Конспект воспитательного мероприятия для младших школьников Учимся быть культурными
Государственное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Среднеахтубинская специальная (коррекционная)
школа интернат VIII вида».
ВНЕКЛАССНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 8 «А» КЛАССЕ
ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
«УЧИМСЯ БЫТЬ КУЛЬТУРНЫМИ»
Провела воспитатель:
Горячкина
Наталья
Анатольевна
Средняя Ахтуба 2013 уч. год
ЦЕЛЬ: формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к окружающим.
ЗАДАЧИ: расширить представление детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Карточки с проблемными вопросами.
2. Ситуации «Кто здоровается первым».
3. Лотерейные билеты с номерами от 1 до 15.
4. Слайды.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Воспитатель: Ребята вы знаете, что 1 раз в месяц мы проводим уроки Этической грамматики. Где знакомились с правилами общения и культурой поведения. Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на этих уроках. (Ответы детей).
Тема занятия: «Учимся быть культурными».
Цель: повторить и закрепить полученные знания по правилам культуры поведения.
Для этого мы с вами: побеседуем, обсудим проблемные вопросы и ситуации, поиграем.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
А сейчас я вам предлагаю представить два дерева. Одно растет в лесу, никто за ним не ухаживает, оно растет само по себе. А другое, растущее в саду с любовью ухоженное людьми. Представили. А скажите, каким словом можно назвать это дерево, которое растет в лесу у дороги (Дикое). А дерево, растущее в саду, ухоженное, обрезанное, политое как будет называться (Культурное).
Воспитатель: Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши? (Ответы детей).
Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Ответы детей: Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.
Воспитатель: Как вы считаете, людям приятно общаться с культурным человеком или нет? (Ответы детей).
Воспитатель: Груше можно сделать прививку, и она станет культурной.
А человеку можно сделать прививку? Что можно ему ещё привить?
Воспитатель: Если мы привьём человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети: Культурным.
Воспитатель: Что значит быть культурным человеком? (Ответы детей).
Воспитатель Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотёсанный»?
Дети: - Человека невоспитанного, необразованного, некультурного, который ничему не учился, которого никто не уважает.
Воспитатель: Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими, блестящими. Неотёсанный – значит необразованный. А в переносном значении неотёсанный – значит невоспитанный, невежественный человек.
Хотите ли вы быть культурными людьми? Дети: Да.
2.1. Работа в группах. Проблемные вопросы.
Воспитатель: Ребята, правила культурного поведения называются этикетом. Правил этикета очень много, давайте их вспомним: есть правила этикета за столом, в гостях, в театре, на работе, в школе, на улице. Но все эти правила сходятся к одному, главному правилу: « Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого правила, никогда не ошибёшься!
В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Внимательно послушайте и ответьте на вопросы:
Почему некультурно ходить по тротуарам толпой?
Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?
Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?
Почему некультурно мусорить на улицах?
Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках?
Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?
Вот вы сами и убедились, что уважать окружающих людей считается главным правилом в этикете.
2.2. Разбор и оценка ситуаций. «Кто здоровается первым».
Воспитатель: Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?
Послушайте рассказ «Кто здоровается первым?».
«В последнее время вокруг Димки стало творить что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на неё во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошёл мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 7-Б. он буквально сверлил её глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?
Воспитатель: Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.
А теперь продолжение этого рассказа.
«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Димка исправить положение и поздороваться со всеми ещё раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!
Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колёсиках. «Здравствуйте, баба Катя!» - закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжёлую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему предстояло поприветствовать учителя математики!
Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжёлый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!» Но учитель торопливо отвёл руку за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ёжиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошёл к 7-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить своё крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию».
Как вы думаете, ребята, о чём ему рассказала Лена?
Воспитатель: Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих.
2.3. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».
Воспитатель: А теперь, ребята у нас будет практическая работа. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведём с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на котором будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить.
1. Выйти с девочкой за дверь и войти в класс. Ваши действия?
2. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час. Ваши действия?
3. Подойти к девочке и предложи ей сесть.
4. Вы опоздали на урок. Ваши действия.
5. Сядьте на стул, затем уступите Место учителю. Ваши слова и действия.
6. Вы идёте по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
7. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия?
Воспитатель: Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется беспроигрышной? Что вы выиграли в этой лотерее?
Дети: Мы вели себя культурно. Мы запомнили, как нужно вести себя в разных ситуациях.
3. Релоксация.
А теперь давайте подведём итог.
Что полезного, нового вы узнали и взяли для себя.
- Дети: главное правило в этикете, уважать окружающих людей.
Молодцы, ребята, я довольна вашими ответами!