Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Моя радуга 2 класс.
Программа курса внеурочной деятельности «Моя радуга» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального образовательного стандарта начального общего образования», на основе рабочих тетрадей Л.С.Беретдинова.
Программа по курсу «Моя радуга» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника и представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания, учащихся уже в начальной школе.
Цель курса:
В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правила, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление.Задачи курса:
Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
Развивать образное мышление;
Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
Развивать творческие способности;
Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
На изучение курса «Моя радуга» во 2 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения курса «Моя радуга».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными
правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемныхвопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Оценивать предъявленное готовое решение.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Содержание курса «Моя радуга»
Курс «Моя радуга» предназначен для развития речи и творческих способностей учащихся. В программе курса прослеживаются три стержневых направления: человек и природа, человек и семья, человек и история. В связи с этим, содержание курса связано с деятельностью учащихся в школе, семье и обществе. Н протяжении всех занятий дети знакомятся с событиями, происходящими в жизни школьников Саши и Маши. Представленный курс предполагает работу в режиме интеграции по развитию речи, знакомству с окружающим миром, изобразительному искусству. Углубляются коммуникативные навыки детей (работа в группах, распределение обязанностей, презентация творческих декоративных композиций, совместные аппликации).
Внеучебно – познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, внеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки внеучебно – познавательной деятельности. Учение овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.
Однако эти возможности зачастую реализуются далеко не лучшим образом. По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитие ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.
Школьные уроки по-прежнему в своей массе нацелены на прохождение программы, а не на развитие мышления детей.
Но традиционные программы и учебники страдают рядом существенных недостатков. Если проанализировать их, то не трудно заметить, что упор в них делается на типовые задания, в которых требуется лишь применение решения определенного алгоритмического вида.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Семья – 10 часов.
Осень – 14 часов.
Зима – 14 часов.
Весна – 4 часа.
Лето – 6 часов.
Праздники – 10 часов.
Животные – 2 часа.
Сказки – 2 часа.
Дорожная безопасность – 4 часа.
Здоровье – 2 часа.
Календарно - тематический план курса «Моя радуга», 2 класс
№
п/п Тема урока Характеристика основных видов деятельности ученика Плановые сроки КорректировкаВводное занятие «Моя семья – мое богатство». Осмысление изменений в семейной жизни ученика, произошедших в связи с изменением его социального статуса, расширение представлений о семье, как базовом социальном институте.
Учить работать с загадками и пословицами, учить использовать символы. 1 неделя Вводное занятие «Моя семья – мое богатство». «У кого учиться мудрости?»
Учить составлять предложение и высказывание, контролировать свои действия. Воспитывать уважение к старшим членам семьи. 2 неделя «У кого учиться мудрости?» «По дороге в школу» Начертить план дороги в школу.
3 неделя «По дороге в школу» «Осень в огороде».
Разучить песню «Урожайная» слова и музыка А. Филиппенко с использованием опорных изображений для более скорого запоминания. Образование имен прилагательных. Составлять орнамент из растительных элементов. Цветовое решение. Основные и составные цвета. 4 неделя «Осень в огороде».
«Осень в саду». Учить образованию слов и определению формы предметов.
Воспитывать любовь к родной природе, уважение к труду и старшим членам семьи. 5 неделя «Осень в саду». «Осенний лес»
экскурсия Наблюдать осенние изменения в природе.
6 неделя «Осенний лес»
экскурсия «В лес за грибами».
Образовать слова и словосочетания, определять лексическое значение слов.
Изучить правила сбора грибов. 7 неделя «В лес за грибами». 15 «Осенние изменения в живой природе» Систематизировать свои знания об осенних изменениях в живой природе.
8 неделя 16 «Осенние изменения в живой природе» 17 «Моя радуга»
Работать над многозначностью слов, антонимами и загадками.
Формировать ценностное отношение к окружающему миру.
