Статья на тему Филогенетический опыт на основе художественного текста у первоклассников


МАОУ многопрофильная гимназия №13 г. ПензыЛакина С.В., Трепалюк С.Б.
Филогенетический опыт на основе художественного текста у первоклассников.
Цель работы: выявить, определить и обосновать педагогические возможности актуализации филогенетического опыта первоклассников как средство развития их познавательного интереса.
Объект исследования: развитие познавательного интереса обучающихся в учебном процессе.
Предмет исследования: структура и содержание актуализации филогенетического опыта в развитии познавательного интереса обучающихся.
Гипотеза:
Актуальность.
Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что современное общество нуждается в активных, инициативных, волевых людях.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацелены на  воспитание таких людей, которые способны самостоятельно принимать решения, обладают устойчивым интересом к новизне, проявляют социальную активность. Это человек:
«креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую проектную и информационно-познавательную деятельность.»
         Становится актуальным воспитывать поколение, обладающее такими социально-ценностными качествами, интегративное единство которых позволит проявить человеку готовность к активной социально-значимой деятельности, направленной на совершенствование себя и общества на основе самоактуализации и самосовершенствования личности.
Личностные признаки и качества:
личностная активность,
инициативность,
конструктивная агрессивность,
положительная комплиментарность,
развитая воля,
эмоциональная заразительность,  
зрелая эмоциональность,
нравственность,
склонность к умеренному риску,
высокая работоспособность.
         Воспитание таких качеств необходимо начинать в период дошкольного детства и продолжать в младшем школьном возрасте, когда происходит заложение основ характера, свойств личности.
Для осуществления процесса воспитания вышеуказанных качеств личности в период младшего школьного возраста мы предлагаем использовать сказки, обладающие большим воспитательным потенциалом. У каждого человека есть своя любимая сказка, которая много может рассказать о личности человека, его предпочтениях, ценностях. Любимые герои сказок передают человеку свои особенности, которые затем проявляются в реальной жизни.
Чем большее количество сказок знает ребенок, тем больше у него возможностей для проектирования собственного жизненного сценария.
В первом полугодии мы провели анкетирование первоклассников на тему: «Какие сказки я знаю».
Результаты исследования представлены в виде диаграммы.
Назови авторов сказок, которые тебе знакомы.

   При воспитании личности используются:
- героические сказки для воспитания патриотического и нравственного поведения и чувств;
- мифы, легенды, сказания, народные сказки  для воспитания чувства Родины, единства с народом, положительной комплиментарности;
- женские и мужские сказки для формирования адекватного гендерного поведения;
- семейные сказки  для совершенствования культуры поведения в семье;
- бытовые сказки  для  воспитания положительного отношения к труду.
Разные формы использования сказок в деятельности детей дают возможности развития:
- нравственных качеств (через анализ поступков сказочных персонажей);
-эстетических чувств (внимание к языку сказки, её образам, метафорам);
- умственных действий (анализ, сравнение, обобщение и другие логические операции при обсуждении сказки, рассказывании её, отгадывании загадок и кроссвордов по теме сказки);
- творчества (сочинение сказок или её частей, обыгрывание сказок);
- навыков общения, взаимопонимания, эмпатии, активного самовыражения (игра в сказку, театрализация сказки).
Возможным становится формирование таких качеств личности как положительная комплиментарность, зрелая эмоциональность, речевая и двигательная активность, целеустремленность.
Формирование воли также становится возможным с помощью сказки. Во-первых, в зачине любой сказки всегда имеется некая проблема, решение которой становится возможным только через волевое усилие сказочного персонажа. Например, в сказке «Сивка-Бурка» только Иван, который смог волевым усилием заставить себя не спать ночью, поймал Сивку-Бурку, после чего и начался его путь к самосовершенствованию и получению удовольствий от жизни. И, наоборот, в  сказке «Гуси-лебеди» Машенька не захотела отказаться от удовольствия погулять с подругами, не совершила волевого усилия над собой, чтобы в отсутствие родителей последить за братом, поэтому его и унесли гуси-лебеди к Бабе Яге. После этого жизнь девочки превратилась в череду многих проблем, переживаний, разочарований.
Во-вторых, сама работа над сказкой, требует от ребенка приложения собственных усилий в запоминании, рассказывании, изображении, разыгрывании, а не простого времяпрепровождения. Умение совершать усилия над собой – важное качество личности.
А.С.Белкин - автор «витагенной педагогики» дает ей определение  – это обучение и воспитание, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.
Анализ программ начального образования показал, что опыт ребенка используется недостаточно, в основном передается информация, обогащающая опыт жизни, т.е. опыт остается не прожитым, а, следовательно, не полностью закрепляется в памяти ребенка.
Филогенетический опыт – витагенная информация, которая заложена у человека в самом глубоком слое психики – «коллективном бессознательном». Она становится актуальной, если может быть «прожита» человеком.
В процессе  образования младших школьников с помощью сказки, педагог опирается на жизненный опыт детей (пусть и небольшой), витагенный опыт других,  опыт народа.
Формы проживания филогенетического опыта
- игра в сказку, которая осуществляется во всех бытовых и учебных ситуациях:
чтение;
пересказ;
рисование, лепка;
подвижные игры;
песни;
разыгрывание бытовых ситуаций;
театрализация сказки
В процессе игры появляется возможность у школьника проявить свои лидерские качества, которые являются основной чертой гармоничной личности.
Театрализация сказки осуществляется через создание мини-театра, что позволяет детям идентифицироваться с персонажами сказок, проживать и реконструировать сказочные истории. Реконструкция сказки позволяет детям избавиться от страхов, тревожности, занять активную позицию победителя злой силы, преодолевая свои слабости.
Нами разработан и применяется на практике новый подход для проработки сказок, который основан на филогенетическом опыте народа. Мы предлагаем тетрадь для первоклассников, которая предназначена для использования уроках литературного чтения, окружающего мира, математики и во внеурочной деятельности в первом классе. Цель такой работы: возможность формирования УУД в комплексе.
Выводы:
1. Филогенетический опыт – информация, которая заложена у человека в самом глубоком слое психики – «коллективном бессознательном». Она становится актуальной, если может быть «прожита» человеком.
2. Содержание  филогенетического опыта может быть востребовано через сказки.
3. Сказка может быть «прожита» только в процессе идентификации первоклассника с героем этой сказки. Идентификация происходит при проигрывании этой сказки, исполнении ребенком роли, которую он выбрал самостоятельно, частом прослушивании сказки, схожести реальных жизненных и сказочных ситуаций в жизни школьника.
Литература
1.     Белкин А.С. Витагенное образование. Голографический подход / А.С.Белкин, Н.К.Жукова; Екатеринбург. – 1999.
3. И.С. Зимина «Формирование общечеловеческих ценностей у детей с опорой на их филогенетический опыт»
2. С.А. Климова, Ю.А. Чичиланова «Интегрированный подход к формированию математических представлений и речевых умений у детей старшего дошкольного возраста» Пенза. Издательство ПГУ. 2013.
4. ФГОС, 2012.