Урок по литературному чтению Люблю природу русскую.Осень 2 класс
Тема урока: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
Тип урока: урок - обобщение.
Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд средств художественной выразительности; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщат знания об изученных в разделе произведениях и их авторах, научатся читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя, различать стихотворный и прозаический текст, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные в отношении использования средств художественной выразительности выражения в лирическом тексте
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: уметь работать в паре (распределять обязанности; выслушивать товарища, отстаивать своё мнение); проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы.
Личностные: самостоятельно оценивают свои достижения.
Образовательные ресурсы: иллюстрации на тему осени, запись музыки П. И.Чайковского «Времена года. Осенняя песнь. Октябрь», М. Леграна «Шербунские зонтики», презентация к уроку, карточки – задания, рисунок дерева, кленовые листья.
Технологии: традиционная, информационно-коммуникационная, развивающее обучение, здоровьесберегающая, игровая , сотрудничества , проблемное обучение.
Ход урока
Ι. Организационный момент. (Слайд №1)Эмоционально - психологическая готовность к занятию. Организация внимания всех учащихся.
Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. Повернулись, оглянулись И друг другу улыбнулись.Поработаем мы дружно, Много нам освоить нужно.А для этого нужна…Тишина.
II.Самоопределение к деятельности
(прогнозирование темы урока).
Загадка
Пришла без красок и без кисти,И перекрасила все листья.Зажгла огней рябиновых костер.То – щедрая красавицаИгриво улыбаетсяИ охраняет всех косым дождем. ( Осень)
-В гости к нам пожаловала Осень.( Слайд №2)
- Как вы думаете, почему она сегодня пришла к нам на урок?
-Как вы думаете,что сегодня нам предлагает осень сделать на уроке?
ΙΙ. Актуализация опорных знаний.
- В каких образах может предстать пред нами Осень?
-Рассмотрите фотографии картин художников и отгадайте, какой период осени здесь изображен?
-Подберите для каждого осеннего периода соответствующий эпитет.
- Какие из перечисленных эпитетов встречались в произведениях данного раздела?
IV. Дыхательная разминка .Зарядка для глаз.
- Представим, что мы в осеннем лесу. В воздухе пахнет грибами, сырыми листьями, костром…. Сядьте ровно, руки положите на колени:
- вдохнём запах осеннего леса (вдох носом, выдох через рот);
- в воздухе запахло грибами (вдох, задержка дыхания, выдох);
- повсюду пахнет листьями. Возьмите осенний листочек, вдохните носом, задержите дыхание, выдохните сильной струёй воздуха снизу под листочек. Посмотрите, как красиво ваши листочки играют на ветру.
V. Речевая разминка.
-Ребята! Осень с собой принесла листочки. Но для чего? (Это разные задания.)
- Правильно! Осень принесла много листочков с заданиями. Давайте подуем на листочек (когда учащиеся дуют на листочек, то на экране он растворяется) и посмотрим какое же первое задание принесла Осень.
-За каждое выполненное задание Осень дарит вам листочки .Если задание выполнено правильно нарисуйте себе красный листочек, если возникли трудности при выполнении, то желтый, если задание для вас оказалось сложным- коричневый листочек.
1 листочек «Чтение скороговорки»(Слайд№3)
Под ногами в листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурм, Шуршиха и шуршонок-
Папа, мама и ребёнок.
- Какие слова выдумал поэт? А зачем так много слов, в которых повторяется звук [ш]? (Автор хотел показать шелест листьев.)
– А сейчас мы будем читать скороговорку все вместе. (Работа над чётким проговариванием; чтение вполголоса, громкое чтение, чтение с быстрым темпом).
IV.Работа по теме урока.2 листочек. «Прочитайте слоги, составьте из них слова».(Слайд №4)
- Молодцы! Справились с первым заданием. А сейчас дуем на второй листочек (когда учащиеся дуют на листочек, то на экране он растворяется).
На экране появляются слоги, из которых надо составить слова:
Листо диУро падДож зкиЛу жиЗаморо жай- Ребята, как вы думаете, что необходимо сделать. (Правильно соединить слоги, чтобы получились слова).
