Планирование по технологии для неделимых классов (5 класс)
Пояснительная записка
Составитель: Лункина О.А.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для неделимого 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по технологии для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по технологии (В.Д. Симоненко), Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.
При разработке программы были использованы материалы примерных программ по учебным предметам «Технология» 5-9 классы, Москва «Просвещение» 2010, программы по технологии для неделимых 5-7 классов Ю.В.Крупской, В.Д.Симоненко опубликованной в журнале «Школа и производство» №3 за 2005 год, программы: «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов» автор О.А. Кожина, «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» автор, «Информационные технологии» авторы А.Н. Аблин, О.А. Богданов, Г.С. Гринберг, Ю.Л. Хотунцев. «Графика» авторы А.А. Павлова, В.Д.Симоненко, «Проекты в образовательной области «Технология» авторы Ю.Л. Хотунцев, В.Д.Симоненко, О.А. Кожина, Б.И. Орлов из сборника программ «Технология. Трудовое обучение» М. Просвещение 2007 год.
Рабочая программа по предмету «Технология» ориентирована на учащихся 5 класса. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год. Данная программа разработана с учётом интересов обоих групп учащихся, как мальчиков, так и девочек и предназначена для работы в неделимых классах, её применение возможно так же и в классах делящихся на группы.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов технологии с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ. Базовыми в ней являются разделы: «Культура питания», «Бытовая техника», «Основы графической грамотности», «Ремонтные работы в быту», «Материаловедение», «Машиноведение», «Изготовление швейного изделия», «Уход за одеждой, ее ремонт», «Гигиена учащихся», «Информационные технологии» и «Основы народных ремёсел».
В разделе «Изготовление швейного изделия» основное внимание учащихся сконцентрировано на приобретение умений работать с готовыми выкройками и выполнять элементы моделирования. Процессы раскроя и изготовления швейного изделия оказались одинаково востребованы мальчиками и девочками. Объекты труда подбирались следующим образом: в 5 классе учащиеся вначале изготовляют для себя рабочую одежду – фартуки, в которых затем выполняют различные виды работ, связанных с обработкой дерева и металла. А в 6 и 7 классах в банке идей творческих проектов заложено изготовление швейных изделий для отдыха и занятий спортом (шорты, кепки, рюкзаки, сумки, ветровки).
Модуль «Основы народных ремёсел» содержит несколько вариантов программы. Это позволит учителю выбрать наиболее оптимальный с учётом квалификации и материальной базы кабинета. Чем привлекательны «Основы народных ремёсел»? А тем, что в процессе обучения школьников декоративной обработке материалов, трудовое и эстетическое воспитание сливаются воедино, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Подобраны объекты труда одинаково доступные и интересные для мальчиков и девочек как по обеспечению материалами и инструментами, так и по приемам исполнения.
Проектные задания для учащихся подобраны таким образом, чтобы, получая консультации у учителя и выполняя часть работы на уроках, они имели возможность в домашних условиях продолжить работу над изделиями. Предполагается, что дома они могут привлечь к работе над изделиями родителей – сообща проще подготавливать материалы и инструменты и осваивать те или иные приемы работы. Если раньше родители обучали детей своему ремеслу, то теперь возникает обратная связь: дети помогут возрождению бытовавших ранее традиций.
Программа разработана с учетом психолого – педагогических основ технологического обучения, позволяет осуществить процесс адаптации учащихся к современным социально – экономическим условиям.
В целом, обучение по данной программе позволяет сформировать творческую, социально активную и технологически грамотную личность.
Изучение (технологии) (5) класса направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.
Данная программа уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
Образовательные:
приобретение графических умений и навыков, графической культуры;
знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а также освоение этих технологий;
знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.
Воспитательные:
формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;
формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;
формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;
формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.
Для обучения (технологии) в МБОУ «Ледовская ООШ» выбрана содержательная линия. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по (технологии) образовательной системы состоят в том, что они обеспечивают преемственность курсов (технологии) в основной школе, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям МБОУ «Ледовская ООШ» и образовательным запросам обучающихся.
Для выполнения всех видов обучающих работ по (технологии) в 5 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:
-Технология, 5 класс (вариант для девочек) – 2изд., перераб./Под редакцией В.Д. Симомненко. – М.: Вентана-Граф,2005.-192с./
-Технология, 5 класс (вариант для мальчиков) – 2изд. /Под редакцией В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2006.-191с.
Данная рабочая программа состоит из 3-х разделов:
пояснительная записка с определением целей и задач основного общего образования с учётом специфики предмета (технология) (5 класс).
календарно-тематическое планирование;
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Используемые формы, способы и средства проверки результатов обучения
Текущий контроль по темам и проверочные, практические задания в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Планируемые результаты освоения программы
по (технологии) к концу 5 класса
Требования к знаниям, умениям, навыкам
В результате изучения технологии учащиеся должны:
знать/понимать:
основные технологические понятия;
назначения и технологические свойства материалов;
назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, правила безопасной работы с ними;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для получения технологических сведений из разнообразных источников информации;
для организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
для изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
для создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов и приспособлений;
для обеспечения безопасности труда;
для оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги.
Календарно-тематическое планирование по технологии 5 класс (68ч.)
№ п/п
Название темы
Количество часов
Плановые сроки проведения
Скорректи-
рованные
сроки
прохождения
Испо
льзование ИКТ
1
Глава 1. Вводное занятие
1
2
Глава 2. Культура питания
6
+
2.1
Оборудование кухни. Физиология питания
2
2.2
Завтрак своими руками
2
2.3
Овощи в питании человека
2
+
3
Глава 3.Введение в творческое проектирование
2
4
Глава 4. Бытовая техника
2
+
5
Глава 5. Основы графической грамотности
5
5.1
Основные понятия черчения
4
5.2
Контрольная работа
1
6
Глава 6. Ремонтные работу в быту
2
7
Глава 7. Материаловедение
8
+
7.1
Конструкционные материалы
2
7.2
Пиломатериалы. Древесные материалы
2
7.3
Натуральные волокна растительного происхождения и ткани из них
4
8
Глава 8. Машиноведение
8
8.1
Понятие о механизмах и машинах
2
+
8.2
История развития техники. Классификация швейных машин.
Составные части машин
6
9
Глава 9. Основы народных ремёсел*
8
9.1
Аппликация из ткани
2
+
9.2
Аппликация из природного материала
6
10
Глава 10. Изготовление швейного изделия
14
+
10.1
Конструирование и моделирование прихватки
6
10.2
Раскрой и изготовление швейного изделия (прихватки)
8
11
Глава 11. Уход за одеждой, ее ремонт
2
12
Глава 12. Гигиена учащихся
2
13
Глава 13. Информационные технологии
8
13.1
Знакомство с текстовым редактором
4
+
13.2
Знакомство с графическим редактором
4
ИТОГО:
68
Заголовок 115