9 неделя 18 «Моя радуга»
19 «Наши пернатые друзья». Расширить круг знаний о птицах.
Рисование птиц. 10 неделя 20 «Наши пернатые друзья». 21 «Прощание с осенью» (праздник) Участвовать в праздничной программе. 11 неделя 22 «Прощание с осенью» (праздник)
23 «Встреча с зимой».
Работать с пословицами, многозначными словами. Зарисовки зимних деревьев. 12 неделя 24 «Встреча с зимой».
25 «В зимнем лесу».
Разучить стихотворения о зиме. Работать с пословицами о зиме. 13 неделя 26 «В зимнем лесу».
27 «Праздник новогодний». Отгадывать загадки.
Работать с многозначными словами. Разбирать слова по составу. 14 неделя 28 «Праздник новогодний». 29 «Наша елочка-красавица». Изготовить новогодние игрушки. 15 неделя 30 «Наша елочка-красавица». 31 «У нас каникулы» Составить памятку по безопасному поведению в каникулы 16 неделя 32 «У нас каникулы» 33 Экскурсия в зимний лес. Наблюдать зимние изменения в природе. 17 неделя 34 Экскурсия в зимний лес. 35 «Зимние виды спорта» Работать с пословицами. Разучить новые физкультминутки. Рисование сюжетных картин. 18 неделя 36 «Зимние виды спорта» 37 «Как быть здоровыми?»
Работать с текстом. Работа над пословицами о здоровье. Составление правил здорового образа жизни.
19 неделя 38 «Как быть здоровыми?» 39 «День рождения»
Рассказывать о семейных традициях празднования Дня рождения. Разучить новые песни про день рождения. 20 неделя 40 «День рождения»
41 «Все профессии важны». Работать с загадками. Рассказы детей о разных профессиях. Рисование сюжетных картинок. 21 неделя 42 «Все профессии важны». 43 Защитники Отечества. Работать с пословицами и загадками. Создание поздравительной открытки ко Дню Защитника Отечества. 22 неделя 44 Защитники Отечества. 45 Русские народные сказки. Сообщения детей о прочитанных сказках. Создание коллективной аппликации «Сказочный теремок».
23 неделя 46 Русские народные сказки. 47 Женский праздник.
(Утренник) Участие класса в праздничной программе. 24 неделя 48 Женский праздник.
(Утренник) 49 «Краски и звуки весны». Работать с пословицами. Разучивание стихов о весне. Рисование весенних пейзажей.
25 неделя 50 «Краски и звуки весны». 51 Экскурсия в весенний лес. Наблюдать весенние изменения в природе. 26 неделя 52 Экскурсия в весенний лес. 53 Урок Добра.
Работать с пословицами. Обыгрывание житейских ситуаций. Построение визуального образа доброго человека (использование мимики человека).
Выполнение автопортрета. 27 неделя 54 Урок Добра.
55 «Удивительный мир Космоса».
Создание групповой работы «Моя книга о космосе» (книжка-раскладушка). 28 неделя 56 «Удивительный мир Космоса». 57 День Воды. Работать с пословицами и загадками. Рисование животных подводного мира. 29 неделя 58 День Воды. 59
«Если вдруг ты вышел в путь, то внимательнее будь». Конструирование знаков дорожного движения из геометрических фигур.
30 неделя 59 «Если вдруг ты Если вдруг ты вышел в путь, то внимательнее будь» 61 «Мои четвероногие друзья» Рассказы детей о своих домашних животных. Лепка из пластилина фигурок животных. 31 неделя 62 «Мои четвероногие друзья» 63 «Краски лета».
Разучить новые песни о лете. Создание аппликаций «Краски лета».
32 неделя 64 «Краски лета».
65 «Ой, берегись!» Создание памятки по правилам безопасного поведения летом.
33 неделя 66 «Ой, берегись!» 67 Проект «Мои летние каникулы». Создание творческих проектов
34 неделя 68 Проект «Мои летние каникулы».