Методическая разработка по теме Осенняя экскурсия в природу
Осенняя экскурсия в природу по литературно-экологической тропе
«Мой край Есениным дышит»
для учащихся 3-4 классов
Цели:
- способствовать формированию у учащихся познавательного интереса;
- способствовать воспитанию экологической культуры у учащихся;
- развитие внимания и воображения;
- воспитание чувства прекрасного через поэтическое восприятие;
- формирование представлений о сезонных изменениях в природе.
1. Орг. момент. Знакомство с правилами поведения на экскурсии.
2. Проведение экскурсии. Движение по маршруту.
Точка 1 (у щита).
Ребята! Сегодня мы совершим путешествие по экологической тропе, постараемся выяснить, какие изменения произошли в природе.
В чем причина изменений? (Изменилось время года).
Какое сейчас время года? (Осень).
А какая осень? Ранняя, золотая или поздняя? (Поздняя).
Какой месяц? (Ноябрь).
В народе ноябрь называют – сентябрев внук, октябрев сын, зиме – родной брат. А еще его называют листопадником. Назовите другие признаки осени (птицы улетают на юг, день становится короче, чаще идут моросящие дожди). Сегодня во время экскурсии мы узнаем, какие изменения произошли с растениями. Начнем со школьного дендрария.
Точка 2 (Сирень обыкновенная).
Как называется это растение? (Сирень обыкновенная). Это дерево или кустарник? (Кустарник). Как изменился его внешний вид? (Совсем недавно листья были зеленые, а после заморозка стали чернеть и опадать, почки находятся в состоянии покоя). Этот кустарник неприхотлив, является украшением около домов. Вспомним строки из стихов С. Есенина о сирени:
«Ой ты, синяя сирень,
Голубой палисад»
В нашем селе около домов растут разнообразные сорта сирени, радуя нас.
Точка 3 (Рябина обыкновенная).
Каждому из вас знакомо это дерево. Как оно называется? (Рябина обыкновенная). Почему, как вы думаете, ее так называют? (Самое распространенное у нас растение).
Вспомним строки из стихотворения С. Есенина:
«Отгорела ли наша рябина,
Осыпаясь под белым окном»
Осенью украшением являются ягоды, их еще много. Они не только красивы, но и полезны. Чем? ( В них много витаминов). А на вкус, они какие? (Горькие). А сейчас, прихваченные морозцем? (Стали слаще). Случайно ли такой яркий цвет у ягод? (Нет, являются приманкой для птиц).
Точка 4 (Кормушка для птиц).
Зимующим птицам вы можете помочь, когда им будет не хватать корма. Как помочь? (сделать кормушки и кормить птиц). Каких птиц много в нашей местности зимой? (Воробьи, синицы, снегири). Ребята уже начали изготавливать кормушки и развешивать их по деревьям.
Точка 5 (Камень).
На нашем пути несколько камней. Кто, возможно, нашел под ними временное убежище в холодное время года? ( Мелкие насекомые, улитки, мелкие ящерицы).
Точка 6 (Ель европейская).
Это дерево знакомо каждому с детства. Оно называется (ель европейская). Мы видим несколько деревьев. Одно моложе, два постарше. В 30 лет ель зацветает, на ней появляются красивые шишки. Чем ель отличается от других деревьев? ( Их листья – хвоинки. Осенью они зеленые, не опадают). Знаете ли вы чем полезно это растение? (Оно очищает воздух, выделяя полезные вещества).
Точка 7 (Березовая аллея).
Мы подходим к красивой березовой аллее. Много поэтических строк посвящено русской красавице березке. Ее образ встречается в стихах С. Есенина в разное время года. Вспомните, что он писал о ней в осеннюю пору:
«Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком»
Но главное в поэзии Есенина береза является символом всей России:
«Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать»
Чем полезно это растение? (Еще в старину использовали березовые лучины, березовым дегтем смазывали скрипучие сапоги и оси разболтанных на бездорожье телег, лекарственными обладают березовые почки, русская баня издавна славилась березовыми вениками). Из желтых осенних листьев получали краску для тканей.
Кто из вас замечал: равномерно ли желтеет осенью береза? (Листочки начинают желтеть сначала наверху). А почему? (Там воздух холоднее).
В ноябре мы видим ковер из листьев вокруг себя. Зачем деревья сбрасывают листву? (Спасают себя зимой). Этим деревьям более тридцати лет. Обратите внимание на то, что встречаются усыхающие деревья. Что вы видите на их стволах? (Лишайники).
Точка 8 (Калина обыкновенная).
Перед вами еще одно знакомое растение. Какое? (Калина обыкновенная).
Свое название она получила видимо из-за цвета плодов поздней осенью, напоминающих раскаленный металл. Чем полезно это растение? (Плодами питаются птицы, из ягод делают мармелад). Много деревьев калины встречается в нашем селе? ( Да). Не случайно. Это растение борется с пылью в воздухе и газами от автомобилей.
Мы подошли к последней обзорной точке нашей экскурсии.
Точка 9 (Берег Оки).
Перед вами во всей красе открывается чудесный вид на заливные луга, старицу, а вдали темнеет Мещерский лес.
Как написал С. Есенин:
«Не видать конца и края-
Только синь сосет глаза»
Однако, оглянувшись вокруг, что же мы видим? (Мусор).
К сожалению нередко отдыхающие оставляют после себя металлические банки, пластмассовые бутылки, упаковочный материал, фантики от конфет. Жители выбрасывают здесь гнилые яблоки. Мы с вами не раз, проходя по тропе, убирали мусор. Как вы думаете, какой мусор нужно убирать в первую очередь и почему? (Пакеты, металлические банки, пластиковые бутылки. Они будут загрязнять очень долго, примерно 600 лет. Гнилые яблоки перегниют, обогатят почву питательными веществами).
Какой вывод мы должны сделать? ( Человек должен беречь окружающую природу).
Мы завершили нашу экскурсию по экологической тропе. Что вы узнали, что вам запомнилось? Какие изменения произошли с растениями осенью? ( Ответы детей). Попробуйте дома об этом нарисовать. Найдите в поэтическом сборнике Сергея Есенина стихотворения, где упоминается о тех древесных формах растений, которые мы видели во время экскурсии. До новых встреч.
15