Методические рекомендации по развитию и мониторингу коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней школе.
Руденко Елена Витальевна,
учитель английского языка
МАОУ «Лицей № 56»
г. Новоуральск
Методические рекомендации по развитию и мониторингу коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней школе.
Ключевые слова: коммуникативные УУД, английский язык, методические рекомендации, мониторинг УУД.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка, а также приводятся примеры основных типовых заданий, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами учебного предмета, и мониторинг коммуникативных УУД в средней школе.
Новый ФГОС направлен на формирование активного, мобильного успешного выпускника, способного к самостоятельному принятию решений, умеющего действовать в быстро изменяющихся ситуациях, адекватно ориентирующегося во всех сферах социальной жизни. Основная задача современного образования не просто дать выпускнику фундаментальные предметные знания, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде.
Актуальность развития коммуникативных УУД обусловлена, в первую очередь, недостаточным исследованием условий формирования УУД в средней школе. Отсюда возникает противоречие между требованиями ФГОС об уровне УУД обучающихся и отсутствием определенных методик по развитию и мониторингу данных УУД.
В этой статье представлены концептуальные основы формирования и развития коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней школе.
Коммуникация - (от лат. communicatio — сообщение, передача), общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому.В соответствии с ФГОС к коммуникативным учебным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Для развития коммуникативных учебных действий посредством работы с текстом мною были разработаны упражнения индивидуальные, парные и групповые.
Индивидуальные:
Упражнение 1. «Интеллектуальный штурм»
Упражнение применяется после прочтения текста. Учитель просит назвать ключевое слово темы текста. Учащиеся бегло называют по одному слову по теме теста. Например, тема «Schools in the UK».
Учитель: Назовите понятия, связанные со словом школа…
Дети: teacher, subject, science, Maths, scholarship и т.д.
Эффект от выполнения упражнения:
1) концентрация внимания;
2) закрепление знаний;
3) формирование умение слушать и слышать;
4) установление причинно-следственных знаний;
5) развитие речи.
Упражнение 2.
Упражнение дается в качестве домашнего задания или проводится на уроке после прочтения текста. Учащие в устной или письменной форме должны составить связный рассказ на заданную тему.
Например: текст «The capital of our country». Задание: Напиши письмо в газету о столице нашей страны
Эффект от выполнения упражнения:
1. Перевод устной речи в письменную.
2. Развитие речи
3. Закрепление знаний по теме
Упражнение 3.
Упражнение проводится в устной форме после прочтения текста. Перескажи рассказ от лица какого-либо героя.
Например, текст «The History of Scotland».
Задание: перескажи текст от лица шотландцев или перескажи текст от лица английской королевы
1. Перевод письменной речи в устную.
2. Развитие речи
3. Закрепление знаний по теме
Парные:
Упражнение 1. «Составь задание партнеру»
Упражнение можно проводить как перед прочтением текста, так после при работе в парах.
Например, «What will be this text about?» «What is the main idea of the text?»Эффект от выполнения упражнения:
1) закрепление знаний;
2) формирование умения слушать;
3) развитие речи;
4) формирование умения вести диалог.
Упражнение 2. «Отзыв на ответ товарища».
Упражнение можно проводить после обсуждения какой-либо проблемы, поднятой в тексте, как в устной, так и письменной форме. Предварительно оговариваются критерии письменной работы, по которым ее можно проверить.
Например:
- оцените, насколько полным был ответ на вопрос?
- какую оценку поставите за ответ и почему?
Эффект от проведения упражнения:
1. Построение речевого высказывания в устной или письменной форме;
2. Умение слушать и слышать
3. Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия
Упражнение 3. «Диалог»
Проверка понимания текста в парах. На вопрос учителя сначала отвечает один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 4-5 минут. Дети оценивают ответы друг друга. Учитель выборочно вновь задает те же вопросы и если оценка совпадает, то ставится обоим учащимся.
Эффективность от проведения упражнения:
1. Умение слушать и слышать.
2. Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия.
3. Развитие речи, взаимопроверка.
Групповые:
Упражнение 1.
Упражнение проводится при делении класса на малые группы 3-4 человека. Например, тема «The History of The United Kingdom»
Работают четыре группы.
Задание: текст учебника, выполните задание:
1 группа: Кельтская Британия.
2 группа: Римская Британия
3 группа: Англосаксонская Британия
4 группа: Англонормандская Британия
Объясните название Соединенного королевства в определенный период времени, с какими странами и народами связан тот или иной период отношений.
Упражнение 2.
Пример: работа по теме: «Составление профайла страны». Работа в группах. Совместно по плану составить рассказ США.
1 группа. Географическое положение, климат
2 группа. Экономика (основные отрасли и местоположение).
3 группа. Флора и фауна
Экспертная группа. Знакомство с дополнительным материалом.
Эффект от выполнения упражнения:
1. Развитие навыков коммуникации при работе в группе
2. Развитие умения работать с различными источниками знаний
3. Обмен результатами мыследеятельности Упражнение 3. «Интервью»
Упражнение проводится на этапе проверки понимания текста. Учащиеся разбиваются мини-группы и располагаются рядом друг с другом. Далее педагог предлагает одному ученику задавать вопросы для интервью: 2-3 вопроса по тексту (не более 2-3 минут). Один человек в группе выступает экспертом
Например: тема «Political system of Great Britain»
- Как часто англичане выбирают премьер-министра?
- Какие функции выполняют пэры в парламенте?
- Кто такие наследственные пэры?
Далее педагог поочередно предлагает оценить полученную информацию. Фиксация ответов в рабочей тетради. Рефлексия состоявшегося взаимодействия.
Эффект от выполнения упражнения:
1. Обмен информацией между собеседниками.
2. Проявление умения слушать и слышать.
3. Закрепление знаний по теме.
Упражнение 4. «Круглый стол»
Упражнение проводится либо в форме беседы, либо дискуссии после прочтения текста.
Например, тема: «Почему люди сжигали книги?»
Учитель как ведущий объявляет тему и цель круглого стола, представляет законы «Круглого стола», далее поочередно вопросы для обсуждения:
- По каким причинам сжигались книги в средние века?
- Какие новые идеи появились в средневековье?
- Сжигают ли книги в наше время? Приведите примеры
Ведущий (учитель) фиксирует ответы выступающих на листе результатов и делает обобщение.
Эффект от проведения упражнения:
1. Развитие умений коллективной беседы, дискуссии.
2. Развитие речи.
3. Развитие навыков общения через организацию полилога, мыследеятельности.
Упражнение 5. «Пресс-конференция»
Упражнение можно проводить на уроке изучения нового или уроке обобщения знаний. Участников лучше рассадить по кругу или по периметру класса. Ведущий (педагог или группа учащихся-специалистов) объявляет тему пресс-конференции с ним как со специалистом данной области. Участникам предлагается в течение двух минут сформулировать 1-2 вопроса. По истечении времени участники задают вопрос, при повторении пропускают ход или оперативно формулируют новый. Оцениваются вопросы, отражающие суть рассматриваемой темы.
Эффект от проведения упражнения:
1. Развитие умений формулировать вопрос.
2. Развитие навыков общения, через организацию смыслотворчества.
3. Развитие мышления, речи.
Данные упражнения помогают формировать и развивать коммуникативные универсальные действия у обучающихся на уроках английского языка в средней школе. Мониторинг уровня формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка умений осуществляется на основе диагностики с целью:
- определения уровня коммуникативных умений и навыков;
- определения динамики развития в течение определенного периода времени;
- определения изменений в уровне развития коммуникативных УУД, которые произошли под влиянием применения предложенных упражнений.
Для диагностики коммуникативных УУД используются рекомендации заведующего лабораторией экспертизы качества образовательного процесса Московского центра качества образования, кандидата психологических наук Д.А. Иванова. Таком образом можно выделить три уровня овладения коммуникативными универсальными учебными действиями.
