Конспект По птичьим следам (редакция газеты)


КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема: «По птичьим следам».
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):
1. Структура газеты:
- рубрики: «Гость номера», «Фотогалерея», «Говоренок», «Наш вернисаж»;
- авторы материалов рубрик: дети, педагоги;
- особенности содержания рубрик: детское литературное, художественное творчество.
2. Жанры публицистики:
- названия: заметка, статья, репортаж;
- особенности жанров: смысл (основная идея), структурные компоненты, стилистика, языковые средства.
3. Процесс выпуска газеты:
- игровые роли: главный редактор, помощник редактора, журналист, фотокорреспондент, наборщик, художник, дизайнер;- игровые действия: сбор материала (наблюдения), верстка, дизайн, выход готовой газеты.
4. Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей: познавательно - коммуникативная.
Разновидности интегрированной деятельности детей: преобразование, проектирование, обсуждение, ситуативный разговор, взаимодействие (перцептивное, информационное)
Задание для совместной деятельности детей
(вид, способы предъявления и способы представления решения):

Задание
(действие и его содержание) Реализуемая модель сотрудничества Способ
предъявления задания Способ презентации
результатов выполнения задания
Погружение в проблему:
- «Познакомьтесь с содержанием конверта, который оставила сегодня утром сорока. В нем диск с видеофильмом «Летят журавли!» Предлагаю его посмотреть». совместно-индивидуальная Устный или словесный
- беседа;
- вопрос проблемного характера
- ответ-слово;
- рассказ (рассуждение)
Буквенно-цифровой
- заготовки букв -кроссворд
2. Побуждение к деятельности:
- «Приглашаю вас в путешествие по птичьим следам, итогом которого станет новый номер газеты».
- «Предлагаю с помощью дидактической игры «Что для кого? » выбрать роль сотрудника редакции и подобрать соответствующий галстук с обозначенным на нем атрибутом».
- «Определите путь следования по маршрутной карте».
- «Выберете необходимые вам материалы и приступайте к работе». Демонстрация иллюстративного материала.
- серия сюжетных картинок «Про ласточку»;
- иллюстрации с изображением зимующих и перелетных птиц;
-набор предметных картинок «виды птиц».
-фотографии;
- рубрика «Фотогалерея»
- рубрика «Наш вернисаж»
3. Работа редакционного совета:
- «Фотографы, подберите фотографии на тему «Птичий дом», для оформления рубрики «Фотогалерея»;
- «Корреспонденты, опираясь на алгоритм составления рассказа, серию картинок и карточки - символы, поработайте над статьей «Про ласточку» для рубрики «Гость номера»;
- «Журналисты под руководством ведущего рубрики «Говоренок» составьте кроссворд о видах перелетных птиц, используя набор предметных картинок «Виды птиц» и опираясь на знаковый алгоритм составления кроссворда;
- «Художники нарисуйте иллюстрации в рубрику «Наш вернисаж» по теме: «Лебедушка» используя технику рисования по точкам;
- «Наборщики и дизайнер, из заготовок букв сложите название газеты и рубрик, воспользовавшись знаковым алгоритмом издательского цикла».
- «Редакторы проверьте правильность написания окончаний с помощью дидактической игры «Найди нужное». Демонстрация видео-, аудио записи
- видеофильм «Летят журавли!» Игровой
- дидактическая игра «Что для кого? »
- дидактическая игра «Найди нужное»;
- карточки с точечным изображением лебедей. - выбор галстука;
- рисунки лебедей
Действенно-практический
- готовый номер газеты.
Условно-символический
- заготовки букв;
- знаковый алгоритм издательского цикла;
- знаковый алгоритм составления кроссворда;
- алгоритм составления рассказа;
- карточки - символы -текст названия газеты и рубрик
4. Практическая реализация деятельности:
- «Предлагаю всем членам редакционного совета предоставить наработанный материал главному редактору».
- « Главный редактор и помощник, разместите готовый материал на страницах газеты». 5. Анализ и оценка результатов деятельности:
- «Что интересного вы узнали работая над созданием этого номера газеты? Какие затруднения у вас возникли во время работы над рубриками? Что помогло выполнить задания?»
- «Итак, наше путешествие подошло к концу. Молодцы ребята, вы дружно потрудились над выпуском этого номера газеты: внимательно слушали задания, ответственно отнеслись к исполнению своих обязанностей по подготовке каждой рубрики. Благодаря этому газета получилась очень интересной и познавательной». 6. Презентация по итогам работы по выпуску газеты:
- «Предлагаю вам, пригласить в путешествие по страницам нашей газеты всех ребят детского сада, разместив этот номер в холле на передвижном стенде». Образовательные задачи.
1. Углублять представления детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы.
2. Способствовать проявлению инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
3. Развивать речевую активность, способствовать проявлению творческих и интеллектуальных способностей у детей.
4. Продолжать обогащение опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми.
Материалы для деятельности детей.
1. Стимульный материал:
- символика редакции газеты;
- галстуки.
2. Материалы для деятельности детей:
материалы для представления заданий и результатов деятельности:
- фотографии с изображением птиц;
- передвижной стенд;
- карты-задания для практической деятельности (образец рисования по точкам).
материалы для преобразования и трансформации:
- серия сюжетных картинок «Про ласточку»;
- набор предметных картинок «Виды птиц»;
- заготовки букв.
материальные средства для деятельности детей:
- видеофильм «Летят журавли!»;
- письменные и канцелярские принадлежности.
