Урок по дополнительному образованию Дыхание весны
Дыхание весны.
Цель: совершенствование навыка слушать стихотворение; формирование положительных эмоций через чувственные образы (звуки, запахи); воспитание интереса к русской поэзии и любви к стране.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ – технология поиска информации, презентация;
- здоровье сберегающее обучение (эмоциональное восприятие природы).
Ход урока
Орг.момент.
Создание учебной мотивации
Учитель: Осенью мы создали свой литературный журнал, затем мы написали о зиме.
Учитель: Прочитайте пословицы, которые записаны наслайде. (Слайд 2)
-Весна днём красна.
-Весной дождь парит, осенью мочит.
-Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
-В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
-Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
Учитель: Какому времени года они посвящены? (весне). Какие стихотворения вы знаете о весне? (Дети читают хором стихи)
2.Актуализация опорных моментов
Учитель: - Весна – удивительное время года. И не только потому, что с приходом весны все живое бурно отмечает свое новое рождение. Вряд ли кому приходит на ум, что за один весенний сезон мы встречаем три весны! Каждая со своим характером, своими особенностями, своим названием.
Учитель. Давайте вспомним еще раз пословицу
-Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
- Начало всей весны — Весна света и воды . Как вы думаете, какому месяцу подходит это название?
Дети: (марту)
Учитель:- Действительно, в марте вроде бы ничего и не изменилось на улице: всё тот же снег, такие же деревья. Вот только солнце — нестерпимо яркое, жёлтое до белизны, до боли в глазах. В его лучах даже подтаявший снег начинает сверкать особой, хрустальной белизной ледяного наста. Начинается Весна воды. Учитель: Но вот потоки воды стремятся унести весь мусор, всю грязь, очищая землю для Весны зелени. Какой месяц так называют?
Дети: Апрель
Учитель: Появляются первоцветы, ландыш так и называется ландыш майский. Цветет сирень, черемуха, вишня, яблоня. Это месяц.
Дети: Май
Учитель: Весна как и другие времена года вдохновляет писателей, поэтов. Давайте прочитаем стихотворение.
«Весенние воды» Федор Тютчев
Еще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят—Бегут и будят сонный брег,Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:«Весна идет, весна идет!Мы молодой Весны гонцы,Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет,И тихих, теплых майских днейРумяный, светлый хороводТолпится весело за ней!..
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством нескольких поэтов и постараемся почувствовать, о каких звуках, запахах, цветах весны они говорят.
(закрыли глазки и слушаем меня (для лучшего представления дети слушают закрытыми глазами).
«Март” А. Кондратьев.
Весна не за горами,А прямо перед нами:Ты чувствуешь ее тепло?Сегодня в полдень припеклоОт солнца, от веселья,Сугробы вдруг осели!И первый радостный ручей,Зовет издалека грачей!А снеговик от смеха,Как на коньках поехал!Ну как, согласен ты со мной,Что пахнет снег сейчас весной.
Учитель: Все изменения в нежной природе происходят благодаря солнцу.
“Продолжи фразу” (сравнение)
ласковое, как...
круглое, как...
теплое, как...
золотое, как...
яркое, как...
Учитель: Солнце что делает?
Дети: (греет, светит, радует, блестит, улыбается, сияет).
3. Открытие новых знаний
Образец выразительного чтения дает учитель.
Учитель. Стихотворение Маршака.
АпрельАпрель! Апрель!На дворе звенит капель.По полям бегут ручьи,На дорогах лужи.Скоро выйдут муравьиПосле зимней стужи.Пробирается медведьСквозь густой валежник.Стали птицы песни петьИ расцвел подснежник. Самуил Маршак
Учитель. В этом стихотворении продолжение весны.
(Дети. Название. Выйдут муравьи, медведь проснулся, появились подснежники.)
Учитель: Подснежники относятся к первоцветам, Самые первые у нас цветут одуванчики, Мать и мачеха – встречается на юге округа. Из деревьев – ива, ольха, береза. Берегите первые цветы. Нельзя их брать и топтать.
Учитель. А сейчас поговорим о птицах. Выберете правильный ответ о птицах весной.
Весной птицы... вьют гнезда
выводят птенцов
улетают на юг
готовят молодняк к длинному перелету
собираются в стаи
прилетают с теплых мест
(звукозапись пение птиц)
Учитель. Когда мы говорим о весне, мы должны сказать о дожде о первом весеннем дожде. Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь?
Дети:(свежесть, аромат цветов,)
Летом и весной мы любим дождь за ту свежесть и прохладу, которую он приносит, за обновление и очищение улиц, за запах и за радугу. Как приятно летом попасть под теплый дождик. А купаться? Вы пробовали плавать в море под дождем? Непередаваемые ощущения, признаюсь вам.
Поднимите руку, кто когда-нибудь слушал дождь.
- Похож ли шум дождя на музыку?
Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах. Художники, музыканты представили нам своё видение дождя. Я предлагаю вам послушать шум дождя. Во время прослушивания закройте глазки и попробуйте мысленно короткими фразами нарисовать свой дождь.
Учитель: Какой дождь у вас получился? (два-три ответа)
Учитель: Начало весны – начало новой жизни. Сколько новых звуков, красок, запахов дарит нам весна. С приходом весны все оживает вокруг.
А сейчас вы побудите поэтами, писателями и напишите свои впечатления о весне. Музыка поможет вам лучше погрузиться в мир сказки по имени весна.