Обучающийся умеет
На низком уровне
- слушать и воспринимать речь
- отвечать на вопросы
- не проявляет инициативу в коммуникации
На среднем уровне
- формулировать собственное мнение и позицию без аргументации
- анализировать источники знаний
- владеть диалогической формой речи
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия
На высоком уровне
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- руководить, например, распределять обязанности между членами группы;
- занимать управляющую позицию, проявляя самостоятельность и ответственность;
- подводить итог
- определять проблемы, искать пути их решения и аргументировано представлять результаты работы;
Используя данную шкалу, я фиксирую уровни формирования коммуникативных умений каждого учащегося три раза в год: в сентябре (начало учебного года), январе (после окончания первого полугодия) и в мае (в конце учебного года). (См. Приложение) Фиксируется не только уровень, но и индивидуальные особенности ученика, например: степень владения монологической речью, умение работать в группе, роль обучающегося при групповых заданиях. Помимо индивидуальной карты обучающегося ведется мониторинг развития универсальных учебных действий целого класса.
Таблица 1
Мониторинг формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в средней школе
Класс_____________
ФИО Уровень Сентябрь Январь Май
1 2 3 4 В зависимости от результатов организую индивидуальную или групповую работу с учащимися. Для объективности результатов можно предложить обучающимся самим оценить себя по карте «Какой я в общении» Е. Ефановой (См. ПРИЛОЖЕНИЕ), таким образом, учитель может получить дополнительную информацию об обучающемся и его самооценке.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения методических рекомендаций по развитию коммуникативных УУД при обучении английскому языку.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мониторинг формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в средней школе.
ФИО________________________________________
Класс_______________________________________
Обучающийся Отметка о проявлении критерия Сентябрь Январь Май
На низком уровне воспринимает монологическую речь не умеет последовательно излагать свои мысли больше слушает и отвечает, чем проявляет инициативу; На среднем уровне умеет собирать материал по проблеме, извлекает нужную информацию из текста, таблиц, презентаций, картинок высказывает свое мнение в ходе дискуссии, беседы (без аргументации); участвует в общении чаще по инициативе других умеет выходить из конфликта; участвует в принятии групповых решений; На высоком уровне ясно и последовательно выражает свои мысли анализирует источники знаний, уточняет детали обобщает и делает выводы имеет свою точку зрения и обосновывает ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов; ведет диалог по своей инициативе умеет руководить, например, распределять обязанности между членами группы; умеет различать мнения и факты в высказывании человека; Индивидуальные особенности:
Карта оценивания для обучающегося «Какой я в общении?»
(Е. Ефановой)
Высказывание Твое отношение
Не согласен Согласен Затрудняюсь ответить
Я стесняюсь отвечать перед классом. Я люблю выступать перед аудиторией. Я умею отстаивать свою точку зрения без крика и оскорблений. Мне нравится работать в группе, выполняя задание учителя. Во время беседы я предпочитаю слушать других, а не высказывать свое мнение. Мне нравятся уроки, на которых я могу высказать свое мнение к изучаемым событиям. Я знаю и соблюдаю правила ведения обсуждения Я умею собирать нужную информацию по теме и готовить сообщение. На любую проблему у меня есть свой взгляд. Я люблю решать учебные проблемы, используя различные источники информации: учебники, сайты сети Интернет, энциклопедии и др. Я умею отстаивать свое мнение Разговаривая и споря, я умею контролировать громкость голоса и жестикуляцию. Я легко формулирую и задаю вопрос, если мне что-то непонятно в объяснении учителя или высказывании одноклассника. Я анализирую ответы одноклассников и исправляю их ошибки. Исправляя ошибки одноклассников, я стараюсь делать это тактично, чтобы никого не обидеть. Я спокойно отношусь к критике в свой адрес. Мне интересно мнение других людей о качестве выполнения мною заданий, моих выступлений и др.