3. Дидактический материал:
- знаковые алгоритмы издательского цикла и составления кроссворда;
- алгоритм составления рассказа;
- маршрутная карта;
- дидактическая игра «Что для кого?»;
- дидактическая игра «Найди нужное»;
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
- магнитная доска;
- ноутбук;
- тематический модуль «Редакция газеты «Детство в «Брусничке».
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
Мотивационно-целевой 1. Мотивирует на осуществление деятельности, создает положительный эмоциональный настрой.
2. Предлагает посмотреть видеофильм «Летят журавли!».
3. Задает вопросы поискового характера.
4. Вносит предложение совершить путешествие «по птичьим следам» и оформить выпуск нового номера газеты.
5. Предъявляет требование к выполнению задания. 1. Принимают предложение посмотреть видеофильм.
2. Отвечают на вопросы воспитателя.
3. Осознают цель деятельности.
4. Проявляют интерес к совместной деятельности, соглашаются с предложением создать газету, согласно заданным требованиям.
Проектировочно-организационный1. Организует детей для работы:
предлагает с помощью дидактической игры «Что для кого?» распределить роли сотрудников редакции и выбрать соответствующие галстуки.
2. Создает условия для предстоящей деятельности:
- «Выберете необходимые вам материалы и приступайте к работе».
3. Определяет программу деятельности (номенклатура действий, их последовательность):
- «Определите путь следования по маршрутной карте». 1. С помощью дидактической игры «Что для кого?» распределяют роли сотрудников редакции и выбирают соответствующий галстук.
2. Выбирают необходимые для работы материалы.
3. Осуществляют свою деятельность в соответствии с принятой моделью взаимодействия, используя маршрутную карту.
Содержательно-деятельностный1. Вовлекает детей в процесс совместной деятельности согласно принятой роли и выбранной модели взаимодействия, предлагая:
- всем сотрудникам редакции отправиться в путешествие «по птичьим следам»;
- фотографам сделать фотографии на тему «Птичий дом», для оформления рубрики «Фотогалерея»;
- журналистам, написать статью по серии картинок «Про ласточку» для рубрики «Гость номера»;
- журналистам под руководством ведущего рубрики «Говоренок» составить кроссворд о видах перелетных птиц, используя набор предметных картинок «Виды птиц» и опираясь на знаковый алгоритм составления кроссворда;
- художникам нарисовать иллюстрации в рубрику «Наш вернисаж» по теме: «Лебедушка» используя технику рисования по точкам;
- наборщикам и дизайнеру, из заготовок букв сложить название газеты и рубрик, воспользовавшись знаковым алгоритмом издательского цикла;
- редактору проверить правильность написания окончаний с помощью д\и «Найди нужное?».
2. Предлагает оказать взаимопомощь друг другу и принять помощь взрослого.
3. Осуществляет контроль выполнения задания. 1. Активно взаимодействуют друг с другом согласно принятой роли:
- все сотрудники редакции отправляются в путешествие «по птичьим следам»;
- фотографы делают фотографии на тему «Птичий дом»;
- журналисты, пишут статью по серии картинок «Про ласточку»;
- журналисты под руководством ведущего рубрики «Говоренок» составляют кроссворд о видах перелетных птиц, используя набор предметных картинок «Виды птиц» и опираясь на знаковый алгоритм составления кроссворда;
- художники рисуют иллюстрации по теме: «Лебедушка» используя технику рисования по точкам;
- наборщики и дизайнер, из заготовок букв складывают название газеты и рубрик, воспользовавшись знаковым алгоритмом издательского цикла;
- редакторы проверяют правильность написания окончаний с помощью д\и «Найди нужное?».
2. Оказывают взаимопомощь друг другу и принимают помощь взрослого.
Оценочно-рефлексивный 1. Побуждает детей к анализу выполненной работы и подведению итогов:
- «Что интересного вы узнали работая над созданием этого номера газеты? Какие затруднения у вас возникли во время работы над рубриками? Что помогло выполнить задания?»
- «Итак, наше путешествие подошло к концу. Молодцы ребята, вы дружно потрудились над выпуском этого номера газеты: внимательно слушали задания, ответственно отнеслись к исполнению своих обязанностей по подготовке каждой рубрики. Благодаря этому газета получилась очень интересной и познавательной».
2. Организует презентацию готового номера газеты:
- «Предлагаю вам, пригласить в путешествие по страницам нашей газеты всех ребят детского сада, разместив этот номер в холле на передвижном стенде». 1. Делятся впечатлениями о процессе выполнения заданий, оценивают свою деятельность. Любуются результатами общего труда.
2. Размещают газету на передвижном стенде в холле детского сада.
Методы и приемы:
Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:
- Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности:
1. Демонстрация нового объекта (конверт).
2. Просмотр видеофильма «Летят журавли!»
- Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:
1. Предъявление требований к выполнению задания.
Методы организации и осуществления деятельности:
1 Дидактическая игра «Что для кого?»
2. Дидактическая игра «Найди нужное»
3. Продуктивная деятельность.
5. Вопросы поискового характера.
4. Оказание дозированной помощи (маршрутная карта пути следования, знаковые алгоритмы издательского цикла и составления кроссворда, алгоритм составления рассказа).
5. Вопросы поискового характера.
6. Поручения.
Методы контроля и самоконтроля:
1. Взаимоконтроль.
2. Самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом)
3. Коллективный смотр.
4. Анализ и оценка результатов деятельности.
5. Рефлексия деятельности.