Урок литературы по сказке В.П. Катаева Цветик — семицветик


План-конспект урока по литературе в 7-м классе «Что такое добро?» по сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик".
Цель урока:  
Образовательные: раскрыть тему добра через работу по тексту сказки; учить писать сочинение по прочитанному литературному произведению;
Развивающие: сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления;
Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя, нравственные качества характера, как доброта и милосердие, бережное отношение к окружающим, помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Методы и методические приемы:
1) общедидактические: проблемное изложение, частично-поисковый
2) частично - дидактические: целеполагание, “мозговой штурм”, составление кластера, литературные ассоциации, рефлексия.
Оборудование: слайды, видеоролики, электронные таблицы, индивидуальные карточки, постеры, стикеры, маркеры, оценочные листы.
Эпиграф:
Твори добро другим во благо.
Ход урока
I. Организационный момент.
1 . Приветствие; психологический настрой.
Возьмитесь за руки, закройте глаза.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. (Хлопок в ладоши). Откройте глаза. Улыбнулись друг другу. Пожелали мысленно удачи.
2. Комментарий к структуре и теме урока.
Класс поделён на 3 группы, у которых будут на уроке свои определённые задания.
II. Опрос домашнего задания
1.Сообщение о писателе
Катаев Валентин Петрович
Слово учителя. Мы читали сказку о чудесном и загадочном цветке, который исполняет желания. Кто же написал для вас сказку "Цветик -семицветик" и ещё несколько прекрасных сказок. Имя этого писателя Валентин Петрович Катаев.
Валентин Петрович Катаев родился в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева. Его отец был очень образованным человеком учился на историко-филологическом факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью.
Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью генерал-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями.
Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался сыновьям.
Уже взрослым писатель вспоминал, что в детстве книги делали свое доброе дело: «будили мое воображение, раздвигали границы знакомого мира, наполняли жизнь ожиданием радости и немедленного счастья…»
Когда Валентин подрос, его отдали в Одесскую гимназию. Уже в 9 лет у него стали появляться склонности к написанию стихов - о природе. Некоторые стихи печатались в одесских газетах.
Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в 13 лет .В 17 лет Катаев попадает на две литературные встречи, оказавшие решающее влияние на выбор того, чем он будет заниматься всю жизнь. Одна из них - встреча с писателем Иваном Буниным. Именно у Ивана Бунина он обучался мастерству: "умению описывать вещи, видеть, слышать, нюхать, осязать", - вспоминает В.Катаев.
В 22 года (1919 г) снова был призван в Красную Армию и некоторое время исполнял обязанности командира батареи во время боев. Вскоре Валентина Катаева отозвали из армии.
В 24 года сбывается заветная мечта Валентина Петровича Катаева .Он переезжает жить в Москву, куда стремился всю свою жизнь.
В 42 года за выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом Ленина. И его признали классиком детской литературы.
Началась Великая отечественная война ,В.Катаев оказался на полях сражений
Во время затишья и передышек продолжал писать рассказы и повести: самый знаменитый у подростков рассказ «Сын полка», о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком.
Был в жизни Катаева такой период примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери.
Валентин Катаев автор сказок:
«Дудочка и кувшинчик» (1940),
«Цветик - семицветик» (1940),
«Жемчужина» (1945),
«Пень» (1945),
«Голубок» (1949).
2.«Мозговой штурм». Работа над названием и жанром сказки.
А сегодня на уроке мы поближе познакомимся с его произведением «Цветик - семицветик», написанным в жанре литературной сказки.
- Ребята, давайте прежде разберемся, чем же отличается литературная сказка от народной сказки?
-А теперь подумайте, почему писатель назвал «Цветик-семицветик» волшебной сказкой?
В ней много сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни.
Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни? (весьма необычное появление старушки; волшебные свойства цветка (умеет исполнять желания, достаточно произнести заклинание «Лети, лети, лепесток, Через запад на восток...» исцеление больного мальчика приключения, чудеса. и др.).
Почему сказка называется “Цветик-семицветик”? (7 лепестков-7-ми цветов)
3. В тексте встретились слова, значение которых было вам не совсем понятно:
Словарная работа
Черепки- обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия; от горшка одни остались черепки.одна-одинёшенька- нет друзейтяпа-растяпа- рассеянный человек,драчун- тот, ко любит драться, часто дерётсясалки – то же, что пятнашки; детская игра, по правилам которой следует попадать мячом в бегущего партнера или, догнав, коснуться его рукойзаветная-  а) Особо ценимый, хранимый, оберегаемый. б) Сокровенный, тайный, задушевный. в) Самый важный, самый …зевать по сторонам - смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть
папанинцы - героические исследователи Арктики. (По имени И.Д.Папанина. вместе с Э.Т.Кренкелем, П.П.Ширшовым и Е.Ф.Федоровым в 1936-37 ·гг. совершившего девятимесячный дрейф (означает медленное постоянное перемещение чего-либо.) на льдине от Северного полюса до Гренландии.
4. Обратимся к содержанию сказки. Викторина.
III. Подготовка к усвоению новой темы.
Словарная работа. Вам хорошо знакомо слова « добро», «доброта». А что такое доброта?
Учащиеся составляют словарь нравственных понятий.
Словарь: Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
2. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова « добро», «доброта»?
«Литературные ассоциации». Жизнь дана на добрые дела.
Слово учителя. Доброта и милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий, для того, чтобы было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Именно так надо жить каждому из нас. Ведь доброта, радость и переживание за судьбу других составляют основу человеческого счастья. Доброта, безусловно, важное нравственное качество человека.
