать витражи.
Третий элемент, аркбутан был необходим ввиду самой природы арочной конструкции и составления сводов из арок. У арки исходно динамическая форма, поскольку она составлена из клиновидных камней или кирпичей, каждый из которых ведет себя как своего рода клин, стремящийся расколоть контур арки. Заложенная в арке возможность растрескаться по одному из швов нуждалась в противодействии. В готической архитектуре такое противодействие осуществляется посредством применения диагональных подпорок, или контрфорсов.(рис. 54)
Система аркбутан и контрфорсов
Чтобы бороться с разрушительным воздействием климата на основные структурные элементы сооружения, зданиям требовались дополнительные укрепляющие конструкции. Над каменными сводами устраивалась высокая стропильная кровля, которую покрывали шифером (небольшими пластинами глинистого сланца серо-черного цвета) или листовым свинцом. Крутизна ската кровли зависела от интенсивности снегопадов и дождей, а также вида кровельного материала. Контрфорсам в этих же целях придавалась многоступенчатая форма с маленькими скатными кровлями ярусов, откуда вода сбрасывалась вниз или отводилась в желоба водосбросов, чтобы не намокали верхние части стен. Поверхность стены также снабжалась полочками и отливами, отводящими воду от здания. Окна были окантованы рельефными наличниками, чтобы вода обтекала их по контуру.
Декоративные элементы.
Техническое решение конструктивных проблем не было единственной задачей готического архитектора. Обогащение фактур и украшение конструкции шло одновременно с эволюцией конструктивных решений и почти неотделимо от них. Контрфорсы увенчивались ланцетовидными башенками-пинаклями, в свою очередь украшенными зубцевидными выступами. Водосбросы с помощью скульптора превращались в фантастическое сочетание животных и растительных форм. Уступами уходящие вглубь отливы порталов поддержаны тонкими колонками попеременно с удлиненными фигурами ангелов и святых, а арочного контура тимпан над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда или аналогичные сюжеты и раскрашивался в яркие цвета. Таким образом, все виды искусства играли свою роль в просвещении паствы, предупреждая верующих об опасностях греховной жизни и наглядно изображая блаженство святой жизни.
В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Первоначально дело ограничивалось группировкой двух или трех некрупных окон в единой архитектурной раме. Затем простенок между такими окнами последовательно уменьшался, тогда как число проемов возрастало, пока не был достигнут эффект полностью рассеченной поверхности стен. Дальнейшее сокращение размеров каменных простенков между меньшими окнами привело к возникновению кружевной конструкции окна, орнаментальный рисунок которого создавался тонкими каменными ребрами. Поначалу собранные в виде простейших геометрических форм, кружевные структуры окон со временем становились все сложнее. В Англии такой «украшенный» стиль конца 14–15 вв. сменился «перпендикулярным», которому во Франции соответствовала стиль «пламенеющей готики». (14) (рис. 55 -56)
Готика в истории Средневековья – это целая эпоха, особенная и неповторимая. Мышление средневекового человека наделяло окружающий мир силами добрыми и враждебными. Пытаясь найти укрытие от пугающей двойственности мира, человек приходил в собор, который своим запредельным стремлением вверх помогал человеку достигнуть вершины христианского восторга великолепием горнего мира.
В своей образности собор Высокой готики стремился воплотить все Христианское знание – теологическое, естественнонаучное и историческое, где все элементы должны находиться каждый на своем месте, а все то, что еще не нашло своего определенного места, подавляться. Иными словами, готический собор – это воплощение Универсума.
У Виктора Гюго в его романе «Сбор Парижской Богоматери» есть такое замечательное рассуждение: «Искусство меняет здесь (в разных памятниках готики) только оболочку. Самое же устройство христианского храма остается незыблемым. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была разукрашена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. .. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный куполом, образует хоры; это все те же постоянные приделы для крестных ходов внутри храма или для часовен – нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. .. Отсюда проистекает изумительное внешнее разнообразие подобного рода зданий, в основе которых заключено столько порядка и единства. Ствол дерева - неизменен, листва - прихотлива».
Символизируя собой Землю и Небо, готический собор вмещал в себя и всю человеческую жизнь от рождения до смерти.(15)
Мы видим, что архитектура христианского храма прошла огромный путь от ветхозаветной скинии до великолепных соборов восточного и западного стилей.
Протоиерей Александр Мень говорил: «Храм стал символом одухотворенного мира, прообразом грядущего обожения Вселенной. Купол, означающий "твердь небесную," образ Вседержителя, лики ангелов и святых, евангельские сюжеты - все это соединялось в единую симфонию: Бог, царства Неба и земли, Священная история.» Верующие христиане сквозь тысячелетия пронесли главный смысл :храм –святыня, место встречи с Богом, прообраз царства Божьего.
И восточная и западная Церковь славят веру одинаково громко, но, каждая своими методами. Стоит отметить, что восточная Церковь более патриархальна. На Руси мастера внося отечественный колорит бережно хранили Византийские традиции. На западе же римская базилика, сохраняя основные черты, претерпела существенные изменения.
В главном они едины – тяжелая завеса , которая присутствовала в ветхозаветных храмах, пала. Храм теперь вмещает верующих в себя. Люди больше не за порогом храма. Алтарь – образ рая – мы теперь можем видеть.
Каждый Христианский храм показывает, что путь к Богу, который открыл для нас Христос – лежит перед нами
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142715
План храма СоломонаРисунок 13Рисунок 415