- Каждая пара получает свою карточку и выполняет задание от Осени.
3 листочек «Работа с текстом»(Слайд №5)
Работа с текстом. У каждой пары на столе лежат карточки с текстом.
- А теперь дуем на третий листочек и узнаем задание.
- Необходимо выбрать из текста предложения, относящиеся к золотой и поздней осени и подчеркнуть их разными цветами. Предложения золотой осени – жёлтым цветом, поздней осени – красным.
(Выполненное задание проверяется коллективно и самостоятельно оценивается в каждой паре.Текст. На кустах и деревьях пожелтела листва. По дорожкам ветер кружит сухие листья. По небу плывут серые тучи. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Мелкий холодный дождь моросит весь день. Пролетают первые снежинки.
Проверка выполненного задания( Слайд № 6.)
VΙΙ. Физкульминутка.
(Дети выполняют движения под музыку)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
VΙΙΙ. Продолжение работы по теме урока.
4 листочек.Игра «Кто быстрее»(Слайд №7)
- Ну, ребята, чур, молчок!
Продолжаем наш урок!
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
- Поэты в своих произведениях изображали красавицу осень. Давайте вспомним произведения и авторов, с которыми мы познакомились. Именно это задание принесла нам осень на следующем листочке. Дуем на листочек и увидим задание.
1. Вянет и желтеет травка на лугах
Только зеленеет ….. на полях.
(Алексей Николаевич Плещеев)
2. С вечера всё спится, на дворе темно,Лист ... валится, ночью ветер злится, да стучит в окно. (А. Фет.) (Ласточки пропали)
3. Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто всё, ... везде. (Ф. Тютчев)
(Есть в осени первоначальной)
4. Осень. Обсыпается весь наш ... сад.Листья пожелтелые по ветру летят. (Алексей Константинович Толстой) (Осень)
5 листочек. «Выразительное чтение наизусть изученного произведения.»(Слайд №8)
- Мы изучили много разных красивых произведений об Осени, и она хочет их послушать. Давайте подуем на следующий листочек и узнаем очередное задание. ( Дети по желанию читают понравившееся стихотворение наизусть.)
6 листочек.«Выполнение теста» (Слайд №9)
- Осень очень рада вашей работе на уроке и она приготовила вам последнее задание. (Дети дуют на листочек.)
Выполнение теста.
Задание по вариантам.
1 вариант
Фамилия, имя _______________________________________
1. Что соответствует описанию осени?
□ поспела в лесу земляника
□ птицы собираются в стаи и улетают на юг
□ на снегу волчьи и лисьи следы
□ трава выросла высокая-высокая
2. Кто автор этих строк?
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
□ А. Плещеев
□ Ф. Тютчев
□ С. Есенин
□ А. Фет
3. Определи жанр текста "Грибы" (с. 77 учебника).
□ рассказ
□ стихотворение
□ научная статья
□ сказка
2 вариант
Фамилия, имя _______________________________________
1. Что соответствует описанию осени?
□ с огородов и полей убрали последние овощи
□ снег убрал деревья в тёплые шубки
□ весело распевают птицы
□ на лугу расцвели ромашки.
2. Кто автор этих строк?
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
□ А. Толстой
□ А. Плещеев
□ К. Бальмонт
□ В. Брюсов
3. Определи жанр текста М. Пришвина "Осеннее утро" (с. 78-79 учебника).
□ рассказ
□ стихотворение
□ научная статья
□ сказка
X. Итог урока. Рефлексия. (Слайд №10)
- Чему был посвящён урок?
- Что же мы узнали об осени?
- Чему вы научились?
- Молодцы! Вы справились!
- Давайте нарядим наше осеннее дерево настроения. Раскрасьте осенний листик: если вы справились с заданиями – раскрасьте красным цветом. Если не всё получилось – жёлтым. А если было трудно – коричневым.
IX. Домашнее задание.
- Составить небольшой рассказ – сочинение на тему: «Чем мне нравится осень». (Работы оформить в тетради по литературному чтению, можно сделать иллюстрацию.) Можете сами попробовать сочинить четверостишие об осени.