Статья Эффективность использования групповой работы и сотрудничества в процессе преподавания и обучения.

Алматинская область
г.Талдыкорган
Средняя школа- гимназия №14
учитель информатики
Мурзабаева А.М.


Эффективность использования групповой работы и сотрудничества в процессе преподавания и обучения.


Динамика изменений в современном мире настолько быстра и скоротечна, что порой не хватает времени для полноценного знакомства с новыми веяниями в современной педагогике. Ко всему происходящему вокруг нас, к новым изменениям, мы учителя должны отнестись положительно и с большой заинтересованностью. И чтобы подробнее познакомиться и в будущем использовать в своей педагогической практике новые изменения, мы должны измениться, потому что пока не овладеем новыми знаниями и навыками, мы не сможем передать их своим ученикам. Для этого мы должны обрести свой путь.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» говорится «Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. Поэтому важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры».
В преподавании своего предмета, в образе своего мышления , в методах и подходах педагогической деятельности современные учителя должны пересмотреть свои педагогические убеждения, задуматься о том, как построить процесс обучения, чтобы дети с радостью приходили к нам на урок, чтобы на уроке все наши ученики были вовлечены в активный познавательный процесс, как повысить внутреннюю мотивацию учащихся к обучению? Пока сам ученик не поймет целей своего обучения, не захочет самостоятельно или с помощью учителя повышать в процессе обучения свой интеллектуальный уровень, он не достигнет тех высот, того уровня развития, какого требует от всех нас современное образование, современная жизнь. Со своей стороны каждый учитель в ходе своей профессиональной деятельности рано или поздно становится перед решением многообразия вопросов: как сделать обучение ярким и интересным; как научить детей учиться; как повысить мотивацию учащихся к обучению.
Эффективность современного урока основывается на мотивации учащихся и применении новых методов обучения. Поэтому деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом.
Одним из эффективных методов повышения мотивации является метод
коллаборатиного обучения. Так как именно «в коллаборативной среде обучения, учащиеся развиваются и в социальном и эмоциональном плане, так как они слушают различные точки зрения, и вынуждены выражать и защищать свои идеи».
Современный учитель всегда стремится к чему-то новому и поэтому разрабатывает свои нестандартные уроки. Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Создание любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была
достигнута.
И именно для достижения своих целей многие учителя используют на своих нестандартных уроках групповую работу и сотрудничество.
Групповая работа и сотрудничество в контексте почти всех школ очень важна и актуальна на данный момент, особенно у учащихся среднего звена. У них понижается успеваемость, мотивация и интерес к изучению того или иного предмета. Поэтому учителям, в первую очередь необходимо ввести изменения в процесс преподавания и обучения. Для них очень важно понять необходимость совершенствования учителя 21 века, необходимость пересмотрения стратегий преподавания. И принять во внимание важность формирования у учащихся навыков метапознания, коммуникативных навыков, улучшения эмоционального и психологического настроя учеников на урок.
Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности, субъект-субъектные отношения участников совместной деятельности, создание ученику ситуации успеха, активность, интерес, учебная мотивация, учитель - организатор сотрудничества.
Одно из важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.
Комплектование групп можно осуществлять:
по определенному признаку, который задает учитель или лидер группы( по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т.д.);
по выбору лидера (лидер в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться членами групп, а лидер набирает себе команду);
по выбору педагога (решая определенные педагогические задачи, учитель может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).
Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.
Групповая работа эффективна, так как она стимулирует учащихся к обдумыванию и обсуждению полученной информации, принимать групповые решения и приходить к единому мнению.
Обучение в сотрудничестве - образовательный подход в преподавании и обучении, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта.
Групповая работа, побуждает учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися
знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
От старого традиционного обучения необходимо перейти на новое, которое будет эффективно для развития детей. Учителя должны сосредоточить свое внимание на «развитии у обучающихся умения обучаться», создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, научатся самостоятельно добывать знания и оценивать их.
Процесс нововведений всегда сложен, и в то же время очень интересен. Постигая новое, мы ощущаем свое развитие: личностное и профессиональное.
Для обучения работы в коллаборативной среде, так как именно коллаборативное обучение способствует налаживанию контактов между членами группы, развивает взаимопонимание. Именно работа в коллаборативной среде помогает слабому ученику раскрепоститься, почувствовать себя «равным среди равных», проявить свой, возможно, еще спящий потенциал. Сильному же ученику работа в команде, в группе поможет оценить знания своих одноклассников, раскроет умение прислушиваться к мнению других и уважать это мнение. Причем коллаборативное обучение способствует установлению тесных связей между учителем и учеником, налаживанию активной обратной связи между всеми участниками образовательного процесса.
Таким образом, в условиях коллаборативного обучения, учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнения другие концепции, и принимать активное участие.
Данные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности.


Используемая литература:
Руководство для учителя, второй (основной) уровень, издание третье, 2014г.
Исследование в действии совершенствует практику учителя
( методические рекомендации).

15