Прочитайте их и прокомментируйте.
«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж. Ж. Руссо). Что следует подразумевать под этим?
«Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» (В. Шекспир). Как вы поняли это высказывание?
В. Гюго писал : Во внутреннем мире человека доброта – это солнце .«Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай ими. Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро». Л.Н.Толстой.
- Как вы понимаете слова писателя?
Работа с пословицами.
Знаете ли вы пословицы о доброте и добрых делах? Народ очень ценит добрых людей. «Добрые дела красят человека» - гласит народная мудрость. Я вам дала задание, чтоб вы приготовили пословицы о доброте. Давайте послушаем вас.
Доброму - добрая память.
Доброе сердце доходит до сердца.
На добрый привет - добрый ответ.
Без добрых дел нет доброго имени.
С добрым жить хорошо.
Добро век не забудется.
Жизнь дана на добрые дела.
В какой из пословиц содержится совет для всех людей?
IV. Новая тема.
Слово учителя. Русские писатели отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали народным сказкам, перенимали из них приемы художественной выразительности, а главное стремились удержать в творчестве высоту полета, богатство смысла сказок. Сказки не знают непоправимых несчастий. Героиня сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик» не сразу понимает, как можно сделать человека счастливым.
Жужжащее чтение. Все ученики одновременно читают вслух, но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. Каждый читает отведенный текст в своей книжке с индивидуальной скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Тренировка длится всего пять минут в течение урока (Индивидуальная работа.)
Психологический «Цветотест».
Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. На столе имеются лепестки.
Задание: расположить лепестки так, чтобы получился цветик-семицветик. Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом? ( Отрывать лепесток и произносить волшебные слова.). Работа в парах, затем в группах.
V. Закрепление.
Слово учителя. А теперь мы с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. Работа в группах. (Ватманы с таблицей даются каждой группе).
Лепесток Желание Чувство Черта характера Разумное Нет
Желтый. Чтобы проверить действие волшебного цветка, на желание вернуться домой радость, рассеянная, невнимательная.+ -
Красный Девочка разбила мамину любимую вазу, склеить вазу, тяпа-растяпа, облегчение + -
Синий попасть на полюс страх, назло, необдуманный поступок, могла погибнуть
- Знала ли она что-либо о Северном полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило? Что вы о нем запомнили? (Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.)Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе?
( Это было глупое желание. Женя могла погибнуть.)Зеленый На что был потрачен четвертый лепесток? вернуться с полюса радость + -- Разумным ли является желание?
( На то , чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно спасает Женю.)Оранжевый иметь все игрушки испуг + ---Чем занимались …….( девочки во дворе ?)
- Почему не приняли Женю в игру?
( Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было игрушки.)
-Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?(от зависти глаза стали как у козы.) ( Женя обиделась, даже рассердилась Какое желание она загадала, чтобы их позлить?
( Она велела лепестку, чтобы все игрушки, которые есть на свете, стали ее.)
( Как только на нее свалились все игрушки мира , она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.
- Разумное ли это желание? ( Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.)
Фиолетовый отправить игрушки облегчение + -- На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание? ( Женя испытывала желание позлить девочек и вызвать у них зависть, Наличие множества игрушек не рождает радость. Со всеми игрушками нельзя играть сразу, поэтому она пожелала их вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.)VI. Обобщение.
Слово учителя. Сделаем вывод о желаниях девочки ( с опорой на таблицу).
( У Жени было пять разумных желаний и два глупых).
Какая Женя, если она совершает разумные поступки?
Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть.
Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы.
Инсценирование диалога Вити с Женей.
- О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?
VII. Итог урока.
Слово учителя. Мы сегодня очень много говорили о доброте, о добрых людях.
- В заключение урока я Вас хочу попросить ответить на вопрос: Представим, что именно вам достался последний волшебный листок. Какое бы вы загадали желание? Напишите на стикерах-цветах. Прочитайте написанное.
Приклейте ваши желания на дерево. Пусть ваши мысли материализуются и желания исполнятся. (Включается фонограмма - тихая музыка, под которую дети рисуют.)
Вывод: Валентин Петрович Катаев разработал тему ценности человеческих поступков. Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.
Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!
Ученик читает стихотворение А, Яшина «Спешите делать добрые дела».
Слово учителя. Правильно, ребята. «Спешите делать добрые дела».
Необязательно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.
- Чему же учит эта сказка?
Это добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания.
Ученица читает стихотворение
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
VIII. Рефлексия. ЗХУ
Зачем нам нужен был этот урок? За что ты можешь похвалить одноклассников? Себя? ЗХУ
Завершаю урок словами писательницы И. Токмаковой:
 «В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. Если ко всякому - всякому живому существу отнестись с добром, то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром. Если тебе вдруг покажется, что человек злой или делает плохо, ты сразу не сердись на него, не обвиняй его.  Это значит просто, что солнечный зайчик очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увидишь, как все будет хорошо!».
ІХ. Домашнее задание: написать сочинение «Что такое доброта?»
Х. Комментирование оценок учащихся.
План
I.Замечательная сказка В. П. Катаева. II Что такое доброта?1.Толкование слова.
2.Мыслители о доброте.
3.Пословицы и поговорки о добре
4.Жизнь дана на добрые дела.
III. Спешите делать добрые дела…
Средняя школа – гимназия №39
План-конспект открытого урока по литературе
в 7-м классе
«Что такое добро?»
по сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик".
Учитель: Разакова А.А.
План-конспект открытого урока по литературе
в 7-м классе
«Что такое добро?»
по сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик".
Учитель: СраиловаК.Н.